Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Оценка 4.6

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
математика
5 кл—6 кл
27.02.2018
Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
С 2014 года школа, в которой я работаю приняла участие в качестве базовой площадки в реализации государственной программы "Доступная среда", что позволило обеспечить специальные условия для получения общего образования учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Но при обучении математике всплывают свои особенности и сложности, с которыми можно справиться.
Особенности обучения математике детей с нарушением опорно.docx
Особенности обучения математике детей с  нарушением опорно­двигательного аппарата. В нашем образовательном учреждении созданы следующие условия:     ­ обеспечен беспрепятственный доступ обучающихся в здание (отсутствие крыльца, плавные съезды на тротуар, звонок на входной двери);     ­   расширены   дверные   проемы   входной   группы,   учебных   кабинетов, гардероба, столовой;    ­ оборудованы специализированные туалетные комнаты;    ­ установлены перила и пандусы;   ­ проведен ремонт и оснащение кабинета лечебной физкультуры;      ­   приобретено   специальное   оборудование   (парты,   опоры   для   стояния, тренажеры для кабинета лечебной физкультуры);   ­ проведено повышение квалификации руководителей и учителей начальных классов по вопросам инклюзивного образования;     ­   создана   общешкольная   сеть   передачи   данных   (выход   в   Интернет)   для организации дистанционного обучения, доступа детей с ОВЗ к электронным образовательным ресурсам школы.   Школа   реализует   стратегию   поэтапной   организации   инклюзивного образования.   На   первом   этапе   (2014­2017   годы)   планируется   отработка модели   обучения   детей   с   нарушением   опорно­двигательного   аппарата   на уровне начального общего образования. Дети с нарушением функции опорно­двигательного аппарата уже несколько десятилетий   являются   объектом   пристального   внимания   специальных педагогов. В период приоритета гуманистических подходов к образованию, особую   актуальность   приобрела   проблема   создания   адекватных   условий образования   и   профессионального   самоопределения   детей   с   нарушениями опорно­двигательного   аппарата   в   соответствии   с   их   возрастными   и индивидуальными   особенностями,   состоянием   соматического   и   нервно­ психического здоровья.  В   последнее   время   в   России   наметилась   тенденция   роста   числа   детей, имеющих нарушения опорно­двигательного аппарата. Причин этому много, от биологических до социальных, и нельзя рассматривать их отдельно друг от друга,   так   как   они   являются   взаимообусловленными.   Система   общего образования   с   проблемами,  связанными   с   особенностями   развития   детей   с нарушениями   опорно­двигательного   аппарата,   не   справляется.   Вследствие чего   педагогическая   адаптация   и   интеграция   таких   детей   проходит   очень медленно.   Имеется   лишь   локальный,   почти   «точечный»   опыт   отдельных специалистов,   родителей,   учреждений,   которые   эту   проблему   пытаются решать. Особенности   детей   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата (НОДА) Термин «нарушение опорно­двигательного аппарата» носит собирательный характер   и   включает   в   себя   двигательные   расстройства,   имеющие   генез органического   и   периферического   типа.   Двигательные   расстройства характеризуются   нарушениями   скоординированности,   темпа   движений, ограничением   их   объема   и   силы   они   приводят   к   невозможности осуществления   движений   скелетно­мышечной   системы   во   времени   и пространстве. Причины нарушений опорно­двигательного аппарата: ­ внутриутробная патология ­ родовая травма, асфиксия ­ патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни. Классификация   нарушений   опорно­двигательного   аппарата   по   О.Г. Приходько: 1)   заболевания   нервной   системы   (детский   церебральный   паралич, полиомиелит); 2) врожденная патология двигательного аппарата (врожденный вывих бедра, кривошея, деформации стоп, аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз); 3) приобретенные заболевания и повреждения опорно­двигательного аппарата (травматические   повреждения   спинного   мозга,   головного   мозга,   скелета   и конечностей, полиартрит, хондродистрофия, заболевания скелета, системные заболевания). Среди   учащихся   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата   принято выделять следующие категории детей с учетом особенностей и возможностей овладения ими учебным материалом: – дети с нарушениями функций опорно­двигательного аппарата различного   передвигающиеся   самостоятельно   или   с   помощью этиопатогенеза, вспомогательных ортопедических средств и имеющие психическое развитие, близкое   к   нормальному.   Эти   дети   успешно   справляются   с   обучением   в специальных   школах­интернатах   по   адаптированной   массовой   программе; многие  из  них  могут  быть   успешно   интегрированы   в  общеобразовательные школы; –   дети,   лишенные   возможности   самостоятельного   передвижения   и самообслуживания, с задержкой психического развития и разборчивой речью. Эта группа детей в настоящее время обучается на дому или дистантно по программе   массовой   школы,   что   недостаточно,   поскольку   эти   ученики нуждаются   в   коррекционных   занятиях   по   развитию   моторики, пространственной ориентировки и в специальном оборудовании; –   дети   с   задержкой   психического   развития   при   тяжелой   двигательной патологии   (ДЦП),   осложненной   тяжелыми   дизартрическими   нарушениями, недоразвитием   речи.   Для   детей   этой   группы   необходимы   корректировка программ   ряда   общеобразовательных   предметов,   специальные   методы развития   речи   и   коррекции   нарушений   звукопроизношения.   В   настоящее время   многие   из   этих   детей   снимаются   даже   с   надомного   обучения   из­за трудностей   установления   с   ними   речевого   контакта.   Для   работы   с   ними нужны специально подготовленные специалисты; –   дети   с   тяжелыми   двигательными   нарушениями   (ДЦП)   с   умственной отсталостью различной степени тяжести. Эта категория детей в наибольшей степени   нуждается   в   разработке   разноуровневых   программ   и   различных организационных   форм   обучения.   Особое   внимание   должно   быть   уделено предметам коррекционного цикла; –   дети   с   тяжелыми   двигательными   нарушениями   (ДЦП)   в   сочетании   с нарушениями слуха и зрения разной степени выраженности. Эта группа детей нуждается   в   разработке   различных   организационных   форм   обучения (специальные отделения, классы, группы при школах, интернатах), в создании особых   учебных   планов   и   программ   обучения.   В   настоящее   время   дети   с двигательными нарушениями и незначительными нарушениями зрения и слуха (слабовидящие,   слабослышащие)   обучаются   в   специальных   школах­ интернатах   по   адаптированной   массовой   программе;   дети   с   выраженными сенсорными   дефектами   в   сочетании   с   двигательной   патологией   часто оказываются исключенными из образовательного пространства. Особенности развития   этих   детей   варьируются   по   степени   тяжести   двигательных нарушений, возможностям передвижения, самообслуживания, обучения. В   последние   годы   отмечается   тенденция   к   активной   интеграции   детей   с двигательными нарушениями в общеобразовательную школу. Опыт стихийной интеграции таких детей показал, что далеко не все из них могут обучаться совместно   со   здоровыми   сверстниками.   Специальные   исследования   этой проблемы позволили выделить благоприятные и неблагоприятные показатели для   интеграции   детей   данной   категории   в   систему   общего   образования. Показатели развития, благоприятные для интеграции детей с двигательными нарушениями в общеобразовательную школу – нормальное или близкое к нормальному интеллектуальное развитие; – отсутствие сопутствующих нарушений (зрения, слуха, грубого недоразвития речи и т. п.); – достаточно развитые навыки самообслуживания (самостоятельно одевается, ест и др.); – хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям; – разборчивая речь. Показатели   развития,   препятствующие   интеграции   детей   с   двигательными нарушениями в общеобразовательную школу: – сниженный интеллект; – наличие судорожных припадков; – наличие нарушений зрения или (и) слуха; – низкая разборчивость речи или ее грубое недоразвитие; – отсутствие развитой манипулятивной функции рук; – отсутствие навыков самообслуживания. Для того чтобы инклюзивное (совместное) обучение и воспитание оказалось эффективным, необходимо: – создание безбарьерной архитектурно­планировочной среды; – соблюдение ортопедического режима; –   осуществление   профессиональной   подготовки   и/или   повышения квалификации педагогов ДОУ к работе с детьми с двигательной патологией; –   наличие   рекомендаций   лечащего   врача   к   определению   режима   нагрузок организации   образовательного   процесса   (организация   режима   дня,   режим ношения   ортопедической   обуви,   смена   видов   деятельности   на   занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.); – организация развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций и подготовке к школе; –   организация   работы   по   формированию   навыков   самообслуживания   и гигиены у детей с двигательными нарушениями; – организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств; – организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, обучение их доступным приемам коррекционно­развивающей работы; –   формирование   толерантного   отношения   к   ребенку   с   ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей; –   обязательное   включение   в   совместные   досуговые   и   спортивно­массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями.  При   включении   ребенка   с   двигательными   нарушениями   в   образовательный процесс   школы   обязательным   условием   является   организация   его систематического, адекватного, педагогического   сопровождения.     непрерывного   медико­психолого­   Реализация   данного   психолого­ педагогического   сопровождения   возможна   благодаря   имеющейся   в Российской   Федерации   системе   медикопсихолого­педагогической   помощи детям с двигательной патологией. Реализация   данного   психолого­педагогического   сопровождения   возможна благодаря   системе   медико­психолого­педагогической   помощи   детям   с двигательной патологией, имеющейся в Российской Федерации.   Особые   образовательные   потребности   детей   с   нарушением   опорно­ двигательного аппарата Особые   образовательные   потребности   у   детей   с   нарушениями   опорно­ двигательного   аппарата   задаются   спецификой   двигательных   нарушений,   а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:  обязательность   непрерывности   коррекционно­развивающего   процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;  требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не адресованной присутствующих Программе,     в   традиционно развивающимся сверстникам;  необходимо   использование   специальных   методов,   приёмов   и   средств обучения   (в   том   числе   специализированных   компьютерных и ассистивных   технологий),   обеспечивающих   реализацию   «обходных путей» обучения;  индивидуализация   обучения   требуется   в   большей   степени,   чем   для нормально развивающегося ребёнка;  обеспечение   особой   пространственной   и   временной организации образовательной среды; Для   этой   группы   обучающихся   обучение   в   общеобразовательной   школе возможно при условии создания для них без барьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого, дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые   в   период   начального обучения   щадящий   режим, психологическую и коррекционно­педагогическую помощь. Недостаток физических упражнений или, наоборот, чрезмерная физическая нагрузка   (например,   ношение   значительных   тяжестей,  длительная   работа   в согнутом состоянии и т. п.) также нарушает правильное развитие организма. Первая   особенность   урока   состоит   в   том,   что   во   время   занятий   учитель решает не только учебные и воспитательные задачи, но и лечебные задачи. Он непосредственно   отвечает   за   соблюдение   на   каждом   его   уроке   лечебных предписаний. На каждом уроке учитель создает необходимые условия для неукоснительного   соблюдения   всеми   учащимися   общих   и индивидуализированных медицинских требований. Для того чтобы обеспечит единство   требований   на   каждом   уроке,   и   иметь   представление   об индивидуальных   назначениях,   учителю   предлагается   в   классном   журнале медицинская   страничка.   Соответствующие   медицинские   предписания вписываются   в   эту   страничку.   К   числу   последних   относятся,   например, ношение реклинатора (корректора) осанки, стелька­косок и т.п. Предписания могут касаться желательного положения парты (против учителя, справа или слева   от   стола   учителя).   Могут   быть   записаны   и   общие   предписания   для данного класса, медицинские требования. Современная школа должна обеспечить право учащегося на образование, на развитие,   в  том   числе   на   развитие   резервных   возможностей   организма   без ущерба его здоровью. Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с   одной   стороны,   успешно   решались   образовательные   и   воспитательные задачи, а с другой — не наносился вред здоровью учащихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.   Задача   формирования,   сохранения   и   укрепления   здоровья человека   требует   оценки   и   коррекции   методических   приемов   и   учет педагогических   технологий. психофизиологических   особенностей   школьников   на   каждом   этапе   прежде   всего,   Это   означает, индивидуального   развития   и   обязательное   соблюдение   физиолого­ гигиенических нормативов при организации учебного процесса и внеучебного времени, причем особое внимание следует уделять двигательной активности ребенка как важнейшему фактору и движущей силе онтогенеза. Требования к организации процесса обучения (режим динамических поз): 1. Высота конторки должна быть подобрана безукоризненно в соответствии с ростом каждого школьника. 2.   Конторка   размещается   на   той   половине   стола,   которая   максимально удалена от окна. Необходимо строго следить за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети одного роста. 3. Столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого их них было хоть   какое­то   свободное   поле   –   поле   для   постоянного   удовлетворения естественной  потребности  ребенка  в  движениях  – зона  организации  малых форм непроизвольной двигательной активности. 4. Расстановка столов меняется не реже 1 раза в месяц. 5.   Гигиенически   оптимальным   следует   считать,   если   обувь   снята   и   дети находясь в носочках из естественной ткани (идеальный вариант ­ дети вообще босиком). 6.   Под   ноги   рекомендуется   поместить   коврик   из   естественных   тканей (соломы, хлопка и т.д.) 7. Стояние на резиновых ковриках, линолеуме категорически недопустимо! Адаптированная   программа   по   математике   соответствует   содержанию обучения   математике   общеобразовательной   школы   и   решает   следующие задачи: – дать учащимся доступные, количественные, пространственные, временные и геометрические   представления,   которые   помогут   им   в   дальнейшем включиться в трудовую деятельность; – развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией; – использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития и корректировать недостатки в познавательной деятельности. Одним   из   условий   успешности   обучения   детей   с   нарушениями   опорно­ двигательного   аппарата   является   увеличение   времени   изучения   предмета, исходя   из   индивидуальных   особенностей   каждого   ребенка.   Если   этой возможности   нет,   то   уровень   сложности   учебного   материала   необходимо снижать и подбирать для контроля такие задания, на которых ученик смог бы показать базовый уровень обученности (применение технологии ИСУД). Особенно труден для усвоения геометрический материал, поэтому некоторые темы для детей с НОДА не оцениваются, а перед контрольными работами вводятся обобщающие уроки по теме. Кроме того, для уменьшения нагрузки на   учащихся,   некоторые   темы,   например   «Координатная   плоскость   и графики», рекомендуется перенести в 7 класс. Если у учащегося есть нарушения функций рук, то геометрический материал можно   рассмотреть   обзорно,   задачи,   связанные   с   построением,   опустить. Большое внимание необходимо обращать на практическую направленность, а именно: а) измерение площадей; б) вычислительные навыки, в том числе и с помощью калькулятора. Дети   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата   представляют   собой многочисленную группу детей, имеющих различные двигательные патологии, которые   часто   сочетаются   с   нарушениями   в   познавательном,   речевом, эмоционально­личностном   развитии   по   особенностям   организации образовательного процесса конкретного ребенка. Очень важно, чтобы в школе и   в   учреждениях   дополнительного   образования   соблюдались   единые требования к учебно­профилактическому и ортопедическому режиму. В тех случаях,   когда   ребенок   поступает   в   среднюю   школу   из   семьи,   то   семья знакомит   педагогический   коллектив   школы   с   индивидуальными особенностями   ребенка   и   активно   сотрудничает   со   школой.   Установление тесного   контакта   и   сотрудничества   учителя   с   родителями   является обязательным условием успешной адаптации ребенка с нарушениями опорно­ двигательного аппарата к массовой школе. Необходимо,   чтобы   учителя   знали   о   психофизиологических   особенностях такого   ученика,   учитывали   их   при   определении   интеллектуальных   и физических   нагрузок,   при   оценке   уровня   достижений,   использовали специальные   приемы   обучения,   особенно   на   его   начальных   этапах. Необходимо, чтобы в учреждении были созданы специальные условия: –   специально   приспособленное   здание   (лифты,   пандусы   и   другие приспособления); – ортопедическая обувь и ортопедические приспособления; – специальная мебель; – специальные приборы для обучения (ручки и др.); – компьютерные классы; – на каждом уроке после 20 минут занятий следует проводить 5­минутную   физкультурную   паузу   с   включением   лечебно­коррекционных мероприятий; –   обучение   учащихся   этой   категории   должны   осуществлять   специально подготовленные педагоги, знающие психофизические особенности   детей   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата. Коррекционные   занятия   должны   проводить   учителя,   логопеды,   методисты ЛФК, психологи; –   обучение   детей   с   нарушениями   функций   опорно­двигательного   аппарата должно осуществляться на фоне лечебно­восстановительной работы, которая должна   вестись   в   следующих   направлениях:   посильная   медицинская коррекция двигательного дефекта; терапия   нервно­психических   отклонений;   купирование   соматических заболеваний; –  если  ученик  с  двигательными  нарушениями   обучается  в массовой   или  в другой специальной школе, то необходимо, чтобы его обучение сочеталось с лечением на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими занятиями на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра. Для   того   чтобы   интеграция   ребенка   с   нарушениями   опорно­двигательного аппарата оказалась успешной, педагоги и другие участники образовательного процесса должны знать особенности развития своих учеников и учитывать их в образовательном и воспитательном процессе. Рекомендации педагогам к организации и содержанию работы с детьми с нарушениями опорно­двигательного аппарата. Перед   приходом   ребенка   с   двигательными   нарушениями   в общеобразовательный   класс   необходима   предварительная   работа   со здоровыми сверстниками. Учитель должен рассказывать о сильных сторонах характера, положительных   качествах  личности  больного  ребенка, раскрыть мир   его   увлечений.   Одновременно   в   тактичной   форме   педагог   должен объяснить   ученикам,   что   нельзя   сосредотачивать   внимание   на   дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Наоборот, необходимо оказывать   ему   посильную   помощь   (помогать   спускаться   по   лестнице, передвигаться   в   физкультурном   зале   и   т.   д.),   проявлять   терпение   при замедленных ответах, письме и других затруднениях. До   начала   обучения   учителю   необходимо   провести   подробную   беседу   с родителями   об   увлечениях   ребенка,   его   интересах,   склонностях,   любимых занятиях, играх, выяснить, какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует. Кроме того, учителю следует выяснить положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные,   требующие   особого   внимания   со   стороны   педагога.   Учителю важно понять, почему возникло то или иное затруднение в обучении, на каком этапе, и как оно отражается на усвоении программного материала. Установление   тесного   контакта   и   сотрудничества   педагога   с   родителями является   обязательным   условием   успешной   адаптации   ребенка   с церебральным   параличом   к   массовой   школе.   Родители   должны   принимать участие   в   изготовлении   дидактических   материалов,   наглядных   пособий, специальных   приспособлений,   облегчающих   овладение   навыками   письма   и чтения. Рекомендации по изучению математики детьми с нарушениями опорно­   двигательного   аппарата   в   инклюзивной   практике   (И. П. Ропай, О. А. Толстикова)         Математика является ведущим образовательным и коррекционным предметом в   школе.   На   основании   нашего   опыта   мы   считаем,   что   в   основном математический материал ребенку­инвалиду вполне доступен, но некоторые темы   приходится   адаптировать   к   особенностям   здоровья   и   возможностям обучающихся. Необходимо чтобы содержание  математики как учебного предмета и его структура   для   различных   категорий   детей   с   ограниченными возможностями   были ориентированы с учетом не только диагноза, но и динамики   общего   и   математического   развития   каждого   ребенка   в процессе обучения. Адаптированная   программа   по   математике   соответствует   содержанию обучения математике общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей   детей,   имеющих   нарушения   развития   вследствие   ДЦП.   В соответствии с медицинскими требованиями к учебной нагрузке в программе определены следующие задачи: – дать учащимся доступные, количественные пространственные, временн е иыы геометрические   представления,   которые   помогут   им   в   дальнейшем включиться в трудовую деятельность; – развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией; – использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития   и   корректировать   недостатки   в   познавательной   деятельности   и личностных качествах. Если в учебном учреждении, где будет учиться подросток с ограниченными возможностями   здоровья,   не   будет   возможности   «растянуть»   содержание программы средней общеобразовательной школы второй ступени еще на один год,   то   уровень   сложности   учебного   материала   необходимо   снижать. Индивидуально подбирать для контроля такие задания, на которых ученик смог   бы   показать   базовый   уровень   обученности   (работа   по   уровням   — применение технологии ИСУД). Особенно труден для усвоения геометрический материал, поэтому некоторые темы   не   рассматриваются.   Перед   контрольными   работами   вводятся обобщающие   уроки   по   теме,   так   как   большинство   учащихся   имеют ослабленную   или   кратковременную   память   и   урок   дает   возможность сконцентрировать   внимание   на   основных   упражнениях,   введенных   в контрольную работу. Для уменьшения нагрузки учащихся, связанной с очень большим объемом материала, рекомендуется перенести тему «Координатная плоскость и графики» в 7 класс. Если   учащийся   наряду   с   расстройством   членораздельной   речи   имеет нарушения   функций   рук,   то   геометрический   материал   можно   рассмотреть обзорно; задачи, связанные с построением, опустить. Большое внимание необходимо обращать на практическую направленность, а именно: а) измерение площадей; б) вычислительные навыки, в том числе и с помощью калькулятора. Увеличение или уменьшение часов по темам основано на   практическом   опыте   преподавания.   Возможна   корректировка планирования учебного материала в течение года из­за особенностей детей, связанных с ДЦП.  Особенности     усвоения     математики детьми с нарушениями  опорно­двигательного  аппарата. Дети с двигательными нарушениями испытывают ряд трудностей в процессе обучения математике.  Для   успешной   организации   учебной   деятельности   на   уроках   математики учителю важно владеть знаниями особенностей их психического развития, а так   же   типичных   трудностей,   возникающих   при   овладении   учебным материалом, обусловленным ведущим дефектом.    У детей страдающих заболеваниями ДЦП наблюдаются различные тяжелые нарушения   движения   рук,   ног,   головы,   туловища,   обусловленные   спазмом мускулатуры,   что   приводит   к   задержкам   общего   развития.   Моторные нарушения   ограничивают   способность   к   освоению   предметно­практической деятельности.   Это   приводит   к   тому,   что   формирующиеся   знания   и   навыки являются   непрочными,   поверхностными,   фрагментарными,   не   связанными   в единую систему. Без специального педагогического воздействия эти проблемы не устраняются.   У   детей   с   ДЦП   обнаруживаются   трудности   в   формировании пространственных   и   временных   представлений,   счетных   операций,   работе   с тетрадью, учебником, оречевлением материала, способах записи примеров в столбик, соблюдением орфографического режима.   При общении с такими детьми учитель должен помнить об их повышенной чувствительности.  Для создания благоприятного психологического климата на уроках (занятиях) рекомендуется:  находиться   поближе   к   детям;   прибегать   к   сенсорным  контактам: подержать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове; взглядом ободрять ребенка; находиться в позиции лицом к лицу и на уровне глаз детей;  улыбаться каждому ребенку; создавать ему ситуацию успеха; использовать ласковые, ободряющие интонации; говорить не слишком громко и быстро;   внимательно   относиться   к   инициативным   высказываниям   учеников,   к проявлению симпатии, желания помочь, милосердия. Учитывая   особенности   психофизического   развития   детей   с   нарушениями опорно­двигательного аппарата на уроках математики необходимо: 1. Чтобы   не   спровоцировать   усиление   спазмастических   реакций необходимо;  не совершать около ребенка резких движений;   приближаться   к   ребенку   тихими   шагами   и   сообщать   заранее   о   своих действиях по отношению к нему; не разговаривать громко возле ребенка, отказаться на уроке от окрика;   оказывать   содействие   в   выполнении   задания,   в   случае   необходимости садиться рядом с учеником пока тот работает. 2. Чтобы повысить учебную деятельность необходимо:  использовать   приемы   дополнительного   объяснения   и   стимулирования активности ребенка;  включать в работу с ребенком программированные задания, алгоритмы, схемы, образцы выполнения заданий;  использовать   в   работе   варианты   заранее   написанных   заданий,   когда ученику   остается   подставить   ответ,   вписать   нужное   слово,   добавить предложение, продолжить высказывание и т.д.  использовать   при   выполнении   письменных   работ   толстые   карандаши, маркеры, мелки для письма на дощечках, гладких поверхностях;  обозначать   (по   необходимости)   начало   строки,   увеличивать   сроки   с помощью прочерчивания увеличенных строк;  учитывать   речевые   особенности   ребенка   при   устных   ответах (недостаточная   интонационная   выразительность,   замедленный   темп   речи, отсутствие плавности и т.д.), давать возможность высказаться ребенку, учить сверстников не перебивать ответ и ни в коем случае не снижать при словесном оценивании ответов отметки;  учитывать   моторные   нарушения   ребенка   и   не   снижать   отметку   за неправильное   написание   элементов   цифр,   букв,   за   недержание   строки   при письме, за нарушение пространственного расположения материала в тетради и т.д.;  использовать   вариант   письма   печатными   буквами   или   же   письмо   на компьютере;  проверять   контрольные   и   самостоятельные   работы   с   учителем­ дефектологом   с   целью   определения   ошибок   и   определения   путей   их преодоления.

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности обучения математике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018