Особенности развития воображения умственно отсталых детей.
Оценка 4.9

Особенности развития воображения умственно отсталых детей.

Оценка 4.9
Лекции
docx
дефектология
Взрослым
22.04.2017
Особенности развития воображения умственно отсталых детей.
Воображение оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социализацию детей. У детей с умственной недостаточностью воображение имеет ряд особенностей. Их воображение отличается неточностью, фрагментарностью, схематичностью. Именно эти вопросы рассматриваются в первую очередь в коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.материал для лекции по указанной теме
Особ. воображ. у.о. детей.docx
Дети   с   умственной   отсталостью   характеризуются   стойкими   особенно   отчетливо нарушениями   всей   психической   деятельности, обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не   только   отставание   от   нормы,   но   и   глубокое   своеобразие   личностных проявлений, и познания. В исследованиях ряда авторов (А. М. Липкиной, В. С. Мухиной, М. М. Нудельман, Н. П. Павловой и др.) подтверждается, что у детей умственно отсталых     из­за   органических   или   функциональных   нарушений,   имевших место   в   раннем   возрасте,   воображение   оказывается   на   низком   уровне развития. У   них   страдают   все   виды   воображения:   не   сформированы   как структурный,   так   и операциональный   компоненты   воображения,   имеются трудности в использовании образов памяти, восприятия, страдает целостность создания образов, речь не выполняет своей регулирующей функции.   В связи с этим, в работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать и такие их особенности, как:   недостатки зрительно­двигательной координации;   узость объема восприятия, а также его фрагментарность, замедленность и недифференцированность;   трудности   актуализации   представлений,   узнавания   предметов   в необычном положении, различения фигуры и фона, целого и части;  слабость   аналитико­синтетической   функции   мышления   и   недоразвитие функции речи.  Наблюдаются   познавательная   пассивность,   связанная   со   снижением интересов,   а   также   несформированные   произвольная   деятельность   и самоконтроль.   У   умственно   отсталых   детей   воображение   по   отношению   к мышлению выполняет компенсаторную функцию. При этом установлено, что уровень развития воображения взаимосвязан со степенью тяжести нарушения.  Воображение   таких   детей   существенно   отстает   по   темпам   своего формирования  от  темпов развития  воображения  нормально  развивающихся сверстников. Своеобразие воображения детей данной категории проявляется также и в таком явлении, как персеверация, т.е. в стремлении воспроизводить один и тот же образ с малозначительными изменениями. При этом ребенок не склонен   рассматривать   образы   воображения,   воплощенные,   например,   в рисунке, как повторение. Ещё одной особенностью воображения таких детей может считаться также меньшая степень реалистичности и психологической понятности продуктов их фантазии. В.А.   Юдиной   в   ходе   изучения   воображения   младших   школьников   с умственной отсталостью, выделены следующие специфические особенности его развития по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками:   сниженный интерес к заданиям творческого характера;   низкие   показатели   вариативности   и   продуктивности   результатов продуктивной деятельности;  преобладание стереотипных ответов над оригинальными.  Таким   образом,   у     детей   с   умственной   недостаточностью   воображение  Их   воображение   отличается   неточностью, имеет   ряд   особенностей. фрагментарностью,   схематичностью.   характерно:   Для   воображения   таких   детей  нарушение построения образа конечного результата деятельности;  неумение создавать программы поведения в ситуации неопределённости;  трудности в создании образов, заменяющих деятельность;  неосознанность создания образов описываемых объектов. Так   как   их   жизненный   опыт   беден,   а   мыслительные   операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе. Важен вывод, который делают многие исследователи, прежде всего М. М. Нудельман и Ж. И. Шиф.  Они говорят о положительной данамике развития воображения умственно отсталых   детей   в   процессе   целенаправленного обучения.  В   процессе   учебной   деятельности   школьников,   которая   идет   в начальных   классах   от   живого   созерцания,   большую   роль,   как   отмечают психологи,   играет   уровень   развития   познавательных   процессов:   внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. А как уже было   сказано,   они   тесно   переплетены   с   воображением,   следовательно,   его развитие   и   совершенствование   будет   положительно   влиять   на   остальные психические процессы и это повлечет за собой расширение познавательных возможностей детей.

Особенности развития воображения умственно отсталых детей.

Особенности развития воображения умственно отсталых детей.

Особенности развития воображения умственно отсталых детей.

Особенности развития воображения умственно отсталых детей.

Особенности развития воображения умственно отсталых детей.

Особенности развития воображения умственно отсталых детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017