Данная тема «Освоения приёма игры тирандо» достаточно важная и актуальная, так как приём игры «тирандо» относится к основным приёмам игры на гитаре и без которого невозможна исполнительская деятельность на инструменте. Освоение данного основного приёма игры на гитаре начинается на этапе первоначального обучения, практически с первых уроков, в ходе этого могут возникнуть отдельные вопросы и проблемы. Поэтому, имея уже достаточный опыт работы в педагогической деятельности, я хотела бы поделиться собственным опытом по этому вопросу.
Огромное значение в овладении гитарной техники имеет Школа игры, в которой дано рациональное сочетание технических и художественных приёмов, позволяющих минимальными средствами достигнуть максимальных результатов.
Существует несколько школ и направлений, из которых мировое признание получила испанская школа игры на гитаре. Испанская школа – это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащённые гитаристами-классиками. Её серьёзность и фундаментальность подтверждаются достижениями крупнейших испанских гитаристов-виртуозов и композиторов – это Д. Агуадо (ф-то 1), Ф. Сора (ф-то 2), Э. Пухоля (ф-то 3), концертной деятельностью выдающихся гитаристов-виртуозов А. Сеговии (ф-то 4.), М. Льобета (ф-то 5) и др.
Испанская школа положена в основу обучения гитаристов в музыкальных учебных заведениях всего мира. Ей присуща строгая методичность и научность к деталям технического мастерства и высокая художественность исполнительского репертуара. Испанскую школу нельзя рассматривать как застывшую догму: она развивается и изменяется во времени. Так, метод Д. Агуадо и Ф. Сора – это один этап её развития, метод Ф. Тарреги и Э. Пухоля – другой, метод А. Сеговии – третий. Тем не менее, все они связанны между собой, дополняют друг друга и в целом составляют единую испанскую школу.
Наиболее ценным и современным в настоящее время является метод А. Сеговии. Поэтому в своём докладе, раскрывая тему, овладение приёмом игры «тирандо», я буду опираться на этот метод и на нотное издание – А. Сеговия «Моя гитарная тетрадь» (ф-то 6).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 57»
г. Осинники Кемеровской области
Доклад
тема: Освоение основного приёма игры на
гитаре «тирандо», обобщение опыта
преподаватель
по классу гитары: C.Э. ХвороваОсинники
I.
Данная тема «Освоения приёма игры тирандо» достаточно важная и
актуальная, так как приём игры «тирандо» относится к основным приёмам
игры на гитаре и без которого невозможна исполнительская деятельность на
инструменте. Освоение данного основного приёма игры на гитаре начинается
на этапе первоначального обучения, практически с первых уроков, в ходе
этого могут возникнуть отдельные вопросы и проблемы. Поэтому, имея уже
достаточный опыт работы в педагогической деятельности, я хотела бы
поделиться собственным опытом по этому вопросу.
Огромное значение в овладении гитарной техники имеет Школа игры, в
которой дано рациональное сочетание технических и художественных
приёмов, позволяющих минимальными средствами достигнуть максимальных
результатов.
Существует несколько школ и направлений, из которых мировое признание
получила испанская школа игры на гитаре. Испанская школа – это навыки и
традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и
разработанные и обогащённые гитаристамиклассиками. Её серьёзность и
фундаментальность подтверждаются достижениями крупнейших испанских
гитаристоввиртуозов и композиторов – это Д. Агуадо (фто 1), Ф. Сора (ф
то 2), Э. Пухоля (фто 3), концертной деятельностью выдающихся гитаристов
виртуозов А. Сеговии (фто 4.), М. Льобета (фто 5) и др.
Испанская школа положена в основу обучения гитаристов в музыкальных
учебных заведениях всего мира. Ей присуща строгая методичность и
научность к деталям технического мастерства и высокая художественность
исполнительского репертуара. Испанскую школу нельзя рассматривать как
застывшую догму: она развивается и изменяется во времени. Так, метод Д.
Агуадо и Ф. Сора – это один этап её развития, метод Ф. Тарреги и Э. Пухоля
– другой, метод А. Сеговии – третий. Тем не менее, все они связанны между
собой, дополняют друг друга и в целом составляют единую испанскую школу.
Наиболее ценным и современным в настоящее время является метод А.
Сеговии. Поэтому в своём докладе, раскрывая тему, овладение приёмом игры
«тирандо», я буду опираться на этот метод и на нотное издание – А. Сеговия
«Моя гитарная тетрадь» (фто 6).
II.На гитаре существует два основных способа звукоизвлечения – это с
опорой на соседнюю струну (апояндо) и без опоры (тирандо). Прежде чем
переходить к освоению того или иного приёма игры, необходима, в первую
очередь, обратить внимание на правильную постановку правой руки. При
правильной постановке, большой палец образует с указательным пальцем
крест (фто 7), об этом необходимо помнить и контролировать в ходе работы.
Данная постановка правой руки верна для обоих приёмов, а правильная
постановка рук – это уже 50% успеха на пути достижения качественной
техники.
(фто 7)
Для того чтобы более подробно поговорить о способе игры «тирандо», я
хотела бы провести сравнительную характеристику обоих основных приёмов
игры на гитаре, так как в исполнительской практике эти приёмы неразрывно
связанны между собой, и гитаристпрофессионал умело пользуется
одновременно и тем и другим приёмом. Опираясь на собственный опыт и на
предлагаемый материал многочисленных гитарных школ в том числе
«Гитарную тетрадь» А. Сеговии, я предлагаю начинать обучение с приёма
игры «апояндо» (фто 8), который даёт возможность более устойчивого
положения правой руки, что очень важно на начальном этапе обучения. Этот
приём, позволяет увеличить динамику исполнения, добиться большей
чёткости и более полного использования возможностей инструмента. Приём
«апояндо» используется всеми пальцами правой руки – p i m a и применяется
при исполнении мелодии на одной струне, гаммообразных пассажей и при
выделении какоголибо звука в арпеджио.
(фто 8)
На последнем моменте, а именно «выделении какоголибо звука в
арпеджио», я хотела бы остановиться подробнее. Рассмотрим два нотных,
хорошо вам известных, примера – это «Романс» В. Гомеса и «Андантино» М.Каркасси. Произведение Гомеса (фто 9) построено на нисходящем арпеджио,
мелодический голос приходится на достаточно слабый безымянный палец,
поэтому в данном случаи «ануляр» лучше использовать с опорой, это поможет
ученику хорошо выделять и слышать мелодический голос.
В дальнейшем, с приобретением технического и слухового опыта, можно всё
произведение исполнять на «тирандо».
(фто 9)
Второй пример «Андантино» (фто 10) – это произведение также
исполняется приёмом игры «тирандо».
(М. Каркасси «Андантино», фто 10)
Ученику, в данном произведении, необходимо чётко провести и показать три
мелодических голоса: бас, который исполняет «пульгар», аккомпанемент,
который приходится на самый сильный указательный палец «индике» и
мелодия, которую исполняют более слабые пальцы это средний «медио» и
безымянный «ануляр». Для того чтобы учащемуся было проще показать и
исполнить все голоса, как и в первом примере, я предлагаю исполнять
басовый и аккомпанирующий голос приёмом игры «тирандо», а мелодиюприёмом игры «апояндо», а в дальнейшем уже перейти на приём игры
«тирандо».
Также приём игры «апояндо» никогда не применяется при исполнении
фигурациях на разных струнах во избежание их приглушения. Обратите
внимание на нотный пример (фто 11).
(фто 11)
В данных тактах мы видим, что недопустимо исполнение второй доли ноты
«соль» в мелодии приёмом игры «апояндо», во избежание приглушения
половинных басовых нот. Эти нотные примеры как нельзя лучше доказывают
неразрывную связь обоих способов исполнения, их сочетание в работе и затем
в концертном исполнении.
III.
И так, переходим ко второму способу игры на гитаре. Удар «тирандо»
известный также как свободный удар исполняется всеми пальцами правой
руки – p i m a. Выполняя удар «тирандо», необходимо убедиться в том, что
палец для исполнения, достаточно согнут и не заденет следующую струну (ф
то 12).
(фто 12)
Струна после звукоизвлечения должна колебаться в амплитуде не от грифа
вверх и обратно, а вдоль его плоскости. Применяется данный приём приисполнении арпеджио, арпеджиато, интервалов, аккордов. Поговорим о
каждом из этих видов отдельно.
Арпеджио – поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд.
Буквальный перевод этого слова означает «как на арфе». Комбинации
арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны. Обратите внимание
на правильное положение кисти и пальцев при игре (фто 13) и неправильное,
которое необходимо избегать (фто 14).
(фто 13) (фто 14)
В моей работе мне очень помогает сборник В. Калинина «Юный гитарист»,
так как материал в нём даётся очень последовательно и грамотно. Начинаем
мы освоение приёма игры, конечно, с простых упражнений по открытым
струнам. Это могут быть упражнения подобранные или придуманные самим
педагогом. Сначала движение на «тирандо» отрабатывается отдельно каждым
пальцем i m a, затем идут различные комбинации и сочитания этих пальцев.
Первое произведение, которое мы берём после упражнений по открытым
струнам это «Этюд» В. Калинина из данного сборника (фто 15). В этюде даны
разные аппликатуры. При использовании аппликатуры i m a
, для
дополнительной устойчивости и опоры мы используем p который можем
поставить на любую басовую струну. При использовании второй аппликатуры
p i m, мы теряем эту устойчивость. Поэтому во втором случаи, я предлагаю,
начать освоение этюда на non legato. Данный способ исполнения, а именно
работа на non legato, очень полезен, конечно, при освоении любых видов
арпеджио, что я вам и рекомендую использовать в своей работе.(фто 15)
Также помимо сборника В. Калинина «Юный гитарист», для освоения
различных видов арпеджио, я предлагаю использовать в своей работе «Школу
игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси (фто 16), а также достаточно
новый сборник – это «Школа игры на шестиструнной гитаре» автор А.В.
Катанский (фто 17).
Аккорд – это извлечение трёх и более звуков одновременно. Исполнение
аккордов требует от пальцев правой руки особых ощущений, так как они не
имеют опоры. Готовясь исполнить аккорд, пальцы располагаются у струн,
которые они должны защипнуть одновременно. Щипок производится
согнутыми фалангами пальцев под углом к плоскости струн. В связи с тем,
что кисть не имеет опоры, надо следить, чтобы она не теряла своей
устойчивости и при этом не напрягалась. Если после сильного щипка
слышится дребезжание изза задевания струн о гриф, то это происходит
оттого, что они защипывались перпендикулярно к деке, а этого необходимо
избегать. На данных рисунках изображено положение пальцев перед
исполнением аккорда (фто 18), а на следующем – после исполнения аккорда
(фто 19).
(фто 18) (фто 19)
Аккорды из трёх звуков следует исполнять большим пальцем, указательным и
средним. Если аккорд состоит из четырёх звуков, то прибавляется ещё
безымянный палец. Аккорд, состоящий из пяти или шести звуков, извлекается
так: большой палец скользит по двум или трём басовым струнам, а другиепальцы извлекают остальные звуки. Прежде чем приступить к освоению
аккордов, необходимо начать готовить правую руку с простых упражнений на
созвучия. Это может быть упр. №19 из «Школы игры» Э. Пухоля (фто 20), а
затем простые пьесы, например из сборника В. Калинина.
(фто 20)
Арпеджиато – быстрое исполнение нот, входящих в аккорд. Обозначается
волнистой чертой, а исполняется, как правило, за счёт предыдущей
длительности (фто 21).
(фто 21)
Существует несколько способов исполнения арпеджиато. Основные из них:
1) Арпеджиато большим пальцем правой руки. Большой палец,
направляемый кистью, быстрым движение извлекает звуки от басовых
струн к первым. Этот приём называется «poulgar», что в переводе
означает «большой палец», в нотах обозначается стрелкой вверх с
указанием пальца p (фто 22).
(фто 22)2) Арпеджиато указательным пальцем правой руки. В данном случаи
указательный палец движется от верхних струн к басовым. Этот приём
называется «index», что в переводе означает «указательный палец». В
нотах обозначается стрелкой вниз с указанием пальца i (фто 23).
(фто 23)
3) Арпеджиато четырьмя пальцами. Большой палец правой руки
ударом быстро извлекает один, два или три звука на басовых струнах,
затем пальцы i, m, a извлекают звуки на оставшихся струнах (фто 24).
(фто 24)
Всегда стоит вопрос при освоении приёма игры «тирандо» «Начинать
изучение с простых арпеджио или с созвучий?». Я в своей практике начинаю
обучение этому приёму с простых арпеджио. Но буквально через несколько
занятий, переходим и к созвучиям. Поэтому, я думаю, что это не
принципиально. При освоении простых арпеджио и созвучий, я использую
дополнительную опору в виде большого пальца «пульгара». Большой палец
может стоять на любой струне, но при этом он даёт кисти большую
устойчивость. Звуки извлекаются кончиками пальцев, ближе к ногтю. Очень
важный момент при работе большого пальца заключается в том, что «пульгар»
извлекает звук всей своей длиной, а не последним суставом, как утверждается
в некоторых Школах. Недопустимо чрезмерное расслабление или напряжение
пальцев. Производить движения ими надо экономично, рационально, сминимальной затратой энергии. Очень важно начинать изучение приёма игры с
открытых струн, то есть действовать от простого материала к более
сложному. При разборе технического или художественного материала, ученик
должен чётко видеть то, какой приём он применит в том или ином случаи.
Поэтому он должен точно знать применение основных приёмов «апояндо» и
«тирандо», что и прозвучало достаточно подробно в докладе.
Один юный начинающий гитарист спросил Сеговию: «Маэстро, как вы
думаете, что я должен подразумевать под словом «интерпретация»? Маэстро
ответил: «Интерпретация подобна жизни – это сама свобода…». Я также
предлагаю Вам изучать различные Школы, пособия, рекомендации, брать из
них самое лучшее опираясь на собственный опыт и опыт других педагогов и
подходить к преподавательской деятельности с долей свободы и творчества.
Список литературы
1. Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре [Ноты]: учеб.
издания / Е. Ларичев. – М.: Музыка, 1987. – 206с.
2. ИвановКрамской, А. Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст] / А.
ИвановКрамской. – М., 1986. – 145с.
3. Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст] / М.
Каркасси. М., 1986. – 148с.
4. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст] / Э. Пухоль. –
М., 1980. – 184с.
5. Катанский, А.В. Школа игры на шестиструнной гитаре [Ноты]: учеб.
пособия / Сост. А.В. Катанский. – М.,2006. – 247с.
6. Калинин, В. Юный гитарист [Ноты]: учеб. пособия / В. Калинин.– М.,
1999 – 123с.
7. Ларичев, Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре [Ноты]: учеб.
пособия / Сост. Е. Ларичев. – М.: Музыка, 1991. – 92с.
8. Ларичев, Е. Классическая шестиструнная гитара [Ноты]: учеб. пособия /
Сост. Е. Ларичев. – М.: Музыка, 1999. – 86с.
9. Сеговия, А. Моя гитарная тетрадь [Ноты]: учеб. пособия / Сост. Л.
Якушева, Е. Ларичев. – М.: Музыка, 1995. – 48с.