Особенности изучения основного свойства пропорции в основной школе
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
математика
6 кл
29.04.2019
Об изучении основного свойства пропорции в курсе математики 6 класса. В статье приводится основные приёмы ввода свойств пропорции в 6 классе и о важности изучения этой темы для дальнейшего решения задач в физике, химии, алгебры, геометрии и других предметов в средней и высшей школе.
Особенности изучения основного свойства пропорции в основной школе.docx
Особенности изучения основного свойства пропорции в основной школе
Кострикина Г.В. учитель математики
МБОУ «Гимназия» г.Мичуринск
Тамбовской области
Современная математическая подготовка обучающихся в основной школе
предполагает владение навыками устного счёта , быстрое и точное решение
уравнений и задач, выражение какойлибо величины из заданной формулы.
Особенно актуально это при подготовке к Единому Государственному
Экзамену по математике.
Наш опыт работы показал, что при изучении пропорции в 6 классе нужно
добиваться выработки прочного навыка применения её основного свойства
пропорции у каждого ученика. Если дети усвоят и отработают это правило, в
дальнейшем им будет легче решать арифметические задачи на проценты,
задачи по химии и физике. Ксожалению в современных учебниках математики
формулируется только основное свойство пропорции: "В верной пропорции
произведение крайних её членов равно произведению средних". Здесь
необходимо уточнение действий с членами пропорции.
При изучении этой темы мы с учениками крупно изображаем члены
пропорции на доске, в тетрадях и стрелками указываем расположение
средних и крайних членов пропорции.
крайний
средние
DCBA
:
:
А
В
С
D
средний
Крайние средний крайний
В тетрадях для правил, которые ведутся учениками с 5 класса, они
записывают правила:
1 Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, нужно произведение
средних её членов разделить на известный крайний. А=
, D=
.
СВ
А
СВ
D
2 Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, нужно произведение
крайних членов разделить на известный средний.
3 В пропорции можно менять местами крайние и средние члены или те и
=
B
DА
С
,
С
DА
В
другие одновременно.
A
B
C
D
,
D
A
C
A
,
D
C
B
A
.
.
Затем отрабатываем нахождение неизвестного среднего и неизвестного
крайнего члена на простых уравнениях вида:
5:4=25:Х
.
у
5,7
2
3
приучаемся делать в виде обыкновенной
Причём запись х=
,
у
4
25
5
5,72
3
дроби, если можно сокращаем , что почти всегда упрощает вычисления.
Успешно успевающие обучающиеся это быстро усваивают и далее решают
уравнения следующего уровня:
х
3
8
24
32
и т.д. С остальными подробнее
изображаем пропорцию, стрелочками выделяем, какие члены перемножить,
на какой разделить
х: у =m:n
На последующих уроках используем эти правила для выражения
переменной из математической или физической формулы. Например, из
формулы V=
S
t
выразим переменную t. Для этого те обучающиеся, кто ещё испытывает затруднения, представляют
формулу в виде пропорции
,и выражают t=
S1
V
V
1
S
t
. Аналогично из
формулы
I=
выражают
U
R
R=
.
U
I
UI
1
R
,
Необходимо уже с 6 класса отработать свойства пропорции, чтобы
школьники находили нужную величину из физических формул. Без знания
этих правил ученики могут ошибаться при выражении неизвестных величин
из формул типа:
P=
A
t
х
2
3
,
и т. д.
В этой связи работа на уроках математики строится таким образом, чтобы
все ученики уже с 6 класса овладели этими правилами и применяли их на
практике. В частности они отрабатываются на устных и письменных
примерах в 6 ,7 кассах, повторяются на обобщающих уроках в 9 классе. В
дальнейшем, в 10или 11 классах стоит только задать вопрос: " Чему равен
неизвестный средний ( или крайний ) член пропорции ?"– ученики быстро
вспоминают эти правила и отвечают на вопрос. Это особенно важно, при
подготовке к ЕГЭ за курс основногообщего и среднего образования.
С помощью пропорции каждый ученик легко может решить основные задачи
на проценты, выражать неизвестные величины из геометрических, физических
и химических формул. Такие задачи и примеры часто встречаются на
практике, поэтому их должен уметь решать каждый образованный человек.
Особенности изучения основного свойства пропорции в основной школе
Особенности изучения основного свойства пропорции в основной школе
Особенности изучения основного свойства пропорции в основной школе
Особенности изучения основного свойства пропорции в основной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.