"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс
Оценка 4.8

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл
29.10.2017
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс
Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русской словесности Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы». Программа реализуется с использованием УМК: Альбеткова, Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс.: учебное пособие/ Р.И. Альбеткова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 303 с.: ил., 8 цв. вкл. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
От слова к словесности 5 класс.docx
Муниципальное  общеобразовательное  учреждение   средняя    общеобразовательная   школа  с  углублённым  изучением  отдельных  предметов  №1 г.  Советска    Советского  района Кировской  области. Рассмотрено   на заседании                                                                                                               Утверждаю        педагогического совета школы.                                                                                                   _____________ ________________________________________                                                                             А.Л. Иванов,                                                                                                                                                                                       директор школы.                                                                                                                                                                                                                      Протокол  №           от      «    »       2017г.                                                   Приказ №______от  ______   2017г.                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «От слова к словесности» 5 КЛАСС (общекультурное направление) Возраст детей ­11 лет, Срок реализации 1 год (2017­2018у.г.) Автор – составитель: Чистоусова Людмила Витальевна                                                                                                                 учитель русского языка и литературы Советск 2017 2. Пояснительная записка Рабочая программа  по русской словесности составлена на основе Федерального  государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русской словесности  Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5­9 классы». Программа реализуется с использованием УМК:   Альбеткова, Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5   класс.: учебное пособие/ Р.И. Альбеткова. – 2­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 303 с.: ил., 8 цв. вкл.  Данилюк, А. Я. Концепция духовно ­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.­ М. : Просвещение, 2009. – 23 с. ­ (Стандарты второго поколения). Новизна изучения курса словесности заключается в том, что он является связующим звеном между русским языком и литературой, помогая воспринять эти предметы как единое целое. В изучении словесности происходит соединение всего, чем богата русская литература ­ ее высоких идеалов, ­ с сокровищами русского языка. На занятиях словесности язык предстает в его эстетической функции как материал, из которого создается художественное произведение. А произведение словесности рассматривается как результат творческого использования языка, как искусство слова, как норма и образец владения языком. Словесность ­ это не механическое соединение языка и литературы, а особый   предмет,   помогающий   прояснить   самую   сущность   языка   и   литературы.   С   самого   начала   системного   изучения   этих   предметов учащимся должна быть ясна ограниченная связь явлений: язык построен так, что его нормы дают возможность использовать его как материал для создания произведений словесности.  Актуальность  изучения   словесности   обусловлена   переменами,   происходящими   в   общественной   сфере   и   изменившими   социальную   и информационно­коммуникативную   среду   подрастающего   поколения.   В   социально­речевой   ситуации,   характеризующейся   ограниченным словарным запасом, широким использованием сленга, «канцеляризмов», англицизмов, бедностью образного мышления, остро встает вопрос о поиске путей расширения учебно­информационного пространства, обогащения словарного запаса, совершенствования навыков нормативного речевого поведения, языковой культуры.   Таким   образом,   изучение   словесности,   являющейся   инструментом   воспитания   и   познания   природы,   общества   и   человека,   осознается актуальной педагогической проблемой, социальной ценностью и средством адаптации личности к любой общественной и профессиональной деятельности.  Направленность дополнительной образовательной программы « От слова к словесности»  ­ по содержанию является естественно ­ художественно­эстетической.  ­ по функциональному предназначению – общекультурной; ­ по форме организации – групповой;  ­ по времени реализации – одногодичной.  Педагогическая   целесообразность  изучения   словесности   определяется   тем,   что   уроки   словесности   обогатят   знания   обучающихся   о возможностях русского языка, позволят познать законы употребления различных стилей литературного языка. Они помогут осознать картину родного  языка,  его  неисчерпаемые  возможности  в  выражении  любой  мысли,  любого  чувства.  Также  в  результате  изучения  словесности ученики должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь отличать высокохудожественные   произведения   от   малохудожественных   и   аргументировано   формулировать   собственное   оценочное   суждение   о прочитанном художественном произведении, выделяя в нем нравственные ценности. Цель   программы:   заложить у обучающихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия   языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.  Задачи: Воспитательные:       воспитание любви и уважения к великому русскому языку; воспитание чувства патриотизма; повышение общей языковой культуры учащихся; выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы;  воспитывать   толерантность, коммуникабельность,  формировать  культуру    общения  и поведения  в социуме. Образовательные:  обеспечить  хорошую  языковую  среду  и  речевую  практику для учащихся, обогатить  речь,  расширение и углубление  программного материала; совершенствование навыков анализа различных фактов языка; пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;  расширение  кругозора  детей;         Развивающие:  развитие интереса к языку как учебному предмету; общего языкового развития  школьников; развитие   творческих   способностей   и   психологических   качеств   учащихся:   любознательности,   активности,   воли,   ответственности, самостоятельности;  формировать умение использовать различные способы поиска, сбора, анализа информации;   обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению;  развивать  творческое  мышление,   умение  критически  и  аналитически  думать,  свободно и логично  излагать мысли. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы «От слова к словесности» от уже существующих образовательных программ. Программа по словесности строится в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. Однако предмет  изучения различен на уроках русского языка и литературы, если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то  программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания  определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова. Возраст учащихся участвующих в реализации данной образовательной программы – 11  лет.   Срок реализации дополнительной образовательной программы «От слова к словесности» ­1 год (2017­2018у.г.)   Режим работы: продолжительность занятия 40 минут,  1 час в неделю, 34  часа в год,  место проведения кабинет №34, начало: 8.50­9.30 Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части.  Формы проведения занятий: ­устный ответ ­объяснение лексического значения слова ­устный ответ на лингвистическую тему ­создание собственного высказывания, соблюдая нормы литературного языка ­терминологический диктант ­устное высказывание ­толкование слов, ­ работа со словарями ­ индивидуальная работа с текстом ­ создание собственного текста с заданием ­тестирование Требования к результатам освоения  программы внеурочной деятельности. Личностные результаты:  активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;  проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных  (нестандартных) ситуациях и условиях;  проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;  осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;   умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;   любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;   интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;   интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.   Метапредметные  результаты: Регулятивные УУД:  самостоятельное определение и формулирование  целей деятельности на занятии  планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;  овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;  готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;  учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД:  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);   пользоваться словарями, справочниками;   осуществлять анализ и синтез;   устанавливать причинно­следственные связи;   строить рассуждения;   ориентироваться в тексте  находить ответы на вопросы в тексте  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной деятельности; Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);  слушать и понимать речь других; владеть навыками  диалогового  общения; уметь вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей)  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметными результатами изучения курса  является  сформированность следующих умений:  овладеть  следующими видами  деятельности  (комплексный анализ  текста, написание  творческих  работ,  поиск  информации, редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).  пользоваться  разнообразными  языковыми  средствами  в  сочинениях;   определять тему и основную мысль текста, его  стиль;  определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)  составлять простой и сложный план текста;  подробно и сжато излагать повествовательные тексты и тексты­рассуждения ( в том числе с элементами описания предметов, животных);  писать сочинения повествовательного характера с двумя типами речи (описание, повествование)  адекватно понимать содержание научно­учебных и художественных текстов, воспринимаемых на слух;  выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;   сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;   рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;   Формы контроля: Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, самостоятельные работы, задания творческого характера. Формы подведения итогов:  Итоговое занятие­ постановка пьесы­сказки собственного сочинения Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: В результате изучения курса «От слова к словесности»  ученик должен знать/понимать важнейшие термины словесности смысл понятий: разговорный и литературный язык; прямое и переносное значение слова;  основные признаки текста, идею произведения;  выражение точки зрения автора; • • • • уметь • • • • использовать средства художественной выразительности в собственных высказываниях; понимать свойства произведений: эпических, лирических, драматических. определять особенности языка  литературных произведений видеть главное значение произведений русской словесности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Что такое слово     Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении  слов.    Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему­ либо.       Закрепление   в   словесных   произведениях   результатов   познания   мира   и   самопознания   человека,   нравственных   устоев   общества. Значение языка для жизни общества. Слово­заповедь.    * Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем.  Размышление о значении языка. Что такое словесность    Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.    Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.     Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.     *   Различение   разговорного   и   литературного   языка,   выработка   умения   употреблять   их   в   соответствующих   условиях.   Умение различать   разговорную   и   книжную   окраску   выражений.   Различение   понятий:   устная   речь   и   разговорный   язык;   письменная   речь  и Лексическое   значение   слова.   Способы   определения   значения   слова.   Слова   однозначные   и   многозначные.   Употребление литературный   язык.   Обогащение   разговорного   языка   школьника.   Умение   построить   диалог.   Уместное   употребление   просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение. Богатство  лексики  русского  языка   многозначных слов в произведениях словесности.     Слова­термины, способы определения понятия.     Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.     Синонимы, их роль в художественных произведениях.     Антонимы, их роль в художественных произведениях.     Неологизмы, их роль в художественных произведениях.     Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.     Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.    *   Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение  понятия. Умение находить  в тексте художественного  произведения  многозначные  слова, омонимы, синонимы, антонимы,   неологизмы,   архаизмы,   историзмы,   фразеологизмы,   понимать   их   роль,   и   передавать   свое   понимание   в   выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях. Прямое и переносное значения слова     Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.     Эпитет. Сравнение. Аллегория.    * Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание   смысла   аллегории.   Выразительное   чтение   произведений,   в   которых   употреблены   средства   художественной   изо­ бразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории. Текст     Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.     Формы словесного выражения:  повествование, описание, рассуждение,  диалог,  монолог.   * Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста­описания. Создание словесного описания предмета. Понимание   причинно­следственных   отношений   в   рассуждении.   Выразительное   чтение   научного   и   художественного   текста­ рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения,  диалога,  монолога. Стихотворная  и  прозаическая  формы  словесного  выражения     Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Интонация. Повествовательные, вопросительные  и    побудительные    предложения    в   прозаическом    тексте, интонация  в них. Восклицательные  предложения  и  их  интонация.         Особенности   интонации   в   стихотворной   речи:   стиховая   пауза.   Ритм   и   рифма   в   стихах.   Строфа   как   единица   композиции стихотворной речи.     *   Различение   стихотворной   и   прозаической   речи.   Различение   видов   интонации   в   повествовательных   вопросительных   и побудительных   предложениях,   их   чтение.   Чтение   предложений   с   восклицательной     интонацией.     Чтение   стихов   с   соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным  словам. Устная народная словесность     Понятия: произведение, устная народная словесность.     Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.     Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.     Использование в произведениях устной народной словесности языковых  средств  выражения  содержания.     *   Различение   видов   устной   народной   словесности.   Рассказывание   сказки,   небылицы.   Произнесение   скороговорки   и   считалки. Отгадывание   загадок.   Сочинение   собственных   загадок.   Употребление   пословиц   и   поговорок,   понимание   их   аллегорического значения. Литературное эпическое произведение     Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения     Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.     Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.     Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».     Рассказ и повесть.     Понятие о  сюжете и  эпизоде эпического произведения.     Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и  диалог в эпическом произведении.   * Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям. Литературное лирическое произведение         Лирическое   произведение:   произведение,   в   котором   главное   —   выражение   мыслей   и   чувств   поэта,   вызванных   различными явлениями жизни.      Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.     Значение стихотворной речи в лирическом произведении.    * Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и   чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона. Литературное драматическое произведение     Драматическое    произведение:     произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.     Пьеса­сказка.         Особенности   языкового   выражения   содержания   в   драматическом   произведении.   Диалогическая   форма   изображения   жизни   в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.    * Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторских­ремарок: Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения. Таблица тематического  распределения часов №п/п Темы Всего часов Теория Практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. Что такое слово? Что такое словесность? Богатство лексики русского языка. Прямое и переносное значение слова. Текст.  Стихотворная и прозаическая форма  1 3 7 4 6 3 0.5 1.5 3.5 2 3 1.5 0.5 1.5 3.5 2 3 1.5 7. 8. 9. 10. словесного выражения.  Устная народная словесность. Литературное эпическое произведение. Литературное лирическое  произведение. Литературное драматическое  произведение. Всего: 3 3 2 2 34 1.5 1.5 1 1 17 1.5 1.5 1 1 17 Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме  совпадают с авторской программой по предмету. № урок а 1 тема Количество часов Календарно­тематическое планирование Теория Практика Что такое слово? (1ч) Дата проведения Домашнее задание Дата Слово как  единица языка и  как словесное  высказывание. 1 Узнают о слове как о единице языка и как словесном  высказывании. Начальные  сведения о происхождении  Беседуют, выполняют  задания из раздела учебника. п.1,2,3 р/т.  упр.№5 С Е Н Т слов. Осознают назначение  языка: средство общения и  взаимопонимания людей,  средство сообщения  информации и средство  побуждения к чему­либо.  Что такое словесность? (3ч) 2 3 4 Словесность как  словесное  творчество,  словесное  искусство. Разговорный язык  и литературный  язык, их свойства. Просторечие. Язык  художественной  словесности. 1 1 1 Беседуют, слушают,  составляют краткую запись  в тетради. п.4,5   р/т.  упр.№21 Выполняют задания из  раздела учебника. п.6­9   р/т.  упр.№40 Знакомятся с термином  словесность как словесным  творчеством, словесное  искусство. Письменная и  устная формы словесности.  Учатся отличать разговорный язык и литературный язык,  узнают их свойства.  Знакомятся с диалогом и  монологом, особенностями  разговорного языка.  Овладевают языком  художественной словесности. Учатся находить отличие  значения языка в жизни от  значения языка в  произведениях.  Выполняют  самостоятельную  творческую работу в  тетради. Разгадывают  кроссворд. п.10  р/т.  упр.№54 Я Б Р Ь С Е Н Т Я Б Р Ь С Е Н Т Я Б Р Ь С Е Н Т Я Б Р Ь Богатство лексики русского языка (7 ч) Слушают, отвечают на  вопросы, выполняют  упражнение, читают статьи ,  готовят пересказ. п.11 р/т.  упр.№66,69 Узнают лексическое значение слова и способы определения значения слова. Определяют  слова однозначные и  многозначные. Учатся  употреблять многозначные  слова в произведениях  словесности.  Узнают слова­термины,  способы определения  понятия терминологический диктант 5 6 7 8 Лексическое  значение слова.  Слова  однозначные и  многозначные. Слова – термины,  способы  определения  понятия. Омонимы, их  отличие от  многозначных  слов. Синонимы, их  роль в  художественном  произведении. 1 1 1 1 Определяют омонимы, их  отличие от многозначных  слов. Осознают роль  омонимов в художественных  произведениях.  Проводят  комментированное чтение,  отвечают на вопросы,  выполняют упражнения. Учатся определять  синонимы, их роль в  художественных  произведениях.   Слушают, читают,  анализируют тексты,  отвечают на вопросы.  Выполняют лингвистические игры со словами. О К Т Я Б Р Ь О К Т Я Б Р       Ь О К Т Я Б Р Ь О К Т Я Б Р Ь п.12,13    р/т. упр. №73 п.14 р/т.  упр.№77 п.15 р/т.  упр.№84,89 9 10 Антонимы, их  роль в  художественном  произведении. Неологизмы.  Устаревшие  слова. 11 Фразеологизмы. 12 Прямое значение  слова.  Употребление  1 1 1 1 Учатся определять  антонимы, их роль в  художественных  произведениях.   Знакомятся с термином  неологизмы, узнают о их роль в художественных  произведениях. Овладевают  знаниями об устаревших  словах: архаизмы и  историзмы, их значение в  произведении.  Знакомятся и учатся  определять фразеологизмы,  их способность придавать  произведению разговорную  или книжную окраску.   Проводят  комментированное и  самостоятельное чтение,  отвечают на вопросы,  выполняют упражнения,  работают в тетради по  созданию схемы. Слушают, отвечают на  вопросы, работают в  тетради. Читают, работают в тетради, выполняют упражнения и  лингвистические игры со  словами, работают с  карточками –заданиями.  Пишут самостоятельную  работу или тест,  терминологический диктант Прямое и переносное значение слова (4ч) Знакомятся с прямым  значением слова. Осваивают  употребление слова в  Письменно и устно отвечают на вопросы Самостоятельная работа п.16 р/т.  упр.№94 п.17,18 р/т.  упр.№107 п.19 р/т.  упр.№111, 114 п.20 р/т.  упр.№111 Н О Я Б Р Ь Н О Я Б Р Ь Н О Я Б Р Ь Д Е К слова в  переносном  значении. 13 Сравнение. 14 Эпитет. 15 Аллегория. 16 Текст. Тема  текста 1 1 1 1 переносном значении.  Знакомство с  художественными  средствами  изобразительности. Знакомятся с термином   эпитет, учатся определять  его в тексте Знакомятся с термином   аллегория, учатся определять его в тексте Слушают учителя, читают,  отвечают на вопросы,  анализируют текст.  Сочиняют лингвистические  сказки (работа по группам) Слушают учителя, читают,  отвечают на вопросы,  анализируют текст.  Сочиняют лингвистические  сказки (работа по группам) Текст (6ч) Узнают о тексте как о  результате употребления  языка, связном законченном  письменном или устном  высказывании. Овладевают  терминами ­ тема и основная   Учатся находить и  определять способы связи  предложений в тексте.  Читают, слушают, работают  в тетради, выполняют  упражнений. п.21р/т.  упр.№128 п.22 р/т.  упр.№133 п.23 р/т.  упр.№136 п.24,25 р/т.  упр.№142 А Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь Я Н В А Р Ь 17 18 19 20 Основная мысль  текста. Способы  связи  предложений в  тексте. Формы  словесного  выражения.  Повествование. Формы  словесного  выражения.  Описание. Формы  словесного  выражения.  Рассуждение. 21 Формы  словесного  1 1 1 1 1 мысль текста.  Учатся находить и  определять идею текста,  определяют способы связи  предложений в тексте.  Самостоятельное читают,  отвечают на вопросы,  выполняют упражнения,  устно составляют  сочинение­ миниатюру по  картине Знакомятся с формами  словесного выражения:  повествование.  Читают, беседуют.  Проводят и выполняют  лингвистические задачи. Знакомятся с формами  словесного выражения:  описание.  Анализируют текст,  составляют схемы,  выполняют упражнения,  игры со словами. Знакомятся с формами  словесного выражения:  рассуждение. Анализируют текст,  составляют схемы,  выполняют упражнения,  игры со словами. п.26,27 р/т.  упр.№148, 151 п.28  р/т.  упр.№155 п.29 р/т.  упр.№160 п.30 р/т.  упр.№166 Знакомятся с формами  словесного выражения:  Анализируют текст,  составляют схемы,  п.31  р/т.  упр.№173 Я Н В А Р Ь Я Н В А Р Ь Ф Е В Р А Л Ь Ф Е В Р А Л Ь Ф Е выражения.  Диалог и монолог. диалог, монолог. выполняют упражнения,  игры со словами. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (3ч) п.32,33  р/т. упр.№174 п.34,35,36   р/т. упр. №182 В Р А Л Ь Ф Е В Р А Л Ь Ф Е В Р А Л Ь М А Р Т Слушают учителя, создают  краткие записи,  выразительно читают,  анализируют текст. п.37­38   р/т. упр. №186, 189 22 23 Стихотворная   и прозаическая формы словесного выражения. Ритм. Интонация. Цель  высказывания и  интонация. 24 Рифма в стихах.  Строфа. 1 1 1 Знакомятся с понятием о  стихотворной и прозаической формах словесного  выражения, а также с  понятием ритма.   Комментируют  выразительное чтение  одноклассников, заполняют  таблицы, дают письменно  ответы на вопросы,  выполняют упражнения. Выразительно читают  тексты, работа в тетради,  выполняют творческие  задания. Овладевают термином  интонация. Учатся различать  повествовательные,  вопросительные и  побудительные предложения  в прозаическом тексте, и  интонацию в них.  Восклицательные  предложения и их интонация. Особенности интонации в  стихотворной речи: стиховая  пауза. Ритм и рифма в  стихах. Осознают строфу как единицу композиции  стихотворной речи. 25 26 27 28 Виды сказок.  Особенности  языка сказок.  Правдивость  сказки. Небылицы,  пословицы и  поговорки. Загадки.  Особенности  языка загадок.  Скороговорки,  дразнилки,  потешки. Произведение  созданное  писателем.  Литературная  1 1 1 1    Устная народная словесность (3ч) Знакомятся с понятиями:  произведение, устная  народная словесность.  Знакомство со сказками и  видами сказок.  Выразительно читают по  ролям, составляют схему,  сочиняют собственные  сказки. Чтение, работа в тетради,  выполнение упражнений Знакомятся с другими  видами народной  словесности: небылицы,  загадки, пословицы,  поговорки, считалки,  скороговорки.  Самостоятельно читают,  составляют краткий  конспект урока, выполняют  упражнения, играют со  словами в лингвистические  игры. Знакомятся с малыми  жанрами фольклора. Учатся  использовать в  произведениях устной  народной словесности  языковые средства  выражения содержания.   Проводят аналитическое  чтение, работают в тетради,  выполняют упражнения,  выразительно читают.  Составляют самостоятельно загадки, терминологический  диктант. Литературное эпическое произведение (3ч) Изучают термин  «произведение, созданное  писателем». Знакомятся с  определениями: эпическое,  Анализируют её сходство с  народной сказкой и отличие  от неё. п. 39­42  р/т. упр. №200 п.43,44  р/т. упр.№205, 208 п.45­47   р/т. упр. №215 п.48,49  р/т. упр.№226 М А Р Т М А Р Т М А Р Т А П Р Е сказка.  29 30 31 Басня.  Особенности  языка и  построения басен. Рассказ, повесть,  роман.  Особенности  языка эпического  произведения. Лирическое  произведение.  Стихи о родине и  о природе. 1 1 1 лирическое и драматическое  произведения. Осознают, что  эпическое произведение:  произведение, в котором  рассказчик повествует о  героях и событиях.  Овладевают жанром  литературной сказки.  Знакомятся с жанром басня.  Овладевают терминами  ­басенные герой и сюжеты.  Рассматривают особенности  языка и построения басен.  Учатся различать  повествование и диалог в  басне. Басенная «мораль».   Овладевают понятиями  рассказ и повесть. Понятие о  сюжете и эпизоде эпического  произведения. Выявляют  особенности языка  эпического произведения:  повествование, описание и  диалог в эпическом  произведении.   Проводят  комментированное чтение,  отвечают на вопросы,  работают в тетради, с  иллюстрацией .,составляют  вопросы по картине Игры со словами,  наблюдение, работают в  тетради (схемы),  выразительно читают. п.50,51  р/т. упр.№237, 243 п.52­54   р/т. упр. №257 Литературное лирическое произведение (2ч) Знакомятся с понятием  лирического произведения:  произведение, в котором  главное­ выражение мыслей и Слушают в актерском  исполнении стихи о Родине  и о  природе. Комментированное п.55,56   выучить  наизусть  стихотворе Л Ь А П Р Е Л Ь А П Р Е Л Ь М А Й 32 Зачем поэт  говорит стихами. Стихи о  животных. Стихи  рассказывающие о каком – либо  событии. 33 Драматическое  произведение.  1 1 чувств поэта, вызванных  различными явлениями  жизни.  чтение, анализ текста,  ответы на вопросы, работа в  тетради Знакомятся со стихами о  животных, выделяют тему  произведения, слушают в  актерском исполнении стихи, рассказывающие о событии.  Определяют значение  стихотворной речи в  лирическом  произведении. Отвечают на  вопросы, выполняют  упражнения, игры со  словами. Литературное драматическое произведение (2ч) Составление пьесы­сказки,  Знакомятся с жанром ­  драматическое произведение: распределение ролей. произведение,  предназначенное для  постановки на сцене театра.  Пьеса ­ сказка. Выявляют  особенности языкового  выражения содержания в  драматическом  произведении. Анализируют  диалогическую форму  изображения жизни в  драматическом  произведении, реплики  героев. Осознают  использование разговорного  языка в диалоге. Знакомятся  с авторскими ремарками. 34 Пьеса – сказка. 1 Итоговое занятие­  ­ние по  выбору п.57­59   р/т. упр. №272, 282 п.60 ,61   М А Й М А Й М постановка пьесы­сказки  собственного сочинения А Й 1.   Альбеткова   Р.И.   Русская   словесность.   От   слова   к   словесности.   5­9классы   ­   //   Программы   для Перечень учебно­методического обеспечения общеобразовательных учреждений. – М., 2009.  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс.– М.: Дрофа, 2011. 3. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5 класс». – М., 2010. 4. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2009 Техническое оснащение Занятия   проводятся   в   кабинете,   соответствующем   требованиям   техники   безопасности,   пожарной   безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.  С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к изучению программы дополнительного образования была создана предметно­развивающая среда:  столы, стулья (по росту и количеству детей);  интерактивная доска;     демонстрационный   материал;     технические   средства   обучения   (ТСО)   ­   компьютер;   принтер;   презентации   и учебные фильмы (по темам занятий) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ • Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998. Для учителя          • Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. ­ М., 1981. • Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г.Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.• Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V—VIII классы. — М., 1998. • Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995. • Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л.,1966. • Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. — Л., 1976. • Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. ­ СПб., 1998. • Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974. • Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967. • Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970. • Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972. • Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983. • Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988. • Одинцов В. В. Стилистика текста, — М., 1980. • Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. — М.,1983. Для учащихся • Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995. • Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984. • Максимов В. И. Точность и выразительность слова. ­ Л., 1968. • Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.. 1970. • Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976. • Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. ­ Ч. 1, 2. Словари и справочники • Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М., 1993. • Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. —СПб., 1998. • Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. — СПб.. 1996. • Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1994. ­ Т. 1­3. • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.) • Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. — Ц., 1976. • Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3­е изд., перераб. — М., 1994. • Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.) • Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. — М., 1996. • Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998. • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.,1992. (Любое последующее издание.)  • Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. — М.,1994. • Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М.,1996. • Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2­е изд., перераб. и доп. — М., 1997. • Словарь образных выражений русского языка /Под ред. В. Н. Телия. ­ М.,1995. • Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — 2­е изд. — М., 1997. • Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 2­е изд. — М., 1997. • Шипов Я. Православный словарь. — М., 1998. (Словари школьника). • Школьный словарь иностранных слов /Под ред. В. В. Иванова. — 3­е изд., доп. — М., 1994. •   Фразеологический   словарь   русского   языка   /Сост.   А.   И.   Фёдоров:   Более   12000   фразеологических   единиц.   – Новосибирск, 1995. – Т. 1, 2.( любое последующее издание.) • Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 – 11 кл. – М., 1995. • Школьный словарь иностранных слов /Под ред. В. В. Иванова. – 3­е изд., перераб. и доп. – М., 1994.

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс

"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2017