Особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: Статья посвящается особенностям современного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются этапы с характерными закономерностями развития детей с ОВЗ, которые обусловлены определенными трудностями в процессе воспитания и обучения. Проанализирована специфика поведения в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, обучение детей с ОВЗ, инклюзив.
Основная цель статьи — рассмотреть особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, объясним значение концепции инклюзивного образования. Термин «включающий» происходит от французского слова inclusif «добавить» или латинского includo «включить» (Виноградов, 1990). Суть или идеология инклюзивного образования заключается в том, что все дети имеют равные права во избежание какой-либо дискриминации. Основная идея заключается в создании для них особых условий, обусловленных их физиологическим состоянием.
Многими работами исследователей подтверждается, что при подготовке и воспитании детей с ОВЗ в школе необходим дифференцированный подход в зависимости от возрастных этапов, выделенных нами выше, поэтому решение этой проблемы вызывает такие существенные трудности.
По мнению Ричарда Зиглера, исследователя таких проблем инклюзии в Соединенных Штатах Америки, чтобы научить, например, глухих или малоподвижных детей, их родителям необходимо уделять колоссальное внимание именно воспитанию таких ребятишек. При этом добавляет, что в решении этой проблемы, как показывает его опыт, влияние тренировок с подрастающим поколением максимально велико
В России эту же проблему затрагивает учитель-дефектолог Максим Евгеньевич Бушмелев. Обучая детей с ограниченными возможностями здоровья, он параллельно изучал рост, интеллектуальные и умственные характеристики своих воспитанников. В результате подобного опыта им разработаны принципы инклюзивного образования, которые включают:
— единство;
— гибкость;
— легкий доступ к информации;
— адаптацию материала, достаточную для его освоения детьми и соизмеримую с их физическими и умственными способностями;
— адаптацию к пространственным условиям, принятие данного материала и его правильное использование
Н. М. Кулмурзаев и А. В. Сибиряков выделяют несколько веских причин, первая из которых заключается в том, что разрешение этой проблемы обязательно требует целенаправленного финансирования. Вторая причина скрывается в том, что медики не всегда могут корректно диагностировать причину появления недуга у такого ребенка. Третья причина — деструктивное отношение родителей друг к другу, склонность одного из членов семьи к семейному насилию, гендерному неравенству, бесконечным ссорам, обвинениям и т.д. Четвертая причина — беременная женщина, готовящаяся стать матерью, должна находиться под пристальным наблюдением врача, придерживаясь определенного графика. Пятая причина — беременной женщине необходимо соблюдать личную гигиену. Шестая причина — беременная женщина должна воздерживаться от употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения.
Проводя комплексное изучение и сравнительный анализ научной литературы, мы исследовали особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями и выделили четыре этапа в развитии подрастающего поколения, упомянутые выше.
Авторы сходятся во мнении, что первый этап — это особенности развития ребенка-инвалида, возраст которого варьируется от рождения до двух лет.
При подготовке к школе и обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут добавляться новые сложности, поскольку, например, им не нравятся предлагаемые наборы школьных принадлежностей. Ряд исследователей приходят к выводу, что ребенок с ограниченными возможностями имеет иной тип мышления: ему может нравиться карандаш, но не нравится форма или структура ручки и так далее. Как нам представляется, родители должны с пониманием относиться к такому ребенку: не обращать особого внимания на какие-то нехарактерные для него слова, не запрещать ребенку носить сумку на шее, поскольку ему это приносит удовольствие, что в то же время для нас может показаться как минимум странным. Например, у ребенка с ограниченными возможностями может появиться желание ходить с сумкой наперевес в школу, видя, как другие дети ходят в школу с сумкой в руках или рюкзаком на спине, а затем ему это быстро надоест, и он может вообще ее выкинуть. В этот период наблюдается повышенная раздражительность, продолжительный плач, а в некоторых случаях — катание по земле в новой школьной форме.
Впервые в жизни ребенка открывается новый путь, однако усидеть какое-то время за партой детям с ограниченными возможностями здоровья довольно проблематично, отсюда — у родителей снова возникают большие трудности. Кроме того, другим детям в классе не нравится поведение ребенка с ограниченными возможностями, его даже могут начать дискриминировать. Такой буллинг, по нашим наблюдениям, влияет не только на детей с ограниченными возможностями, но и на психику матери такого ребенка. В этот период она будет пытаться максимально ограничить окружение своего сына или дочери с ОВЗ. Очевидно, что в семье, воспитывающей такого ребенка, возникают дополнительные проблемы.
Рассмотрим такой случай. В специализированной школе ребенку с ограниченными возможностями нравилось писать «десять» только одной цифрой, ему не нравились другие цифры. Однако ребенок неожиданно получил развитие в другом направлении: стал слушать много музыки, начал проявлять интерес к школьным принадлежностям, их истинному назначению.
Список литературы
1. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.
2. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.
3. Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет / Ю.А. Соколова - М.: Эксмо, 2006. - 47 с.
4. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2006. - 204 с.
5. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова - М.: Академический проект, 2005. - 142 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.