Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста
Оценка 4.6

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
психологическая работа +1
Детсад
04.04.2018
Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста
Работа, состоящая из 2 глав. В первой главе расатриваются теоретические аспекты исследования посттравматического стрессового расстройства у детей, в часности у детей доколного возраста. Во второй главе оисаны практические возможности оказания психологической помощи ребёнку дошкольного возраста с посттравматическим стрессовым расстройством. В конце представлен список использованной литературы и интернет-источники.
Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста.doc
ТЕМА: Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста Хамзина Елена Михайловна  Содержание 3 5 8 15 16 25 28 30 Введение ……………………………………………………………….. Глава исследования Теоретические 1.      аспекты   посттравматического стрессового расстройства у детей  1.1. Понятие посттравматического стрессового расстройства …….. 1.2.   Особенности   проявления   посттравматического   стрессового расстройства у детей дошкольного возраста……………………………... Глава  2.  Практические     возможности   оказания   психологической помощи   ребёнку   дошкольного   возраста   с   посттравматическим стрессовым расстройством 2.1.   Методы   выявления   посттравматического   стрессового расстройства у детей …………………………………………………….. 2.2.   Методы     психологической   коррекции   посттравматического синдрома  у детей …………………………………………………….…... 2.3.   Общие   рекомендации   по   преодолению   последствий психологической травмы у детей …………………………………………. Заключение …………………………………………………………….. Список литературы ……………………………………………………. Введение 2 В настоящее время резко возросло количество антропогенных катастроф и «горячих точек» в различных регионах планеты. Мир буквально захлестывает   Эти   ситуации эпидемия   тяжких   преступлений   против   личности. характеризуются прежде всего сверх экстремальным воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого   в   крайнем   своем   проявлении   выражаются   в   посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью.  Данные   многочисленных   исследований   показывают,   что   неразрешенность этого   травматического   опыта   приводит   к   отсроченным   негативным психологическим   последствиям,   которые   препятствуют   способности   ребенка реализовать себя социально, профессионально и личностно. Однако нельзя не отметить,   что   в   настоящее   время   в   области   изучения   посттравматических стрессовых расстройств у детей наметились положительные тенденции.  Интенсивность   стрессогенного   воздействия   в   ситуациях,   связанных   с угрозой   существованию   человека,   бывает   столь   велика,   что   личностные особенности   или   предшествующие   невротические   состояния   уже   не   играют решающей роли в генезе ПТСР. Их наличие может способствовать его развитию, отражаться в течение жизни или клинической картине. Однако ПТСР  может развиться в катастрофических обстоятельствах практически у каждого человека даже при полном отсутствии явной личностной предрасположенности.  За   последние   десятилетия   в   мировой   науке   резко   возросло   количество   посвященных   травматическому   и научно­практических   исследований, посттравматическому   стрессу.   Можно   говорить   о   том,   что   исследования   в области травматического стресса и его последствий для человека выделились в самостоятельную   междисциплинарную   область   науки.   Увеличение   стихийных   межнациональных   и   межрегиональных   конфликтов,   рост бедствий, международной   напряжённости   подтверждают,   насколько   важно   оказание 3 своевременной   квалифицированной   помощи   людям,   и   особенно,   детям, пережившим   травматический   опыт.   Именно   поэтому   тема   данной   работы представляет актуальность. Объект   исследования   –   посттравматическое   стрессовое   расстройство   у детей дошкольного возраста. Предмет  исследования –    особенности  посттравматического   стрессового расстройства  у детей дошкольного возраста. Цель   работы:   изучение   посттравматических   стрессовых   расстройств   у детей дошкольного возраста. Указанная цель реализуется в ходе решения следующих задач: 1. Изучить теоретические аспекты проблемы посттравматического стрессового расстройства, его понятий и особенностей протекания; 2.   Раскрыть   особенности   психики   и   поведения   детей,   переживших психологическую травму; 3.   Описать   методы,   формы,   технологии   психологической   коррекции посттравматического синдрома. Гипотеза:   посттравматическое   стрессовое   расстройство   у   детей   имеет некоторую специфику в проявлении и коррекции. Работа   состоит   из   введения,   двух   глав,   заключения   и   списка использованной литературы. 4 Глава 1. Теоретические аспекты исследования посттравматического стрессового расстройства 1.1. Понятие посттравматического стрессового расстройства Единой общепринятой теоретической концепции, объясняющей этиологию и   механизмы   возникновения   и   развития   посттравматического   стрессового расстройства   (ПТСР)   в   настоящее   время   не   существует.   Однако   считаем целесообразным представить несколько  разработанных теоретических моделей, а   именно: психобиологическая, а также мультифакторную теорию ПТСР[19].   психодинамическая,   когнитивная,   психосоциальная   и Анализ накопленного в течение многих лет огромного клинического опыта по психическим расстройствам после выраженного стресса (боевые действия, природные   и   транспортные   катастрофы,   пытки,   физическое   и   сексуальное насилие, присутствие при насильственной смерти других, разбойные нападения, пожар и др.) позволили установить, что у пострадавших отмечается ряд общих и повторяющихся   симптомов   психических   расстройств   с   выраженной очерченностью и специфическими чертами.  Учитывая   то,   что   ни   одной   из   принятых   нозологических   форм   эти расстройства   не   соответствовали,   было   предложено   выделить   их   в   качестве самостоятельного   синдрома   под   названием   «посттравматическое   стрессовое расстройство»   (ПТСР).   Этот   термин   активно   внедряется   в   медицинскую практику   с   1980   г.   После   анализа   обширных   наблюдений   и   исследований ветеранов   войны   во   Вьетнаме   посттравматическое   стрессовое   расстройство было   включено   в   DSM   –   III   классификационный   психиатрический   стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией), как состояние, вызванное   тяжелым   стрессом   психических   расстройств.   В   1995   г.   это расстройство и его диагностические критерии из DSM – III были введены и в 5 десятую   редакцию   Международного   классификатора   болезней   МКБ­10, основного диагностического стандарта в европейских странах, включая Россию.  По МКБ– 10 – посттравматическое стрессовое расстройство представляет собой   тяжелую   форму   психического   состояния,   которое   развивается   при единовременных   или   постоянно   повторяющихся   психотравмирующих ситуациях,  угрожающих   жизни   человека   или   жизни   других   людей,  родных   и близких [22]. Посттравматическое   стрессовое   расстройство   представляет   собой комплекс   психофизиологических   реакций   человека   на   физическую   и/или психологическую   травму,   где   травма   определяется   как   переживание, потрясение,   которое   у   большинства   людей   вызывает   страх,   ужас,   чувство беспомощности. Это, в первую очередь, ситуации, когда человек сам пережил угрозу   собственной   жизни,   смерть   или   ранение   другого   человека   (особенно   произошедшие   в   чрезвычайных   обстоятельствах. близкого   человека), Предполагается,   что   ПТСР   может   проявиться   у   человека   сразу   после пребывания в травматической ситуации, а может возникнуть спустя несколько месяцев или, даже, лет, – в этом особая каверзность ПТСР. По   временному   признаку   с   очевидной   приблизительностью   можно разделить ПТСР на три типа:  1. Острое – если симптомы сохраняются менее 3 месяцев.  2. Хроническое – 3 месяца и более.  3. Отсроченное – когда состояние человека резко ухудшается, по меньшей мере, спустя полгода после окончания воздействия стрессора[6]. Человеку после травмирующего события зачастую несвойственно находить связь между своей болезненной симптоматикой и предшествующей травмой. Посттравматическое   стрессовое   расстройство   –     симптомокомплекс, вызванный   тяжёлыми   или   длительными   психотравмирующими   ситуациями   и включающий следующие основные нарушения: 6 1.   Непроизвольные   и   повторяющиеся   воспоминания   травмирующих впечатлений   в   бодрственном   состоянии,   в   сновидениях,   в   просоночном состоянии и в состоянии алкогольного опьянения; 2.   Психологический   дисстресс   при   воспоминании   или   напоминаниях   о психотравмирующих травмирующих впечатлениях, с которыми связано данное расстройство; 3. Физиологические нарушения при воспоминании травмирующей ситуации или напоминании  о травмирующих впечатлениях (изменения АД, потливость, сухость, тахикардия и др.); 4. Стремление избегать мыслей, чувств, встреч и ситуаций, которые могут напомнить о травмирующих впечатлениях; 5.   Неспособность   вспомнить   некоторые   важные   аспекты   психической травмы; 6.   Заметное   снижение   интереса   к   участию   в   важных   социальных мероприятиях, в некоторых случаях ­ тенденция к асоциальному поведению; 7. Чувство отстранённости или отчуждения от других людей, которые, как нередко   считают   пациенты,   неспособны   или   не   хотят   их   понять   в   том,   что касается психотравмирующих ситуаций и последствий их воздействия; 8. Сужение диапазона чувств (например снижение способности испытывать уважение, нежность, благодарность, любовные чувства); 9.   Ощущение   отсутствия   перспектив   в   будущем,   дезорганизация представлений   будущего,   ощущение   бесцельности   существования,   иногда суицидные тенденции; 10. Нарушения сна с кошмарами, сомнамбулизмом, состояниями опьянения сном, эпизодами сумеречного помрачения сознания во время сна; 11. Ослабление концентрации внимания; 12. Сверхбдительность  или преувеличенная  реакция испуга  в ситуациях, которые ассоциируются с психотравмирующей ситуацией. Например, сильный 7 хлопок работающего двигателя автомашины воспринимается как выстрел или взрыв гранаты;  13. У значительной части пациентов возникает чувство вины оставшегося в живых; 14.   Отсутствие   или   снижение   способности   критически   оценивать собственное болезненное состояние [9]. Нередко развитию ПТСР предшествует острая реакция на стресс.  Указанные   нарушения   длятся   более   1   месяца   и   ведут   к   клинически значимым   нарушениям   в   социальной,   профессиональной   и   других   сферах функционирования. В   зависимости   от   социального   уровня   воспитания,   у   пострадавшего   от физического   или   сексуального   насилия   вероятность   появления   ПТСР составляет   от   20   до   70%,   после   побоев   –   до   35%,   ограбления   –   15%   и   у свидетелей убийства – 10% [5]. Современный мир меняется и посттравматическое стрессовое расстройство сегодня очень актуально среди жертв – морального, бытового, физического и сексуального   насилия,   и   особенно   это   отягощено   категорий   более   слабых   и незащищенных людей – женщин и детей, которые чаще всего и подвергаются   В   последнее   время,   в   данной   категории   чаще   всего такому   насилию. фиксируются более тяжелые виды расстройств психики – тяжелые, затяжные депрессии, комплекс неполноценности, тревожное расстройство и парафрения [5]. 1.2. Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста Относительно «слабым» звеном в обществе являются дети, поскольку у них меньше всего сил, знаний, навыков, ресурсов для выживания и процветания, и они   постоянно   нуждаются   в   пристальном   внимании,   поддержке   и 8 сопровождении.   Дети   более   беззащитны,   чем   взрослые,   перед   лицом происходящих вокруг них преобразований (как на уровне семьи, так и на уровне всей страны), так и перед теми изменениями, которые происходят внутри них самих в силу возрастных кризисов [11]. Для   специалистов   и   родителей   симптоматичным   являются   любые проявления, связанные   с  необычным   поведением, возникшим  после  того,  как ребенок попал в стрессовую ситуацию и его что­то напутало. Иногда от события до  возникновения  травматических  симптомов  проходит  срок  от  недели  до  6 месяцев.  Особо   следует   обращать   внимание   на   компульсивные   (повторяющиеся) действия, часто наблюдаемые в игре или в жизни, раздражительность, внезапные приступы   ярости,   чрезмерную   пугливость,   повторяющиеся   ночные   кошмары, нарушения   сна,   появление   различных   страхов   (темноты,   страх   оставаться одному   дома,   выходить   из   дома   одному,   замкнутого   пространства   и   др.), неспособность сконцентрироваться, рассеянное внимание, трудности в общении со   сверстниками   (появление   излишней   агрессивности   или   застенчивости).   У детей   младшего   дошкольного   возраста   часто   происходит   потеря   ранее приобретенных навыков, регресс на более ранний уровень развития, появление стереотипных движений и тиков [17]. У ребёнка развитие посттравматического стресса проходит 5 фаз: 1) фаза тревоги – немедленная реакция на событие, чаще проявляется в тревожном, ажитированном поведении; 2)   фаза   отрицания   –   здесь   возможно   проявление   таких   симптомов,   как психогенная   амнезия,   нарушения   сна:   прерывистый   сон,   бессонница, двигательная   расторможенность. расстройства;   импульсивность,   психосоматические 9 3)   фаза   навязчивости   –   для   этой   фазы   характерны   повышенная физиологическая и эмоциональная возбудимость, нарушения сна, эмоциональная лабильность; 4) фаза прорабатывания – в ней ребенок может частично или полностью осознать причины случившегося, принять неизбежность потерь; 5) фаза завершения – этап возрождения к жизни. На этом этапе появляется интерес к жизни, способность строить планы на будущее [20]. К   общим   посттравматическим   симптомам,   характерным   для   детского возраста относятся: I. На физиологическом уровне  1.    Различные нарушения    сна,    частые    пробуждения    во    время    сна, вследствие кошмарных снов.  2.    Многие дети жалуются на боли в животе, головные боли, не имеющие физических причин.  3.   Частое мочеиспускание.  4.   Расстройство стула.  5.  Дрожания, тики, подергивания.  6.   Схематизация    —   состояние,    связанное    с    рецидивирующими    и соматическими жалобами длительностью несколько лет. II. На эмоциональном уровне:  Самая общая реакция на пережитый стресс – страх, тревога Со временем у детей могут развиться специфические фобии; расстройство тревожной разлуки, нарушение   характеризуется   выраженной   тревогой,   вследствие   отделения ребенка от привычной заботы о нем, боязнь засыпать в темноте.  Некоторые  дети  часто  испытывают  чувство  вины  за  случившееся,  у  них формируется представление о том, что «плохие вещи случаются с плохими» и они воспринимают волнения и страхи родителей как вызванные собственным 10 поведением. Итак, дети становятся более раздражительными, плаксивыми, у них могут развиться симптомы депрессивного состояния.   III. На   когнитивном уровне:  1.   У   травмированных   детей   ухудшается   концентрация   внимания,   они становятся рассеянными.  2. Нарушается  память, дети  становятся  забывчивыми,   зачастую   дети  не могут вспомнить важную персональную информацию, обычно травматического или стрессового характера.  3. Диссоциативная    фуга      характеризуется    неспособностью    вспомнить прошлое и беспорядком, путаницей, в сочетании с внезапным и неожиданным убеганием из дома.  4.    У травмированных детей появляются мысли о смерти. IV. На поведенческом уровне:  1.   У травмированных детей возможно резкое изменение поведения: они не хотят   расстаться   с   родителями   даже   ненадолго,   некоторые   могут   в   прямом смысле    слова    цепляться    за    родителей    и    нуждаться    в    их    постоянном присутствии, физическом контакте с ними и успокоении.  2.    Многие   дети   временами   возвращаются   к   поведению,   свойственному более младшему возрасту.  3.    Травмированные     дети     становятся     более     упрямыми,     гневными, агрессивными.       Их       поведение       характеризуется       враждебностью       и конфликтностью по отношению к другим.  4.   У травмированных детей обычно отмечается широкий круг проявлений страхового или избегающего поведения – таких, как страхи выходить из дома, оставаться одному или быть в замкнутом пространстве.  5.    Расстройство   реактивной   привязанности   характеризуется   заметным нарушением развития социальных навыков до пятилетнего возраста. 11 В   тяжелых   случаях   эти   симптомы   могут   длиться   в   течение   нескольких месяцев[18]. В тоже время, симптомы могут носить скрытую форму, не проявляясь, но накапливаясь   в   течение   длительного   времени.   Далее   возможна   внезапная манифестация   симптомов   в   стрессовой   ситуации,   в   результате   несчастного случая или (что тоже возможно) неожиданно, без видимых причин. Подобный вариант зачастую осложняет понимание родителями происходящего с ребенком. Травмирующими событиями для детей являлись: смерть родителей или одного из   них,   смерть   братьев   или   сестер,   оперативные   вмешательства,   экстренная госпитализация   с   болезненными   медицинскими   процедурами,   угроза   жизни родителям и собственной (дорожно­транспортные происшествия,   физическое насилие),   несчастные   случаи   (травмы,   нападения   животных),   эмоциональные травмы   отношений   (конфликты   с   родителями,   сверстниками,   учителями,   а также развод родителей) [17]. Незавершенный и психологически непроработанный травматический опыт имеет тенденцию  к возобновлению. Возможно, это объясняется тем, что при наличии   незавершенного   травматического   переживания   ребенок   формирует специфический   паттерн   взаимодействия   с   окружающим   миром   за   счет нарушения   саморегуляции,   что   приводит   к   дезадаптации.   Таким   образом, травмированный   ребенок   не   имеет   позитивного   опыта   разрешения   травмы, чувствует себя крайне незащищенным, и этот внутренний дефицит физических и эмоциональных   сил   является   предпосылкой   повторной   травматизации   при следующем стрессовом событии [17]. Для   детей   дошкольного   возраста   наиболее   типичными   реакциями   на травматический стресс являются проявления  регрессивного поведения (энурез, сосание пальца, страх разлуки с родителями, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков и др.). 12 Итак,   классификация   травмирующих   событий   и   ситуаций   представлена следующим образом: 1. События, связанные с военными действиями. «При длительной разлуке с родителями  во  время  войны  у детей отмечены такие  нарушения,  как депрессия,   неспособность   испытывать   удовольствие,   нарушение социальных контактов» [19; с.61­62]. 2. Стихийные   бедствия   и   катастрофы.  Основными   травмирующими факторами являются те же, что и в ситуации военных действий. Дети могут не говорить о своих переживаниях, связанных со стихийными бедствиями, поэтому необходимо обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как: 1.   Нарушения   сна,   которые   продолжаются   дольше,   чем   несколько   дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать. 2. Страх разлуки с родителями, «цепляющееся» поведение. 3. Страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи и т. п.), связанного с травматическим переживанием. 4. Соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье. 5. Повышенная тревожность, проявляющаяся дома или в школе, связанная со страхами или фрустрирующими обстоятельствами. Катастрофы и стихийные бедствия оказывают травмирующее влияние не только на детей, непосредственно в них участвующих, – дети, «родившиеся у матерей, переживших такие события, отличаются задержками эмоционального и моторного   развития,   меньшим   весом   при   рождении,   нарушениями   сердечной деятельности» [19; с.62]. 3. Террористические   акты.  «По   наблюдениям   исследователей,   на психическое состояние людей наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными  действиями людей. Техногенные 13 катастрофы,   происходящие  по   неосторожности   или   случайному стечению   обстоятельств,   переживаются  менее   тяжело,   но   все   же тяжелее, чем природные катаклизмы» [19; с.63]. 4. Тяжелое   соматическое   заболевание.  Болезнь   влияет   не   только   на физическое состояние ребенка, но и на его эмоциональное состояние. И наоборот, эмоциональное состояние влияет на течение болезни, поэтому необходимо  уделять   внимание   не   только   адекватности   и   качеству медицинского  вмешательства,   но   и   психологическому   состоянию ребенка. Однако   степень   его   проявления   зависит   от   некоторых   условий: особенностей   заболевания,   степени   его   тяжести,   возраста   и   пола   ребенка, особенностей семейной ситуации (отношения между членами семьи, наличие в семье других тяжело больных, смерть членов семьи и т. д.). Дополнительным   травматизирующим   фактором   при   серьезном соматическом заболевании может являться госпитализация [19]. 5. Смерть близкого человека. Впервые страх смерти появляется  у ребенка в возрасте примерно 3 лет, он начинает бояться засыпать, по многу раз спрашивать   у  родителей,  не  умрут  ли   они.  Затем   формируются   три   базовые иллюзии,   позволяющие   избегать   этого   страха.   Первая   иллюзия   —   иллюзия собственного бессмертия («все смертны, но не я»). Разрушение этой иллюзии может полностью поменять восприятие окружающего мира не как уютного и безопасного, а как полного опасностей и неожиданностей. Вторая иллюзия — иллюзия   справедливости.   Разрушение   этой   иллюзии   приводит   либо   к представлению о том, что мир несправедлив и ужасен, либо к построению новых иллюзий   (часто   их   роль   выполняет   религия).   Третья   иллюзия   —   иллюзия простоты устройства окружающего мира: всё делится только на черное и белое. Отдельно   следует   остановиться   на   ситуациях,   когда   ребенок   является свидетелем   причинения   вреда   родственнику   или   близкому   ребенку   человеку 14 (насилие,   убийство,   самоубийство).   Эти   ситуации   являются   наиболее травматичными   для   детей.   Помимо   таких   факторов,   как   непосредственная угроза здоровью или жизни близкого и самого ребенка, важным травмирующим обстоятельством  является  ощущение  ребенком  своей  беспомощности. Детям, перенесшим такую  травму, в большинстве  случаев  свойственно  наличие  всех симптомов ПТСР [19]. Глава 2. Практические  возможности оказания психологической помощи ребёнку дошкольного возраста с посттравматическим стрессовым расстройством 2.1. Методы выявления посттравматического стрессового расстройства у детей Необходимость широкого и детального обсуждения вопросов, связанных с диагностикой   посттравматического   стрессового   расстройства   у   детей, обусловлена рядов причин. Во­первых,   это   практическая   актуальность   и   теоретическая   значимость проблемы,   разработка   которой   в   настоящее   время   весьма   далека   от   своего завершения. Во­вторых,   существующие   методики,   направленные   на   диагностику аналогичного   состояния   у   взрослых   не   вполне   подходят   для   применения   в работе с детьми. В­третьих,   необходимо   учитывать   специфику   психодиагностики травматического   стресса:   первым   этапом   при   ее   проведении   является установление   в   анамнезе   испытуемого   самого   факта   переживания   им травматического   события,   т.е.   уже   на   этом   этапе   происходит   актуализация индивидуального травматического опыта и сопутствующей ему постстрессовой 15 симптоматики. Процесс обследования травматизированных детей предъявляет к психологу   требования,   относящиеся   не   только   непосредственно   к   его компетенции   как   диагноста,   но   и   к   умению   оказывать   «первую психотерапевтическую помощь». Наличие   травматических   переживаний   у   детей   выявляется   посредством следующих диагностических методов:  наблюдение;  индивидуальные беседы с ребёнком и его родителями; проведение   интервью,   заполнение   карты   с   показателями симптомокомплекса ПТСР;  применение психодиагностических методик. При подозрении на наличие посттравматического стрессового расстройства психологу целесообразно тактично и сочувственно расспросить ребенка и его родителей   об   имевших   место   в   прошлом   травмирующих   событиях.   Ребёнок может эмоционально отреагировать. Эта реакция может состоять в нарастающей слезливости,   дополняться   избеганием   контакта   глазами,   возбуждением, проявлениями враждебности. Типичные симптомы при ПТСР, как было указано, включают в себя навязчивые переживания, ночные кошмары (для кошмарных снов   при   ПТСР   характерна   фотографическая   точность   воспроизведения событий),   чувство   отчуждения   (эмоциональная   черствость,   что   связано   с иррациональным страхом перед сильной привязанностью), эмоциональный уход в себя и потерю интереса к жизни [2]. В   психодиагностике   посттравматических   состояний   используются методики, с помощью которых можно выявить у ребенка наличие симптомов переживания психической травмы, страхов:  тесты, направленные на определение уровней личностной и ситуативной тревожности;  тесты,   направленные   на   выявление   изменений   в   эмоционально­ аффективной сфере ребенка; 16  проективные   рисуночные   тесты   для   личностной   диагностики   ребенка («Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др.).   Основная   задача   проективных   рисунков   состоит   в   получении дополнительной   информации   о   состоянии   ребенка   и   выявления труднореализуемых проблем, переживаний [2]. 2.2. Методы психологической коррекции посттравматического стрессового расстройства у детей Психологическая   коррекция   подразумевает   систему   мероприятий, направленных   на   исправление   недостатков   психологического   состояния   или поведения   человека   с   помощью   специальных   средств   психологического воздействия. Психологической   коррекции   подлежат   недостатки,   которые   не   имеют органической   основы   и   не   представляют   собой   такие   устойчивые   качества, которые   формируются   довольно   рано   и   в   дальнейшем   практически   не изменяются [12]. Психологическая коррекция обладает следующими признаками: 1.Дискретность   (означает   влияние   специалиста   на   относительно   независимые конкретные составляющие внутреннего мира человека); 2.   Ориентация   на   возрастные   нормы   (т.е.   ориентация   на   определенный контингент коррекционного воздействия или на использование соответствующих методик). Задача психокоррекции, как правило, формулируется в зависимости от адресата и содержания коррекционной работы. После того, как человек подвергся воздействию травматических событий, его   мысли   и  чувства   могут   быть   болезненными   и   не   совсем   понятными   ему самому, а реакции на обычные ситуации – необычными и пугающими. В связи с 17 этим можно выделить следующие основные принципы психологической помощи при ПТСР: 1.   Принцип   нормализации.   Основной   акцент   делается   на   том,   что нормальный   индивид,   столкнувшись   с   ненормальными   обстоятельствами, переживает   экстраординарные   чувства.   Началом   коррекции   становится обсуждение переживаемых чувств и объяснение их нормальности. Это может помочь пострадавшему понять причины своих симптомов, их динамику и более активно участвовать в процессе терапии. 2.   Принцип   партнерства   и   повышения   достоинства   личности.   Люди, страдающие   ПТСР,   ранимы,   сензитивны,   склонны   к   самообвинению,   чувству бессилия   или   повышенной   агрессивности.   Особенно   это   касается   жертв сексуального   насилия   (необходимо   учитывать,   что   лица   мужского   пола переживают   это   значительно  болезненнее),  тяжких   преступлений,  Мигрантов. Пострадавших   в   местах   своего   прежнего   проживания   от   национальных преследований   и   жертв   тоталитарных   сект.   Подобный   стиль   реагирования   усиливая   ощущение   собственной вызывает   отторжение   окружающих, неадекватности   и   вины,   приводит   к   снижению   самооценки.   Поэтому установление сотрудничества необходимо. 3. Принцип индивидуальности. Каждый человек проходит свой собственный путь восстановления после стресса [2]. Основные подходы к психологической коррекции последствий психической травмы можно разделить на две группы: I. II. Непосредственное вмешательство после травмы.   Отсроченное психокоррекционное вмешательство.  1. Индивидуальная терапия Доверительное отношение с ребенком с целью прогрессивного выявления травматизма, который он надеется забыть, представляет первый этап лечения. Из­за   сдерживаемости   к   «рассказу»   о   том,   что   он   пережил,   нужно   чаще 18 пользоваться техникой экспрессии  в игре, обращаться к рисунку или другой артистической   технике.   Отклоняющееся   осознание   следует   выявлять   и корригировать: например, нужно сделать так, чтобы ребенок выживший один при катастрофе не чувствовал себя виноватым и помочь ему репозиционировать как   жертве.   При   этом   травматизм   включает   и   похороны   близкого   существа, ребенку следует помочь справиться и с этим. 2. Групповая терапия Если   при   травматизме   пострадало   достаточное   количество   детей,   то возможно проведение групповой терапии, так как ребенок может поделиться своими переживаниями  со  своими компаньонами по несчастью: он чувствует понимание с их стороны, так как они пережили такое же. Можно приводить примеры реакций адаптации других детей. Но группы не подходят для всех детей:   некоторые   не   хотят   снова   видеть   других   жертв   и/или   предпочитают индивидуальный подход. 3. Семейная терапия Поддержка   семьи,   когда   это   возможно,   необходима   для   ребенка.   Так, чтобы защитить его, некоторые родители отрицают его скорбь, переживания: «не нужно об этом думать», «нужно сменить мысли». У ребенка как бы отнимается право выражать свои страдания. Поэтому психолог, с одной стороны, помогает семейному   окружению   вступать   в   контакт   при   травматизме,   с   другой   же стороны,   восстанавливает   атмосферу   безопасности,   не   отрицая   страхов   и опасений ребенка. Программы психокоррекционной помощи в основном направлены на: ­ коррекцию образа «Я»; ­ достижение объективности собственной оценки; ­ реабилитацию «Я» в собственных глазах и достижение уверенности в себе; ­ коррекцию системы ценностей, потребностей и их иерархии; ­ приведение   притязаний   в   соответствие   со   своими   психофизическими возможностями; 19 ­ коррекцию   отношения   к   другим;   достижение   способности   к   эмпатии   и пониманию переживаемых другими эмоциональных состояний и их интересов; ­ приобретение   навыков   равноправного   общения,   способности   к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; ­ коррекцию неадекватного образа жизни и подавленности [2]. В литературе описаны две основные группы методов:  1.   Методы,   направленные   на   усиление   регулирующих   функций   психики,   улучшение   психической развитие   эмоционального   самоконтроля, саморегуляции. 2.   Методы,   направленные   на   нормативно­ценностную   коррекцию, объектами которой выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным, системным принципам, целям, задачам деятельности [8]. Методы   психологической   коррекции   направлены   на   поиск   норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности   быстро более   гибко   реагировать   на   любую   жизненную   ситуацию, перестраиваться   в   различных   условиях   окружающего   мира,   в   различных группах,   иными   словами,   психокоррекция   направлена   на   формирование социального приспособления. Методы   психологической   коррекции   представляют   собой   комплекс целенаправленных мероприятий по воздействию на психику человека, которые осуществляются   с   целью   оптимизации   их   функциональных   состояний   и повышения деятельности профессиональной     эффективности   (работоспособности).  Используемые   методы   психокоррекции   людям,   пережившим психотравмирующее событие, зависят от времени, прошедшего с момента начала действия травматического события, от реакции человека на него (которая, в свою   очередь,   зависит   от   ряда   объективных   и   субъективных   факторов),   от ситуации, развивающейся после события, от компетенции и профессиональных приоритетов самого специалиста и от организационных моментов. 20 Миллер   Л.В.   классифицирует   психокоррекционные   методы   по   времени, прошедшего с момента травматического события (Таблица 1) [10]. Классификация методов психокоррекции ПТСР Таблица 1 Во   время   события   и   в   ближайшее время после него ­ Экстренная «допсихологическая» помощь; ­ Психологическое сопровождение; поддержка; ­ Направление   эмоциональная   (ведение), Информирование; Психологическое   вмешательство управление; ­ ­ (интервенция); ­ Выявление   негативных социально­психологических механизмов   (психическое   заражение, паника,   слухи)   и   управление   ими (нейтрализация); ­ ­ Психологический дебрифинг; Психическая   регуляция   и   может саморегуляция   использоваться   также   до   и   после (ПСР) ­   деятельности   условиях. в   экстремальных На   отдаленных   этапах   (работа   с травмой) Классические   методы   и   на   основе синтеза классических: Когнитивно­бихевиоральная ­ терапия; ­ ­ ­ ­ Психодинамическая терапия; Игровая психотерапия; Арттерапия; Использование   метафор, Телесно­ориентрованная историй, сказок; ­ терапия; ­ ­ ­ Гештальт­терапия; Психодрама; Кататимно­имагинативный подходили   кататимное   переживание образов, символдрама; ­ Терапия внушением (гипноз и его Гуманистически­ варианты,­ используется врачами); ­ экзистенциальная психотерапия; ­ и другие. Нейро­лингвистический подход; Приемы и технологии психокоррекционной работы: 1.   Приёмы   экстренной   «допсихологической»   помощи   (включая самопомощь) разработаны специалистами МЧС России и описаны в литературе для следующих состояний: 21 ­ страха, ­ тревоги, ­ плача, ­ чувства вины или стыда, ­ гнева, ­ неконтролируемой нервной дрожи, ­ двигательного возбуждения, ­ апатии, ­ истерика [14]. 2. Психологическое сопровождение – эмоциональная поддержка человека, пережившего   психотравмирующее   событие,   представляет   один   из   основных видов психокоррекционной помощи в сложный для человека период, когда боль от   пережитого   становится   непереносимой.   Сопровождающий   специалист временно   находится   рядом   с   пострадавшим,   обеспечивает   ему   безопасность, необходимую   и   достаточную   поддержку   личности   в   трудной   жизненной ситуации [12].  В данном случае оказывается воздействие в большей степени на эмоциональную   сферу,   благодаря   чему   восстанавливаются   когнитивные процессы, и происходит регуляция поведения. 3. Ведение и информирование: специалист, находясь рядом с человеком, подвергшимся   травматическим   переживаниям,   в   короткий   период   времени обязан оценить ситуацию, предвосхитить последствия принимаемых человеком решений, действий (осуществить текущий и опережающий контроль), так как в этой ситуации внезапное психотравмирующее событие вызывает изменения на   что когнитивном,   поведенческом   уровне   индивида,   эмоциональном, усугубляется   дефицитом   времени,   недостатком   или   противоречивостью информации,   осложняя   человеку   возможность   принять   разумное   решение. Целью ведения  и информирования   становится  – в  короткий  период  времени помочь   человеку   предпринять   своевременные   адекватные   действия.   Ведение 22   на   поведенческий   компонент, оказывает   воздействие, информирование – на когнитивный (предоставление необходимой и достаточной   в   основном, значимой информации). Поведение клиента при данном виде помощи, на данном этапе   времени   может   быть   ближе   к   автоматическому.   Далее,   с   течением времени,   в   связи   получением   необходимой   информацией   и   помощью, результативностью действий, приходит ощущение совладания с возникающими задачами, нормализация эмоционального состояния, поведение становится более целенаправленным, осознанным, адаптивным (соответствующим ситуации). 4. Психологическое вмешательство (интервенция) направлено в основном на коррекцию состояния, и, в результате – поведения. Кризисные ситуации часто требуют от человека срочного решения вновь поступивших проблем (внезапных или   затянувшихся   настолько,   что   привели   к   кризису)   при   отсутствии   сил   и ресурсов   для   совладания   с   трудной   жизненной   ситуацией.   Психологическое вмешательство   (в   случае   необходимости,   экстренно)   можно   осуществить, используя методы, приемы, техники из психотерапевтических подходов. 5. Кризисное вмешательство – определяется как экстренная и неотложная психологическая   помощь,   направленная   на   возвращение   пострадавшего   к адаптивному   уровню   функционирования,   снижение   негативного   воздействия травматического   события,   предотвращение   психопатологии   [15].   Кризисная интервенция   направлена   на   работу   над   проблемой,   нахождение   клиентом желательного   и   адекватного   для   себя   варианта   исхода   кризисной   ситуации. Решение   многих  проблем   нельзя  решить  быстро,  требуется   время,  в  течение которого важно выбрать направление действий и начать их осуществлять. 6. Психологический дебрифинг ­ групповая форма работы, направленная на отреагирование,   переработку   и   минимизацию   последствий   чрезвычайных   и экстремальных   ситуаций.   Дебрифинг   желательно   проводить   через   24­72   часа после   травматического   события.   Во   время   обсуждения   со   специалистом происходит осознание, эмоциональное отреагирование, а также трансформация 23 происшедших событий в жизненный опыт. Во время совместного обсуждения образуется «общий фонд памяти», из которого каждый черпает недостающую информацию. Чувства, высказанные одним членом группы, находят отражение у других,   пробуждают   новые,   объединяя   и   сплачивая   группу,   что   дает возможность   лучшего   понимания   трагических   событий, отреагирования, принятия своих чувств, совладания с ситуацией.   осознания, 7.   Психическая   регуляция   и   саморегуляция   (ПСР).   В   экстремальных, психотравмирующих ситуациях резко повышается уровень тревоги, возникает мышечное напряжение, которое вызывает болевые ощущения в различных частях тела, нарушение дыхания. Тревога сигнализирует о нарушении баланса между индивидом   и   средой   и   служит   началом   адаптационного   процесса.   Но   в экстремальных   и   чрезвычайных   ситуациях   нарастающая   тревога   может   быть настолько сильно выражена, что блокирует познавательные процессы, процессы принятия   решения,   контроля   своего   поведения,   провоцируя   эмоциональные нарушения и неадекватность в поведении человека. Происходят изменения и на психофизиологическом уровне. В этом случае могут быть эффективны методы ауторегуляции, направленные на снижение напряженности, тревоги. ПСР представляет собой процесс самоуправления, воздействия субъекта на свое функциональное состояние и поведение [4]. Исследователи утверждают, что ПСР является эффективным методом для: а) снижения чрезмерно выраженной нервно­психической напряженности и эмоциональных переживаний в связи с развитием стресса; б)   ускорения   процесса   восстановления   функционального   состояния   при выраженной   психоневротической   симптоматике   (нарушение   сна,   высокий уровень тревожности и эмоционального возбуждения, депрессивное состояние и др.); в)   повышения   эмоциональной   и   психофизиологической   устойчивости организма и психики к воздействию стресс­факторов; 24 г)   развития   физиологических,   личностных,   поведенческих   ресурсов человека; д) формирования функциональной готовности к адекватному реагированию на   экстремальные   условия   среды   и   чувства   уверенности   в   успешном преодолении стресса. В литературе описаны следующие приемы ПСР [4]. 1) формирование начальных навыков самоконтроля, управление мышечным тонусом и ритмом дыхания, самоконтроль, регуляция внимания и т.д.; 2) аутогенная тренировка (приемы самовнушения для достижения глубоких степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий); 3) медитация; 4) десенсибилизация (снижение крайней степени тревоги и специфических страхов (фобий); 5)   когнитивное   реструктурирование   (изменение   способов   мышления   для повышения самооценки, самоутверждения); 6)   метод   биологической   обратной   связи   (регуляции   функционального состояния   путем   контроля   и   самоуправления   его   физиологическими   и психофизиологическими параметрами. Исследования в области проведения психокоррекционной работы с ПТСР свидетельствуют, что система психокоррекционных мер в данном случае должна быть комплексной, дифференцированной и этапной в расчете на конкретного человека,   в   нашем   случае   на   ребенка­дошкольника,   с   его   индивидуальной жизненной историей[3]. 2.3. Общие рекомендации по преодолению последствий психологической травмы у детей В   настоящее   время   не   существует   единой   точки   зрения   на   проблему преодоления последствий психической травмы. Безусловно, оно должно быть 25   Необходимо   создание   обстановки индивидуальным   и   комплексным. безопасности.   Прогноз   зависит   от   выраженности   травмы   и   уровня   развития личности к моменту нанесения травмы. Те дети, которые сумели найти цель в жизни,   которые   считают,   что   человек   способен   контролировать   свою   жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в действии, успешно преодолевают тяжелые последствия травмы. Изменяют состояние ребенка и стереотипы его поведения такие ситуации, в которых он глубоко переживает  происходящее: ситуации, где он является не наблюдателем, а активным участником. Эффекты травматического опыта быстро минимизируются, когда у ребенка дома и в детском коллективе образуются позитивные стабильные отношения. В иных же условиях травмированная личность испытывает и сообщает о чувстве полного одиночества как во время, так и после травматического события. При осуществлении социальной поддержки особенно важно создавать такие ситуации,   которые   стимулировали   бы   травмированного   ребенка   говорить   о своих   переживаниях.  Если   же  травматическое   событие  произошло   с  группой людей, то рекомендуется обсудить его вместе с этой же группой. Обсуждение события   должно   осуществляться   в   соответствии   с   заданными   правилами, которые обеспечивают травмированному человеку безопасную ситуацию, в этом случае   он   сможет   проявить   свои   чувства   и   получить   психологическую поддержку со стороны других членов группы. Важно помнить, что посттравматический стресс – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства [2]. Чем   больше   времени   прошло   с   момента   получения   травмы,   тем   более высокий   уровень   квалификации   требуется   при   оказании   психологической помощи,   из­за   того,   что   посттравматический   стресс   все   более   оказывается включенным и связан с другими психологическими проблемами. 26 Такие состояния чрезвычайно тягостны, так как со временем неприятные воспоминания приобретают все большую назойливость, и ребенку все больше сил требуется, чтобы защитить свое сознание от них. Как правило, возникновение таких состояний связано с применением одной из неправильных стратегий преодоления: 1. Попытка отвлечься или думать о другом. Через некоторое время после применения   этого   способа   ребенку   начинают   напоминать   о   нежелательных впечатлениях   даже   те   ситуации,   которые,   на   первый   взгляд,   совершенно   не связаны   с   самим   происшествием.   Ассоциативный   процесс   становится фиксированным на травматических переживаниях. И о чем бы он старался не думать,   его   ассоциации   все   равно   приводят   к   тому,   чего   он   так   стремится избежать. 2. Использование своего тела как средства саморегуляции. Это может быть мышечное напряжение всего тела или его частей, сжимание век, губ, зубов и т.п., причиненная   себе   боль.   Этот   способ   также   на   короткое   время   позволяет избавиться от неприятных впечатлений, но вскоре они возникают вновь. 3. Достижение тем или иным способом состояния транса, когда становится все безразлично. Гипноидных состояний достигают, например, считая верблюдов перед сном или проговаривая про себя ритмические считалки, или ритмически покачиваясь либо же за счет избыточной фокусированности на каком – либо предмете и сверхвовлеченности в выполнение каких­нибудь дел. Все  эти  способы   позволяют  лишь  на  какое­то  время  защитить   сознание. Однако они не решают проблемы и даже через некоторое время приводят к ухудшению   состояния   и   самочувствия,   хотя   и   направлены   на   избегание нежелательных впечатлений [2]. 27 Заключение Посттравматическое   стрессовое   расстройство   –   это   тревожное   вызванное   воздействием   травматического   события. расстройство, Травматическим   событиям   подвержена   значительная   часть   населения   нашей планеты,   многие   из   них   могут   быть   опасными   для   жизни.   Травматические события включают террористические акты, транспортные аварии, акты насилия, сексуальные   нападения,   болезнь   близкого   человека   и   многое   другое. Переживание такой ситуации или наблюдение за ней со стороны вызывает во многих из нас чувства страха, беспомощности, а иногда и гнева на весь мир за то, что он так опасен и непредсказуем. Дети  подвержены воздействию разнообразных травмирующих событий, и у каждого   ребенка  своя   особенная  реакция  на   травму.  Проявления   и  развитие ПТСР у детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми, которым был   поставлен   аналогичный   диагноз.   Это   связано   в   первую   очередь   с особенностями   детской   психики.   Так,   дети   не   всегда   могут   связать   свои травматические   проявления   с   фактом   психологической   травмы,   что   крайне важно при проработке травмы. Диагностика   посттравматических   стрессовых   расстройств   в   настоящее время   осуществляется   как   с   использованием   специализированных стандартизированных   тестов,   так   и   с   помощью   дополнительных   методик 28 исследования. Большинство указанных диагностических средств апробировано и стандартизировано   на   взрослых,   в   то   же   время   психологического инструментария, предназначенного для детей, явно недостаточно. В   настоящее   время   не   существует   единой   точки   зрения   на   проблему преодоления последствий психической травмы. Безусловно, оно должно быть индивидуальным и комплексным.  Эффективная работа с травмой возможна при комплексном подходе, который требует объединения в себе методов и способов работы, созданных рамках различных психотерапевтических подходов. Прогноз зависит   от   выраженности   травмы   и   уровня   развития   личности   к   моменту нанесения травмы.  Важно помнить, что посттравматический стресс – это нормальная реакция на ненормативные обстоятельства, что  обязательно  требует  соответствующей коррекции. 29 Список литературы 1. Арт– терапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – Москва.: Когито­Центр, 2006. – 336с. 2.   Бадьина   Н.П.   Психологическая   помощь   ребенку,   пережившему психическую   травму:   методические   рекомендации   для   педагогов­психологов ОУ / Н.П. Бадьина. – Курган, 2005. ­ 63 с. 3.  Библиофонд.ру   Электронная   библиотека   студента   [Электронный ресурс]:  Посттравматические стрессовые расстройства. ­ Электрон. текстовые дан.   ­   Режим   доступа:   http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=794591   (дата обращения: 20.11.2016).  4.   Бодров   В.А.   Психологический   стресс:   развитие   и   преодоление  /   В.А. Бодров. – Москва.: ПЕР СЭ, 2006. – 527с. 5.  Всё   о   стрессе   [Электронный   ресурс]:     Психологические   причины посттравматического  стрессового  расстройства. ­  Электрон.  текстовые  дан. ­ Режим   доступа: rasstrojstvo.html (дата обращения: 04.11.2016).    http://vseostresse.ru/stress/posttravmaticheskoe­stressovoe­ 6. Гулина М. А. Словарь– справочник по социальной работе / М. А. Гулина. – Санкт Петербург.: Питер,  2008. – 31 с. 30 7. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / А. Лазарус. Санкт Петербург.: Речь, 2001. ­ 256 с. 8. Малкина – Пых И.Г. Виктимология: психология поведения жертвы / И.Г. Малкина­Пых. – Москва.: ЭКСМО,  2010. – 864 с. 9.  Мещерякова Б.Г.,  Зинченко   В.П.  Большой   психологический   словарь  / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. ­ Москва.: Прайм­ЕВРОЗНАК.. 2003. –  672 с.    10.  Миллер   Л.В.   Модель   экстренной   психологической   помощи [Электронный ресурс] / Л.В. Миллер //   Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. –  2011. –  – №   1. http://psyjournals.ru/cepp/issue/45300_full.shtml (дата обращения: 29.11.2016).     версия   печ.    Электрон.   публ.  –    Режим   доступа: 11.   Наконечная   Т.Н.   Практическое   руководство   по   программам профилактики   жестокого   обращения   с   детьми: методическое   пособие   / Т.Н. Наконечная. ­ Ростов н Дону.: ГБОУ ДПО РО РИПК ППРО, 2013. - 280с. 12. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. –  Москва.: сфера, 2002. – 510 с. 13.   Осухова   Н.Г.   Психологическая   помощь   в   трудных   и   экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г. Осухова. ­ 2­ еизд., испр. ­ Москва.: Издательский центр «Академия», 2007. ­ 288 с. 14. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие для студентов высш.   учеб.   заведений   /   Под   общ.   ред.   Ю.С.   Шойгу.   ­   Москва.:   Смысл, Академия, 2009. – 319с. 15. Пушкарев А. Л. ПТСР –  диагностика и лечение / А. Л. Пушкарев, В. А. Доморацкий, Е. Г. Гордеева. – Москва.: Изд­во Ин­та психотерапии, 2002. ­128с. 16. СОГБУ «Центр психолого­медико­социального сопровождения детей и семей»   [Электронный   ресурс]:     Метод   песочной   терапии   в   психологическом консультировании.   ­   Электрон.   текстовые   дан.   ­   Режим   доступа:   http://cpms­ 31 smol.ru/spec­mp/371­metod­pesochnoj­terapii­v­psikhologicheskom­konsultirovanii (дата обращения: 20.11.2016).  17.  Социальная   сеть   работников   образования   nsportal.ru   [Электронный ресурс]:     Пляскина   Е.П. Психологические   травмы   у   детей.   ­   Электрон. текстовые   дан.   ­   Режим   доступа:   http://nsportal.ru/detskiy­sad/materialy­dlya­ обращения: roditeley/2014/04/30/psikhologicheskie­travmy­u­detey (дата     12.10.2016).  18. Страна   мам   [Электронный   ресурс]:     Как   распознать   у   ребёнка посттравматическую  реакцию?. ­ Электрон. текстовые  дан. ­ Режим доступа: http://www.stranamam.ru/post/9012653/ (дата обращения: 04.11.2016).  19. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. ­  Санкт Петербург: Питер, 2001. – 255с. 20.   Тарабрина   Н.В.   Психология   посттравматического   стресса   /   Н.В. Тарабрина. – Москва.: Издательство: Институт психологии РАН, 2009 г. – 22с. 21.   Холмогорова   А.Б.,   Гаранян   Н.Г.   Когнитивно­бихевиоральная психотерапия   /   под   ред.   А.   М.   Боковикова   //   Основные   направления современной психотерапии: Учебное пособие. М: Когито­Центр, 2000. С. 224­ 267 22.   rlsnet.ru   Энциклопедия   лекарств   и   товаров   аптечного   ассортимента [Электронный ресурс]:   Международная классификация болезней (МКБ­10). ­ Электрон.   текстовые   дан.   ­   Режим   доступа:   http://www.rlsnet.ru/mkb_tree.htm (дата обращения: 12.10.2016). 23. Studfiles [Электронный ресурс]:  Экстренная психолого­педагогическая помощь   детям   и   подросткам.   ­   Электрон.   текстовые   дан.   ­   Режим   доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6354173/page:60/ (дата обращения: 20.11.2016). 24.  www.psystatus.ru   [Электронный   ресурс]:   Модель   экстренной психологической  помощи (по  горячим  следам). ­ Электрон. текстовые   дан. ­ 32 Режим   доступа:   http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?p=11232   (дата обращения: 30.11.2016).

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста

Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018