Особенности поведенческих девиацй пордостков с легкой умственной отсталостью и ЗПР.
Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
13.03.2017
В материале представлены определение понятия девиации, применяемых в различных сферах деятельности, в частности медицине и педагогике. Приевдены особенности поведенческих отклонений, происходящих в результате биологических отклонений мозга и ЦНС. И в заключение- почва для размышления о проблемах введения инклюзивного образования в современной школе. В качестве примера приводится результат исследования сотрудников Омского государственногго педагогического университета по совместному обучения детей с умственной отсталостью с обычными детьми в общеобразовательных школах г. Омска и Омской области.
Особенности поведенческих девиацй пордостков с легкой умственной отсталостью и ЗПР..docx
Особенности поведенческих девиаций детей с легкой умственной
отсталостью и ЗПР
Термин девиация (от лат. deviato отклонение) используется во многих
научных и практических отраслях в качестве сравнительной характеристики
соответствия или несоответствия некоему идеальному образцу (эталону).
Невозможность установления более или менее точных границ, близких к
эталону (норме), вызывает проблему в точном определении отклонений от
него.
В педагогике девиация употребляется применительно к оценке поведения.
Несмотря на опыт, накопленный в области педагогики девиантного
поведения, ни у зарубежных, ни у отечественных исследователей, нет единой
точки зрения на точное определение нормы поведения, т.е. поведения
близкого к идеальному, поэтому предлагаются и разные рамки определения
поведенческих девиаций у детей и подростков. К их проявлениям относят:
отклонения в нравственном развитии, неумение приспособиться в обществе
(«неадаптированные дети» С.А. Беличева, 1993); детей проживающих в
трудных семьях («группы риска»), которые могут быть подвержены
склонению к криминальной деятельности (И.А. Невский, 1996). Некоторые
исследователи предлагают относить к девиации только отдельные виды
социально опасных явлений, таких, как убийство, наркомания, алкоголизм и
т.п. (Е.С. Иванов, Л.М. Шипицына, 1992; Г.В. Сафина, 1993). А другие
считают поведенческой девиацией любые отклонения, от типичного или
нормального, не включающее патологическое состояние (Л. Пожар, 1996).
Под патологическими подразумеваются девиации, которые проявляются в
результате врожденных либо приобретенных аномалий центральной нервной
системы (ЦНС), или определенного анализатора коры головного мозга. Такие
девиации относят уже к области медицины, хотя у детей с легкой умственной отсталостью (ЛУО) и задержкой психическим развитием несоответствия
норме поведения в большинстве случаев похожи на те, которые педагоги
наблюдают у обычных детей. В.П. Кащенко установил эту схожесть с той
лишь разницей, что у больных любые отклонения в поведении выражены более
ярко, нежели у здоровых. К тому же, как оказалось во время изучения детей,
имеющих незначительные патологии, их развитие подчиняется общим
закономерностям развития психики нормальных детей [Кащенко.В.П.
«Исправление недостатков характера у детей и подростков// Педагогическая
коррекция//М:. Академия – 2008].
Даже легкую степень умственной отсталости у детей определяют, обычно,
еще до школы. Они направляются в специальные дошкольные учреждения. В
силу отставания интеллектуального развития, их подготовка дотягивает, как
правило, лишь для обучения в специальных коррекционных школах. Зато
уровень готовности к школе у детей с ЗПР может быть совершенно
разнообразным и на первый взгляд определить особенность такого ребенка,
сравнивая с обычными, но слабо подготовленными детьми, бывает сложно.
Зачастую, и те и другие ребята, приходя в первый класс обычных школ, ведут
себя, словно дошкольники. Их основным увлечением остается игра, а не
стремление к знаниям. Психологи и исследователи в области
олигофренопедагогики объясняют это тем, что состояние эмоционально
волевой сферы учащихся с ЛУО и ЗПР остается на предшествующей стадии
развития ввиду отставания психического развития, в то время, как у
остальных является недостатком воспитания (Викжанович С.Н. К вопросу о
дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и задержки темпа
речевого развития у детей // В мире научных открытий. — 2013. — № 11.8
(47). — С. 72 – 76). Впоследствии и у обычных, и у особенных школьников эта
особенность может перерасти в инфантилизм (от лат. infantilis — детский) и
привести к отрицательным социальным последствиям. Последующее закрепление инфантилизма происходит ввиду неблагоприятных форм
воспитания. Родители, особенно сильно опекающие своих детей, не дают им в
подростковом (недетском) возрасте возможность принимать самостоятельные
решения. Это способствуют неправильному формированию личности ребенка.
К сожалению, до сих пор существуют проблемы, связанные с
несвоевременной диагностикой детей имеющих ЛУО и ЗПР или нежеланием
родителей, по каким либо причинам, обследовать такого ребенка, чтобы
определить в специальное коррекционное образовательное учреждение. Это
так же может стать отрицательным фактором социального характера
В дошкольном возрасте, общаясь со взрослыми, или играя с обычными
детьми умственно отсталому или ребенку с ЗПР трудно наладить контакт
ввиду ограниченных возможностей общения (речевого и неречевого).
Непонимания игр изза заметного отставания в развитии умственноволевой
сферы он становится изгоем среди сверстников. Переживание неуспеха,
отверженности формируют патологические личностные девиации такие, как
агрессивность, пассивность, отказ от всякой деятельности, замкнутость. Зато
перед взрослыми или более сильными сверстниками может проявлять
обратные черты – угодливость, заискивание, ложную доброту. Похожее
происходит, и когда ребенок с ЛУО, ЗПР приходит в обычную
общеобразовательную школу. Уже в начале обучения он начинает ощущать
свою неполноценность. Желание к самоутверждению в коллективе и
невозможность этого приводят к характерным в таких случаях поведенческим
девиациям в виде озлобленности, отчуждения от сверстников, и вообще уход
от любого общения.
К.С. Лебединская установила, что неосложненные виды психического
инфантилизма, приведшие к ЗПР, считаются более или менее благоприятными
и не требующими специальных методов обучения. В тоже время при некоторых видах умственной отсталости, основанных даже на легкой степени
олигофрении, имеют место такие формы отклонений, при которых возможно
сочетание общего интеллектуального недоразвития с выраженным
психопатическим поведением. М.С. Певзнер и Т.А. Власова выяснили, что и в
тех, и в иных случаях на почве ощущения неполноценности может возникнуть
поведенческая девиация, представляющая собой трудную воспитываемость,
грубость со сверстниками и старшими, отсутствие дисциплины, трудовых и
учебных навыков, патологическое сексуальное влечение, неумение
регулировать свое поведение (В.А. Лапшин., Б.П. Пузанов. Основы
дефектологии // Пособие для педагогических институтов/М:. «Просвещение»
1990).
Тяжесть умственной отсталости зависит от количества и времени поражения
ЦНС или коры головного мозга, поэтому умственная отсталость, основанная
на олигофренической патологии, считается заболеванием
непрогрессирующим. Верный подбор учебного заведения (специальная
коррекционная школа) и образовательной программы, правильное воспитание
позволяют особенным детям в полной мере реализовать имеющиеся у них
возможности. В последствии, в большинстве случаев это способствует
успешной социализации в современном обществе. Если, конечно не будет
дополнительных отрицательных факторов (инфекционные заболевания,
интоксикации, черепномозговые травмы и т.д). Хотя от этого не
застрахованы и обычные дети. Нездоровые же наиболее подвержены еще и
отрицательным факторам социального характера, о которых уже говорилось
выше (неправильное воспитание, конфликтные ситуации в школе и в семье).
Социальные последствия в результате воздействия этих факторов могут
привести к неблагоприятным последствиям. Усугубляют ситуацию
неграмотное педагогическое воздействие и безответственное отношение
родителей к судьбе своих детей. Школьные педагоги, особенно учителя начальных классов, не используя во время образовательного процесса
дифференцированный подход к учащимся, не обращают должного внимания
на учеников, не усваивающих программу. В лучшем случае их отсаживают на
последнюю парту, а зачастую, приводят в качестве отрицательного примера
перед одноклассниками, искусственно превращая в изгоев.
Обучаясь в обычной школе, аномальные дети подвергаются большим
психотравмирующим воздействиям. А особенно уязвимы, как в
биологическом, так и социальном плане они становятся в подростковом
возрасте, в период полового созревания, когда происходят сложные
перестройки всего организма. Эти причины, усиленные патологическими
отклонениями, в том числе психической и интеллектуальной
недостаточностью, могут привести к возникновению необратимых
поведенческих девиаций. Социальное прогнозирование будущего таких
учащихся вряд ли может быть положительным.
В настоящее время государственная политика в области образования
направлена на введение инклюзивного (фр. inclusifвключающий в себя, лат.
includeзаключаю, включаю, вовлекаю) обучения. Идея состоит в том, что все
граждане современного общества, в том числе и инвалиды, должны быть
вовлечены в социум. К этому нововведению для нашей страны проявляется
высокий интерес, однако на фоне включения инклюзии в детские
образовательные учреждения, мало внимания уделяется проявлениям
отрицательного опыта совместного обучения детей с нормальным и
нарушенным развитием. В будущем такой подход может привести к
необоснованным практикам инклюзии. Что касается включения в этот
процесс детей с патологиями, проявляющимися ЛОУ и ЗПР, то
отрицательный опыт уже имеется. Серьезные исследования проводились на базе регионального ресурсного
центра инклюзивного образования, функционирующего в структуре Омского
государственного педагогического университета. В ходе исследования были
проанализированы 58 случаев инклюзивного образования учащихся от 7 до 11
лет с умственной отсталостью легкой степени из 37 массовых школ. Причем,
как оказалось, 96, 5 % из этих детей не получали ранней коррекционной
помощи. Хотя, такая коррекционная работа является одним из значимых
условий преодоления и профилактики вторичных нарушений в развитии, что
способствует в последующем успешному инклюзивному образованию детей с
ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, эти дети были
приняты по программе инклюзивного образования в общеобразовательные
школы. Результаты оказались плачевными. Практически ни один ребенок из 58
наблюдаемых не смог удовлетворительно усвоить программу начальных
классов обычной школы. У 11, к тому же, не сложились отношения с
одноклассниками и учителями. При этом родители 32 умственно отсталых
школьников считали это временными трудностями, которые пройдут по мере
взросления ребенка (Четвертикова.В.Ю. Практики инклюзивного образования
школьников с умственной отсталостью //Международный научно
исследовательский журнал. Выпуск: № 4 (46) Часть 3. (http://research
journal.org/pedagogy/praktikiinklyuzivnogoobrazovaniyashkolnikovs
umstvennojotstalostyu/).
Анализируя итоги исследования, специалисты пришли к выводу, что
родители недостаточно осознают природу умственной отсталости. Они не
понимают, что изза имеющихся ограничений возможностей здоровья, их дети
не смогут успешно социализироваться в обществе, если будут учиться в
обычных условиях. С детьми имеющих даже легкую степень умственной
отсталости должна проводиться специальная коррекционная работа, цель
которой состоит в удовлетворении особых образовательных потребностей ребёнка с нарушением интеллектуальной сферы. Описанные в исследовании
примеры показали, что долгое нахождение умственно отсталого ребенка
среди интеллектуально здоровых сверстников может привести к
возникновению поведенческих девиаций, в том числе патологических.
Этот опыт показал, так же, что и педагогический персонал
общеобразовательных учреждений не готов к обучению «особенных детей».
Поэтому, если и возможно обучение их в обычной школе, то только в
специальных, коррекционных классах под контролем психологов и
специалистовдефектологов.
Литература и источники:
Кащенко.В.П. «Исправление недостатков характера у детей и подростков//
Педагогическая коррекция//М:. Академия – 2008.
В.А. Лапшин., Б.П. Пузанов. Основы дефектологии // Пособие для
педагогических институтов/М:. «Просвещение» 1990.
Викжанович С.Н. К вопросу о дифференциальной диагностике общего
недоразвития речи и задержки темпа речевого развития у детей // В мире
научных открытий. — 2013. — № 11.8 (47). — С. 72 – 76.
Кузьмина О.С. К вопросу о подготовке педагогов к работе в условиях
инклюзивного образования // В мире научных открытий. — 2014. — №5.1 (53).
— С. 365 — 371.
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально
политический журнал. 1995. № 2.
Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. №9.
Щербаков С.В. Реализация компетентностного подхода в обучении студентов
по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные
исследования. — 2015. — № 3 (7). — С. 129 – 131.
Четвертикова.В.Ю. Практики инклюзивного образования школьников с
умственной отсталостью //Международный научноисследовательский
журнал. Выпуск: № 4 (46) Часть 3. (http://research
journal.org/pedagogy/praktikiinklyuzivnogoobrazovaniyashkolnikovs
umstvennojotstalostyu/).
Особенности поведенческих девиацй пордостков с легкой умственной отсталостью и ЗПР.
Особенности поведенческих девиацй пордостков с легкой умственной отсталостью и ЗПР.
Особенности поведенческих девиацй пордостков с легкой умственной отсталостью и ЗПР.
Особенности поведенческих девиацй пордостков с легкой умственной отсталостью и ЗПР.
Особенности поведенческих девиацй пордостков с легкой умственной отсталостью и ЗПР.
Особенности поведенческих девиацй пордостков с легкой умственной отсталостью и ЗПР.
Особенности поведенческих девиацй пордостков с легкой умственной отсталостью и ЗПР.
Особенности поведенческих девиацй пордостков с легкой умственной отсталостью и ЗПР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.