Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Оценка 5
Семинары
doc
психологическая работа +1
Детсад
09.03.2018
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся - без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Ориентированность дошкольного учреждения на развитие педагоги-ческой культуры конкретной семьи повышает требования к уровню знаний пе¬дагога об особенностях возрастного разви¬тия ребенка, о методах воспитания и обучения.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.doc
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Семья одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю
историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не
обошлись и не обходятся без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении
заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается
каждый человек. Семья и ДОУ два важных института социализации детей.
Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития
ребенка требуется их взаимодействие.
Ориентированность дошкольного учреждения на развитие педагоги
ческой культуры конкретной семьи повышает требования к уровню знаний пе
дагога об особенностях возрастного развития ребенка, о методах воспитания
и обучения. Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагог
должен обогащать их такими знаниями, которые они смогут использовать как
руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо
этого образование родителей заключается в формировании у них элементов
педагогической рефлексии, т.е. умения самокритично оценивать себя как
воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Девиз работы с
родителями: «От сосуществования к сотрудничеству и партнерству».
Причины, препятствующие продуктивному взаимодействию
ДОУ с семьей
1.
Низкий уровень социальнопсихологической культуры
участников взаимодействия родителей и воспитателей.
2.
Непонимание родителями самоценности дошкольного детства и
его значения для формирования личности в целом.
3.
Непонимание воспитателями того, что в определении
содержания, форм и методов работы ДОУ с семьей именно родители
выступают социальными заказчиками.
4.
Недостаточная информированность родителей об особенностях
жизни и деятельности детей в ДОУ, а воспитателей об условиях и
особенностях семейного воспитания.
5.
Отношение педагогов ДОУ к родителям не как к субъектам
воспитательной деятельности, а как к ее объектам.
6.
Стереотипная установка многих педагогов: родителям
необходимо передавать не «житейские», а научные психологопедагогические
знания о ребенке и его воспитании.
7.
Несформированность у родителей педагогической рефлексии,
т.е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность,
находить причины своих ошибок. Принципы взаимодействия ДОУ и семьи
1.
Доверительность отношений этот принцип предполагает
обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и
тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы
семейного воспитания.
2.
Личностная заинтересованность родителей родители должны
видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно
строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать
педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической.
3.
Эмансипация освобождение родителей от стереотипных
взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша;
пробуждение их желания познать самих себя.
4.
Утверждение самоценности родителей только уважающие
себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность (принцип
предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность
максимально плодотворно проявить свои положительные качества и
способности; предельное уважение к каждому родителю, признание его
индивидуальности и неповторимости; отказ от судейской позиции по
отношению к родителям, оказание им поддержки).
Формы взаимодействия ДОУ и семьи
1. Коллективная (родительские собрания, дни открытых дверей,
занятия тренингового характера, мастерклассы, семинарыпрактикумы,
ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные
педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.).
2. Индивидуальная (консультации, «Почтовый ящик» банк вопросов
о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических
ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ и
др.).
3. Наглядноинформационная (выставки детских работ, музыкально
поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации,
фотоуголок, устный журнал, «Окно» короткие новости», и др.).
Стратегии межличностного взаимодействия
В психологии и социологии межличностное взаимодействие
рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле это
случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или
кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или
более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности,
отношений и установок. В узком смысле система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью,
при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и
стимулом, и реакцией на поведение остальных.
В совместной деятельности обычно выделяют шесть стратегий
Рассмотрим их относительно
межличностных взаимодействий.
взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
1. Сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении
результата,
которая может осуществляться одновременно или
последовательно для взаимодействующих сторон. Позитивное взаимо
действие основано на доверительных отношениях педагога и родителей.
Как правило, педагог является инициатором взаимодействия с
родителями. Он открыт к контактам, приветлив, эмоционально положительно
настроен, старается найти подход к каждой семье. И есть немногочисленная
категория родителей, которые не только настроены на позитивное общение,
но и готовы подключиться на уровне конкретных активных действий к
организации педагогического процесса: быть членом родительского комитета,
выступить на родительском собрании, безвозмездно оказать психолого
педагогические, юридические, экономические услуги, касающиеся дея
тельности ДОУ, организовать экскурсию для детей, участвовать в подготовке
праздничных мероприятий, ремонтных работах. Такие родители опора
педагогу, который, благодаря их помощи и поддержке, чувствует себя
защищенным, компетентным. Чем больше таких родителей, тем у педагога
больше сил и желания работать творчески и достигать высоких результатов в
развитии детей. Многие из таких родителей не эпизодически, а
систематически оказывают посильную помощь педагогу в работе с детьми и
участвуют в мероприятиях, проводимых в ДОУ для родителей и детей.
2. Одностороннее приятие: активные действия одной стороны и их
включения в
стороной без
активного
приятие
процесс общей деятельности.
другой
Педагог, как и в предыдущем случае, старается найти подход к каждой
семье, всячески пытается вовлечь родителей воспитанников в совместную
деятельность и видеть в их лице заинтересованных участников пе
дагогического процесса. Родители, в свою очередь, понимают и принимают
позицию педагога, так как им далеко не безразличны жизнь детского сада,
обустройство детской группы, территории ДОУ, организация праздничных,
спортивных мероприятий, экскурсий и т.п. Они доверяют педагогу, признают
его педагогическую компетентность, проявляют интерес к общению (причем
не только на педагогические темы), выражают благодарность за воспитание их
детей, поздравляют с праздниками, т.е. отношения педагога с родителями
находятся между деловыми и дружескими и приятны обеим сторонам. Все
хорошо, но есть одно «но». Родители по тем или иным причинам не готовы
участвовать в организации конкретных дел либо подключаются эпизодически. Такая позиция родителей обычно огорчает педагога, так как бывают дела,
когда без их помощи не обойтись.
3. Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций,
предполагающих участие в совместной деятельности.
Педагог старается не привлекать внимания к своей работе, не желает
делиться своими профессиональными трудностями, так как опасается
критики со стороны коллег и претензий со стороны родителей. Другими сло
вами, педагог чувствует недостаточность своих профессиональных знаний и
умений. Он комфортно ощущает себя только среди детей. С родителями
воспитанников педагог держит дистанцию, не всегда делится информацией об
их детях, боясь, что родители не согласятся, начнут возражать, а педагог не
сумеет убедительно аргументировать свое мнение.
Родители постоянно заняты служебными делами и поэтому
перепоручают своих детей профессионалам: «Вы воспитатели, вот и учите,
развивайте ребенка это ваша работа. Нам легче оказать спонсорскую помощь
детскому саду, чем участвовать в мероприятиях, ходить на собрания и т.д.».
Родители не предъявляют претензий, особо не вникают в жизнь детского сада,
что, в свою очередь, бывает удобно не только неопытному педагогу но и
педагогу со стажем.
4. Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не
но и достаточно активно
содействует достижению цели,
препятствует этому в явной или завуалированной форме.
Педагог занимает активную позицию, делает выводы о ребенке на
основе не случайных, а повторяющихся особенностей поведения, искренне
заинтересован в достижении результатов обучения и воспитания, поэтому
стремится наладить контакт с родителями с целью выполнения методических
ре рекомендаций, соблюдения одной линии воспитания в ДОУ и семье. А
родители не признают авторитет педагога, не считаются с результатами
тестирований и обследований, заявляя: «Тесты у вас неправильные, вы
ошибаетесь! У нас никаких проблем нет!». Чем моложе педагог, чем ниже его
авторитет в глазах родителей, тем больше вероятность противостояния со
стороны мам и пап, считающих себя более опытными и «точно знающими, как
надо воспитывать».
5. Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в
достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма
взаимодействия).
Модель поведения педагога и родителей аналогична предыдущей
модели.
Однако если стратегия одностороннего противодействия
предполагает терпеливое, тактичное отношение педагогов к высказываниям
родителей, то, выбирая стратегию противоборства, педагоги не уступают, а
стараются доказать родителям свою правоту, тем самым провоцируя
конфликт. Родители не сдаются, они все чаще начинают критиковать действия воспитателей, иногда угрожая, что «будут разбираться в вышестоящих
инстанциях», хотя все недопонимания можно устранить в режиме
конструктивного общения с работниками ДОУ. Психологическая борьба двух
взрослых людей преследует цель доказать свое превосходство и длится до тех
пор, пока ктото не уступит либо не предложит компромиссный вариант
решения проблемы.
6. Компромиссное взаимодействие: стороны в зависимости от
ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества,
то в форме противоборства. Они признают различия во мнениях и после
дискуссии по возникшему вопросу, предложения и анализа альтернатив
приходят к взаимовыгодному варианту решения проблемы,
удовлетворяющему интересы обеих сторон. При этом и педагог, и родители
подчеркивают значимость решаемой проблемы, готовность выслушать друг
друга, демонстрируют умение конструктивно вести переговоры.
Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи
1. Проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ.
2. Повышение активности родителей на уровне не только общения с
педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных
мероприятиях, ремонтных работах и других видах деятельности ДОУ.
3. Увеличение количества посещений родителями педагогических
4. Возникновение дискуссий между участниками педагогического
5. Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и
мероприятий просветительского характера.
процесса.
усложнение их содержания.
6. Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ,
возникновение доверительных отношений между родителями и
воспитателями.
7.
Снижение количества претензий и агрессивности родителей и
педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества
спорных, конфликтных ситуаций.
8.
Солидарность и оптимизм родителей; ощущение ими своей
ответственности,
защищенности через осознание
действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся
воспитания, развития и обучения ребенка.
взаимопонимания, Памятка
«Правила конструктивного взаимодействия
педагогов с родителями»
Если перед педагогом стоит задача привлечь родителей к
сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то
целесообразно придерживаться таких правил:
1.
Говорите с родителями только о том, судить о чем вы имеете
право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
2.
Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его
утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их
пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут
услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке
он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
3.
Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой.
извините, можно с вами поговорить?». «Вы не уделите мне пять минут?». «Не
знаю, может быть, я не совсем права, но всетаки. А такие речевые обороты,
как «Вы не понимаете...», «Вы не правы...», «Вы должны...», лучше вообще не
употреблять в общении с родителями.
1.
Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их
сравнивать. Если всетаки сравнивать, то только с эталоном, нормой
возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о
достижениях и проблемах развития своего ребенка; если в первые 1015
минут разговора он ничего конкретного и убедительного о своем ребенке не
услышит, он постарается закончить разговор.
4.
Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные
факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов ее решения.
Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника.
Образно говоря, родитель идет к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашел,
важно, с чем вышел.
5.
Есть категория «любопытных» родителей, которые любят
задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две
цели: либо показать свою компетентность, либо действительно найти ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос»,
где предложить родителям написать насущные проблемы воспитания и
развития детей, общения с ними, организации режимных моментов и разных
видов деятельности. Вопросы, как правило, во всех семьях похожие. Но одни
родители не знают, как их решить, а другие имеют опыт успешного решения
проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут
вести переписку друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы
других. Сначала интерес к этому журналу будет на эмоциональном уровне,
затем на рациональном, а потом родителям захочется живого общения.
6.
Самый верный способ настроить родителей против себя
показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы
ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребенку? Не старайтесь
демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные
психологопедагогические термины. Родитель будет вам благодарен за
конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
7.
Создавайте общественное мнение с помощью родителей
единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап.
Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных
идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они
сами.
8.
Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения
родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного
взаимопонимания и приятия.
10.
Известно: не всегда количественный подход означает
качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но
пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в меро
приятиях, проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому,
то «загнать его в воду» сложно, но всетаки можно. Вот только нужно ли?
Вряд ли он получит от этого удовольствие.
11.
К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и
аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями (как и с детьми),
могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
12.
Стенд или книжкараскладушка с материалами, подготовленными
и обсужденными на родительских собраниях, круглых столах, семинарах
практикумах и конференциях, должны быть доступны родителям, их
целесообразно размещать в детской раздевалке, ярко оформлять и печатать
крупным шрифтом, четко структурируя содержание. Там же можно вывесить
для родителей лист отзывов и предложений. Чем интереснее подобран
материал и чем больше положительных отзывов написано на листе, тем чаще у
«постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее
мероприятие.
13.
Создайте библиотеку для родителей. Поместите в нее не только
методические пособия, но и все, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать
ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на каждый
месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и ее
практическое применение.
14.
Посещение родителями различных мероприятий для детей
(познавательных, праздничных и спортивных), казалось бы, не имеет прямого
отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако,
наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом
впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в
следующих мероприятиях.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.