« Цель игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка,
не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам,
а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации
при полном внимании и сопереживании взрослого»
Э. Вдовьева
,
АВТОР:
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МДОУ «Д/С №8 «Аистенок» ВЛАСОВА О.В.
УЧАСТНИКИ:
ДЕТИ, ВОСПИТАТЕЛИ, РОДИТЕЛИ
АННОТАЦИЯ
Психологические исследования и практические наблюдения показали, что у многих современных детей все чаще встречаются своего рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест.
Преодоление поведенческих нарушений у детей всех возрастов – сложный и долговременный процесс. Недостаточная разработанность данной проблемы приводит к тому, что в настоящее время большинство педагогов, работающих в реальных условиях д/с и непосредственно взаимодействующих с детьми, имеющими нарушения поведения, оказываются не подготовленными ни теоретически, ни практически к решению данной проблемы.
Дети с нарушением поведения - это та категория детей, которая более всего осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин такого поведения приводит к тому, что они вызывают у взрослых открытую неприязнь. Очень часто негативные характеристики личности и способы ее поведения укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками взаимодействия с трудными детьми. В тоже время именно взаимодействие со взрослыми, готовыми понять и принять ребенка, дает ему возможность почувствовать внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций и с которыми самостоятельно он не справится. Поэтому особый упор необходимо сделать на формирование социально-адаптированного поведения в единстве коррекции, комплексности, направленности на положительную позицию по отношению к ребенку по средствам игротерапии. Ведь игра для ребенка - это одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
- КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ВЫРАЖАТЬ ЕГО В ФОРМАХ, ПРИЕМЛЕМЫХ В ОПРЕДЕЛЕННОМ СООБЩЕСТВЕ?
- КАК ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ БЫСТРО И ЭФФЕКТИВНО ПРЕДОТВРАТИТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА?
ГИПОТЕЗА
ЕСЛИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, ВКЛЮЧАЯ ЕГО В РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОНКРЕТИЗИРУЯ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В СООТВЕТСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ Д/С, СЕМЬИ И СОБЛЮДАЯ ЕДИНУЮ СИСТЕМУ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭТИХ ПРАВИЛ, ТО РЕБЕНОК РАЗОВЬЕТ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ, КОТОРОЕ И ОБЕСПЕЧИТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, САМОДИСЦИПЛИНУ, И ПРИОБРЕТЕТ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Выработка положительных черт характера (доброта, уверенность, смелость).
2. Облегчение общения со сверстниками (понимание чувств других).
3. Формирование чувств сопереживания, самоуважения, повышение самооценки у детей неуверенных, тревожных, агрессивных.
ЦЕЛЬ: Формирование и закрепление эффективных
навыков взаимодействия с ребенком, активного
самопознания и познания своего ребенка.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Таблица 1.
Сравнительный анализ по результатам диагностики тревожности.
|
Диагностический этап |
Формирующий этап |
Контрольный этап |
|
Сентябрь 10 |
Декабрь 10 |
Май 11 |
||
Игра с младшими детьми |
17,7% |
15,5% |
8,8% |
|
Ребенок и мать с младенцем |
13,3% |
13,3% |
11,1% |
|
Одевание |
13,3% |
11,1% |
8,8% |
|
Игра со старшими детьми |
11,1% |
11,1% |
8,8% |
|
Укладывание спать |
24,4% |
22,2% |
13,3% |
|
Умывание |
8,8% |
8,8% |
8,8% |
|
Выговор |
26,6% |
26,6% |
22,2% |
|
Агрессивность |
24,4% |
22,2% |
20% |
|
Уборка игрушек |
24,4% |
20% |
15,5% |
|
Изоляция |
22,2% |
22,2% |
17,7% |
|
Ребенок с родителями |
11,1% |
8,8% |
4,4% |
|
Еда в одиночестве |
13,3% |
11,1% |
6,6% |
|
Как видно из таблицы 1, практически по всем показателям уровень тревожности значительно снизился, наибольшая разница наблюдается в изменениях показателей, таких как укладывание спать в одиночестве, уборка игрушек, игра с младшими детьми. То есть в повседневных действиях и общении с младшими детьми у детей не наблюдается травмирующего опыта общения.
Сентябрь 2010 год
Декабрь 2010 г
Май 2011 г.
Таблица 2.
Сравнительный анализ по результатам выявления агрессивности у детей.
|
Диагностический этап |
Формирующий этап
|
Контрольный этап
|
Сентябрь 2010 |
Декабрь 2010 |
Май 2011 |
|
Физическая агрессия выраженность |
17,7% |
17,7% |
15,5% |
Словесная агрессия |
17,7% |
17,7% |
15,5% |
Агрессия на предметный мир |
15,5% |
13,3% |
6,6% |
Агрессия на других |
17,7% |
15,5% |
8,8% |
На себя |
4,4% |
4,4% |
- |
Скрытая агрессия |
4,4 |
4,4% |
2,2% |
Открытая агрессия |
17,7% |
15,5% |
13,3% |
Как видно из таблицы 2, по всем показателям агрессивность у детей значительно снизилась, наибольшая разница наблюдается в показателях: агрессия на предметный мир, агрессия на других, агрессия на себя.
Таблица 3.
Сравнительный анализ по результатам выявления эмоционального напряжения.
|
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Разница показателей |
Сентябрь 2010. |
Май 2011 г. |
||
Эмоциональное напряжение |
19% |
12% |
7 |
Эмоциональный комфорт |
81% |
88% |
7 |
Сводная таблица.
Сравнительный анализ показателей по результатам работы.
Симптомы |
Констатирующий этап |
Формирующий этап
|
Контрольный этап |
Сентябрь 2010 |
Декабрь 2010 |
Май 2011 |
|
Тревожность |
27% |
27% |
18% |
Агрессивность |
17,7% |
15,5% |
11,1% |
Эмоциональное напряжение. |
19% |
19% |
12% |
Сентябрь 2010 г.
Декабрь 2010 г.
Май 2011 г.
Таким образом, сравнительный анализ по результатам диагностического обследования, проведенного на констатирующем, формирующем и контрольном этапах, показал, что по всем диагностическим методам наблюдается стойкое снижение показателей, что позволяет сделать вывод о том, что коррекционная работа с использованием игротерапии, занятий с элементами психогимнастики и сказкотерапии является эффективной в работе с детьми дошкольного возраста. Полученные результаты позволяют говорить и о том, что коррекция поведения с использованием игровой терапии является эффективной, так как игра является для них средством коммуникации и одной из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. Беседы с педагогами и родителями также свидетельствуют о том, что после проведения коррекционной работы в поведении детей произошли явные изменения в положительную сторону, значительно улучшились их взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Дети стали более отзывчивыми, научились анализировать последствия собственных поступков, адекватно эмоционально реагировать на различные ситуации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.