«Особенности возрастного развития подростка и их учёт при организации духовно-нравственного воспитания»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Иконка файла материала 3..docx
«Особенности возрастного развития подростка и их учёт при организации духовно­нравственного воспитания» Возрастные  доминанты  духовно­нравственного воспитания.  Возрастные границы   подросткового   возраста   –   10–15   лет.   Выбранная   периодизация обусловлена   тем,   что   именно   с   10   лет   у   человека   появляются   необходимые новообразования, играющие огромную роль в его духовном развитии. Верхняя граница данного возраста обусловлена тем, что у человека до периода юношества (16 лет) должны быть полностью разрешены противоречия духовной жизни для актуализации смысложизненных ориентаций. В   рамках   подросткового   возраста   выделяют   два   периода:   младший подростковый возраст (10–12 лет) и старший подростковый возраст (13–15 лет). Возрастные доминанты подросткового возраста  в соотнесении с доминантами предыдущего   и   последующего   периодов   представлены   в   табл. 1.   Понимание такого  соотношения  необходимо   для   того,  чтобы  в  начальной  школе   создать необходимую   базу   для   духовно­нравственного   воспитания   в   подростковом возрасте   и   осуществлять   последнее,   ориентируясь   на   перспективы   развития человека в юности. Возрастные доминанты развития школьника Таблица 1 Возрастной период Возраст Возрастная доминанта развития Ведущая составляющая  духовно­нравственного воспитания Восхождение к культуре Младший школьный  возраст Младший  подростковый  возраст Старший  подростковый  возраст 6 (7) – 10 лет Усвоение норм  и форм поведения 10–12 лет Активная  Восхождение к Другому деятельность  совместно со  сверстниками и  старшими по возрасту 12–14 лет Общение, отношения Восхождение к себеМладший юношеский возраст 15–18 лет Поиск смыслов Восхождение к ценностям Младший школьник  ориентирован на выполнение норм и правил поведения, отношений между людьми (Н. Е. Щуркова называет эту особенность младшего школьного   возраста  ортодоксальностью).   При   этом   его   не интересует ценностная основа таких правил, он не задаётся вопросом «Почему нужно вести себя именно так?». Не интересуют его и последствия нарушения правил (а если интересуют,   то   чисто   формальные:   «Не разрешат   пойти   в   кино»,   «Поставят "двойку"»).   Для   ребёнка   важно,   что   эти   правила   существуют   и   должны соблюдаться всеми без исключения. Поэтому для младшего школьника особенно актуальна   такая   составляющая   духовно­нравственного   воспитания,   как восхождение к культуре. Осваиваются правила и формы поведения, характерные для культурного человека: правила поведения в общественных местах, правила культурного   поведения   на   природе,   правила   поведения   на   дороге   и т.   д. Восхождение к Другому осуществляется через активное освоение (в том числе в игровой форме) правил общения и взаимодействия с другими людьми: правил вежливого   обращения   к   людям   разного   возраста,   правил   ведения   беседы   по телефону, правил этикета (поведение в гостях, выбор и преподнесение подарка), форм выражения симпатии, доброжелательного отношения к человеку, правил совместной   деятельности.   Восхождение   младшего   школьника   к   себе осуществляется   через   выполнение   им   простых   рефлексивных   упражнений, предполагающих   оценку   собственных   поступков   и   выявление   и   оценку   их внутренних   причин;   таким   образом   подготавливается   база   для   управления собственной   рефлексией   в   подростковом   возрасте.   В   основе   же   всей деятельности   по   духовно­нравственному   воспитанию   в   младшем   школьном возрасте лежит формирование отношения к Человеку как к ценности – ведь в основе всех правил поведения лежит уважение к человеку, забота о нём. Это обеспечивает присвоение младшими школьниками ценности «Добро», позволяет на последующих этапах развития сформировать представление о нравственном поступке, нравственном поведении, нравственном отношении. Для  младшего   подростка  наиболее   значимой   становится   активная деятельность   совместно   со   сверстниками   и   старшими   по   возрасту.   В   плане духовно­нравственного   воспитания   важно,   чтобы   эта   деятельность   была социально значимой и нравственно ценной. Важна не деятельность сама по себе, а её ценностное наполнение и ориентация на благо другого человека.Предостерегая   педагогов   от   ошибок   в   организации   деятельности   младших подростков,   авторы   методического   пособия   по   работе   с   детьми   в   летнем оздоровительном   лагере   пишут:   «К   сожалению,   для   отдельных   вожатых   этот вопрос решается исключительно просто: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Ну и что, что дети целый день смотрят видеофильмы, – они же не стекла бьют. Ну и что, что они, не выходя из палаты, играют в карты, – они же никому   не   мешают.   И   чем   плохо,   если   отряд   в   полном   составе   подстригает маникюрными   ножницами   газон   перед   столовой?   Если   рассуждать   таким образом, можно оправдать абсолютно любые формы занятости. И те, которые отупляют. И те, которые развращают. И те, которые просто абсурдны»1. Деятельность   младших   подростков   должна   отвечать   следующим требованиям:  ь быть   разнообразной   (поскольку   на   последующих   этапах   развития перед сегодняшним подростком встанет проблема самоопределения, в том числе профессионального, и он должен попробовать себя в разных видах деятельности, чтобы выбрать из них наиболее подходящие); ь содержать элемент игры, значимой на предыдущих этапах развития и продолжающей оставаться важной частью жизни подростка; ь организованной «на радость и пользу далёким и близким людям» (И. П. Иванов); ь предполагать   взаимодействие   не   только   с   ровесниками,   но   и   со старшими   по   возрасту –   взрослыми   людьми,   старшими   подростками, старшеклассниками,   которые   выступают   в   роли   организаторов   и представляют образцы для подражания. Благодаря   активной   деятельности   происходит   включение   младшего подростка   в   современную   ему   культуру,   знакомство   его   с   прошлым   своей Родины.  В  деятельности   на   практике   постигаются   способы   взаимодействия   с другими людьми, происходит «открытие» собственных способностей и познание собственных возможностей. Составляющая духовно­нравственного воспитания, которая доминирует на этом возрастном этапе, – восхождение к Другому. Старший   подросток  придаёт   особое   значение   общению.   В   общении   со сверстниками и взрослыми он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном   отношении,   делясь   своими   знаниями   и   демонстрируя   освоенные способы   умственной   деятельности.   В   процессе   общения   старший   подросток постигает   разные   формы   взаимодействий   человека   с   человеком,   учится прогнозировать   результаты   своих   и   чужих   поступков,   высказываний,эмоциональных проявлений. Активное общение позволяет старшему подростку освоить   систему   социальных   ролей,   войти   в   современное   ему   общество. Несмотря   на   то,   что   общение   невозможно   без   значимого   Другого,   внимание старшего   подростка   сосредоточено   на   себе –   собственной   внешности, собственных переживаниях, собственных словах и поступках, на том, каким он предстаёт   в   глазах   окружающих.   Поэтому   ведущая   составляющая   духовно­ нравственного воспитания на этом возрастном этапе – восхождение к себе. При этом   важно,   чтобы   внимание   подростка   было   акцентировано   не   на   внешних атрибутах (лицо, фигура, физическое состояние, одежда, причёска, социальный статус и т. п.), а на духовных и нравственных качествах. Важно также преодолеть центрированность подростка на себе, пробудить у него интерес к внутреннему миру   других   людей   и   посредством   этого –   к   духовному   миру   человека   как такового.   Восхождение   к   культуре   осуществляется   в   процессе   овладения богатством   языка,   творческой деятельности.   Правила   поведения   уже   требуют   обоснования –   логического, культурологического,   ценностного.   При   этом   желательно   использование интерактивных и рефлексивных форм работы. Первые предполагают активное взаимодействие   со   сверстниками   и   старшими,   вторые   направлены   на самопознание.   восприятия   произведений   искусства, Содержание   общения   в   старшем   подростковом   возрасте   должно   отвечать следующим  требованиям:  ь быть   актуальным   для   подростков,   учитывать   их   преобладающие интересы,   события,   происходящие   в   их   ближайшем   социальном окружении; ь раскрывать   перед   подростками   мир   человеческих   отношений – дружбы, долга, ответственности, сострадания, любви; ь открывать возможности для освоения нравственных категорий через характеристику   соответствующих   поступков,   поведения,   деятельности, отношений; ь стимулировать   смыслотворческую   деятельность   подростков – открывать   возможности   для   прогнозирования   человеческих   поступков, представлять   события   в   непривычном   ракурсе,   содержать   возможность многозначной трактовки; ь быть эмоционально насыщенным;ь быть   структурированным   таким   образом,   чтобы   подростки   могли самостоятельно   прийти   к   определённым   выводам   нравственного характера. Старшие   подростки   должны   также   усвоить   правила   общения   в   различных ситуация. Поэтому формы общения должны быть разнообразными: свободная беседа с соблюдением правил этикета, регламентированная дискуссия, диспут, дебаты,   рефлексивные   высказывания,   общение   в   рамках   специально сконструированных педагогом ситуаций и т. д. В   младшем  юношеском   возрасте  значимым   становится   интерес   к философским   проблемам,   поиск   смысла   жизни.   Поэтому   акцент   делается   на восхождении к ценностям. Нормы, правила, формы поведения воспринимаются не как нечто само собой разумеющееся, а на основе глубокого понимания их ценностных   основ.   Восхождение   к   культуре   происходит   благодаря   открытию всего   многообразия   заключённых   в   ней   смыслов.   На   этой   же   основе выстраивается восхождение к Другому и восхождение к себе. В любом возрасте значимы все составляющие духовно­нравственного воспитания. Но на каждом возрастном этапе одна из них выходит на первый   план   и   определяет   особенности   деятельности   педагога   по присвоению школьниками других составляющих. Подводя   итог   сказанному,   ещё   раз   отметим,   что,   организуя   духовно­ нравственное   воспитание   в   основной   общеобразовательной   школе   (а   этой ступени соответствует подростковый возраст), следует опираться на достижения предыдущего   периода   и   иметь   в   виду   перспективы   развития   школьника,   те особенности, которые станут значимыми на последующих этапах его возрастного развития.   Пример   преемственности   в   духовно­нравственном   воспитании представлен на рис. 1.Рис. 1. Учёт в духовно­нравственном воспитании возрастных доминант развития школьника Трудности   «трудного   возраста».   Подростковый   возраст   характеризуется рядом   особенностей,   влияющих   на   характер   духовного   становления воспитанников и определяющих специфику духовно­нравственного воспитания на   данном   возрастном   этапе.   К   этим  о с о б е н н о с т я м   следует   в   первую очередь отнести: ь слабый   интерес   к   своему   внутреннему   миру   и   как   следствие   – слабый интерес  к внутреннему миру другого человека, к его личности, индивидуальным особенностям, переживаниям, смыслам его бытия; ь стремление   быть   «как   все»,   высокий   уровень   подражательности, причём объектом подражания выступают прежде всего внешние атрибуты (а не особенности внутреннего мира человека), формы поведения (а не определяющие его нормы и ценности); ь негативизм   в   суждениях   и   поступках,   а   также   отсутствие последовательности  в поведении, что создает благоприятную почву для развития по пути «тёмной», негативной духовности; ь наличие большого количества кризисных ситуаций, обусловленных возрастом, особенностями социализации, изменением характера контактов с окружающим миром.Кроме   того,   в   подростковом   возрасте   велико   стремление   самостоятельно совершать   выбор.   Однако   для   эффективного   самоопределения   недостаточно предоставить подростку свободу выбора, поскольку свобода внешняя (отказ от авторитарных методов воспитания и организации образовательного процесса) не делает   человека   свободным   внутренне   (способным   делать   ответственные выборы). Эти  особенности  должны  быть  учтены  при  организации  подросткам помощи в их духовном развитии. Подростковый возраст часто называют «трудным», «критическим». При этом подразумевается,   что   трудности   испытывают   взрослые,   взаимодействующие   с подростком. Действительно, найти общий язык с мальчиком или девочкой 11– 14 лет становится всё труднее. Подросток всё принимает в штыки, отвергает самые   разумные   советы,   игнорирует   требования   взрослых,   не   желает разговаривать на темы, которые ранее были ему интересны, или о том, о чём считают   поговорить   взрослые   «в   воспитательных   целях».   Он   изъясняется   на ужасном   языке,   носит   ужасную   одежду,   слушает   ужасную   музыку,   ищет   в Интернете ужасные сайты и сам размещает там совершенно дикую информацию. Он ведёт себя не так, как принято в обществе, а как раз наоборот, смеётся над нормами   и   правилами   поведения,   «забывает»   о   том,   что   существуют   вечные ценности. Компания подростков, с точки зрения взрослого, более напоминает «стадо»,   нежели   человеческое   сообщество.   Конечно,   взрослому   человеку   с устоявшейся системой ценностей, ориентирующемуся на строго определённые общественные нормы, с таким «инопланетянином» очень трудно. Но взрослые забывают (а зачастую и не подозревают), что трудно в первую очередь самому подростку. В плане физического развития эти трудности проявляются на фоне бурного физиологического созревания, причём наблюдается несовпадение по времени и интенсивности общеорганического и полового созревания: последнее опережает первое. В этой связи уместно привести слова В. В. Зеньковского: подростковый возраст   «предваряется   некоторым   телесным   и   психическим   увяданием – ослаблением   памяти,   внимания,   упадком   прежних   интересов…   А   затем начинается   беспокойная,   тревожная   и   противоречивая   пора   интенсивного полового   созревания,  когда   новая   сила  (пол),  до  сих  пор   действовавшая  или скрыто, или неполно, выступает на первый план. Пол окончательно формируется со своей телесной стороны… останавливая на некоторое время обычный рост различных органов тела». При этом социальное развитие подростка отстаёт от развития физического.Эта   особенность   развития   ставит   подростка   перед   рядом   трудностей   и проблем,   так   или   иначе   сказывающихся   на   его   духовном   и   нравственном развитии   (некоторые   способы   педагогически   целесообразного   решения   этих проблем   представлены   в   презентации   «Способы   решения   задач   духовно­ нравственного воспитания в подростковом возрасте»). 1. Трудности   в   освоении   собственного   тела,   которое   приобретает   новые функции   и   новые   пропорции.   Необходимость   как   бы   заново   осваивать изменившееся   тело   может   провоцировать   как   повышенную   двигательную активность (желание бегать, танцевать, кричать и т. п.) – ведь овладеть своим телом, научиться координировать движения можно только в движении, так и вялость, повышенную утомляемость, поскольку приобретение умений управлять собой,   своими   физическими   и   психическими   состояниями   требует   серьёзных усилий. Повышенная двигательная активность подростков нередко приводит к тому, что они нарушают общепринятые нормы поведения. Не будучи в состоянии понять и объяснить самим себе и окружающим истинные причины такого поведения, подростки идут на конфликт со взрослыми, проявляют   грубость,   опровергают   на   словах   нравственные   нормы, которые   лежат   в   основе  к у л ь т у р о с о о б р а з н о г о   и  общественно одобряемого поведения. 2. Проблемы в отношениях с представителями противоположного пола. Пробудившаяся   «сила   пола»   побуждает   подростка   к   поиску   новых   форм взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, причём девочки в силу более быстрого физического и социального развития начинают ощущать эту потребность   раньше,   чем   мальчики.   Однако   недостаток   социального   опыта, недостаточная   освоенность   культуросообразных   форм   поведения   могут привести   (и   очень   часто   приводят)   подростка   к   неадекватному – антикультурному, безнравственному, противоправному – поведению. В младшем подростковом   возрасте   антикультурное   поведение   выражается   со   стороны мальчиков в грубых высказываниях и поступках в адрес девочек, со стороны девочек – в насмешках, нежелании выполнять совместно с мальчиками какую­ либо   работу   и т.   п.   В старшем   подростковом   возрасте   на   фоне   неумения перевести сексуальную энергию в другие виды энергии (творчество, учебная и трудовая деятельность и т. п.) и выразить её в социально одобряемых формах (забота о Другом, красивые формы проявления внимания, допустимые формыфизического   взаимодействия –   к   примеру,   во   время   танцев)   наблюдаются проявления вербальной и физической агрессии, гипертрофированный интерес к проявлениям   физической   близости   и   намеренная   демонстрация   таких проявлений, стремление быстрее вступить в интимные отношения. Задача духовно­нравственного воспитания – «облагородить» силу пола. Педагогу   следует   помочь   мальчику   освоить   роль   «благородного джентльмена», а девочке – роль «прекрасной дамы», в том числе речь и символический   язык   (мимику,   жесты,   позы),   научить   подростков культуросообразному   поведению,   этикету   в   типичных   ситуациях взаимодействия   мальчиков   и   девочек,   юношей   и   девушек,   мужчин   и женщин.   В   основе   освоения   такого   поведения   лежит   уважение   к Человеку   как   высшей   ценности,   понимание   значимости   Другого   и уважение к нему3. 3. Проблема организации образа жизни, адекватного полу и возрасту. Речь идёт о соблюдении гигиены, режима дня, режима питания, освоении способов сохранения здоровья и оздоровления организма, об умении выстраивать стиль жизни   в   соответствии   со   своими   возможностями,   о   профилактике   вредных привычек. Для подростков, сталкивающихся с этой проблемой, характерны две крайности: подросток либо игнорирует эту проблему, отвергая всякую заботу о собственном   физическом   и   психическом   здоровье,   либо   сосредоточивает   всё внимание на телесной организации (к примеру, занимается спортом для того, чтобы «накачать мышцы», и всю свою жизнь подчиняет достижению этой цели). В плане духовно­нравственного воспитания необходимо сформировать у подростка представление о «жизни тела» как о чрезвычайно важном, но   не   единственном   проявлении   бытия,   о   духовных   и   нравственных способах её регулирования, помочь ему обнаружить её смысловую основу (зачем?   для   чего?),   а   также   бессмысленность   и   разрушительный   не только   в   физическом,   но   и   в   духовном   плане   характер   привычек   и занятий,   разрушающих   как   телесную,   так   и   духовную   организацию человека. 4. Возникновение  повышенного   интереса   к   собственной   внешности. Подросток начинает искать собственный стиль, акцентируя внимание на внешней атрибутике –   одежде,   причёске,   макияже,   причём   речь   идёт   не   о   таком «имидже»,   который   адекватно   отражает   внутренний   мир   подростка,   егоиндивидуальность,   а   о   таком,   который   однозначно   привлечёт   внимание. Подросток часто меняет свой внешний образ, ориентируясь на то, что популярно в молодёжной среде: девочка, вчера одетая и причёсанная в стиле «колледж», сегодня   появляется   в   школе   одетой   в   стиле   «панк»,   а   завтра,   возможно, «примерит» готику. Задачей духовно­нравственного воспитания становится пробуждение у подростка   интереса   к   собственному   внутреннему   миру,   к   своим неповторимым   человеческим   качествам,   для   которых   необходимо найти уникальное внешнее оформление и выражение. Наиболее   распространённая   ошибка,   которую   допускают   педагоги, – акцентирование внимания на физическом развитии подростка без учёта задач духовно­нравственного воспитания. Так, подросткам обеспечивают повышенные физические   нагрузки   (чаще   всего   за   счёт   усиленных   занятий   спортом),   не обращая   внимания   на   то,   где   и   с   какой   целью   подростки   используют   вновь приобретённые навыки (возможно, их деятельность носит антисоциальный и/или антигуманный   характер),   не   сужается   ли   круг   их   культурных   интересов,   не складывается ли у них культ физической силы, не отходят ли на второй план нравственные   категории   во   взаимодействии   с   другими   людьми.   Безусловно, обеспечение   подростку   повышенных   физических   нагрузок –   важный   способ преодоления   «трудностей   роста».  Однако   для   того   чтобы   при   этом   успешно преодолевались   также  «трудности   взросления»,  необходимо   соблюдение   ряда у с л о в и й : ь преодоление   абсолютизации   одного   из   видов   деятельности, предполагающих физические нагрузки, сочетание  спортивной, трудовой, творческой (например, танцы), игровой (подвижные игры) и иных видов деятельности,   обеспечивающих   подростку   оптимальные   в   его   возрасте физические нагрузки; ь обеспечение нравственной направленности всех видов деятельности, в которые оказывается включённым подросток; ь объективная   и   субъективная   (личностная)   значимость   этих   видов деятельности   (деятельность   «не   понарошку»,   востребованность   её результатов   другими   людьми,   деятельность   наравне   со   взрослыми, осознание этого самим подростком); ь внесение в перечисленные выше виды деятельности элементов игры, романтики, тайны;ь организация   различных   видов   деятельности   таким   образом,   чтобы они требовали от подростка не только физических, но и волевых усилий, самопреодоления и на этой основе духовного совершенствования;   обладая привлекательными   для   подростков   качествами,   в   то   же   время   был   бы образцом нравственного поведения и гуманного отношения к людям. «значимого ь наличие     взрослого»,   который, Если   педагог   будет   помнить   о   том,  что   именно   духовная   сфера   человека определяет   развитие   его   психофизической   сферы,   и   отдавать   приоритет духовно­нравственному воспитанию, то ему удастся избежать этой ошибки. Психическое   развитие  подростка   (в   том   числе   в   его   социально­ психологическом аспекте) исследователи чаще всего характеризуют понятием «кризис». Содержание подросткового кризиса составляет переход от детства к взрослости. Этот переход продолжается и на протяжении юношеского возраста, но именно в подростковый период кризисные явления проявляются особенно остро. Преодолевая целый ряд серьёзных противоречий, подросток обогащает сферу   своих   чувств   и   мыслей,   отстаивает   своё   право   быть   личностью   и индивидуальностью.  Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте характеризуется тем, что подросток прилагает специальные усилия для приобретения житейских и научных знаний, стремится не механически усвоить, а осмыслить предлагаемую ему информацию, в том числе информацию о ценностях и их содержании. В подростковом   возрасте   на   основе   познавательной   потребности   формируются устойчивые   познавательные   интересы,   ведущие   к   позитивному   отношению   к знаниям   в   целом.   Быстрыми   темпами   развивается   теоретическое   мышление, связанное   с   усвоением   научных   понятий,   знаковых   систем,   логических   схем. Происходит   интеллектуализация   процессов   восприятия,   формируется способность   выделять   главное,   существенное,   строить   гипотезы,   прогнозы.   В процессе приобретения знаний особую роль играют такие факторы, как связь предлагаемой   подростку   информации   для   его   взаимодействия   с   другими людьми,   способ   подачи   информации,   который   должен   быть   интересным, увлекательным,   нестандартным,   раскрывать   неожиданные   ракурсы   привычных вещей, а также позитивное, уважительное отношение подростка к человеку, от которого исходит информация. В   плане   духовно­нравственного   воспитания   важно   знакомить подростка   с   содержанием   духовных   ценностей,   расширять   его представления  о мире культуры, о человеке и его месте в мире. Приэтом   следует   помнить,   что   в   младшем   подростковом   возрасте интеллектуальное   развитие   происходит   в   процессе   деятельности,   в старшем   подростковом   возрасте –   в   процессе   активного   общения   со сверстниками и взрослыми. Процессы  восприятия  в   подростковом   возрасте   характеризуются противоречивостью,   что   проявляется,   в   частности,   в   рисунках   и   других продуктах изобразительной деятельности подростка. С одной стороны, начинает проявляться   способность   видеть   красоту   и   любоваться   ею,   испытывать эстетическое   наслаждение,   с   другой –   в   восприятии   красоты   природы   и произведений   искусства   подросток   руководствуется   штампами,   своего   рода схемами (снег – белый, трава – зелёная, небо – голубое). Чтобы   подросток   мог   присвоить   ценность   «Красота»,   необходимо помочь   ему   избавиться   от   штампов,   научиться   видеть   мир   в   его многообразии.   Это   необходимо   также   для   развития   способности воспринимать широкий диапазон человеческих чувств и эмоциональных состояний и в конечном итоге – для понимания Человека как духовного существа   (см.   презентацию   «Способы   решения   задач   духовно­ нравственного воспитания в подростковом возрасте»). Подросток   уже   способен   управлять   собственным  вниманием,  памятью, воображением.   Происходит   переход   от   механического   запоминания   к смысловому,   что   делает   возможным   запоминание   информации   абстрактного характера. Воображение приобретает значимую роль: подросток выстраивает в своём воображении мир отношений со значимыми для него людьми, проигрывает разнообразные   ситуации,   испытывает   прежде   незнакомые   ему   чувства.   Это позволяет   широко   использовать   в   деятельности   по   духовно­нравственному воспитанию   различные   воображаемые   ситуации   (описанные   в   художественной литературе,   представленные   в   кинематографических   произведениях, сконструированные   педагогом),   позволяющие   подростку   пережить   значимые события   духовной   жизни   и   приобрести   таким   образом   соответствующий духовный опыт до того, как он столкнётся с подобными ситуациями в реальной жизни. Особенности развития воображения в подростковом возрасте могут иметь две крайности. Некоторые подростки, стремясь уйти от чем­либо не устраивающей их   реальности,   погружаются   в   воображаемый   мир,   где   они   чувствуют   себясвободно и комфортно. Это негативно влияет и на социализацию подростка, и на его   познавательную   деятельность,   и  в   конечном   итоге   на   духовное   развитие. Поэтому   педагогу   нужно   быть  очень   осторожным   в   применении   приёмов, направленных на развитие эмпатии, предполагающих «вживание» во внутренний мир другого человека или неодушевлённого предмета. Такие приёмы следует сочетать   с   предметно­практической   деятельностью,   направленной   на преобразование внешнего мира, отношений с другими людьми. Среди подростков встречаются также «сухие реалисты» (В. С. Мухина), у которых воображение не получает должного развития. Работа с такими подростками выстраивается в логике «от внешнего – к внутреннему». Подростковый   возраст   благоприятен   для   целенаправленной организации   смыслотворческой   деятельности   и   для   освоения нравственных понятий, являющихся абстрактными, отвлечёнными по своей природе.  Развитие  эмоциональной   сферы  также   ставит   подростка   перед   рядом трудностей.   Подросток   испытывает   широкий   диапазон   эмоциональных состояний,   связанных   с   отношением   к   себе   (своей   внешности,   своему интеллекту, умению взаимодействовать с другими людьми), с отношениями  с другими   людьми   и   социальными   группами,   с   восприятием   произведений искусства,   и   эти   эмоциональные   состояния   порой   отличаются противоречивостью. Так, чувство любви к родителям «уживается» со вспышками раздражения,   доходящими   порой   до   «приступов»   ненависти;   светлые переживания  по   поводу   первой   влюблённости   могут   сочетаться  с  циничными высказываниями в адрес представителей противоположного пола. Вместе с тем развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте создаёт благоприятные условия   для   включения   подростков   в   разнообразные   ситуации   духовно­ нравственного   воспитания,   сопереживания, эмоциональной поддержки участников ситуации.   требующие   сочувствия, В   отрочестве   диапазон   полярных   чувств   чрезвычайно   велик.   У   подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд   непреклонен.   Кроме   собственной   цели –   весь   мир   ничто.   Но   уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром – вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взглядпуст. Он опустошен, кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть­чуть– и он вновь охвачен страстью новой цели.  Организуя духовно­нравственное воспитание подростков, необходимо, во­первых, обеспечивать позитивную направленность их эмоциональных переживаний,   что   способствует   более   глубокому   переживанию   и пониманию   прекрасного   в   природе,   искусстве,   отношениях   между людьми, становится основой для выстраивания отношений с другими людьми на нравственной основе – на основе деятельного сострадания, во­ вторых, учить подростка понимать мир собственных чувств, различать те, которые являются проявлениями «светлой» и «тёмной» духовности, управлять   своими   эмоциональными   состояниями,   не   допуская проявления   последней.   При   этом   не следует   оберегать   подростка   от эмоциональных   потрясений,   благодаря   которым   только   и   возможны качественные изменения в его духовном мире и нравственном развитии. В   подростковом   возрасте   быстрыми   темпами   развивается  рефлексия.   В. С. Мухина   выделяет   и   подробно   характеризует   два   вида   рефлексии, характерных для подростка: 1. «Рефлексия   на   себя»   направлена   на   индивидуальные   особенности   и общечеловеческие   характеристики   подростка.   Подросток   углубленно   изучает самого себя, задавая себе вопросы «Кто я?», «Какой я?», размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, пытаясь дать оценку своей внешности, своим психологическим особенностям и социальным качествам. 2. «Рефлексия   на   других»   предполагает   поиск   подростком   ответов   на вопросы   «Какой   я   в   глазах   окружающих?»,   «Как   они   меня   воспринимают?». Результаты такой рефлексии побуждают подростка изменять свою внешность, поведение, речь (далеко не всегда в лучшую сторону) – так   подросток ищет образ, который позволит ему лучше всего включиться в социальную среду, быть принятым в группе сверстников, показать, что он «такой, как все», но в то же время продемонстрировать свою индивидуальность. Развитие рефлексии в подростковом возрасте диктует необходимость включения   в   формы   работы   по   духовно­нравственному   воспитанию рефлексивной   составляющей,   ориентированной:   а) на   понимание собственных   мыслей,   чувств,   переживаний   «здесь   и   сейчас»;   б) на осознание   собственного   «образа   "я"»  в   будущем   и,  таким   образом,   напонимание перспектив духовно­нравственного развития; в) на осмысление своих отношений не только с другими людьми, но и с миром ценностей, природы, культуры. В  речи  подростка   преобладает   экспрессивная   функция,   когда   интонация «компенсирует»   недостаточность   словарного   запаса;   так,   эмоционально окрашенные жаргонные слова в речи подростка позволяют с помощью интонации выразить   самые   различные   эмоциональные   состояния   и   отношения   («круто», «жесть» и т. п.). Изменяется и содержание устных высказываний, все большее место   в   них   занимает   описание,   растет   число   слов,   словосочетаний   и   фраз оценочного   характера.   Повествования   делаются   более   сложными, последовательными   и   четкими   в   композиционном   отношении.   Но   часто подростки   затрудняются   выразить   свои   мысли   и   эмоциональные   состояния   в словах, при описании событий, чувств, своих отношений используют штампы. При   этом   их   интересуют   правила   употребления   сложных   речевых   форм, расстановки ударений («Как правильно сказать? Как правильно написать?»). Следует   специально   указать   на   некое   «залипание»   части   подростков   в празднословии   и сквернословии.  Реализуя  потребность  в общении,  некоторые подростки,   чтобы   удержать   внимание   собеседников,   затевают   суетные, бессмысленные беседы, не контролируя ход своих мыслей и не имея конечной цели – о чём и ради чего они говорят. Этот способ общения через говорение, ради говорения может стать отвратительной привычкой и остаться в обиходе взрослого человека. Также в обиход общения взрослого человека может войти и сквернословие. Речевая   культура   каждого   нового   поколения   подростков   может   быть показателем общего развития духовности нации. Эта простая мысль доступна уму и духовному строю подростков – важно только вовремя довести ее до их сознания.  Решая   задачи   духовно­нравственного   воспитания,   необходимо заботиться о расширении словарного запаса подростка, о том, чтобы он проник   в   систему   выраженных   в   языке   смыслов,   что   является необходимым условием понимания себя и Другого, а также постижения культуры. В основе всей работы над речью подростка должно лежать воспитание   ценностного   («благоговейного»)   отношения   к   слову, позволяющего осознать значение слова в жизни человека.У с л о в и я м и ,   обеспечивающими   успешное   духовное   и   нравственное развитие   подростка   с   учётом   психологических   особенностей   подросткового возраста, выступают: ь эмоциональный характер форм духовно­нравственного воспитания, обеспечивающих разноплановые переживания подростка; ь акцентирование внимания не только на содержании, но и на способах подачи   значимой   для   духовного   и   нравственного   развития   подростка информации; ь обеспечение   в   процессе   духовно­нравственного   воспитания возможностей для свободного созерцания, размышления; ь сочетание эмпатических и рефлексивных форм, приёмов работы; ь вербализация   (проговаривание,   описание)   подростком   своих переживаний, эмоциональных состояний; ь создание в процессе духовно­нравственного воспитания условий для активного   взаимодействия   (общение,   совместная   деятельность,   в   том числе творческая); ь демонстрация   культуросообразных   способов   взаимодействия,   в основе которых лежит ценностное отношение к Человеку. Особенности   психического   развития   подростка   во   многом   обусловливают способы включения его в общество. Социальная   ситуация   развития  подростка   характеризуется   стремлением обрести себя как личность, выстроить собственный круг социальных отношений. Включение   в   современное   подростку   общество   со   всем   многообразием сложившихся   в   нём   отношений –   важнейшая   задача   подросткового   возраста. Подросток стремится освоить всю сферу социальных отношений – от различных групп   сверстников,   до пространства экономики и политики. Одновременно для подростка характерно стремление дистанцироваться от всего привычного, значимого на предыдущем этапе развития – норм, правил, людей, отношений.   представляющих   подростковую   субкультуру, Стремление   к   самоопределению   в   мире   социальных   отношений   толкает подростка на выход из семьи. Стремление освободиться от опеки семьи внешне выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Усложняются и  отношения со взрослыми  людьми в целом, в том числе с учителями   (см.   презентацию   «Способы   решения   задач   духовно­нравственного воспитания   в   подростковом   возрасте»).   Подростки   болезненно   реагируют   нареальное или кажущееся ущемление своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых   по   отношению   к   себе.   С   другой   стороны,   часто   взрослый   человек именно   в   подростковом   возрасте   выступает   в   роли   значимого   Другого, становится образцом для подражания. Следует   сделать   акцент   на   формировании   ценностного   отношения подростка   к   семье,   которое   должно   проявляться   в   первую   очередь   в поступках,   поведении,   чувстве   ответственности   за   близких   людей. Подростку   необходима   помощь   в   выстраивании   стратегии   поведения, сочетающего   в   себе   способность   корректно   отстаивать   собственную свободу, с одной стороны, и ответственность в отношении членов семьи, взрослых людей – с другой. Ведущую роль начинают играть  отношения со сверстниками. Стремление найти   «своё»   сообщество   и   быть   принятым   в   него   приводит   к   тому,   что подросток демонстрирует те качества, которые ему не свойственны, но способны помочь ему стать «своим» в избранном сообществе сверстников. Результат этого может быть двояким. С одной стороны, подросток, «примеряя» новые для себя роли, приобретает новый социальный опыт, расширяет границы своего бытия. С другой стороны, «подстраивание» под сверстников может привести к утрате по­ настоящему значимых нравственных качеств, к деформациям личности, утрате индивидуальности, конформизму. Стремление   идентифицироваться   с   себе   подобными   порождает   столь ценимую   в   общечеловеческой   культуре   потребность   в   друге.   Сама   дружба   и служение   ей   становятся   одной   из   значимых   ценностей   в   отрочестве.   Именно через   дружбу   отрок   усваивает   черты   высокого   взаимодействия   людей: сотрудничество,   взаимопомощь,   взаимовыручка,   риск   ради   другого   и т.   п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого   и   самого   себя.   При   этом   именно   в   отрочестве   человек   начинает постигать,  как   глубоко   (а  иногда   и   непоправимо   для   дружбы)   ранит   измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений   против   самого   друга   в   ситуации   запальчивых   споров,   выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению Другому, но и сложным рефлексиям на Другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего. С  точки   зрения  задач   духовно­нравственного   воспитания  (с  позиций восхождения к Другому) особенно значимым становится воспитание уподростка   «умения   дружить»   и   помощь   ему   в   осознании   ценности дружбы,   формирование   у   него   качеств   человека,   которого   называют настоящим   другом,   предотвращение   возникновения   искажённых представлений   о   дружбе   как   о   «круговой   поруке»,   как   о   возможности решения своих проблем за счёт другого человека. В   подростковом   возрасте   перед   школьником   встаёт   проблема профессионального   самоопределения.   Социальная   ситуация   развития   ставит подростка в позицию ответственности перед индивидуальным выбором именно своего дела в жизни. С точки зрения задач духовно­нравственного воспитания значимыми в сфере профессионального самоопределения являются следующие моменты: ь самопознание, акцентирующее внимание на нравственных качествах, значимых с точки зрения предпочитаемой подростком профессии; ь понимание   духовных   и   психологических   механизмов   и   логики выбора   как   такового,   что   позволяет   совершить   осознанный   выбор профессии; ь выявление   смысловых   доминант,   определяющих   отношение подростка   к   трудовой   деятельности   в   целом   и   к   предпочитаемой профессии в частности; ь осознание   социальной   и  нравственной   значимости   предпочитаемой профессии. В подростковом возрасте многие отроки начинают стремиться к утверждению себя в качестве  лидера. При этом способы самоутверждения могут быть как позитивными, так и негативными. С   точки   зрения   задач   духовно­нравственного   воспитания   в   процессе формирования у подростка лидерских качеств необходимо обеспечивать ориентацию   на   Другого,   формирование   взгляда   на   лидерство   как служение и воспитание на этой основе чувства долга и ответственности. Для   результативного   использования   ситуации   социального   развития подростка   в   целях   духовно­нравственного   воспитания   педагогу   следует соблюдать следующие  у с л о в и я : ь выявление   духовной   (ценностно­смысловой)   основы   социальных взаимодействий; ь обеспечение ориентации на Другого;ь обеспечение ориентации на позитивный полюс культуры; ь включение подростка в разнообразные виды социально значимой и нравственно   ценной   деятельности,   в   разного   рода   «социальные   пробы», имеющие нравственную направленность; ь сочетание   уважительного   отношения   к   подростку   с   разумной требовательностью   к   нему,   обоснование   предъявляемых   подростку требований. На   рис. 2  приведены   некоторые   особенности   подросткового   возраста   и   их внешние проявления. Рис. 2. Особенности физического, психического, социального и духовного развития подростка Эти особенности чрезвычайно осложняют диагностику результатов духовно­ нравственного   воспитания   в   подростковом   возрасте.   Например,   то,   что подросток   использует   в   своей   речи   штампы,   клише,   далеко   не всегда свидетельствует о бедности его духовного мира – это может быть проявлением стремления   быть   принятым   в   сообщество   сверстников,   «быть   как   все». Открытый протест против опеки со стороны взрослых также не всегда является показателем неуважительного отношения к ним. Зная об этом, педагог не будет судить об уровне духовно­нравственного развития подростка по отдельным его высказываниям и поступкам, а будет оценивать всю систему его отношений к миру,   другим   людям,   самому   себе,   используя   для   этого   специальные комплексные методики, например методику «Луковица»7.Проблемы   физического,   психического,   социального   развития   подростков могут быть успешно решены лишь в том случае, если они рассматриваются через призму задач духовно­нравственного воспитания. Проблема добра и зла: амбивалентность мира и антиномии духа. Главная характеристика подросткового возраста –  противоречивость, двойственность  Амбивалентность (или,   по   словам   Н.   Е.   Щурковой,   амбивалентность). означает,   что   каждое   явление   имеет   свою   противоположность,   что   каждый поступок может иметь как негативные, так и позитивные последствия. С другой стороны,   феномен   амбивалентности   фиксирует   целый   ряд   противоречий, свойственных подростковому возрасту. Духовное   развитие   не   происходит   равномерно,   как   постепенное «усовершенствование»   человека,   как   возрастающее   одинаковыми   темпами   на протяжении всей его жизни развитие в нём «светлой», позитивной духовности. Процесс духовного развития характеризуется наличием в нём противоречивых тенденций, изменениями направления духовного становления с позитивного на негативное и,  наоборот,  неоднократными «возвращениями» в уже пройденную точку духовного роста, отказом от ранее найденных смыслов и обращениями к ним   на   новом   уровне.   Особенно   ярко   эта   особенность   духовного   развития выражена   в   подростковом   возрасте.   Задача   педагога,   оказывающего   помощь подростку в его духовном развитии, – создавать условия для того, чтобы процесс его духовного становления сохранял позитивную направленность. Подросток   может   стремиться   к   самому   прекрасному   достоянию человеческого духа. Для этого он идет в консерваторию, в картинную галерею, в разнообразные  музеи,  едет  в  экспедиции   в  поисках   памятников   архитектуры, путешествует и т. д. Он же может обследовать катакомбы, искать контакты с бездомными в предвкушении неизведанного, изучая меру человеческого падения. Можно   сказать,   что   в   отрочестве   происходит   чрезвычайное   расширение социальных  условий  бытия  подростка:  и  в пространственном  отношении,  и  в плане увеличения диапазона духовных проб. В отрочестве человек стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформировавшейся личности. На этом пути без поддержки со стороны взрослого друга подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни8. Главная   особенность   духовно­нравственного   воспитания   в   подростковом возрасте состоит в том, что духовная жизнь отходит на второй план. Наиболее актуальными становятся проблемы, связанные с обретением социального статуса(включение   в   то   или   иное   сообщество),   с   утверждением   себя   как самостоятельной «социальной единицы», с решением проблем взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Однако на эти процессы можно посмотреть и с иной точки   зрения:   в   их   основе   лежит   идея   выбора –   выбора   жизненного   пути, ценностных   ориентаций,   круга   общения,   друга,   профессии,   собственного имиджа.   А   выбор –   атрибут   духовной   жизни,   в   основе   которого   лежит ценностно­смысловое   самоопределение.   Поэтому   овладение   механизмами выбора – эмоциональными, интеллектуальными, волевыми – является важнейшей задачей духовного развития в подростковом возрасте.   как   уже   отмечалось, Духовное   развитие   человека,   определяется особенностями   его   индивидуальной   системы   ценностей.   Обратимся   к особенностям   развития   ценностного   сознания   подростка   (восхождения   к ценностям)   через   характеристику   специфики   его   системы   ценностей   и ценностных ориентаций.  В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практически всех отечественных психологов (начиная с Л. С. Выготского), является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на «взрослые» ценности. Такая ориентация, по замечанию И. С. Кона, отличается противоречивым характером. С   одной   стороны,   для   подростков   исключительную   значимость   приобретают ценности,  принятые   в  группе   сверстников.   С   другой   стороны,  в  этот   период впервые  появляется   возможность   формирования   собственной   связной   и непротиворечивой   ценностной   системы,   определяющейся   развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали. Создание   собственной   ценностной   системы   сопровождается   обращением подростков   (в   старшем   подростковом   возрасте)   к   вечным   философским проблемам,   идеальным   представлениям   о   нравственности.   Усложнение комплекса   личностных   свойств   подростка   происходит   за   счет   включения   в систему его ценностных ориентаций различного рода нравственных качеств.  Обратимся   к   результатам   психолого­педагогических   исследований, посвященных специфике ценностных ориентаций в подростковом возрасте. В   результате   исследования   Л.   В.   Зубовой   основных   жизненных   ценностей подростков,   которые   оказывают   существенное   влияние   на   становление   их ценностного   сознания,   были   выявлены   следующие   жизненные   ценности подростков. Ценности девочек: 1 – быть оптимистом, жизнерадостным человеком;2 – добрым, внимательным;  3 – умным, сообразительным;  4 – культурным, воспитанным;  5 – физически сильным;  6 – деловым и предприимчивым;  7 – уметь драться. Ценности мальчиков: 1 – уметь драться;  2 – быть физически сильным;  3 – быть оптимистом, жизнерадостным человеком;  4 – умным, сообразительным;   5 – деловым, предприимчивым;  6 – добрым, внимательным;  7 – культурным, воспитанным. Согласно исследованиям Т. Н. Гущиной, подростки, отдавая предпочтение таким ценностям, как счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье, оценивают их как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании   с   недосягаемостью   закономерно   порождает   внутренний   конфликт. Важнейшие социально значимые ценности, такие как активная жизнь, творчество, красота природы и искусства, познание, отвергаются большинством подростков. Был   проведен  анализ   ценностей,   основанный   на   антиномии   «духовные   – утилитарные   ценности»,   целью   которого   было   выявление   особенностей ценностных   ориентаций   подростка.   Анализ   данных   исследований   ценностей подростков, представленный в исследованиях Л. В. Зубовой, Т. Н. Гущиной, и результатов  проведенного  исследования (проективная методика «Завершенное суждение»,   методика   «Близнец   издалека»,   анкетирование)   показал,   что подросток,   наряду   с   духовными   ценностями   (быть   добрым,   воспитанным, культурным   и др.),   ориентируется   на   ценности   утилитарные   (быть предприимчивым, физически сильным и др.). Несмотря на разницу в иерархии ценностей у мальчиков и девочек, выделяется общее – противоречивая система ценностей, в которой наравне с духовными ценностями присутствуют ценности утилитарные. Вышеперечисленное   свидетельствует   о   том,  что   у   подростков   отсутствует устойчивая   система   координат   –   система   жизненных   ценностей.   Следствием этого   будет   реализация   возможности   подростка   пойти   в   своем   развитии   в сторону «тёмной», негативной духовности.Противоречивость системы ценностей проявляется у подростка, в частности, как противоречие между материальным и духовным в его жизни (рис. 3). Как уже отмечалось, у подростка интерес к внешней атрибутике (одежда, причёска, аксессуары, гаджеты, наличие «крутых» друзей) преобладает над интересом к внутреннему   миру   человека.   Для   подростка   более   значимы   поступки   и высказывания   человека,   нежели   причины   поступков   и   те   качества,   которые «скрываются» за высказываниями. Рис. 3. Проявления противоречивой системы ценностей в подростковом возрасте Сосредоточение внимания на «мире вещей» может приостановить (а иногда и остановить) духовное развитие подростка, поскольку не оставляет возможности для   целенаправленного   выстраивания   им   индивидуальной   системы   ценностей. Это в свою очередь отражается на социальном и психофизическом уровнях его бытия. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на   свет,   сызмальства   осваивая   его   по   функциональному   назначению   и эстетической   значимости,   подросток   начинает   фетишизировать   этот   мир.Благодаря тому что он входит в подростковые сообщества, которые представ­ ляют   себя   через   присущие   времени   и   возрасту   знаковые   системы,   в   состав которых   подпадают   и   определенные   вещи,   подросток   превращается   в потребителя:   потребление   вещей   становится   содержанием   его   жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддер­ живать свое чувство личности. В современном мире вещи могут стать растлителем подростков по многим причинам:   1)   став   основной   ценностью,   побуждающей   мотивацию   и представления о полноте жизни; 2) став фетишем, превращающим в раба вещей; 3)   поставив   в  зависимость   от  дарителей  и   побуждая  тем   самым   к  зависти  и агрессии. Ещё  одно   проявление   противоречивого   характера   системы   ценностей – «притупление»   чувства   благоговения,     которое   русский   философ   В.   С. Соловьёв   рассматривает   как   одно   из   проявлений   духовности   человека. Благоговение   перед   Жизнью   проявляется   в   доброте,   любовании   живыми существами и восхищении их красотой, заботе о них, обострённом понимании их страданий   и   стремлении   их   облегчить,   боязни   причинить   боль.   Благоговение перед высокими достижениями культуры находит проявление в эмоциональном переживании встреч с произведениями искусства, бережном к ним отношении, в восхищении   и   преклонении   перед   возвышенными   поступками.   Благоговение перед Родиной выражается в любви к ней, в невозможности для человека предать свою   страну.   Благоговение   перед   религиозными   святынями   свойственно   как верующим   людям,   так   и   атеистам,   с   уважением   относящимся   к   убеждениям других   людей,   что   делает   для   них   неприемлемым   любое   оскорбительное действие   или   высказывание   в   адрес   священных   предметов,   религиозных догматов.   У   подростков   «деформации»   чувства   благоговения   проявляются   в жестоком отношении к людям и животным, актах вандализма (как на природе, так и в урбанизированной среде), демонстративном нарушении культурных норм, в насмешках, циничных и кощунственных высказываниях. Конечно   же,   каждое   историческое   время   дарует   нам   светлых   отроков, которые   размышляют   о   смысле   жизни,   о   духовном   в   человеке,   о   своем предназначении в жизни, как и обо всем другом, ценимом человечеством во все времена.   Ведь   подростков   окружают   живопись,   музыка,   книги   и   прекрасныелюди,   готовые   раскрыть   перед   ними   духовное   богатство   человечества.   Едва притронувшись   к   возвышенному,  отрок  тут  же   стремится   поделиться   своими чувствами и мыслями со сверстником. Он не может не делиться: делиться – это его сущностная особенность. В то же время каждое историческое время формирует и других подростков, тяжелых для себя и окружающих, которые идут по жизни через темные стороны человеческого бытия. Эти подростки кучкуются возле злачных мест, присваивая агрессивные формы воздействия на окружающих. И здесь они делятся друг с другом своим опытом. В   подростковом   возрасте   наблюдается   довольно  терпимое   отношение   к проявлениям  чужой   и   собственной  безнравственности,   к   человеческим порокам,   в   которых   подростки   порой   видят   проявления   яркой индивидуальности,   характеристики   сильной   личности.   Это   также   одно   из проявлений и следствий противоречивой системы ценностей. Духовно­нравственное воспитание подростка должно быть направлено на выстраивание непротиворечивой системы его ценностных ориентаций, ведущее   место   в   которой   должны   занять   абсолютные   ценности – Истина, Добро, Красота.  Как   уже   отмечалось,   важной   составляющей   духовно­нравственного воспитания   является  восхождение   к   культуре.   Согласно   Э.   Шпрангеру, подростковый   возраст   –   это   возраст   врастания   в   культуру.   Развитие самосознания,   считал   Л.   С.   Выготский,   зависит   от   культурного   содержания среды. В подростковом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности   человека,   повышается   интерес   к   вопросам   культурной принадлежности. Однако и процесс восхождения подростка к культуре имеет противоречивый характер. Процесс  культурной   идентификации  может   быть   подменён «субкультурной  идентификацией»:  вместо  того  чтобы  начать  осознавать  себя носителем,   выразителем   и   творцом   национальной   культуры,   подросток идентифицирует   себя   с   одной   из   молодёжных   субкультур   (готы,   рэперы, фаерщики,   скинхеды   и   т.   д.).   Может   наблюдаться   и   другая   деформация, вызванная   глобализацией:   подросток   не   ощущает   себя   принадлежащим   ни   к одной   культуре,   его   представления   о   собственной   национальности,   родной истории оказываются размытыми и искажёнными.Можно   выделить   и   ещё   одно   противоречие,   возникающее   в   процессе восхождения подростка к культуре, – противоречие между интеллектуальными потребностями   подростка   и   его   ориентацией   на   мнение   окружающих. Особенности   интеллектуального   развития   определяют   интерес   подростка   к культурным достижениям человечества. Если подросток оказывается в среде, где   такой  интерес   приветствуется   и  поддерживается   на  высоком   уровне,  его восхождение к культуре не сопровождается какими­либо нарушениями. Если же в   том   сообществе,   в   которое   включён   подросток,   культурные   запросы примитивны, а интеллигентность не в цене, интеллект подростка оказывается задействованным для освоения не высших образцов культуры, а её низкопробных образчиков, или же оказывается обращённым к полюсу антикультуры. Духовно­нравственное воспитание подростка должно обеспечивать его ориентацию   на   позитивный   полюс   культуры,   предполагать формирование у него умения отстаивать свою позицию как носителя, выразителя   и   творца   национальной   и   общечеловеческой   культуры   в различных сообществах и социальных группах. Следующей   важной   характеристикой   духовного   воспитания   является   его направленность   на   совершенствование   и   гармонизацию   внутреннего   мира человека (восхождение к себе). При этом важная роль отводится самопознанию, умению различать «светлые» и «темные» стороны своего «я», рефлексировать и анализировать   собственные   поступки,   слова,   мысли   с   ценностных   позиций. Таким   образом,   осознание   человеком   своего   внутреннего   состояния,   под которым   подразумеваются   способности   подростка   к   рефлексии   и самопониманию,  является   необходимым  условием   духовного   и   нравственного самосовершенствования.  При   этом   основным   механизмом   самосовершенствования,   как   уже отмечалось,  является  рефлексия.  И.  Н.  Семенов  под  личностной   рефлексией понимает «процесс осознания, переосмысления и коррекции субъектом образа Я, личностных   оснований   (экзистенциальных   смыслов),     противоречивости   субъективного   развития»12.   В   данном существования   понимании рефлексия включена в процессы нравственного и духовного развития человека,   через   рефлексивное   обращение   человека   к   своим   стержневым смыслам.    в   "пространстве"   В   качестве   результата   рефлексии   выступает   внутренний   опыт   человека, включающий   в   себя   совокупность   следующих   компонентов:   пониманиесодержания своего знания и незнания о собственной духовной жизни; понимание сущности   усвоенных   действий,   относящихся   к   способам   духовной,   или смыслотворческой,   деятельности;   понимание   сущности   ориентиров   в   сфере собственного духовного становления; понимание причин возникновения тех или иных мыслей, эмоциональных состояний, совершения поступков, произнесения слов; придание объективно существующим ценностям индивидуального смысла. Важная   функция рефлексии состоит в том, чтобы человек научился отличать «тёмную»   духовность   от   «светлой»,   проявления   и   причины   той   и   другой   в собственной   внутренней   жизни,   что   обусловлено   антиномичным   характером духовности. Обратимся к особенностям внутренней жизни подростка. Одним из главных новообразований подросткового возраста является возникновение нового уровня самосознания,  характерной   чертой   которого   является   появление   у   подростка способности   и   потребности   познавания   самого   себя   как   личности.   Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Как отмечает Е. Шутенко, формирование конструктивных   начал   и   позитивных   ценностно­смысловых   образований способствует   утверждению   подростка   субъектом   собственной   жизни, приобретению   опыта   межличностных   отношений,   увеличению   чувства ответственности за свое поведение, личностной самореализации13. Механизмом   становления   самосознания,   как   упоминалось   выше,   является рефлексия.   Возникновение   у   подростка   внутренней   рефлексии,   которая заключается   в   его   обращенности   на   основания   своих   действий   и   поступков, создаёт   предпосылку   для   изменения   отношений   подростка   с   окружающей действительностью.  Активное формирование самосознания и рефлексии рождают массу вопросов о  жизни  и  о   себе.  Интерес   к   себе  чрезвычайно  высок.  Происходит   открытие своего внутреннего мира. Внутреннее «я» перестает совпадать с внешним, что приводит   к   развитию   самообладания   и   самоконтроля.   Начинается   активный процесс самоисследования и интроспекции (самонаблюдения), способствующий формированию   образа   «я».   Наблюдается   дисгармония   в   самоотношении: неспособность   разобраться   в   себе,   своих   отношениях,   неприятие   себя, противоречивость Я­концепции, отсутствие целей.  Обобщая   вышеизложенное,   можно   отметить,   что   главной   особенностью подростка   в   сфере   отношения   с   собой   является   появление   потребности рефлексировать над своими поступками, однако ещё не развиты способности крефлексии. В связи с этим противоречием подросток не может выявить свои проблемы,   выстроить   пути   их   разрешения,   проанализировать   свои   реальные возможности, поставить цели самосовершенствования и отобрать средства для духовного саморазвития.  Духовно­нравственное   воспитание   должно   быть   ориентировано   на гармонизацию   внутреннего   мира   подростка   через   приобретение   опыта рефлексии, способности разобраться в себе, осмыслить свои поступки и их последствия. Следующей   составляющей   духовного   воспитания   является  восхождение  к Другому.   Именно   взаимодействие   с   другими   людьми   позволяет   человеку преодолеть замкнутость на индивидуальном существовании, поскольку именно Другой является для человека «носителем» ценностей. Человек как духовное существо нуждается в другом человеке для того, чтобы понять и выразить себя. Таким образом, восхождение к Другому – это, с одной стороны,  понимание и принятие   Другого,   с   другой   –   обогащение   себя   как   духовного   существа   в процессе взаимодействия с Другим.  По своей сути понимание диалогично. Оно предполагает совместный поиск ценностей и смыслов, заключенных в явлениях культуры и повседневной жизни, самопознание   субъектов   духовно­нравственного   воспитания.   В   ходе   диалога происходит   восхождение   к   Другому   как   понимание   Другого   и   себя   и   как духовное   саморазвитие   человека   за   счет   взаимного   обогащения   участников диалога.   Возникающий   при   этом   диалог   воспитателя   и   воспитанника   носит ценностно­смысловой   характер.   Ценностно­смысловой   характер   диалог приобретает тогда, когда он стимулирует поиск человеком смыслов собственной жизни, когда за каждой вещью, явлением, событием, законом, нормой поведения видится   человек,   который   предстает   как   высшая   ценность,   как   «мера   всех вещей», а за внешней формой отношений и поступков – смыслы бытия человека в мире. Обратимся   к   особенностям   взаимодействия   с   Другим   в   подростковом возрасте. Согласно Л. С. Выготскому, благодаря развитию рефлексии, в связи с возникновением   самосознания   у   подростков,   становится   возможным   более глубокое   и   широкое   понимание   других   людей   через   развитие   способности   к эмпатии:   проникновение   в   личный   эмоциональный   мир   индивида.   В подростковом   периоде   существует   особая   чувствительность   к   оценке окружающих.   Однако   подросткам,   у   которых   развитие   рефлексии   «на   себя»опережает   развитие   рефлексии   «на   другого»,   особенно   сложно   составить реальное представление о том, как их воспринимают другие люди.  Вышеуказанное актуализирует проблемы подростка во взаимоотношениях: с одной стороны, подросток стремится к общению, с другой – у него отсутствует потребность   и   способность   в   понимании   другого   человека   как   духовного существа. Внешне   это   может   проявляться   в   насмешках   (над   внешностью,   речью, одеждой   других   людей,   над   тем,   как   они   выполняют   ту   или   иную   работу), критиканстве,   принижении   способностей   других   людей   и   преувеличении собственных   способностей,   умений,   компетентности,   в   бессмысленном сопротивлении   чужим   требованиям.   Может   наблюдаться   и   прямо противоположное явление – болезненная застенчивость, в основе которой лежит сильная зависимость от мнения окружающих. В   духовной   жизни   подростка   в   сфере   его   отношений   с   Другим   главной особенностью являются неразвитые эмпатийные способности, что ведёт за собой отсутствие потребности в ценностно­смысловом диалоге подростка со значимым Другим.   Слабая   способность   подростка   проникать   в   эмоциональный   мир Другого обусловлена особенностями возраста: неумением понимать Другого и центрации на себе, на собственных чувствах, мыслях, переживаниях, проблемах. В свою очередь неумение отличать собственные мысли и оценочные суждения от тех,   которые   внушаются   человеку   извне,   может   привести   к   ориентации подростка на утилитарные ценности и сместить вектор его развития в сторону «тёмной» духовности.  В рамках отношений подростка с другими людьми проявляется ещё целый ряд противоречий, обусловленных деформациями в отношении к Другому: ь между   стремлением   быть   «как   все»   и   желанием   «выделиться   из толпы»; ь между   потребностью   в   расширении   освоенного   социального пространства и отсутствием социального опыта; ь между стремлением к свободе и нежеланием считаться с таким же стремлением   других   людей –   в   сознании   подростка   понятия   свободы   и ответственности оказываются изолированными друг от друга, а свобода часто   понимается   как   вседозволенность,  возможность   самореализации   в абсолютно   любых   сферах   и   видах   деятельности   (в   том   числе антисоциальных, безнравственных);ь между стремлением к объединению и единению с другими людьми и несформированностью   механизмов,   позволяющих   человеку   с   ними взаимодействовать, в первую очередь эмпатии и рефлексии на Другого; ь между   стремлением   к   пониманию   и   сознательным   выстраиванием «барьеров» между собой и другими людьми (демонстрация своих чувств и переживаний   в   искажённом,   упрощённом   виде,   создание   конфликтных ситуаций, демонстрирующих якобы независимость подростка, и т. д.). Духовно­нравственное воспитание подростка должно быть направлено на   развитие   эмпатийных   способностей   для   актуализации   его потребности   в   понимании   Другого   и   взаимодействии   с   Другим   на ценностной основе. Таким   образом,   духовная   жизнь   подростка   противоречива   во   всех   ее проявлениях.   Поэтому   цель   духовно­нравственного   воспитания   подростка заключается   в   помощи   ему   в   постижении   двойственности   собственного духовного   мира   и   в   преодолении   возможной   ориентации   на   негативную духовность. Достижение этой цели возможно при решении специфических задач духовно­нравственного воспитания в подростковом возрасте: ь в ценностно­смысловой сфере – присвоение абсолютных и базовых национальных   ценностей   и   выстраивание   непротиворечивой   системы ценностей; ь во внутреннем мире  подростка – гармонизация внутреннего мира через приобретение опыта рефлексии и понимания себя, в результате чего возникает потребность в самосовершенствовании; ь в  отношении  с  Другим  –  развитие   эмпатийных  способностей  для актуализации   потребности   и   способности   к   ценностно­смысловому диалогу со значимым Другим.  Подростковый возраст – это возраст, в котором наиболее вероятно изменение «вектора» духовного становления с негативного на позитивный и наоборот. По словам   В.   С. Мухиной,   «для   некоторых   подростков   именно   в   этом   возрасте судьба как бы уже предопределена: разнополюсные ориентации в отрочестве уже определили жизненный путь, внутреннее отношение к себе и другим. Но жизнь в действительности куда сложнее: неожиданные катаклизмы в один момент могут сломать отрока или долго не давать ему прийти в себя; в то же самое время в жизни отрока может произойти такое событие, в результате которого он как бы заново увидит мир, в его сознании произойдет переворот и он станет "другимчеловеком"».   Такое   событие   может   быть   целенаправленно   организовано педагогом, осуществляющим духовно­нравственное воспитание подростков.