ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Оценка 4.7

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
администрации +2
1 кл—4 кл
30.05.2017
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Развитие ребёнка в младшем школьном возрасте является важной ступенью для его дальнейшего развития, и все новообразования, которые проявляются в данный возрастной период, играют большую роль для процесса развития в целом. В то же время, в современных социокультурных условиях существует целый комплекс факторов, которые оказывают в различной степени влияние на новообразования младших школьников, на их психическую деятельность, эмоциональную сферу. В статье раскрываются особенности, которые важно учитывать при организации работы с детьми для того чтобы постараться создать условия для гармоничного развития каждого ребёнка.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ.docx
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Жаркова Виктория Владимировн,  учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г. Ангарска Проблема   социализации   младших   школьников   не   теряет   своей актуальности на протяжении длительного времени. Это связано с тем, что процесс  развития  в значительной   мере  подвергается  изменениям  в  связи  с изменениями   в   окружающей   социальной   среде   ребёнка.   Сохраняют   основу базовые   психические   новообразования,   которые   отражают   специфику возраста, но их качественные характеристики изменяются в соответствии с разными временными периодами развития общества, поэтому немаловажным является рассмотрение особенностей психического развития детей в данный возрастной период и особенности социализации в современных условиях для того   чтобы   наиболее   эффективно   оказывать   помощь   детям   в   процессе   их развития.  Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и   качественного   преобразования   познавательных   процессов,   которые приобретают   опосредованный,   осознанный   и   произвольный,   характер, развитием саморегуляции всех актов самоконтроля. В учебной деятельности перед ребёнком возникает множество проблем, которые предъявляют новые требования   к   психическим   процессам,   а   именно   к   памяти,   вниманию, мышлению, поэтому все эти процессы активно развиваются на протяжении всего младшего школьного возраста.  Приобретаемые   учащимися   знания   становятся   основой   для   развития мышления,   расширения   кругозора,   развития   сложных   форм   умственной деятельности,   абстрактного   мышления,   внутреннего   плана   деятельности,   а также формирование сферы интересов. Так отмечают многие исследователи А.А.   Люблинская,   С.Л.   Рубинштейн,   В.В.   Давыдов,   интересы   младших школьников   характеризуются   динамичностью,   они   неустойчивы, недолговечны,  ситуативны,  но   у   детей   младшего   школьного   возраста   ярко выражен познавательный интерес. Также в этот возрастной период важнейшим новообразованием   является   переход   от   непосредственного   поведения   к опосредованному,   то   есть   осознанному   и   произвольному.   Ребёнок   учится управлять   своим   поведением,   строить   свою   деятельности,   и   поэтому мотивационно­волевая   сфера   активно   развивается   и   выходит   на   новую ступень [2,3,4].  Все новообразования в младшем школьном возрасте, в конечном счёте, сводятся   к   возникновению   нового   уровня   самосознания   ребёнка,   когда школьник   начинает   осознавать   себя   не   изолированным,   а   в   системе человеческих   отношений,   и   переживать   ощущение   себя   как   существа социального.   Новообразования   младших   школьников   не   носят   ярко выраженного характера, но в то же время они играют важнейшую роль при переходе   на   новый   возрастной   этап,   и   от   сформированности   этих новообразований зависит вступление и особенности течения подросткового возраста.  Л.И.   Божович   отмечает,   что   важное   значение,   как   в   учебной деятельности, так и в общем процессе  развития, для младшего  школьника играет самооценка. С самооценкой тесно связан уровень притязаний. Особое значение   сами   младшие   школьники   придают   своим   интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются сверстниками [1]. Детям важно быть принятыми. Как правило, у младшего школьника проявяются все виды самооценок, и адекватно устойчивая, и завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижениz.  В   то   же   время   одной   из   характерных   особенностей   современных младших   школьников   является   преобладание   заниженной   самооценки высокого  уровня  тревожности, отрицательного  отношения  к  себе и  потере веры в свои способности. Мы полагаем, что трудности младших школьников обусловлены   как,   в   том   числе   и   их   неготовностью   к   обучению,   так   и искажёнными   представлениями   о   себе,   сформированными   в   дошкольном возрасте   под   влиянием   семьи   либо   дошкольного   учреждения,   и   это негативным   образом   сказывается   на   процессе   социализации   младших школьников.  На современных младших школьников большое влияние оказывает та система   ценностей   и   модели   поведения,   которые   транслируются   СМИ, окружающими их взрослыми людьми. Одной из проблем на данный момент является то, что в современных условиях резко снижается роль родителей как образцов для подражания, либо родители выступают как негативный образец. Причиной   этого   может   являться   и   разобщённость   современных   семей,   и отсутствие свободного времяпрепровождения, несформированность культуры досуга,   поэтому   часто   представления   детей   формируются   под   влиянием кинофильмов, телепередач и круга сверстников. Также проблему составляет и   нравственное   развитие   современного   младшего   школьника.   Вообще   на протяжении   всего   младшего   возраста   нравственные   представления   детей меняются   от   нравственного   максимализма,   которые   характеризуются категоричными представлениями о добре и зле, справедливости и убеждению в   их   незыблемости   до   нравственного   релятивизма,   когда   дети   понимают относительность   своих   нравственных   представлений   и   признают   право каждого   на   собственную   точку   зрения.   Но   отсутствие   чётких   образцов нравственности, неустойчивость нравственной системы в обществе, в семье, всё   это   приводит   к   тому,   что   часто   младшим   школьникам   очень   сложно опираться на какие­то ориентиры. Важным аспектом младшего школьного возраста является общение со сверстниками   и   взрослыми,   но   в   современных   социокультурных   условиях общение   у   детей   часто   является   ограниченным   –   это   обусловлено   рядом причин, одна из них заключается, что дети стали гораздо меньше общаться и отдавать   приоритет   компьютерным   играм,   теле­   и   видеопередачам   и   т.д. Другой аспект заключается в том, что снижение безопасности окружающей среды усилило тенденции повышенного контроля родителей за пребыванием ребёнка на улице и ограничением этого времени. Всё это негативным образом сказывается   на   процессе   общения   и   усугубляется   недостатком   общения   в семье   в   том   числе.   Активно   развивается   у   младших   школьников   и эмоциональная   сфера.   У   них   появляется   способность   владеть   своими чувствами   и   лучше   контролировать   их,   развивается   способность   к сопереживанию, формируются моральные качества.  Таким   образом,   можно   заметить,   что   развитие   ребёнка   в   младшем школьном возрасте является важной ступенью для его дальнейшего развития, и все новообразования, которые проявляются в данный возрастной период, играют   большую   роль   для   процесса   развития   в   целом.   В   то   же   время,   в современных   социокультурных   условиях   существует   целый   комплекс факторов,   которые   оказывают   в   различной   степени   влияние   на новообразования   младших   школьников,   на   их   психическую   деятельность, эмоциональную сферу, и эти особенности важно учитывать при организации работы с детьми для того чтобы постараться создать условия для наиболее гармоничного развития каждого ребёнка. Литература 1. Божович   Л.И.   Проблемы   формирования   личности:   Избранные психологические  труды / Под ред. Д.И.  Фельдштейна. 3­е изд. ­  М.: Московский   психолого­социальный   институт,   НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.   Воронеж: 2. Давыдов   В.В.   Развивающее   образование:   теоретические   основания преемственности   дошкольной   и   начальной   школьной   ступеней   // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 3­18.  3. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин­тов / А.А. Люблинская. М., «Просвещение», 1971. 415 с.  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002.  720 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017