Особенности детей с нарушением зрения
Оценка 4.8

Особенности детей с нарушением зрения

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
родителям +1
Взрослым
13.06.2017
Особенности детей с нарушением зрения
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.
Особенности детей с нарушением зрения.docx
Особенности детей с нарушением зрения. Автор­составитель: Видишева Г.С.   «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» ­ гласит народная мудрость.   Зрение   играет   большую   роль   в   онтогенетическом   развитии человека. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха,   повседневной   жизни.   И   каждый   должен   понимать,   как   важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте ­ это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание. На сегодняшний день существует немаловажная проблема, касающаяся нарушение зрения детей. Слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.  Дети   с   нарушениями   зрения   представляют   большую   и   очень разнообразную группу, как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития. Дети   с   нарушением   зрения   кардинально   отличается   от   их   здоровых сверстников.   Для   таких   деток   основные   действия   весьма   сложны,   что существенно   снижает   двигательную   активность,   а   это   соответственно сдерживает   развитие   естественных   способностей   ребенка.  Так   как   при врожденной   или   ранней   слепоте   ребенок   не   получает   никакого   запаса зрительных   представлений,   у   некоторых   из   них   задерживается   освоение пространства   и   предметной   деятельности.   Их   представления   и   знания   о предметах реального мира скудны и схематичны. Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость,   медлительность   и   возникающие   на   этом   фоне   двигательные отставания   являются   характерными   особенностями   психомоторики   этих детей. Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения. Влияние   глубоких   нарушений   зрения   на   процесс   развития   связано   с появлением   отклонений   во   всех   видах   познавательной   деятельности   и сказывается   на   формировании   личностной   и   эмоционально­волевой   сферы ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества. Значительное   сокращение   или   полное   отсутствие   зрительных   ощущений, восприятий,   представлений   в   области   чувственного   познания   ограничивает возможности   формирования   образов   воображения,   памяти,   а   также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов,   возникают   специфические   особенности   в   формировании образов,   понятий,   речи,   в   соотношении   образного   и   понятийного   в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т.д. Речь часто формируется с задержкой. Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих. Отмечается склонность   этих   детей   к   рассуждению,   но   слова   часто   не   выражают конкретного   их   значения   или   используются   неадекватно.   Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен   высокий   уровень   развития   вербальной   (словесной)   памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации. Значительные   изменения   происходят   в   физическом   развитии   — нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка   и   другие   двигательные   акты.   Не   имея   навыков   ориентирования   в пространстве, нарушается нормальная полноценная связь между слепыми и средой.   Последнее,   может   выразиться   в   своеобразии   проявления эмоциональных   адаптационно­поведенческих   реакций,   отношений,   Неудовлетворенная познавательной   и   двигательной   деятельности. потребность   в   познании   отрицательно   влияет   на   и   физическое   состояние таких   детей.   Они   часто   теряют   интерес   к   происходящему, самосовершенствованию,   становятся   безучастными   к   событиям,   проявляют двигательную   пассивность.   Пространственная   ориентировка   слепых   ­ проблема и психологическая. В психологическом развитии характеристика детей с нарушением зрения и степень отставания зависит от этиологии, времени и тяжести возникновения дефекта зрения и, конечно же, от своевременно проведенной коррекционно­ реабилитационной работы. Такие детки в психологическом развитии имеют целый ряд «особенностей»:      слабость абстрактно­логического мышления; ограниченность восприятия знаний; малый объем чувственного опыта; общая медлительность ребенка; слабое   развитие   моторной   активности,   двигательных   навыков, пространственной ориентировки. Восприятие детей с нарушением зрения и их характеристики отличаются от нормы, так как они не могут в полной мере воспринимать окружающий мир, как здоровые детки, что приводит к множеству проблем. Такие дети часто пытаются   скрыть   от   окружающих   свой   дефект,   чувствуют   себя   скованно, неестественно и дискомфортно, стеснительно, очень ранимы и чувствительны, особенно к критике в свой адрес. Адаптация детей с нарушениями зрения в учебных учреждениях, мягко говоря,   оставляет   желать   лучшего.   Поэтому   с   самых   ранних   лет необходимо сделать все возможное в плане лечения глазных заболеваний. Родители должны понимать, что развитие личности и характеристика детей с нарушением зрения в целом напрямую зависит от того, как будете к этому относиться в первую очередь именно вы – родители. Причины   нарушения   зрения   детей   бывают   двух   видов   врожденные   и приобретенные. Врожденные:  вызванные   различными   вирусными   и   инфекционными заболеваниями   (грипп,   токсоплазмоз   и   др.);   нарушениями   обмена   веществ матери во время беременности; наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.); иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу). Приобретенные:  внутричерепные   и   внутриглазные   кровоизлияния, травмы   головы   во   время   родов   и   в   раннем   возрасте   ребенка;   в   связи   с повышением   внутриглазного   давления;   на   фоне   общего   соматического ослабления здоровья ребенка; недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота. Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так   и   приобретенные   аномалии.   Иногда   факторов,   обуславливающих снижение зрения, может быть несколько. Обучение   и   воспитание   слабовидящих   детей   осуществляется   в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения. Обучение действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при котором движения слепого ребенка корригируются словом. У слепых осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти   и   оперирование   ими   требует   не   только   увеличения   времени   для практических решений, но и более ранней специальной подготовки ­ обучения детей навыкам учебной работы.  Если   у   ребенка   возникли   проблемы   со   зрением,   нужно   обязательно развивать его воображение, а также необходимо обратить особое внимание на мышление   таких   деток.   Каждый   родитель   должен   понимать,   что характеристика   детей   с   нарушением   зрения   в   дальнейшем   может   стать настоящей жизненной проблемой. Нарушение   органов   зрения   лишает   ребенка   основных   источников информации,   что   нередко   обуславливает   его   отставание   не   только   в физическом, но и в психологическом плане. У   ребенка   формируется   своя,   очень   своеобразная   психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из­за влияния на них первичного дефекта, а также   и   его   коррекции   на   основе   создания   новых   компенсаторных   путей развития.   Это   показывает,   что   и   межфункциональные   связи   у   детей   с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно. Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их   своеобразия.   При   этом   необходимо   соблюдение   специальных педагогических   и   гигиенических   требований:   рациональное   распределение учебных   занятий,   обеспечение   соответствующего   уровня   освещенности, применение   корригирующих   и   тифлотехнических   средств,   организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии. В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют   особую роль. Степень  сформированности   этих  сторон  психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития.  Для   развития   зрительного   восприятия   у   детей,   имеющих   остаточное зрение,   используются   красочные   картины   и   иллюстрации,   диапозитивы, кинофильмы,   в   том   числе   воспроизводимые   специальными   замкнутыми телевизионными   системами.   Введение   аудиовизуальных   средств совершенствует   процесс   обучения   и   сокращает   время   для   получения необходимой информации.  Ослепшие дети ­ дети, потерявшие зрение в результате перенесенного заболевания или травмы; зрение у них может быть потеряно полностью либо сохраниться в виде светоощущения или остаточного зрения. В памяти таких детей уже с возраста 3­4 лет сохраняются (иногда на протяжении всей жизни) зрительные образы окружающего мира, и в связи с этим объем представлений у них значительно шире и богаче, чем у слепых от рождения. Зрительная память помогает воссоздавать образ предмета или явления по   словесному   описанию,   для   чего   педагог   использует   яркие,   образные выражения.   Связь   зрительных   представлений   с   речью   способствует   более эффективному   усвоению   детьми   знаний   и   умений.   Остаточное   зрение помогает   детям   воспринимать   световые   и   цветовые   признаки, ориентироваться в пространстве. Однако   основными   новыми   средствами   познания   становятся   слух   и осязание.   Дети   должны   заново   обучаться   процессам   самообслуживания, ориентировки   в   пространстве,   новым   способам   овладения   знаниями.   Для предупреждения   появления   возможных   отклонений   в   развитии   большое значение имеет правильно и своевременно (сразу же после утраты ребенком зрения) организованная система коррекционно­педагогических воздействий. Для   дошкольников   имеются   специальные   детские   сады;   детей, ослепших в школьном возрасте, направляют для обучения в школы слепых детей. Поэтому формирование и развитие психологической системы детей, имеющих   нарушения   зрения,   непосредственно   связано   с   коррекционной работой, проводящейся с ними, и с формированием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего детства. Для любого человека важен факт необходимости формирования знаний, навыков и психологической готовностью выйти за пределы узкого коллектива и   расширить   контакты   с   людьми   и   обществом,   преодолевая   страх   перед новыми   людьми,   незнакомым   пространством.   Для   ребенка   с   нарушением зрения   этот   факт   становится   смыслом   жизни   –   адаптации   к   обществу   и окружающему пространству. И ему понадобится в ­ трое больше усилий, чем обычному   ребенку.   которое характеризуется многократным  повторением одних и тех же действий при одних   и   тех   же   условиях.   Человек,   привыкая   к   определенным   наборам движений, делает все машинально или, если угодно, на автоматике.   Существует   понятие   приспособления, К   примеру   показав   однажды   безопасный   путь   выхода   из   квартиры, слепой   ребенок   пытается   запомнить   нахождение   стен,   перил   и   других объектов, пространственное расположение (справа, слева). И при повторном выходе ребенок ищет уже знакомые ему объекты для ориентировки. В   незнакомой   обстановке,   в   отличии   от   обычного   ребенка,   слепому всегда доступно лишь информация о примерном расположении объектов в пространстве. Данное обстоятельство требует больших затрат времени для передвижения или совершение каких­либо действий. Проблема   пространственной   ориентации   распространяется   и   на социальную сферу. Здесь так же необходимо помочь ребенку адаптироваться посредством   приведения   ему   понятных   алгоритмов   действий.   Умение различать   денежные   купюры,   продукты   питания,   использования   телефона, бытовой   техники   и   мн.др.   В   этом   отношении   все   зависит   от   родителей, насколько доступно они объяснят ребенку важные характеристики предмета, настолько успешнее будет его применение. При   определении   сформированности,   потребности   к   трудовой деятельности, особенно к тем видам труда, формирование навыков к которым может быть затруднено из­за нарушений координации движений при глубоком нарушении   зрения,   следует   подходить   с   точки   зрения   проб.   То   есть предлагать вид работы, с которым бы ребенок с нарушением зрения справился (адаптировался, научился). Процессы   общения   при   нарушениях   зрения   являются   серьезной проблемой   и   сложно   решаются.   Особенно   тяжело   формируются   у   детей неречевые средства общения. Причины этого — нечеткость образа восприятия человека   и   трудности   подражания   экспрессивно­мимическим   выражениям нормально видящих.  Таким образом, компенсация зрительной недостаточности по своей сути не является простым замещением одних функций другими, а представляет собой  создание   на  каждом   этапе   развития   ребенка   новых   сложных  систем связей   и   взаимоотношений   сенсорных,   моторных,   логических   структур, позволяющих воспринимать и исследовать информацию от внешнего мира для адекватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности, социальными и моральными требованиями.  Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с  Список литературы: нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. ­ 2001.  Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие,  обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. ­ М.: ВЛАДОС,  2000.   Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения:  Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. ­ М., 2001.   Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения  дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. ­ 2001.­ № 2.  Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с  нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. ­ 2000. ­  № 4.

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения

Особенности детей с нарушением зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017