«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.
Особенности детей с нарушением зрения.docx
Особенности детей с нарушением зрения.
Авторсоставитель: Видишева Г.С.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» гласит народная
мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии
человека. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего
мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы,
отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно
оберегать и сохранять зрение.
Потеря зрения, особенно в детском возрасте это трагедия. Поскольку
организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в
детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.
На сегодняшний день существует немаловажная проблема, касающаяся
нарушение зрения детей. Слабовидящий или слепой школьник, как и всякий
ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими
возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей
и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько
активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень
разнообразную группу, как по характеристике состояния их зрения, так и по
происхождению заболеваний и условиям социального развития.
Дети с нарушением зрения кардинально отличается от их здоровых
сверстников. Для таких деток основные действия весьма сложны, что
существенно снижает двигательную активность, а это соответственно
сдерживает развитие естественных способностей ребенка. Так как при
врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса
зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение
пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о
предметах реального мира скудны и схематичны.
Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность,
вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные
отставания являются характерными особенностями психомоторики этих
детей. Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не
полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.
Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с
появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и
сказывается на формировании личностной и эмоциональноволевой сферы
ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего
количества получаемой извне информации, в изменении ее качества. Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений,
восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает
возможности формирования образов воображения, памяти, а также
психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри
этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений
анализаторов, возникают специфические особенности в формировании
образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в
мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и
т.д. Речь часто формируется с задержкой. Вместе с тем, сформировавшаяся
речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих. Отмечается
склонность этих детей к рассуждению, но слова часто не выражают
конкретного их значения или используются неадекватно. Отвлеченные
понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них
характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти.
Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.
Значительные изменения происходят в физическом развитии —
нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической
походка и другие двигательные акты. Не имея навыков ориентирования в
пространстве, нарушается нормальная полноценная связь между слепыми и
средой. Последнее, может выразиться в своеобразии проявления
эмоциональных адаптационноповеденческих реакций,
отношений,
Неудовлетворенная
познавательной и двигательной деятельности.
потребность в познании отрицательно влияет на и физическое состояние
таких детей.
Они часто теряют интерес к происходящему,
самосовершенствованию, становятся безучастными к событиям, проявляют
двигательную пассивность. Пространственная ориентировка слепых
проблема и психологическая.
В психологическом развитии характеристика детей с нарушением зрения и
степень отставания зависит от этиологии, времени и тяжести возникновения
дефекта зрения и, конечно же, от своевременно проведенной коррекционно
реабилитационной работы. Такие детки в психологическом развитии имеют
целый ряд «особенностей»:
слабость абстрактнологического мышления;
ограниченность восприятия знаний;
малый объем чувственного опыта;
общая медлительность ребенка;
слабое развитие моторной активности, двигательных навыков,
пространственной ориентировки.
Восприятие детей с нарушением зрения и их характеристики отличаются от
нормы, так как они не могут в полной мере воспринимать окружающий мир, как здоровые детки, что приводит к множеству проблем. Такие дети часто
пытаются скрыть от окружающих свой дефект, чувствуют себя скованно,
неестественно и дискомфортно, стеснительно, очень ранимы и чувствительны,
особенно к критике в свой адрес.
Адаптация детей с нарушениями зрения в учебных учреждениях, мягко
говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому с самых ранних лет
необходимо сделать все возможное в плане лечения глазных заболеваний.
Родители должны понимать, что развитие личности и характеристика
детей с нарушением зрения в целом напрямую зависит от того, как будете
к этому относиться в первую очередь именно вы – родители.
Причины нарушения зрения детей бывают двух видов врожденные и
приобретенные.
Врожденные: вызванные различными вирусными и инфекционными
заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.); нарушениями обмена веществ
матери во время беременности; наследственная передача некоторых дефектов
зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.); иногда обусловленные
врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения
проявляются не сразу).
Приобретенные: внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния,
травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка; в связи с
повышением внутриглазного давления; на фоне общего соматического
ослабления здоровья ребенка; недоношенные детей с ретинопатией (снижение
чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные,
так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих
снижение зрения, может быть несколько.
Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в
специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями
зрения. Обучение действиям, способам их выполнения достигается только в
условиях общения, при котором движения слепого ребенка корригируются
словом. У слепых осязательное восприятие материала, закрепление образов в
памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для
практических решений, но и более ранней специальной подготовки обучения
детей навыкам учебной работы.
Если у ребенка возникли проблемы со зрением, нужно обязательно
развивать его воображение, а также необходимо обратить особое внимание на
мышление таких деток. Каждый родитель должен понимать, что
характеристика детей с нарушением зрения в дальнейшем может стать
настоящей жизненной проблемой.
Нарушение органов зрения лишает ребенка основных источников
информации, что нередко обуславливает его отставание не только в
физическом, но и в психологическом плане. У ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая
система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально
развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся
на различных уровнях развития изза влияния на них первичного дефекта, а
также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей
развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с
нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно.
Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и
их своеобразия.
При этом необходимо соблюдение специальных
педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение
учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности,
применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация
специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.
В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь
играют особую роль. Степень сформированности этих сторон психической
деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития.
Для развития зрительного восприятия у детей, имеющих остаточное
зрение, используются красочные картины и иллюстрации, диапозитивы,
кинофильмы, в том числе воспроизводимые специальными замкнутыми
телевизионными системами.
Введение аудиовизуальных средств
совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения
необходимой информации.
Ослепшие дети дети, потерявшие зрение в результате перенесенного
заболевания или травмы; зрение у них может быть потеряно полностью либо
сохраниться в виде светоощущения или остаточного зрения. В памяти таких
детей уже с возраста 34 лет сохраняются (иногда на протяжении всей жизни)
зрительные образы окружающего мира, и в связи с этим объем представлений
у них значительно шире и богаче, чем у слепых от рождения.
Зрительная память помогает воссоздавать образ предмета или явления
по словесному описанию, для чего педагог использует яркие, образные
выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует более
эффективному усвоению детьми знаний и умений. Остаточное зрение
помогает детям воспринимать световые и цветовые признаки,
ориентироваться в пространстве.
Однако основными новыми средствами познания становятся слух и
осязание. Дети должны заново обучаться процессам самообслуживания,
ориентировки в пространстве, новым способам овладения знаниями. Для
предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое
значение имеет правильно и своевременно (сразу же после утраты ребенком
зрения) организованная система коррекционнопедагогических воздействий.
Для дошкольников имеются специальные детские сады; детей,
ослепших в школьном возрасте, направляют для обучения в школы слепых
детей. Поэтому формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной
работой, проводящейся с ними, и с формированием у них компенсаторных
процессов, начиная с раннего детства.
Для любого человека важен факт необходимости формирования знаний,
навыков и психологической готовностью выйти за пределы узкого коллектива
и расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед
новыми людьми, незнакомым пространством. Для ребенка с нарушением
зрения этот факт становится смыслом жизни – адаптации к обществу и
окружающему пространству. И ему понадобится в трое больше усилий, чем
обычному ребенку.
которое
характеризуется многократным повторением одних и тех же действий при
одних и тех же условиях. Человек, привыкая к определенным наборам
движений, делает все машинально или, если угодно, на автоматике.
Существует понятие приспособления,
К примеру показав однажды безопасный путь выхода из квартиры,
слепой ребенок пытается запомнить нахождение стен, перил и других
объектов, пространственное расположение (справа, слева). И при повторном
выходе ребенок ищет уже знакомые ему объекты для ориентировки.
В незнакомой обстановке, в отличии от обычного ребенка, слепому
всегда доступно лишь информация о примерном расположении объектов в
пространстве. Данное обстоятельство требует больших затрат времени для
передвижения или совершение какихлибо действий.
Проблема пространственной ориентации распространяется и на
социальную сферу. Здесь так же необходимо помочь ребенку адаптироваться
посредством приведения ему понятных алгоритмов действий. Умение
различать денежные купюры, продукты питания, использования телефона,
бытовой техники и мн.др. В этом отношении все зависит от родителей,
насколько доступно они объяснят ребенку важные характеристики предмета,
настолько успешнее будет его применение.
При определении сформированности, потребности к трудовой
деятельности, особенно к тем видам труда, формирование навыков к которым
может быть затруднено изза нарушений координации движений при глубоком
нарушении зрения, следует подходить с точки зрения проб. То есть
предлагать вид работы, с которым бы ребенок с нарушением зрения справился
(адаптировался, научился).
Процессы общения при нарушениях зрения являются серьезной
проблемой и сложно решаются. Особенно тяжело формируются у детей
неречевые средства общения. Причины этого — нечеткость образа восприятия
человека и трудности подражания экспрессивномимическим выражениям
нормально видящих.
Таким образом, компенсация зрительной недостаточности по своей сути
не является простым замещением одних функций другими, а представляет
собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем
связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и исследовать информацию от внешнего мира для
адекватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и
деятельности, социальными и моральными требованиями.
Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с
Список литературы:
нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. 2001.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие,
обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: ВЛАДОС,
2000.
Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения:
Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. М., 2001.
Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения
дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 2001. № 2.
Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с
нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. 2000.
№ 4.
Особенности детей с нарушением зрения
Особенности детей с нарушением зрения
Особенности детей с нарушением зрения
Особенности детей с нарушением зрения
Особенности детей с нарушением зрения
Особенности детей с нарушением зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.