Особенности проведения уроков русского языка и литературы с использованием информационно-компьютерных технологий
...весь смысл человеческой жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше!..
Э. Золя
Что есть учитель? В чём смысл нашей профессии? На что следует опираться в таком важном и ответственном деле – воспитании и обучении детей?
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное – тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших детей в жизни. Будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.
Например, сегодня уже более 90% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний. Информационные технологии всё глубже входят в нашу жизнь, поэтому учителя и школьники должны быть знакомы с ними. Но дело не только в знакомстве, аив повышении эффективности процесса преподавания.
Ни для кого не секрет, что компьютер кардинально расширяет круг выбора материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.
Целью своей работы я считаю развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирование нравственных идеалов. К этому, несомненно, нужно идти через развитие универсальных учебных действий, мышления и познавательных интересов детей, через совершенствование содержания работы, ориентируясь при этом на общечеловеческие гуманистические ценности и идеалы, индивидуальные интересы и реальные возможности школьников.
В соответствии с целью и задачами стараюсь пробудить интерес у учащихся к изучению русского языка и литературы, ибо желание учиться помогает во многом.
Развитию творческих способностей, самостоятельности и коммуникабельности (что очень важно в современном мире) способствуют нестандартные уроки.
Современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Великолепным способом решения данной проблемы является использование на уроке и во внеурочной деятельности компьютерных технологий.
В марте 2011 года я побывала на целевых курсах в Брестском областном институте развития образования по теме «Современные информационные технологии в педагогической деятельности». С этого момента я стала больше внимания уделять компьютерным технологиям. В октябре 2014 года я принимала участие в научно-практическом семинаре «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения русскому языку и литературе на 2 и 3 ступени общего среднего образования в Национальном институте образования.
Если в первые годы, используя компьютер, я была рада этому новому "помощнику" на своих уроках, то в последние годы вместе с другими учителями сетую на то, что техника в школе уже устарела, компьютеры пора менять на более современные, т.к на наших нельзя пользоваться новыми интересными программами по русскому языку и литературе. Да, это так. Но пока такая техника есть в школах, со счетов ее сбрасывать преждевременно, она еще может принести немалую пользу. Поэтому я буду говорить только о том, чем пользуюсь, с чем можно работать на имеющихся компьютерах. За много лет применения компьютерных технологий на уроках и во внеклассной работе я научилась более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, научилась видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
· формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков
· обогащение словарного запаса;
· овладение нормами литературного языка;
· знание лингвистических и литературоведческих терминов;
· наконец, формирование общеучебных умений и навыков.
Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, так как класс приходится чаще всего делить на группы. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.
Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические диктанты, и др. Проводились и уроки-исследования, уроки-закрепления и др. Использую как готовые компьютерные программы (Школьный наставник), так и собственные, составленные мною с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки, которые помогают делать ученики.
Для создания тестов я использую программу easy Quizzy. Это удобная программа, так как она не требует установки на компьютер. Выставляет оценки здесь компьютер. Причем настроить можно по нашей 10 – балльной шкале. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Методический комплекс «Школьный наставник» позволяет детям изучить новый материал, проверить себя, потренироваться в выработке навыка, а учителю отследить степень понимания учащимся той или иной темы. Этот курс имеет ещё много возможностей, и знакомство с ним принесёт в работу учителя и детей немало приятных минут.
Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.
Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки.
Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
А с помощью презентаций как ярко, неординарно, живо можно преподнести детям новое. На фоне музыки и портретов (которые не всегда можно найти), на фоне шума водопада и прекрасных пейзажных зарисовок мы говорим о первой любви, о красоте природы и человека, о поэтах Серебряного века, о тайнах звука и бытия.
Первая моя презентация была по теме «Степени сравнения имён прилагательных» (урок русского языка в 6 классе). Каждый слайд отражал только самое главное, а яркие наглядные примеры внесли в урок живость.
После чего я стала на своих уроках презентации использовать чаще, причем не только на уроках русского языка, но и на уроках русской литературы. На уроках литературы использую презентации при изучении обзорных уроков, а также при изучении жизни и творчества писателей. Презентации можно использовать на любом этапе урока.
Также на своих уроках я использую интернет –ресурсы. Очень хороший сайт, которым я пользуюсь в своей работе видеотьютор по русскому языку и литературе. На этом сайте материал изложен в простой доступной форме. Наряду с теоретическим материалом здесь есть упражнения и тестовые задания. Есть много материала для работы с одаренными учащимися .
При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. Незаменим здесь мне сайт урок в формате А4. На этом сайте много иллюстраций к произведениям, портреты писателей , сами произведения, материалы к анализу произведений и т.д.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность
учащихся;
формировать элементы информационной культуры;
прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Моё видение работы с компьютером: работа для души, ни в коем случае не сведение к выполнению каждодневных компьютерных тестов, орфографических задач, к просмотру мультимедийных учебников.
Педагог - носитель живого языка, эмоций и чувств, его душевные переживания и общение с ним во сто крат важнее общения с умной машиной, вместо души у которой – процессор.
учитель русского языка и литературы
ГУО «Ласицкая средняя школа»
Драка Галина Николаевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.