О.В.Тимохина
учитель физической культуры,
г. Воронеж, КОУ ВО « ЦППРК»
Особенности проведения урока физической культуры со специальной медицинской группой здоровья.
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт, изменяется подход в обучении учащихся с ослабленным здоровьем. Новые образовательные стандарты - это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ:
укрепление здоровья;
повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам;
овладение комплексами упражнений, благоприятно влияющих на состояние здоровья обучающихся с учетом заболевания;
развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
контроль дыхания при выполнении физических упражнений;
обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовки;
формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
формирование у обучающихся культуры здоровья.
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями, необратимыми заболеваниями).
Ведущие принципы ФГОС – принцип преемственности и принцип развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим.
Физическое воспитание обучающихся специальной медицинской группы «А» представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения.
Практика показывает, что чаще дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются физической культурой со здоровыми детьми. Интеграция детей с нарушениями в состоянии здоровья в группу здоровых детей имеет свои сложности. Во-первых, трудность при осуществлении индивидуального подхода, контроля за самочувствием и дозированием нагрузок. Во-вторых, более высокая вероятность получения травм или осложнений в состоянии здоровья при отсутствии контроля. Только при наличии медицинского работника учитель физкультуры может проводить занятия в СМГ.
Для того, чтобы вовлечь в работу на уроке учащихся СМГ, в своей практике я применяю все средства для создания положительного эмоционального фона во время занятий, чтобы вселить в учащегося бодрость, уверенность в своих силах.
Для этого обучаю детей умению применять физические упражнения для восстановления своего здоровья.
Используя метод подсчета ЧСС, учащийся следит за распределением своей нагрузки на уроке. В спецмедгруппе она не должна превышать 120-130- уд/мин в начале учебного года с постепенным увеличением физических нагрузок до 130-150 уд/мин к концу первого полугодия;
учится вести дневник самоконтроля и индивидуальных достижений.
Применяю также оценочные ситуации на уроке с привлечением детей;
применяю креативную педагогику - направление педагогической деятельности, ориентированное на формирование и развитие творческих способностей детей на основе алгоритма поиска многообразных альтернативных вариантов достижения конечного результата действия. Методы креативной педагогики позволяют активизировать учащихся на занятиях по физической культуре за счет их вовлечения в творчество по созданию разнообразных движений, упражнений, игр, использования различных видов физкультурно-спортивного оборудования. Данное направление находится на пути своего становления и развития.
Учащиеся, которые хорошо владеют компьютером, с большим желанием готовят презентации по физической культуре и спорту.
Для оценки уровня мотивации и отношения детей к занятиям по физической культуре рекомендую проводить анкетирование или специальные психологические тесты.
Итоговая отметка по физической культуре специальной медицинской группы выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно - оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
Список литературы.
1. Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Москва-2012.
2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
3. Образовательная программа по физической культуре для учащихся
специальной медицинской группы. Т.В. Дараева, Н.В.Коновалова, Н.С. Савостина,М.Ю. Ушакова, Р.Р.Хайрутдинов, С.Ю. Чембарова. Москва « Глобус» 2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.