ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Оценка 4.6

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Оценка 4.6
docx
29.10.2020
ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
SODERZhANIE.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

 

 

 

 

Отделение (номинация): химии и биологии
Секция: психология

 

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

 

 

Работу выполнила:
Дроботова Елена Андреевна
ученица 7-Г класса

ГОУ ЛНР

«Свердловский лицей №1»

 

Научный руководитель:
Бородина Елена Эдуардовна,

психолог

 

 

 

Свердловск, 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА………………..…5

1.1.          Влияние музыки на организм человека………………………...….5

1.2.          Лечебные свойства музыкотерапии…………………………..…...10

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА…………..…..…13

2.1. Описание методов исследования……………………………....……13

2.2. Выявление музыкальных предпочтений современных подростков………………………………………………………………………..16

2.3. Анализ результатов эксперимента……………….…………….....…18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………..…22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……24

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение – поведение.

Конечно, вряд ли характер человека подвергнется сильным изменениям, если он невзначай послушал пару песен по радио, а затем отправился выполнять свои повседневные обязанности. Здесь речь идет именно о любителях музыки, о тех, кто не может жить без этих ритмов, у кого большая часть воспринимаемых звуков – это музыка.

Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д. И это только те влияния, которые осознаются нашим разумом. При этом мы регулируем свое поведение в зависимости от качества этого влияния. Все это происходит осознанно, при участии мышления и воли. Но существуют влияния, которые проходят именно «мимо» сознания, оседая в глубинных структурах нашего мозга и составляя значимую долю всех наших смыслов и мотивов. Конечно, нельзя преувеличивать роль музыки в построении человеческого «Я» и его поведения: существует масса факторов, и внешних, и внутренних, которые оказывают влияние на наш внутренний мир. Но нельзя и отрицать факт ее участия в формировании сознания.

Данная работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее – прослушивание музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что влияние музыки, так или иначе, является фактом. Особое внимание в этой работе уделяется не только описанию негативных факторов воздействия, но и пояснению положительных свойств музыкотерапии.

Итак, целью данной работы является выявление особенностей воздействия музыки на психо-эмоциональную сферу личности подростков.

Для достижения цели, был определён ряд задач, которые и послужили алгоритмом действий при написании работы:

1.   проанализировать и систематизировать полученную информацию о влиянии музыки на человека;

2.   проанализировать и систематизировать полученную информацию о музыкальной терапии;

3.   выяснить музыкальные предпочтения современных подростков;

4.   выявить особенности влияния предпочитаемой подростками музыки на психо-эмоциональную сферу их личности.

Объектом исследования является психо-эмоциональная сфера подростков.

Предмет исследования - особенности воздействия музыки на психо-эмоциональную сферу личности.

В качестве гипотезы выступает моё предположение о том, что предпочитаемая на сегодняшний день подростками музыка оказывает отрицательное влияние на их организм, а наиболее выражено это воздействие на психо-эмоциональную сферу личности подростка.

Методы исследования, использованные для написания данной работы: анализ, обобщение и систематизация научной литературы, анкетирование, эксперимент.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

 

1.1.          Влияние музыки на организм человека

 

Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.

Из вышесказанного, можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс. Немного позднее получила широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Но вернёмся к более ранним временам. Многие древнейшие учения содержат в себе различные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека. В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на духовную сущность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело.

Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Эксперименты велись в нескольких направлениях [11]:

1.   влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

2.   влияние музыки великих гениев человечества;

3.   индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

4.   воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних мудрецов о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека.

Еще в XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.

Известный русский хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость [7].

Уже давно известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое. Использование определённых музыкальных звуков также применяется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью звуков природы: шума прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.

Недавно ученые из геттингёнского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и магнитофонные записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким. Исследования разных направлений в музыке показали, что лидером в избавлении от депрессий является музыка знаменитого Рави Шанкара [7].

Особое внимание, как уже отмечалось выше, уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Например, создатель музыкальной фармакологии американский ученый Роберт Шефлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта. Шефлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пикколо и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и не громкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. По мнению французских ученых, «Дафнис и хлоя» Равеля может быть прописан лицам, страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя «стабилизирует» поведение шизофреников [8].

Михаил Лазарев, врач-педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, утверждал, что классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармонической музыки ребенок еще в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться. Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Слушая отдельные классические произведения, беременные женщины излечиваются от сердечнососудистых заболеваний, различных нервных расстройств, то же самое происходит и с плодом. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения Моцарта. Кстати, специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Например, британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Френсис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. Возможно ли, чтобы она вызывала не только эмоциональные переживания, но и способствовала большей эффективности умственного труда? Проведенные эксперименты подтверждают, что это действительно так. После прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов-участников эксперимента на несколько баллов. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента - как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В свое время Гете отмечал, что ему всегда работается лучше после прослушивания скрипичного концерта Бетховена. Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость. В нашем сложном земном мире любое явление можно направить и в положительную, и в отрицательную стороны. Музыка - не исключение. Действительно, множество музыкальных направлений действуют разрушительно на живые организмы. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, а растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями [6].

Говоря о влиянии музыки на поведение и характер человека, необходимо отделить собственно музыку и тексты, которые она сопровождает. Дело в том, что тексты песен воздействуют напрямую (в них могут содержаться прямые призывы или контекстный смысл), их значение воспринимается полностью в соответствии с их содержанием. Как же тогда музыка влияет на сознание? Ведь она не может нести прямо то или иное смысловое значение. Проще говоря, у музыки нет чистого смысла. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, наше подсознание строит целую систему абстрактных связей, которые и являются скрытым «смыслом» музыки.

Еще один интересный факт, отмеченный психологами, - это «совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме. Если эти ритмы идентичны, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенны и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т.к. последний подстраивается под первый. Музыка – явление в этом плане объективное, независимое, и она не может изменяться под воздействием наших желаний и настроений. Поэтому нам остается подстраиваться под музыку, соответствовать ее энергии, ритму и содержанию [6].

 

1.2.          Лечебные свойства музыкотерапии

 

Как уже отмечалось ранее, лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки. Так начала появляться музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Музыкотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом [3].

В 1961 году в Англии разработали первую программу по музыкотерапии, а через 15 лет там создали Центр музыкотерапии. В 90-х годах научным обоснованием метода музыкотерапии занялись ученые Института педиатрии Российской Академии Медицинских Наук. С 8 апреля 2003 года музыкотерапия стала официальным методом здравоохранения в России. Более  15 лет в Москве, при врачебно-физкультурном диспансере №4 с помощью музыки врачи-педиатры занимаются профилактикой и лечением детской астмы. В Голландии используют музыку в клиниках сердечнососудистых заболеваний: в голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. А в Австралии – для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике. В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна. В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы. Подобные музыкальные сборники издаются также в Японии и Индии [5].

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:

1.) Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

2.) Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

3.) Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4.) Повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок [6].

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах [5]:

1.) Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),

2.) Реактивной (направленной па достижение катарсиса)

3.) Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического

напряжения).

Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участникам группы предлагают прослушать специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсудить их собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии они прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут) [2].

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии [1].

Можно использовать активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов [6, 10].

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.

Практика показала, что регулярные курсы музыкотерапии позитивно воздействуют на стабилизацию человеческой психики.


 

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

 

2.1. Описание методов исследования

 

Я предположила, что предпочитаемая на сегодняшний день подростками музыка оказывает отрицательное влияние на их организм, а наиболее выражено это воздействие на психо-эмоциональную сферу личности подростка.

Для того чтобы проверить истинность данного умозаключения был проведен эксперимент, который заключался в следующем. С помощью анкеты (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) были опрошены ученики 7-11 классов ГОУ «Свердловский лицей №1». Результаты анкетирования помогли узнать музыкальные предпочтения современных подростков, количество времени, которое они посвящают прослушиванию музыки, и желают ли они принять участие в эксперименте. По результатам анкеты была сформированы 2 группы подростков (далее – респонденты) для дальнейшего участия в эксперименте: первая группа – те, кто уделяет прослушиванию творчества современных исполнителей более четырех часов в сутки, вторая группа – те, кто целенаправленно современных исполнителей не слушает.

Для диагностики состояния психо-эмоциональной сферы респондентов были использованы следующие методики:

1)  Методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности». Методика оценивает такие психические состояния, как «психическая активация», «интерес», «эмоциональный тонус», «напряжение» и «комфортность». Методика разработана на факультете психологии ЛГУ в 1990 г. Н. А. Курганским и Т. А. Немчиным. Она построена на основе результатов факторного анализа динамики оценивания испытуемыми своего состояния с использованием модифицированного стимульного материала к методике САН. Отличие от методики САН состоит в том, что здесь с помощью математических процедур выделены шкалы вышеуказанных состояния независимо от кажущейся семантической специфичности отдельных слов и словосочетаний. Методика состоит из 20 пар противоположных по смыслу определений, характеризующих психическую активацию, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность. Испытуемый в процессе исследования самостоятельно оценивает свое состояние, определяя степень выраженности отдельных его признаков по семибалльной шкале. Обработка результатов проводится с помощью шаблонов-ключей для оценки конкретных психических состояний: психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения, комфортности. Степени выраженности каждого психического состояния обозначаются как «высокая», «средняя» и «низкая». Любой испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла. При этом высокая степень психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя – от 9 до 15 баллов и низкая – от 16 до 21 балла. Степень выраженности напряжения, напротив, является высокой при количестве набранных баллов от 16 до 21, средней – при 9-15 баллах и низкой – при 3-8 баллах. В целом при подсчете баллов необходимо помнить, что чем хуже психическое состояние испытуемого, тем большее количество баллов по каждой из характеристик он набирает.

2)                Восьмицветовой тест Люшера (Метод цветовых выборов). Цветовой тест Люшера – это один из наиболее популярных психологических тестов, используемых для диагностики внутреннего состояния человека. Несмотря на чрезвычайную легкость и быстроту прохождения, он является «глубинным» инструментом, созданным для психиатров, психологов и врачей. Тест Люшера с высокой степенью достоверности продиагностирует психофизиологическое состояние, стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, поможет определить наличие и причины психологического стресса.

Первая редакция теста, принесшая швейцарскому психологу Максу Люшеру мировую известность, опубликована в 1948 году, а полноценное руководство выпущено в 1970-м. Каждый цвет тщательно подбирался по своему психологическому и физиологическому значению, для этого в течение пяти лет проводились предварительные опыты с 4500 оттенками. Люшер специально подчеркивает, что адекватная диагностика по его методу возможна лишь при использовании определенного, тщательно выверенного набора цветов. Их значение является универсальным, и остается неизменным для разных стран и народов, не зависит от возраста, пола, уровня образования и т. п.

В оригинале тест представлен в двух вариантах: полном («клинический цветовой тест Люшера»), с помощью семи цветовых таблиц, и кратком восьмицветовом («быстрый или сокращенный тест Люшера»). Первый из них достаточно громоздок и применяется в основном в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта. Здесь вы можете пройти обе версии теста.

Известный российский психолог Л. Н. Собчик предложила адаптированный вариант восьмицветового теста Люшера под названием «Метод цветовых выборов». Функциональные пары в нём выделяются традиционным образом, но «терминология и суть интерпретирующих сентенций в модифицированном тесте значительно переработаны в соответствии с выявленными недостатками оригинальной версии методики и с учетом современного психологического тезауруса».

Во время проведения эксперимента были диагностированы не только психологические показатели, но и фиксировался уровень активности состояния вегетативной нервной системы респондентов после прослушивания современных исполнителей и второй раз после музыкотерапии.

Подробнее остановимся на показателе активности состояния вегетативной нервной системы. Зачастую в медицине и психологии для оценки уровня активности состояния вегетативной нервной системы используют индекс Кердо, который вычисляется по формуле, где ВИК – вегетативный индекс Кердо; АДД – артериальное диастолическое давление; ЧСС – частота сердечных сокращений. Состояние стресса, как правило, приводит к увеличению ВИК. При этом следует отметить, что существуют различные количественные показатели «нормы» по этому показателю для лиц женского и мужского пола. Усредненный показатель ВИК в норме у мужчин располагается в области отрицательных величин и составляет от -2,3 до +1,8 балла, а у женщин от +1,3 до +7,5 балла. В условиях эмоционального стресса у мужчин этот показатель в среднем составляет 10,0 баллов, а у женщин 21,4 балла.

 

2.2. Выявление музыкальных предпочтений современных подростков

 

Как уже упоминалось ранее с помощью анкеты были опрошены ученики 7-11 классов ГОУ «Свердловский лицей №1». Результаты анкетирования помогли узнать музыкальные предпочтения современных подростков, количество времени, которое они посвящают прослушиванию музыки, и желают ли они принять участие в эксперименте.

В анкетировании приняли участие 277 учащихся. Из них 217 – учащиеся 7-9 классов в возрасте от 12 до 15 лет; 60 – учащиеся 10-11 классов в возрасте 15-17 лет.

Итак, результаты анкетирования показали, что наиболее популярными исполнителями среди подростков являются:

1) FACE (Иван Дрёмин) - российский рэп-исполнитель, певец и автор песен.

2) Элджей (Алексей Узенюк) - российский хип-хоп-исполнитель.

3) Пошлая Молли - украинская поп-панк-группа, основанная музыкантом из города Змиева Харьковской области, Кириллом Тимошенко, более известным под псевдонимом Кирилл Бледный. Группа является одним из самых ярких представителей синти-панка на Украине, совмещая поп-панк с электронной музыкой. Лидер группы говорит о «Пошлой Молли» как о собирательном образе испорченной школьницы.

4) LIZER & FLESH (ранее ЗАКАТ 99.1) - русскоязычные рэп-исполнители.

5) KIZARU (Олег Нечипоренко) - хип-хоп исполнитель родом из Санкт-Петербурга. В данный момент проживает в Испании. Занимался продажей наркотиков, из-за чего был арестован, но бежал из России. Находился в розыске Интерпола несколько лет. Задержан в начале 2016, отбывал наказание в испанской тюрьме около трёх с половиной месяцев. Является основателем творческого объединения Haunted Family. 

6) Хмурый - московский инди-поп, новый русский рок. Хмурый, угрюмый — как говорят сами участники группы, — типичный характер русскоговорящего человека, которого и воспевает коллектив.

7) Artik & Asti - украинская поп-группа, основанная в 2012 году продюсером и исполнителем Артёмом Умрихиным (псевдоним Artik). В состав группы входят два артиста: Artik (Артём) и Asti (Анна).

8) Тима Белорусских (Тимофей Морозов) — белорусский певецрэпер.

9) Zivert (Юлия Зиверт) — поп-певица. Прославилась в 2017 году с песнями «Чак» и «Анестезия».

10) Grivina (Гривина Дарья) — российская певица, работающая в жанрах дип-хаус и абстрактный хип-хоп. Самая известная её песня — «Я хочу», в феврале 2018 года достигшая 1-го места в российском сегменте iTunes. К настоящему времени выпустила два альбома на лейбле Warner Music Russia.

 

 


 

2.3. Анализ результатов эксперимента

 

Итак, из всего количества учащихся, участвующих в анкетировании, на участие в эксперименте согласились 43 человека. Из них 18 – те, кто слушает музыку современных исполнителей более четырёх часов в день, и 25 – те, кто делает это гораздо реже, от случая к случаю.

Первым этапом эксперимента была диагностика психо-эмоциональной сферы респондентов каждой группы. Как уже говорилось ранее, диагностика осуществлялась посредством методики «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» и «Восьмицветовой тест Люшера».

Методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» позволяет нам оценить такие психические состояния, как «психическая активация», «интерес», «эмоциональный тонус», «напряжение» и «комфортность» по степени выраженности от «низкой» до «высокой». Любой испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла. При этом высокая степень располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя – от 9 до 15 баллов и низкая – от 16 до 21 балла. Подсчитав среднее арифметическое значение показателей по каждой шкале для двух групп, мы получили такие результаты.

Данная гистограмма позволяет наглядно увидеть разницу в показателях. Так, результаты по шкале «напряжения» находятся в пределах оптимальных значений для группы респондентов, которые слушают современную музыку редко, и являются завышенными у группы, которая слушает современную музыку часто.

Также видны различия по шкале «эмоциональный тонус»: средний показатель для группы, увлеченной прослушиванием современной музыки, значительно выше, чем у тех, кто современную музыку слушает редко; у последних же данный показатель находится в области оптимальных значений.

Вторым этапом эксперимента была диагностика общего эмоционального состояния респондентов посредством теста Люшера. Данный тест помог нам вывести три показателя:

1.       Суммарное отклонение (СО) от аутогенной нормы (АТ). АТ норма цветовых предпочтений служит эталоном для интегральной оценки психофизического состояния. Выбор по АТ предполагает отсутствие у испытуемого внутри личностных конфликтов, непродуктивной напряженности, а также лабильности эмоций и является условным эталоном психического благополучия. Показатель СО фиксирует интегральную степень благоприятности или не благоприятности цветовых предпочтений испытуемого и отражает присущий ему уровень непродуктивной нервно-психической напряженности. Выбор цветов в порядке аутогенной нормы обнаруживается при отсутствии нервно-психической неустойчивости, напряженности.

2.       Вегетативный коэффициент (ВК), предложенный венгерским психологом К. Шипошем, отражает физиологическое доминирование симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Значения ВК 1,0—1,5 балла являются наиболее благоприятными для максимальной реализации всех возможностей человека в напряженных ситуациях. Этому соответствует оптимальная степень симпатического доминирования и связанная с ним энергетическая мобилизация организма.

3.       Общее эмоциональное состояние.

Из результатов статистического анализа следует, что группа респондентов, регулярно слушающая современную музыку, в сравнении с нормативной группой, характеризуется достоверно более высоким уровнем психического утомления, тревоги и суммарного отклонения, а вегетативный коэффициент и работоспособность у них достоверно ниже.

Существенное увеличение СО у группы респондентов, регулярно слушающих современную музыку, свидетельствует об их сниженной стрессоустойчивости.

Также представляет определенный интерес существенное снижение  показателя вегетативного коэффициента. Значение его менее 1 ед. указывает на трофотропное (парасимпатическое) доминирование вегетативной нервной системы, характеризующее установку на минимизацию усилий, самосохранение и восстановление сил. Значение ВК больше 1 ед. указывает на эрготропное (симпатическое) доминирование вегетативной нервной системы, что характеризует установку на энергозатраты, расходование сил, действие, мобилизацию ресурсов. Снижение вегетативного коэффициента у группы респондентов, регулярно слушающих современную музыку, можно трактовать как переход к более трофотропному доминированию вегетативной нервной системы с фиксацией установки на минимизацию усилий к восстановлению и сохранению энергетического потенциала.

 И наконец, благоприятное эмоциональное состояние посредством теста Люшера было зафиксировано у 80% респондентов группы, которая современную музыку слушает от случая к случаю, а у группы респондентов, регулярно слушающих современную музыку, благоприятное эмоциональное состояние было зафиксировано в 72% случаев.

Третий этап эксперимента позволил изучить кратковременное влияние музыки на организм человека. В качестве респондентов на данном этапе выступили всё те же 43 учащихся. Данный этап эксперимента заключался в фиксации и последующем сравнении уровня активности состояния вегетативной нервной системы респондентов после прослушивания современных исполнителей и после музыкотерапии. Как уже было указано ранее, для удобства и достоверности мы использовали показатель ВИК – вегетативный индекс Кердо, который позволяет не только отследить физиологические изменения, но и измерить уровень стресса организма.

Частота сердечных сокращений после прослушивания современной музыки увеличилась у 96% респондентов, хоть незначительно, но изменилось давление у 65% респондентов. Таким образом, до прослушивания современной музыки показатель ВИК в пределах нормы был зафиксирован у 100% респондентов, а после – у 79%. Такие результаты позволяют нам говорить о том, что гипотеза исследования подтверждается, и современная музыка действительно несет стресс генное воздействие на психику и организм человека в целом.

С целью стабилизировать состояние респондентов, им было предложено прослушать несколько классических композиций. После чего снова была проведена фиксация показателя ВИК. Результаты превзошли ожидания: все показатели нормализовались и их значения стали качественно лучше, нежели при первом измерении.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.

С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Сейчас широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан на жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Итак, в ходе данной исследовательской работы мы выяснили, что наиболее популярными исполнителями среди подростков являются: FACE (Иван Дрёмин), Элджей (Алексей Узенюк), Пошлая Молли, KIZARU (Олег Нечипоренко), Хмурый, Grivina.

Из результатов статистического анализа следует, что группа респондентов, регулярно слушающая современную музыку, в сравнении с нормативной группой, характеризуется достоверно более высоким уровнем психического утомления, тревоги и суммарного отклонения от аутогенной нормы, а вегетативный коэффициент и работоспособность у них достоверно ниже. Существенное увеличение суммарного отклонения от аутогенной нормы у группы респондентов, регулярно слушающих современную музыку, свидетельствует об их сниженной стрессоустойчивости. Также представляет определенный интерес существенное снижение  показателя вегетативного коэффициента. Анализ научной литературы и результаты эксперимента позволяют нам говорить о том, что гипотеза исследования подтверждается, и что длительное, частое прослушивание такой современной музыки, действительно несет отрицательное воздействие на психику и организм человека в целом.

Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе и влиянии музыки на человека.

Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека.

По результатам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:

  1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека.

 2.  Классическая  музыка несёт положительный характер воздействия на человека, в отличие от некоторой современной музыки.

Считаю, что гипотеза полностью подтверждена. А это значит, что цель нашей работы достигнута.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Ананьев Б.Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение. – Вопросы науки о поведении ребёнка и взрослого, Владикавказ. -2008. – 285с.

2.     Барвинская Е. М. Проект-исследование о влиянии музыки на состояние здоровья человека / Е. М. Барвинская // Музыка в школе. - 2010. - N 1. - С. 34-38.

3.     Бочкарев Л.Л. «Проблема адекватности восприятия музыки». // Музыкальная психология и психотерапия 2007. - №3

4.     Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности - М., 2007.

5.     Выготский Л.С. Психология искусства. М., «Искусство». – 2001. – 304с.

6.     Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.

7.     Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 2000.

8.     Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2008.- 782с. 

9.     Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. – 1999. – 356с.

10.                        Марахасин В.С. Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии// Творческий процесс и художественное восприятие. М., «Наука». - 1997. - 237с.

11.                        Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007. - №2.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Психологический анализ популярной современной музыки

 

Сейчас мы на примере одного популярного клипа разберем, как на нас с вами действует эта пропаганда. Посмотрите отрывок клипа Басты и Скриптонита «Лёд».

О чем же нам повествует песня и клип? Какие программы внедряются в сознание неразборчивого слушателя? Разберем подробно основные тезисы (на столах распечатки с текстом песни).

Начнем по порядку с самого названия “Лёд” что это? Лёд - это одно из сленговых названий наркотика вызывающего сильные побочные эффекты и сильное привыкание конечно это запрещенное вещество, причем с дурной славой. Волна его популярности похожа на героиновую моду 90-х. Если бы тогда с экранов пели про героин - это было бы примерно то же самое! 

Далее по пунктам:

1. В самом начале клипа используется отрывок из сериала который так же посвящен этому наркотику, с самых первых секунд зрителю завуалированно вбрасывается мысль о том что речь идет о чем-то ценном и востребованном, повсеместном (выходит, о массовом наркопотреблении в порядке нормы) и тут же невзначай вбрасывается еще одно немаловажное утверждение о том что “бесплатно и уксус сладкий”

2. Далее в первом же кадре самого клипа мы видим дым и декоративный лёд а уже потом исполнителя все так же вперемешку с образами дыма и льда а голос при этом напевает неразборчиво “да да да” а затем подкрепляется уверенным “ДА”

3. Первые слова несут основную программу: с неё песня и начинается, и заканчивается, и она же является припевом, повторяясь не менее 12 РАЗ за 6 минут, то есть 2 РАЗА В МИНУТУ!

Сама программа в данном случае состоит из 3-х частей, причем начинается с применения одного из приемов НЛП известного каждой цыганки на базаре -произнесение парадоксального противоречащего утверждения, на мгновение вводящего мыслительные процессы в логический сбой, сбивая с толка слушателя и располагая его к быстрому вбросу самой программы!

Сама смысловая программа в данном случае состоит из 3-х частей:

1) “Долби мой лёд” – В данном контексте прямой призыв к употреблению тяжелых синтетических наркотиков!

2) “Сколько не завязывай не завязать” – Установка на привыкание и необратимую зависимость с которой невозможно справиться еще один смысл для тех, кто уже подсел (подсел сиди не слезай, завязать не получиться)

3) “Юзай” “И узнай” Короткая и не броская фраза Басты которую можно услышать как английское “Юзай” то есть используй и русское “И узнай” – призыв для тех кто еще не пробовал наркотики сделать это, играя при этом на чувстве естественного человеческого любопытства (особенно свойственного детям) 

Что немало важно весь этот блок информации из 3-х частей☝ слушатели, в том числе дети получают ЗА 11 СЕКУНД САМЫХ ПЕРВЫХ СЛОВ исполнителя!

За 11 секунд проанализировать столько информации в сочетании с музыкой и картинкой без сознательного на то намерения невозможно!

4. Далее идет воспевание употребления наркотика связывание его с творческим процессом и утверждение о его феноменальной ценности и в том числе призыв отыскать эту ценность.

5. Следующий посыл содержит еще и призыв распространять наркотики 
косвенно сообщая о том что это актуальная новинка на рынке!

6. Отдельно можно выделить неприкрытую демонстративную фразу: 
“Раздули 15 дорог на пару с близким” что в переводе на простой язык употребили 15 доз тяжелого синтетического наркотика на двоих!

7. После еще одного двойного припева воспевание продолжается уже следующим небезызвестным исполнителем приводящим примеры употребления и все так же связывая их с образами успешного положения в обществе снова открытый призыв и демонстрация еще одного способа употребления того же наркотика и снова вбрасывается связь с творческим процессом и его успешности якобы обусловленной наркотиками мелькнула даже не прикрытая фраза:”Крэк помог на старте”

8. Возможно, стоит отдельно отметить использование религиозных образов

1)”В аду жара и рай ледяной по идеи” – косвенное сопоставление ощущений от употребления наркотика с райским блаженством.

2) “Подобно святому кресту с близким пересекаемся на теме” 
Еще одна неоднозначная фраза, использующая религиозные образы: 
в таком контексте понятно на какой они теме с близкими пересекаются.

9. Снова двойной припев но теперь видео ряд еще демонстрирует множество пакетов с искусственным снегом под которыми очевидно подразумевается все тот же наркотик! Вряд ли в этом клипе и в песне есть случайные совпадения!

10. Завершает эстафету воспевание еще один известный с тех пор исполнитель с прямыми призывами к распространению наркотика и не двусмысленной фразой “раздай его всем как wi-fi”

Собственно более никакой поэтической и смысловой ценности куплет не имеет все так же идет воспевание, пропаганда, призывы, вбрасывается связь употребления наркотиков и коммерческого успеха, творческого успеха популярности богатства, процветания, успеха в отношениях с противоположным полом естественно не в здоровом адекватном а в каком то вульгарном извращенном ключе!

11. В конце естественно снова подкрепляется программа о сильной зависимости от которой якобы лучше не освобождаться любыми способами, а так же внедряется заблуждение о том что естественную интоксикацию лучше всего останавливать очередной дозой наркотика обрекая потребителя на хроническую зависимость, так же еще несколько раз в разных формах повторяется призыв к употреблению и распространению наркотиков. В конце песни еще несколько раз звучит припев с основной программой!

Вы все еще сомневаетесь что СМИ и Масс медиа ведут целенаправленную информационную политику, повсеместно внедряя в общественное сознание ложные ценности и программы на употребление наркотиков, а так же деструктивные модели поведения, половые извращения, содомию, безответственность, негативное восприятие мира, инфантильность и многое другое. 

На такого рода примерах можно наглядно и подробно рассмотреть как происходит промывка мозгов доверчивому потребителю и внедрение в сознание нужных рынку программ посредством музыки! Понимая, как это работает можно защититься от манипуляции и освободиться от уже сформированных такой пропагандой ложных убеждений! Предупрежден - значит вооружен!


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Актуальность . Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет…

ВВЕДЕНИЕ Актуальность . Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет…

Данная работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее – прослушивание музыки

Данная работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее – прослушивание музыки

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью

За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью

Уже давно известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под…

Уже давно известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под…

Михаил Лазарев, врач-педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, утверждал, что классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода

Михаил Лазарев, врач-педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, утверждал, что классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода

Действительно, множество музыкальных направлений действуют разрушительно на живые организмы

Действительно, множество музыкальных направлений действуют разрушительно на живые организмы

Лечебные свойства музыкотерапии

Лечебные свойства музыкотерапии

В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень»

В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень»

Реактивной (направленной па достижение катарсиса) 3

Реактивной (направленной па достижение катарсиса) 3

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

САН. Отличие от методики САН состоит в том, что здесь с помощью математических процедур выделены шкалы вышеуказанных состояния независимо от кажущейся семантической специфичности отдельных слов…

САН. Отличие от методики САН состоит в том, что здесь с помощью математических процедур выделены шкалы вышеуказанных состояния независимо от кажущейся семантической специфичности отдельных слов…

Первая редакция теста, принесшая швейцарскому психологу

Первая редакция теста, принесшая швейцарскому психологу

Подробнее остановимся на показателе активности состояния вегетативной нервной системы

Подробнее остановимся на показателе активности состояния вегетативной нервной системы

Пошлая Молли - украинская поп-панк -группа, основанная музыкантом из города

Пошлая Молли - украинская поп-панк -группа, основанная музыкантом из города

Анализ результатов эксперимента

Анализ результатов эксперимента

Данная гистограмма позволяет наглядно увидеть разницу в показателях

Данная гистограмма позволяет наглядно увидеть разницу в показателях

Общее эмоциональное состояние.

Общее эмоциональное состояние.

Как уже было указано ранее, для удобства и достоверности мы использовали показатель

Как уже было указано ранее, для удобства и достоверности мы использовали показатель

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека

Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе и…

Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе и…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

ПРИЛОЖЕНИЯ Психологический анализ популярной современной музыки

ПРИЛОЖЕНИЯ Психологический анализ популярной современной музыки

Сколько не завязывай не завязать” –

Сколько не завязывай не завязать” –

Завершает эстафету воспевание еще один известный с тех пор исполнитель с прямыми призывами к распространению наркотика и не двусмысленной фразой “раздай его всем как wi-fi”

Завершает эстафету воспевание еще один известный с тех пор исполнитель с прямыми призывами к распространению наркотика и не двусмысленной фразой “раздай его всем как wi-fi”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020