Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Оценка 5

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников

Оценка 5
Семинары
doc
психологическая работа +1
Детсад
09.03.2018
Взаимодействие  педагогов  с родителями  воспитанников
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся - без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Ориентированность дошкольного учреждения на развитие педагоги-ческой культуры конкретной семьи повышает требования к уровню знаний пе¬дагога об особенностях возрастного разви¬тия ребенка, о методах воспитания и обучения.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.doc
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников Семья ­ одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись ­ и не обходятся ­ без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и ДОУ ­ два важных института социализации детей. Их   воспитательные   функции   различны,   но   для   всестороннего   развития ребенка требуется их взаимодействие. Ориентированность   дошкольного   учреждения   на   развитие   педагоги­ ческой культуры конкретной семьи повышает требования к уровню знаний пе­ дагога об особенностях возрастного развития ребенка, о методах воспитания и обучения. Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагог должен обогащать их такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо этого образование родителей заключается в формировании у них элементов педагогической   рефлексии,   т.е.   умения   самокритично   оценивать   себя   как воспитателей,   посмотреть   на   ситуацию   глазами   ребенка.   Девиз   работы   с родителями: «От сосуществования ­ к сотрудничеству и партнерству». Причины, препятствующие продуктивному взаимодействию  ДОУ с семьей 1.   Низкий   уровень   социально­психологической   культуры участников взаимодействия ­ родителей и воспитателей. 2.   Непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом. 3.   Непонимание   воспитателями   того,   что   в   определении содержания,   форм   и   методов   работы   ДОУ   с   семьей   именно   родители выступают социальными заказчиками. 4.   Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни   и   деятельности   детей   в   ДОУ,   а   воспитателей   ­   об   условиях   и особенностях семейного воспитания. 5.   Отношение   педагогов   ДОУ   к   родителям   не   как   к   субъектам воспитательной деятельности, а как к ее объектам. 6.   Стереотипная   установка   многих   педагогов:   родителям необходимо передавать не «житейские», а научные психолого­педагогические знания о ребенке и его воспитании. 7.   Несформированность   у   родителей   педагогической   рефлексии, т.е.   неумение   анализировать   собственную   воспитательную   деятельность, находить причины своих ошибок. Принципы взаимодействия ДОУ и семьи 1.   Доверительность   отношений  ­   этот   принцип   предполагает обеспечение   веры   родителей   в   профессиональную   компетентность   и тактичность   педагога,   его   умение   понять   и   помочь   решить   проблемы семейного воспитания. 2.  Личностная заинтересованность родителей ­ родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить   общение   и   совместную   деятельность   с   ребенком,   сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической. 3.   Эмансипация  ­   освобождение   родителей   от   стереотипных взглядов,   установок   на   воспитание   ребенка   как   несмышленого   малыша; пробуждение их желания познать самих себя. 4.   Утверждение   самоценности   родителей  ­  только  уважающие себя   родители   могут   воспитать   здоровую   и   свободную  личность  (принцип предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность максимально   плодотворно   проявить   свои   положительные   качества   и способности;   предельное   уважение   к   каждому   родителю,   признание   его индивидуальности   и   неповторимости;   отказ   от   судейской   позиции   по отношению к родителям, оказание им поддержки). Формы взаимодействия ДОУ и семьи 1. Коллективная  (родительские   собрания,   дни   открытых   дверей, занятия   тренингового   характера,   мастер­классы,   семинары­практикумы, ролевые   игры,   круглые   столы,   конференции,   конкурсы,   семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.). 2. Индивидуальная  (консультации, «Почтовый ящик» ­ банк вопросов о   проблемах   детского   развития,   телефон   доверия,   анализ   педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ и др.). 3. Наглядно­информационная  (выставки детских работ, музыкально­ поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал, «Окно» ­ короткие новости», и др.). Стратегии межличностного взаимодействия В   психологии   и   социологии  межличностное   взаимодействие рассматривается   в   широком   и   узком   смысле.  В   широком   смысле  это случайный   или   преднамеренный,   частный   или   публичный,   длительный   или кратковременный, вербальный  или  невербальный  личный  контакт  двух  или более человек,  влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений   и   установок.  В   узком   смысле  ­   система   взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при   которой   поведение   каждого   из   участников   выступает   одновременно   и стимулом, и реакцией на поведение остальных. В   совместной   деятельности   обычно   выделяют  шесть   стратегий  Рассмотрим   их   относительно межличностных   взаимодействий. взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников. 1. Сотрудничество,  или  активная  помощь  друг  другу  в  достижении результата,   которая   может   осуществляться   одновременно   или последовательно   для   взаимодействующих   сторон.   Позитивное   взаимо­ действие основано на доверительных отношениях педагога и родителей. Как   правило,   педагог   является   инициатором   взаимодействия   с родителями. Он открыт к контактам, приветлив, эмоционально положительно настроен, старается найти подход к каждой семье. И есть немногочисленная категория родителей, которые не только настроены на позитивное общение, но и готовы подключиться ­ на уровне конкретных активных действий ­ к организации педагогического процесса: быть членом родительского комитета, выступить   на   родительском   собрании,   безвозмездно   оказать   психолого­ педагогические,   юридические,   экономические   услуги,   касающиеся   дея­ тельности ДОУ, организовать экскурсию для детей, участвовать в подготовке праздничных   мероприятий,   ремонтных   работах.   Такие   родители   ­   опора педагогу,   который,   благодаря   их   помощи   и   поддержке,   чувствует   себя защищенным, компетентным. Чем больше таких родителей, тем у педагога больше сил и желания работать творчески и достигать высоких результатов в развитии   детей.   Многие   из   таких   родителей   не   эпизодически,   а систематически оказывают посильную помощь педагогу в работе с детьми и участвуют в мероприятиях, проводимых в ДОУ для родителей и детей. 2. Одностороннее приятие:  активные действия одной стороны и их включения   в стороной   без активного   приятие процесс общей деятельности.   другой     Педагог, как и в предыдущем случае, старается найти подход к каждой семье,   всячески   пытается   вовлечь   родителей   воспитанников   в   совместную деятельность   и   видеть   в   их   лице   заинтересованных   участников   пе­ дагогического процесса. Родители, в свою очередь, понимают и принимают позицию педагога, так как им далеко не безразличны жизнь детского сада, обустройство детской группы, территории ДОУ, организация праздничных, спортивных мероприятий, экскурсий и т.п. Они доверяют педагогу, признают его педагогическую компетентность, проявляют интерес к общению (причем не только на педагогические темы), выражают благодарность за воспитание их детей,   поздравляют   с   праздниками,   т.е.   отношения   педагога   с   родителями находятся между деловыми и дружескими и приятны обеим сторонам. Все хорошо, но есть одно «но». Родители по тем или иным причинам не готовы участвовать в организации конкретных дел либо подключаются эпизодически. Такая позиция родителей обычно огорчает педагога, так как бывают дела, когда без их помощи не обойтись. 3. Уклонение   от   взаимодействия:  обе   стороны   избегают   ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности. Педагог старается не привлекать внимания к своей работе, не желает делиться   своими   профессиональными   трудностями,   так   как   опасается критики со стороны коллег и претензий со стороны родителей. Другими сло­ вами, педагог чувствует недостаточность своих профессиональных знаний и умений.   Он   комфортно   ощущает   себя   только   среди   детей.   С   родителями воспитанников педагог держит дистанцию, не всегда делится информацией об их детях, боясь, что родители не согласятся, начнут возражать, а педагог не сумеет убедительно аргументировать свое мнение. Родители   постоянно   заняты   служебными   делами   и   поэтому перепоручают своих детей профессионалам: «Вы воспитатели, вот и учите, развивайте ребенка ­ это ваша работа. Нам легче оказать спонсорскую помощь детскому саду, чем участвовать в мероприятиях, ходить на собрания и т.д.». Родители не предъявляют претензий, особо не вникают в жизнь детского сада, что,  в   свою   очередь,  бывает   удобно   не   только   неопытному   педагогу   но   и педагогу со стажем. 4. Одностороннее   противодействие:  одна   из   сторон   не   только   не   но   и   достаточно   активно содействует   достижению   цели, препятствует этому в явной или завуалированной форме. Педагог   занимает   активную   позицию,   делает   выводы   о   ребенке   на основе   не   случайных,  а  повторяющихся   особенностей   поведения,  искренне заинтересован   в   достижении   результатов   обучения   и   воспитания,   поэтому стремится наладить контакт с родителями с целью выполнения методических ре  рекомендаций, соблюдения одной линии воспитания в ДОУ  и семье. А родители   не   признают   авторитет   педагога,   не   считаются   с   результатами тестирований   и   обследований,   заявляя:   «Тесты   у   вас   неправильные,   вы ошибаетесь! У нас никаких проблем нет!». Чем моложе педагог, чем ниже его авторитет в глазах  родителей,  тем больше вероятность  противостояния  со стороны мам и пап, считающих себя более опытными и «точно знающими, как надо воспитывать». 5. Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении   цели   деятельности   (выраженная   конфликтная   форма взаимодействия). Модель   поведения   педагога   и   родителей   аналогична   предыдущей модели.   Однако   если   стратегия   одностороннего   противодействия предполагает терпеливое, тактичное отношение педагогов к высказываниям родителей, то, выбирая стратегию противоборства, педагоги не уступают, а стараются   доказать   родителям   свою   правоту,   тем   самым   провоцируя конфликт. Родители не сдаются, они все чаще начинают критиковать действия воспитателей,   иногда   угрожая,   что   «будут   разбираться   в   вышестоящих инстанциях»,   хотя   все   недопонимания   можно   устранить   в   режиме конструктивного общения с работниками ДОУ. Психологическая борьба двух взрослых людей преследует цель доказать свое превосходство и длится до тех пор,   пока   кто­то   не   уступит   либо   не   предложит   компромиссный   вариант решения проблемы. 6. Компромиссное   взаимодействие:  стороны   в   зависимости   от ситуации   склонны   взаимодействовать   то   в   форме   сотрудничества, то   в   форме   противоборства.   Они   признают   различия   во   мнениях   и   после дискуссии   по   возникшему   вопросу,   предложения   и   анализа   альтернатив приходят   к   взаимовыгодному   варианту   решения   проблемы, удовлетворяющему интересы обеих сторон. При этом и педагог, и родители подчеркивают   значимость  решаемой  проблемы,  готовность  выслушать   друг друга, демонстрируют умение конструктивно вести переговоры. Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи 1. Проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ. 2. Повышение  активности родителей  на уровне не только общения  с педагогом, но и конкретной помощи  и участия  в праздничных, спортивных мероприятиях, ремонтных работах и других видах деятельности ДОУ. 3. Увеличение   количества   посещений   родителями   педагогических 4. Возникновение   дискуссий   между   участниками   педагогического 5. Увеличение   количества   вопросов   родителей   к   педагогам   и мероприятий просветительского характера. процесса. усложнение их содержания. 6. Повышение   авторитета   педагога   и   других   работников   ДОУ, возникновение   доверительных   отношений   между   родителями   и воспитателями. 7.   Снижение   количества   претензий   и   агрессивности   родителей   и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций. 8.   Солидарность   и   оптимизм   родителей;   ощущение   ими   своей ответственности,   защищенности   через   осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.   взаимопонимания, Памятка «Правила конструктивного взаимодействия педагогов с родителями» Если   перед   педагогом   стоит   задача   привлечь   родителей   к сотрудничеству,   активному   участию   в   педагогическом   процессе   ДОУ,   то целесообразно придерживаться таких правил: 1.   Говорите с родителями только о том, судить о чем вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте. 2.   Планируя   серьезный   разговор   с  родителями,  не   начинайте   его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти   в   группу   и   обязательно   усадите   за   стол.   Тогда   ваши   слова   будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно. 3.  Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой. извините, можно с вами поговорить?». «Вы не уделите мне пять минут?». «Не знаю, может быть, я не совсем права, но все­таки.    А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете...», «Вы не правы...», «Вы должны...», лучше вообще не употреблять в общении с родителями. 1.  Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать.   Если   все­таки   сравнивать,   то   только   с   эталоном,   нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях   и   проблемах   развития   своего   ребенка;   если   в   первые   10­15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного о своем ребенке не услышит, он постарается закончить разговор. 4.   Научитесь   говорить   строго   по   делу,   приводить   конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов ее решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идет к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашел, важно, с чем вышел. 5.   Есть   категория   «любопытных»   родителей,   которые   любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать свою компетентность, либо действительно найти ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», где   предложить   родителям   написать   насущные   проблемы   воспитания   и развития детей, общения с ними, организации режимных моментов и разных видов деятельности. Вопросы, как правило, во всех семьях похожие. Но одни родители не знают, как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других. Сначала интерес к этому журналу будет на эмоциональном уровне, затем на рациональном, а потом родителям захочется живого общения. 6.   Самый   верный   способ   настроить   родителей   против   себя   ­ показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите:   блеснуть   своими   знаниями   или   помочь   ребенку?   Не   старайтесь демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные психолого­педагогические   термины.   Родитель   будет   вам   благодарен   за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации. 7.   Создавайте   общественное   мнение   с   помощью         родителей­ единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами. 8.   Не  ставьте  задачу  завоевать   авторитет  у  всех  без  исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия. 10.   Известно:   не   всегда   количественный   подход   означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в меро­ приятиях, проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, то «загнать его в воду» сложно, но все­таки можно. Вот только нужно ли? Вряд ли он получит от этого удовольствие. 11.   К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими. 12.  Стенд или книжка­раскладушка с материалами, подготовленными и   обсужденными   на   родительских   собраниях,   круглых   столах,   семинарах­ практикумах   и   конференциях,   должны   быть   доступны   родителям,   их целесообразно размещать в детской раздевалке, ярко оформлять и печатать крупным шрифтом, четко структурируя содержание. Там же можно вывесить для   родителей   лист   отзывов   и   предложений.   Чем   интереснее   подобран материал и чем больше положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно   занятых»   родителей   возникает   желание   прийти   на   следующее мероприятие. 13.  Создайте библиотеку для родителей. Поместите в нее не только методические   пособия,   но   и   все,   что   расположено   на   стенде. Заинтересованные   родители   захотят   не   только   прочитать,   но   и   сделать ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на каждый месяц.   Это   обеспечит   не   только   доступность   информации,   но   и   ее практическое применение.  14.   Посещение   родителями   различных   мероприятий   для   детей (познавательных, праздничных и спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения   к   мероприятиям   просветительской   направленности.   Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников

Взаимодействие  педагогов  с родителями  воспитанников

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников

Взаимодействие  педагогов  с родителями  воспитанников

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников

Взаимодействие  педагогов  с родителями  воспитанников

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников

Взаимодействие  педагогов  с родителями  воспитанников

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников

Взаимодействие  педагогов  с родителями  воспитанников

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников

Взаимодействие  педагогов  с родителями  воспитанников

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников

Взаимодействие  педагогов  с родителями  воспитанников

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников

Взаимодействие  педагогов  с родителями  воспитанников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018