"Освоение основного приёма игры на гитаре «тирандо»"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная тема «Освоения приёма игры тирандо» достаточно важная и актуальная, так как приём игры «тирандо» относится к основным приёмам игры на гитаре и без которого невозможна исполнительская деятельность на инструменте. Освоение данного основного приёма игры на гитаре начинается на этапе первоначального обучения, практически с первых уроков, в ходе этого могут возникнуть отдельные вопросы и проблемы. Поэтому, имея уже достаточный опыт работы в педагогической деятельности, я хотела бы поделиться собственным опытом по этому вопросу. Огромное значение в овладении гитарной техники имеет Школа игры, в которой дано рациональное сочетание технических и художественных приёмов, позволяющих минимальными средствами достигнуть максимальных результатов. Существует несколько школ и направлений, из которых мировое признание получила испанская школа игры на гитаре. Испанская школа – это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащённые гитаристами-классиками. Её серьёзность и фундаментальность подтверждаются достижениями крупнейших испанских гитаристов-виртуозов и композиторов – это Д. Агуадо (ф-то 1), Ф. Сора (ф-то 2), Э. Пухоля (ф-то 3), концертной деятельностью выдающихся гитаристов-виртуозов А. Сеговии (ф-то 4.), М. Льобета (ф-то 5) и др. Испанская школа положена в основу обучения гитаристов в музыкальных учебных заведениях всего мира. Ей присуща строгая методичность и научность к деталям технического мастерства и высокая художественность исполнительского репертуара. Испанскую школу нельзя рассматривать как застывшую догму: она развивается и изменяется во времени. Так, метод Д. Агуадо и Ф. Сора – это один этап её развития, метод Ф. Тарреги и Э. Пухоля – другой, метод А. Сеговии – третий. Тем не менее, все они связанны между собой, дополняют друг друга и в целом составляют единую испанскую школу. Наиболее ценным и современным в настоящее время является метод А. Сеговии. Поэтому в своём докладе, раскрывая тему, овладение приёмом игры «тирандо», я буду опираться на этот метод и на нотное издание – А. Сеговия «Моя гитарная тетрадь» (ф-то 6).
Иконка файла материала открытый урок освоение приёма игры тирандо (обобщение опыта).docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 57» г. Осинники Кемеровской области            Доклад тема: Освоение основного приёма игры на        гитаре  «тирандо», обобщение опыта                                        преподаватель                                                                      по классу гитары: C.Э. ХвороваОсинники I.        Данная     тема  «Освоения   приёма   игры   тирандо»    достаточно   важная   и актуальная, так как приём игры «тирандо» относится к основным приёмам игры на гитаре и  без которого  невозможна исполнительская деятельность на инструменте. Освоение данного основного приёма игры на гитаре начинается на  этапе   первоначального   обучения,  практически   с  первых   уроков,  в  ходе этого могут возникнуть отдельные вопросы и проблемы. Поэтому, имея уже достаточный   опыт   работы   в   педагогической   деятельности,   я   хотела   бы поделиться собственным опытом по этому вопросу.     Огромное  значение  в  овладении  гитарной  техники имеет Школа  игры,  в которой   дано   рациональное   сочетание   технических   и   художественных приёмов, позволяющих минимальными средствами достигнуть максимальных результатов.    Существует несколько школ и направлений, из которых мировое признание получила испанская школа игры на гитаре. Испанская школа – это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные   и   обогащённые   гитаристами­классиками.   Её   серьёзность   и фундаментальность   подтверждаются   достижениями   крупнейших   испанских гитаристов­виртуозов и композиторов – это  Д. Агуадо (ф­то 1),  Ф. Сора (ф­ то 2), Э. Пухоля (ф­то 3), концертной деятельностью выдающихся гитаристов­ виртуозов А. Сеговии (ф­то 4.), М. Льобета (ф­то 5) и др.     Испанская школа положена в основу обучения гитаристов в музыкальных учебных   заведениях   всего   мира.   Ей   присуща   строгая   методичность   и научность к деталям технического мастерства и высокая художественность исполнительского репертуара. Испанскую школу нельзя рассматривать   как застывшую догму: она развивается и изменяется во времени. Так, метод Д. Агуадо и Ф. Сора – это один этап её развития, метод Ф. Тарреги и Э. Пухоля – другой, метод А. Сеговии – третий. Тем не менее, все они связанны между собой, дополняют друг друга и в целом составляют единую испанскую школу.      Наиболее ценным и современным в настоящее время является метод А. Сеговии. Поэтому в своём докладе, раскрывая тему, овладение приёмом игры «тирандо», я буду опираться на этот метод и на нотное издание – А. Сеговия «Моя гитарная тетрадь» (ф­то 6). II.На гитаре существует два основных способа звукоизвлечения – это с опорой на соседнюю струну  (апояндо)  и без опоры  (тирандо).  Прежде чем переходить к освоению того или иного приёма игры, необходима, в первую очередь,   обратить   внимание   на   правильную   постановку   правой   руки.   При правильной   постановке,   большой   палец   образует   с   указательным   пальцем крест (ф­то 7), об этом необходимо помнить и контролировать в ходе работы.  Данная   постановка   правой   руки   верна   для   обоих   приёмов,   а   правильная постановка   рук   –   это   уже   50%   успеха   на   пути   достижения   качественной техники.                 (ф­то 7)         Для того чтобы более подробно поговорить о способе игры «тирандо», я хотела бы провести сравнительную характеристику обоих основных приёмов игры на гитаре, так как в исполнительской практике эти приёмы неразрывно связанны   между   собой,   и   гитарист­профессионал   умело   пользуется одновременно и тем и другим приёмом.  Опираясь на собственный опыт и на предлагаемый   материал   многочисленных   гитарных   школ   в   том   числе «Гитарную тетрадь» А. Сеговии, я предлагаю начинать обучение с приёма игры   «апояндо»   (ф­то   8),   который   даёт   возможность   более   устойчивого положения правой руки, что очень важно на начальном этапе обучения. Этот приём,   позволяет   увеличить   динамику   исполнения,   добиться   большей чёткости и более полного использования возможностей инструмента. Приём «апояндо» используется всеми пальцами правой руки – p i m a и применяется при исполнении мелодии на одной струне, гаммообразных пассажей и при выделении какого­либо звука в арпеджио.                  (ф­то 8)           На   последнем   моменте,   а   именно   «выделении   какого­либо   звука   в арпеджио»,  я   хотела   бы   остановиться   подробнее.   Рассмотрим   два   нотных, хорошо вам известных, примера – это «Романс» В. Гомеса  и «Андантино» М.Каркасси. Произведение Гомеса (ф­то 9) построено на нисходящем арпеджио, мелодический   голос   приходится   на   достаточно   слабый   безымянный   палец, поэтому в данном случаи «ануляр» лучше использовать с опорой, это поможет ученику хорошо выделять и слышать мелодический голос.  В дальнейшем, с приобретением технического и слухового опыта, можно всё произведение исполнять на «тирандо».                                                              (ф­то 9)     Второй   пример   «Андантино»   (ф­то   10)   –   это   произведение   также исполняется приёмом игры «тирандо».                                      (М. Каркасси «Андантино»,    ф­то 10) Ученику, в данном произведении, необходимо чётко провести и показать три мелодических   голоса:   бас,   который   исполняет   «пульгар»,   аккомпанемент, который   приходится   на   самый   сильный   указательный   палец   «индике»   и мелодия, которую исполняют более слабые пальцы это средний «медио» и безымянный  «ануляр».  Для  того  чтобы  учащемуся  было   проще  показать  и исполнить   все   голоса,   как   и   в   первом   примере,   я   предлагаю   исполнять басовый   и   аккомпанирующий   голос   приёмом   игры   «тирандо»,   а   мелодиюприёмом   игры   «апояндо»,   а   в   дальнейшем   уже   перейти   на   приём   игры «тирандо».             Также приём игры «апояндо» никогда не применяется при исполнении фигурациях   на   разных   струнах   во   избежание   их   приглушения.   Обратите внимание на нотный пример (ф­то 11).                                                           (ф­то 11) В данных тактах мы видим, что недопустимо исполнение второй доли ноты «соль»   в   мелодии   приёмом   игры   «апояндо»,   во   избежание   приглушения половинных басовых нот. Эти нотные примеры как нельзя лучше доказывают неразрывную связь обоих способов исполнения, их сочетание в работе и затем в концертном исполнении. III.          И так, переходим ко второму способу игры на гитаре. Удар «тирандо» известный   также   как   свободный  удар   исполняется  всеми   пальцами   правой руки – p i m a. Выполняя удар «тирандо», необходимо убедиться в том, что палец для исполнения, достаточно согнут и не заденет следующую струну (ф­ то 12).                                                     (ф­то 12) Струна после звукоизвлечения должна колебаться в амплитуде не от грифа вверх   и   обратно,   а   вдоль   его   плоскости.   Применяется   данный   приём   приисполнении   арпеджио,   арпеджиато,   интервалов,   аккордов.   Поговорим   о каждом из этих видов отдельно.          Арпеджио  –   поочерёдное   исполнение   звуков,   входящих   в   аккорд. Буквальный   перевод   этого   слова   означает   «как   на   арфе».     Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны. Обратите внимание на правильное положение кисти и пальцев при игре (ф­то 13) и неправильное, которое необходимо избегать (ф­то 14).                      (ф­то 13)                                                                         (ф­то 14)                                                                                           В моей работе мне очень помогает сборник В. Калинина «Юный гитарист», так как материал в нём даётся очень последовательно и грамотно. Начинаем мы   освоение   приёма   игры,   конечно,   с   простых   упражнений   по   открытым струнам. Это могут быть упражнения подобранные или придуманные самим педагогом. Сначала движение на «тирандо» отрабатывается отдельно каждым пальцем i m a, затем идут различные комбинации и сочитания этих пальцев. Первое   произведение,   которое   мы   берём   после   упражнений   по   открытым струнам это «Этюд» В. Калинина из данного сборника (ф­то 15). В этюде даны разные   аппликатуры.   При   использовании   аппликатуры  i  m  a  ,   для дополнительной устойчивости и опоры мы используем    p    который можем поставить на любую басовую струну. При использовании второй аппликатуры p i m, мы теряем эту устойчивость. Поэтому во втором случаи, я предлагаю, начать освоение этюда на  non  legato.  Данный способ исполнения, а именно работа   на  non  legato,   очень   полезен,   конечно,   при   освоении   любых   видов арпеджио, что я вам и рекомендую использовать в своей работе.(ф­то 15)                          Также   помимо   сборника   В.   Калинина   «Юный   гитарист»,   для   освоения различных видов арпеджио, я предлагаю использовать в своей работе «Школу игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси (ф­то 16), а также достаточно новый сборник – это «Школа игры на шестиструнной гитаре»   автор А.В. Катанский (ф­то 17).      Аккорд  – это извлечение трёх и более звуков одновременно. Исполнение аккордов требует от пальцев правой руки особых ощущений, так как они не имеют   опоры.   Готовясь   исполнить   аккорд,  пальцы   располагаются   у   струн, которые   они   должны   защипнуть   одновременно.   Щипок   производится согнутыми фалангами пальцев под углом к плоскости струн. В связи с тем, что   кисть   не   имеет   опоры,   надо   следить,   чтобы   она   не   теряла   своей устойчивости   и   при   этом   не   напрягалась.   Если   после   сильного   щипка слышится   дребезжание   из­за   задевания   струн   о   гриф,   то   это   происходит оттого, что они защипывались перпендикулярно к деке, а этого необходимо избегать.   На   данных   рисунках   изображено   положение   пальцев   перед исполнением аккорда (ф­то 18), а на следующем – после исполнения аккорда (ф­то 19).           (ф­то 18)                                                                (ф­то 19)                Аккорды из трёх звуков следует исполнять большим пальцем, указательным и средним.   Если   аккорд   состоит   из   четырёх   звуков,   то   прибавляется   ещё безымянный палец. Аккорд, состоящий из пяти или шести звуков, извлекается так: большой палец скользит по двум или трём басовым струнам, а другиепальцы   извлекают   остальные   звуки.   Прежде   чем   приступить   к   освоению аккордов, необходимо начать готовить правую руку с простых упражнений на созвучия. Это может быть упр. №19 из «Школы игры» Э. Пухоля (ф­то 20), а затем простые пьесы, например из сборника В. Калинина.                                                         (ф­то 20)     Арпеджиато – быстрое исполнение нот, входящих в аккорд. Обозначается волнистой   чертой,   а   исполняется,   как   правило,   за   счёт   предыдущей длительности (ф­то 21).                                                   (ф­то 21) Существует несколько способов исполнения арпеджиато. Основные из них: 1) Арпеджиато   большим   пальцем   правой   руки.   Большой   палец, направляемый кистью, быстрым движение извлекает звуки от басовых струн   к   первым.   Этот   приём   называется   «poulgar»,   что   в   переводе означает   «большой   палец»,   в   нотах   обозначается   стрелкой   вверх   с указанием пальца p (ф­то 22).                                            (ф­то 22)2) Арпеджиато указательным пальцем правой руки. В данном случаи указательный палец движется от верхних струн к басовым. Этот приём называется «index», что в переводе означает «указательный палец». В нотах обозначается стрелкой вниз с указанием пальца i (ф­то 23).                                                            (ф­то 23) 3) Арпеджиато   четырьмя   пальцами.   Большой   палец   правой   руки ударом быстро извлекает один, два или три звука на басовых струнах, затем пальцы i, m, a извлекают звуки на оставшихся струнах (ф­то 24).     (ф­то 24)     Всегда   стоит   вопрос   при   освоении   приёма   игры   «тирандо»   ­   «Начинать изучение с простых арпеджио или с созвучий?». Я в своей практике начинаю обучение этому приёму с простых арпеджио. Но буквально через несколько занятий,   переходим   и   к   созвучиям.   Поэтому,   я   думаю,   что   это   не принципиально.  При   освоении   простых   арпеджио   и   созвучий,   я   использую дополнительную опору в виде большого пальца «пульгара». Большой палец может   стоять   на   любой   струне,   но   при   этом   он   даёт   кисти   большую устойчивость. Звуки извлекаются кончиками пальцев, ближе к ногтю. Очень важный момент при работе большого пальца заключается в том, что «пульгар» извлекает звук всей своей длиной, а не последним суставом, как утверждается в некоторых Школах. Недопустимо чрезмерное расслабление или напряжение пальцев.   Производить   движения   ими   надо   экономично,   рационально,   сминимальной затратой энергии. Очень важно начинать изучение приёма игры с открытых   струн,   то   есть   действовать   от   простого   материала   к   более сложному. При разборе технического или художественного материала, ученик должен чётко видеть то, какой приём он применит в том или ином случаи. Поэтому он должен точно знать применение основных приёмов «апояндо» и «тирандо», что и прозвучало достаточно подробно в докладе.       Один   юный   начинающий   гитарист   спросил   Сеговию:   «Маэстро,   как   вы думаете, что я должен подразумевать под словом «интерпретация»? Маэстро ответил:   «Интерпретация   подобна   жизни   –   это   сама   свобода…».   Я   также предлагаю Вам изучать различные Школы, пособия, рекомендации, брать из них самое лучшее опираясь на собственный опыт и опыт других педагогов и подходить к преподавательской деятельности с долей свободы и творчества.                                            Список литературы 1. Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре [Ноты]: учеб.  издания / Е. Ларичев. – М.: Музыка, 1987. – 206с. 2. Иванов­Крамской, А. Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст] / А. Иванов­Крамской.  – М., 1986. – 145с. 3. Каркасси,   М.   Школа   игры   на   шестиструнной   гитаре   [Текст]   /   М. Каркасси. ­ М., 1986. – 148с. 4. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст] / Э. Пухоль. – М., 1980. – 184с. 5. Катанский, А.В. Школа игры на шестиструнной гитаре [Ноты]: учеб. пособия / Сост. А.В. Катанский. – М.,2006. – 247с. 6. Калинин, В. Юный гитарист  [Ноты]: учеб. пособия / В. Калинин.– М.,  1999 – 123с. 7. Ларичев, Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре [Ноты]: учеб. пособия / Сост. Е. Ларичев. – М.: Музыка, 1991. – 92с. 8. Ларичев, Е. Классическая шестиструнная гитара [Ноты]: учеб. пособия / Сост. Е. Ларичев. – М.: Музыка, 1999. – 86с. 9. Сеговия,  А. Моя гитарная тетрадь [Ноты]: учеб.  пособия /  Сост.  Л. Якушева, Е. Ларичев. – М.: Музыка, 1995. – 48с.