Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры
Оценка 4.8

Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

Оценка 4.8
docx
01.10.2020
Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры
статья.docx

Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

 

Сенсорное развитие ребенка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра с предметами. На играх – занятиях идет незаметное усвоение материала.

Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Актуальностью сенсорного воспитания детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Познание окружающего мира начинается с ощущений и с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Чувственное познание внешнего мира ребёнком - необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Одним из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка.

На втором году жизни ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств  предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом.

Наряду с непосредственно эмоциональным общением и общением на основе понимания возникает общение на основе речи.. Занятия в этот период должны проводиться в игровой форме, т к у малыша недостаточно развито произвольное внимание.

Во время игры развиваются соответствующие психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание и умственные способности детей, их наблюдательность. С помощью дидактических игр дети знакомятся с окружающим миром и в интересной, доступной для них форме закрепляют знания. У детей формируются навыки поведения в коллективе. Дидактическая игра широко используется как метод развития навыков счета, логического мышления, речи, уточнения и активизации словаря, формирования экологических знаний и т. д. Дидактическая игра в то же время является важным средством уточнения знаний об окружающей жизни. Дидактические игры способствуют: – развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти.

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение детей в игре. Игры - путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитие сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Игры – поручения. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на продолжении что-то сделать: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине, «достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры - предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал …?», «Кем бы хотел быть и почему?». Иногда началом такой игры может послужить картина. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры - загадки. Возникновение загадок уходят в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Игры - беседы (диалоги). В основе игры - беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами являются непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры.

В зависимости от возраста ребенка, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

- понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу.

- ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

- умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

- способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими; - иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

- понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;

- ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);

- умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;

- способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);

- умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.) и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);

-умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Итак, сенсорное развитие ребенка раннего возраста  при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий, но и открывает перед ребенком неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, сенсорное развитие на раннем возрасте является основой для закрепления у ребенка навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

Список литературы:

1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.

2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.

3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51.

Вербенец А.М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология: Учебно-методическое пособие / А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 288 с. 2. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – 2005

4. Пилюгина, Э. Г. игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. [Текст]: «библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. - М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.

5. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.

6. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: методическое пособие /Е. А. Янушко. -М: Мозаика – синтез, 2009.- 65с. С. 3


 

Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

При этом обогащается познание свойств и качеств предметов

При этом обогащается познание свойств и качеств предметов

Игры - предположения : «Что было бы…?» или «Что бы я сделал …?», «Кем бы хотел быть и почему?»

Игры - предположения : «Что было бы…?» или «Что бы я сделал …?», «Кем бы хотел быть и почему?»

Итак, сенсорное развитие ребенка раннего возраста при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий, но и открывает перед ребенком…

Итак, сенсорное развитие ребенка раннего возраста при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий, но и открывает перед ребенком…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2020