"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русский язык
7 кл
29.10.2017
Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русской словесности Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы».
Программа реализуется с использованием УМК:
Альбеткова, Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс.: учебное пособие/ Р.И. Альбеткова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 303 с.: ил., 8 цв. вкл.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
От слова к словесности 7 класс.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением
отдельных предметов №1 г. Советска
Советского района Кировской области.
Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета школы. _____________
________________________________________ А.Л. Иванов,
директор школы.
Протокол № от « » 2017г. Приказ №______от ______ 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«От слова к словесности»
7 КЛАСС.
(общекультурное направление)
Возраст детей 13 лет,
Срок реализации 1 год (20172018у.г.)
Автор – составитель:
Чистоусова Людмила Витальевна
учитель русского языка и литературы Советск
2017
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и
примерной программы по русской словесности Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 59 классы».
Программа реализуется с использованием УМК:
Альбеткова, Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс.: учебное пособие/ Р.И. Альбеткова. – 2е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2016. – 303 с.: ил., 8 цв. вкл.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М.
Кондаков, В. А. Тишков. М. : Просвещение, 2009. – 23 с. (Стандарты второго поколения).
Новизна изучения курса словесности заключается в том, что он является связующим звеном между русским языком и литературой, помогая
воспринять эти предметы как единое целое. В изучении словесности происходит соединение всего, чем богата русская литература ее
высоких идеалов, с сокровищами русского языка. На занятиях словесности язык предстает в его эстетической функции как материал, из
которого создается художественное произведение. А произведение словесности рассматривается как результат творческого использования
языка, как искусство слова, как норма и образец владения языком. Словесность это не механическое соединение языка и литературы, а
особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. С самого начала системного изучения этих предметов
учащимся должна быть ясна ограниченная связь явлений: язык построен так, что его нормы дают возможность использовать его как материал
для создания произведений словесности.
Актуальность изучения словесности обусловлена переменами, происходящими в общественной сфере и изменившими социальную и
информационнокоммуникативную среду подрастающего поколения. В социальноречевой ситуации, характеризующейся ограниченным
словарным запасом, широким использованием сленга, «канцеляризмов», англицизмов, бедностью образного мышления, остро встает вопрос о
поиске путей расширения учебноинформационного пространства, обогащения словарного запаса, совершенствования навыков нормативного
речевого поведения, языковой культуры.
Таким образом, изучение словесности, являющейся инструментом воспитания и познания природы, общества и человека, осознается
актуальной педагогической проблемой, социальной ценностью и средством адаптации личности к любой общественной и профессиональной
деятельности.
Направленность дополнительной образовательной программы « От слова к словесности»
по содержанию является естественно художественноэстетической.
по функциональному предназначению – общекультурной; по форме организации – групповой;
по времени реализации – одногодичной.
Педагогическая целесообразность изучения словесности определяется тем, что уроки словесности обогатят знания обучающихся о
возможностях русского языка, позволят познать законы употребления различных стилей литературного языка. Они помогут осознать картину
родного языка, его неисчерпаемые возможности в выражении любой мысли, любого чувства. Также в результате изучения словесности
ученики должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь отличать
высокохудожественные произведения от малохудожественных и аргументировано формулировать собственное оценочное суждение о
прочитанном художественном произведении, выделяя в нем нравственные ценности.
Цель программы: создать условия для формирования коммуникативной компетентности обучающихся – развитие речи школьников во
всех ее формах: устной и письменной, во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; навыков грамотной речи, как показателя
общей культуры человека.
Задачи:
Воспитательные:
воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
воспитание чувства патриотизма;
повышение общей языковой культуры учащихся;
выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы;
воспитывать толерантность, коммуникабельность, формировать культуру общения и поведения в социуме.
Образовательные:
обеспечить хорошую языковую среду и речевую практику для учащихся, обогатить речь,
расширение и углубление программного материала;
совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
расширение кругозора детей;
Развивающие:
развитие интереса к языку как учебному предмету;
общего языкового развития школьников;
развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности,
самостоятельности;
формировать умение использовать различные способы поиска, сбора, анализа информации;
обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению;
развивать творческое мышление, умение критически и аналитически думать, свободно и логично излагать мысли.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы «От слова к словесности» от уже существующих образовательных
программ. Программа по словесности строится в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. Однако предмет
изучения различен на уроках русского языка и литературы, с одной стороны, и словесности, с другой.
Самое главное отличие программы «От слова к словесности» от предмета, изучаемого на уроках русского языка, состоит в следующем: на
уроках русского языка рассматривается строй языка, а на уроках словесности — употребление языка. Если на уроках русского языка
изучаются законы и категории языка, то на уроках словесности язык предстает как материал, из которого создается произведение, и как
результат творчества писателя. Например, в программе по русскому языку есть тема «Лексика». Там рассматривается, что такое синонимы,
омонимы, антонимы, слова однозначные и многозначные. В учебнике по словесности подход к этим явлениям языка иной: здесь говорится о
том, для чего употребляются однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы в нашей речи, а также в художественных
произведениях.
Столь же очевидно отличие программы «От слова к словесности» и от предмета, изучаемого на уроках литературы. На уроках литературы,
читая произведения, мы знакомимся с писателем, с его мыслями, выраженными в творчестве. На уроках словесности мы постигаем законы,
диктуемые самим материалом, то есть возможностями языка, законы, по которым создается не только произведение данного автора, но любое
произведение искусства слова. Если на уроках литературы произведение рассматривается прежде всего, как отражение жизни, связанное с
определенной эпохой, фактами истории литературы, личностью автора, то на уроках словесности произведение рассматривается как явление
искусства слова. Это не значит, что такие факторы, как эпоха или личность писателя, не важны для словесности, это значит только то, что на
уроках словесности осуществляется свой, особый подход к произведению. К его смыслу мы идем непосредственно от слова, от языковой
ткани. Но идем к тому же самому смыслу, к которому ведет и историко литературное изучение произведения. Так, в учебнике по
словесности, как и в учебнике по литературе, рассматриваются народные сказки, загадки, рассказы писателей. Но на уроках словесности мы
говорим об особенностях языка сказок, загадок, басен, вообще эпических произведений, чтобы через словесную форму школьники учились
проникать в смысл произведения. Таким образом, учащиеся постигают способ самостоятельного проникновения в любое произведение данного жанра. А кроме того,
школьники не только прочитают произведения и увидят особенности их словесной формы, но и попытаются сами создать сказки, загадки,
рассказы, используя те словесные формы, с которыми они познакомились.
Возраст учащихся участвующих в реализации данной образовательной программы – 12 – 13 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы «От слова к словесности» 1 год (20172018у.г.)
Режим работы: продолжительность занятия 40 минут, 1 час в неделю, 34 часа в год, место проведения кабинет №34, начало: 10.1510.55
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части.
Формы проведения занятий:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,
комплексный анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
лингвостилистический анализ текста;
сочинения и изложения;
редактирование текста
интеллектуальнолингвистические упражнения;
работа с текстамиминиатюрами разных типов и стилей;
составление синквейнов, кластеров к тексту;
коммуникативные и игровые ситуации
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад,
написание минисочинений и других творческих работ.
Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельное определение и формулирование целей деятельности на занятии
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем
поискового характера;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;
учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
ориентироваться в тексте
находить ответы на вопросы в тексте
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной
деятельности; Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);
слушать и понимать речь других; владеть навыками диалогового общения; уметь вступать в коммуникацию (взаимодействовать
при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей)
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
овладеть следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации,
редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях;
определять тему и основную мысль текста, его стиль;
определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)
составлять простой и сложный план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты и текстырассуждения ( в том числе с элементами описания предметов,
животных);
писать сочинения повествовательного характера с двумя типами речи (описание, повествование)
адекватно понимать содержание научноучебных и художественных текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
Формы контроля полученных результатов:
1.Самостоятельные работы.
2.Тесты.
3. Сочинения и изложения.
4.Презентации творческих работ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Итоговое тестирование за курс 7 класса.
КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Учащиеся 7 класса по программе «От слова к словесности» должны
Знать и понимать
уметь
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Н,В, Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н.
Толстого, А.Н. Островского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, писателей серебряного века и ведущих авторов 20 века;
изученные теоретиколитературные понятия;
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному; выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретённые знания умения и навыки в повседневной жизни для:
создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и авторе.
Таким образом, ученик на уроках словесности
изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы
словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов –
всё, что выработано народом – творцом словесности на протяжении веков его развития;
овладевает умением воспринимать произведение как целостное явление искусства слова;
учится использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится
творческому употреблению родного языка. 3. Учебно-тематический план
Практика
№ Тема раздела
Теория
0.5
0.5
3.5
0.5
0.5
3
1
0.5
2.5
1.5
1.5
1
0.5
0.5
0.5
3.5
0.5
0.5
3
1
0.5
2.5
1.5
1.5
1
0.5
Количество
часов
1ч
1ч
7ч
1ч
1ч
Слово и словесность
Разновидности употребления языка
1 Материал словесности
2
3
4 Формы словесного выражения
5 Формы словесного выражения в художественной
словесности
6ч
Стилистическая окраска слова. Стиль
6
2ч
Произведение словесности
7
1ч
Духовная литература, её виды и жанры
8
5ч
9
Эпические произведения, их виды и своеобразие
3ч
10 Лирические произведения, их виды и своеобразие
3ч
11 Драматические произведения, их виды и своеобразие
12 Лироэпические произведения, их виды и своеобразие 2ч
1ч
13 Взаимовлияние произведений словесности
34ч
Итого:
4. Содержание «От слова к словесности» 7 класс.
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Значение языка в жизни человека (личности), общества
Слово и словесность
Язык и слово. Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать
мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных.
Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие. *Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное
чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и
профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление
литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официальноделовой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится
художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
* Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов
официальноделового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном
произведении.
Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной
формах.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование,
описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в
стихах и в прозе. Стих и смысл.
* Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с
использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением
особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла
высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейнохудожественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного
жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния. * Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка
умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических
произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
* Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
*Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народ
ной словесности, понимание их идейнохудожественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной
словесности.
Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение
словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
*Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского
повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в
различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним
событиях, рассуждениемонолог героя и автора, диалоги героев. Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
* Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с
употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких
героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образпереживание в лирике.
* Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение
передать в выразительном чтении идейнохудожественное своеобразие стихотворения. Сочинениеэссе, раскрывающее личное впечатление о
стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
* Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное
чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых
средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лироэпические произведения, их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лироэпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и
поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лироэпических
произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
* Понимание смысла произведений лироэпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или
прозаической формы выражения. Выразительное чтение лироэпических произведений. Сочинениерассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
* Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении
произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
№
Тема урока
Кво
часов
Содержание программы и календарнотематический план
Дата
проведен
ия
Практика
Теория
0,5
0,5
Домашнее
задание
дата
Значение языка в жизни человека
(личности), общества
Язык и слово. Словесность.
Русская словесность.
1
1
Материал словесности 1ч
Освоить
лингвистические
термины
Написание минисочинения
П. 1
Слово и словесность 1ч
Освоить
лингвистические
термины
Составление синквейна
1
2
3
Разновидности употребления языка – 7ч
1
Разговорный язык и его
назначение. Свойства
разговорного языка.
Использование разговорного
языка в художественных
произведениях.
Находить
отличительные
признаки разных
стилей речи,
приводить
собственные
примеры
Составить таблицу:
сопоставить разговорный и
литературный язык, их
свойства
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
П.24;
упр. 7
стр. 20
П. 27;
Упр.9 стр. 55 4
5
6
7
8
9
Разновидности разговорного
языка. «Общий» разговорный
язык, просторечие,
территориальные диалекты,
профессиональные диалекты,
жаргоны, арго.
Литературный язык и его
разновидности. Признаки
литературного языка, стили
литературного языка
Официальноделовой стиль
литературного языка
Научный стиль литературного
языка
Публицистический стиль
литературного языка
Язык художественной
литературы. Язык как материал
словесности и результат
творчества
1
1
1
1
1
1
Работа с текстом,
освоение
лингвистических
терминов
Работа со словарями.
Составить кластер по
данной теме
Освоение
лингвистических
терминов
Развёрнутый ответ
Работа со словарём,
раздаточным материалом
Работа с текстом
учебника, анализ
текста
официально
делового стиля
Работа с текстом
учебника,
научного текста
Работа с текстом
учебника, анализ
публицистическог
о текста
Работа с текстом
учебника, анализ
художественного
текста
Развёрнутый ответ.
Практическая работа:
создание текста,
соответствующего
заданному стилю
Практическая работа: текст
как результат употребления
языка. Уметь
формулировать тему и идею
текста, работа с
раздаточным материалом.
П. 812;
упр.4 стр.52
П.1213,
упр. 10 стр.57
П.14; составить
заявление
П. 15;
упр.1 стр.51
П. 16;
упр. 13 стр.61
П. 17,
упр.11 стр.59
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь Формы словесного выражения 1ч
10 Устная и письменная формы
словесного выражения. Диалог и
монолог в нехудожественной
словесности
1
Работа с текстом
учебника, анализ
текста
Практическая работа: уметь
определять способы связи
предложений в тексте
Составление схемы по теме
«Монолог и диалог»,
коммуникативные и игровые
ситуации.
П.1819; упр.2.
стр. 88
Формы словесного выражения в художественной словесности 1ч
11
Диалог и монолог в
1
художественной словесности.
Сказ. Стихи и проза, их различие.
Работа с текстом
учебника, анализ
художественного
текста
Выразительное чтение
стихов и прозы.
Определение стихотворных
размеров, рифмы. Создание
собственного диалога,
монолога.
12 Стилистическая и эмоционально
экспрессивная окраска слова.
Синонимы. Стилистическая
окраска слова в художественном
произведении
Стилистическая окраска слова. Стиль 6ч
1
Работа с текстом
учебника, анализ
художественного
текста
Практическая работа:
подбор стилистических
синонимов, работа со
словарем.
13
Стилистические возможности
1
фразеологии
Работа с текстом
учебника, анализ
художественного
текста
Работа с фразеологическим
словарём, редактирование
текста.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
П. 2030, упр.14,
стр. 98
П. 3133, упр.1
стр.124
П. 34. упр.3, стр.
125 14 Стилистические возможности
грамматики. Стилистические
возможности существительного,
прилагательного, глагола.
15 Стилистические возможности
синтаксиса
16 Стиль художественной
словесности. Стиль писателя и
стиль произведения. Стиль эпохи
и стиль народной поэзии.
17 Стилизация и пародия.
Стилизация в повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба» Стилизация в
балладе Д.Б. Кедрина «Зодчие»
18
Устная народная словесность, её
виды и жанры. Эпические виды и
жанры народной словесности
1
1
1
1
1
Самостоятельная работа
упр.5 стр.126
П.3536, упр. 7,
стр. 127
П.37, упр.8, стр.
128
П.3839, упр.4,
стр.125
П. 4041, упр.9,
стр. 129
П. 4251, упр.
12, стр. 131
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Я
Н
В
А
Р
Ь
Работа с текстом
учебника, анализ
художественного
текста
Анализ
художественного
текста,
выразительное
чтение
Анализ
художественного
текста,
выразительное
чтение
Анализ
художественного
текста,
выразительное
чтение
Выразительное чтение,
лингвостилистический
анализ текста.
Практическая работа:
классификация
предложений по цели
высказывания и
особенности интонации в
них и в стихотворной речи
Практическая работа: типы
рифм и рифмовок. Уметь
подбирать рифмы к
предложенным словам.
Произведение словесности – 2ч
Анализ
художественного
текста
Развёрнутый ответ и
практическая работа:
владеть понятием «устная
народная словесность»,
знать виды народной
словесности, составление
кластера по данной теме. 19 Лирические и драматические
виды и жанры народной
словесности
1
Анализ
художественного
текста
Тест, составление шарады
П.5256
20
Библия и особенности её стиля.
Значение Библии для русской
культуры. Содержание и стиль.
Жанры Библии. Использование
библейских тем в русской
словесности
21
Виды и жанры эпических
произведений
22
Герой эпического произведения
23 Сюжет и фабула эпического
произведения
24 Композиция эпического
произведения
Духовная литература. Её виды и жанры – 1ч
1
Анализ
библейского
текста
Практическая работа:
составление плана к
презентации
Эпические произведения, их виды и своеобразие – 5ч
1
1
1
1
Анализ
художественного
текста
Анализ
художественного
текста и
выразительное
чтение
Анализ
художественного
текста и
выразительное
чтение
Работа с текстом
учебника и
художественными
текстами
Практическая работа:
составление таблицы.
Практическая работа:
сочинение характеристика
литературного героя.
Работа со словарем
литературных терминов.
Практическая работа:
определение эпических
жанров, иметь понятие о
сюжете и эпизоде
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
М
А
Р
Т
П. 5767
презентация
П. 6871
П. 7277
П.7881
П. 8285 25 Художественная деталь
1
Анализ
художественного
текста
эпического произведения,
видеть особенности языка
эпического произведения.
Лирические произведения, их виды и своеобразие – 3ч
26
Виды лирических произведений:
27
ода, элегия. Изображение и
выражение в лирике
Композиция лирического
произведения
28 Образпереживание
1
1
1
Анализ
художественного
текста
Практическая работа:
определение лирических
жанров, комплексный
Анализ
художественного
текста и
выразительное
чтение
анализ и просмотр текстов,
редактирование текста.
Практическая работа:
определение лирического
произведения
Уметь выразительно читать,
работа с текстами
миниатюрами.
Драматические произведения, их виды, своеобразие – 3ч
29
30
Виды драматических
произведений: трагедия, комедия,
драма
Герои драматического
произведения, способы их
изображения
1
1
Анализ
художественного
текста и
выразительное
чтение
Анализ
художественного
текста и
выразительное
чтение
Практическая работа:
составление кластера,
работа с дидактическим и
раздаточным материалом.
Практическая работа:
написание сочинения.
А
П
Р
Е
Л
Ь
П. 8687
П. 8891
П.9294
П. 9596
П. 9798
П.99100 31 Сюжет, конфликт, композиция
драматического произведения
1
Анализ
художественного
текста и
выразительное
чтение
Практическая работа:
работа с текстом
П. 101104
М
А
Й
Лироэпические произведения, их виды и своеобразие 2ч
32 Баллада, поэма
33 Повести в стихах и стихотворения
в прозе
1
1
Анализ
художественного
текста и
выразительное
чтение
Работа с
материалом
учебника, анализ
художественного
текста
Практическая работа
П. 105106
Практическая работа:
итоговое тестирование
П.107108
Взаимовлияние произведений словесности – 1ч
34 Эпиграф, цитата, реминисценция.
фольклорных
Использование
жанров.
1
КВН «Непереводимая игра слов»
на основе фразеологизмов.
Работа с
материалом
учебника, анализ
художественного
текста
Практическое занятие с
элементами игр.
П. 109112
Перечень учебнометодического обеспечения 1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 59классы // Программы для
общеобразовательных учреждений. – М., 2009.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.7 класс.– М.: Дрофа, 2011.
3. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 7 класс». – М., 2010.
4. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.7 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2009
Техническое оснащение
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности,
санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к изучению программы дополнительного
образования была создана предметноразвивающая среда: столы, стулья (по росту и количеству детей); интерактивная
доска; демонстрационный материал; технические средства обучения (ТСО) компьютер; принтер; презентации и
учебные фильмы (по темам занятий).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.
Для учителя
• Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. • Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г.Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.•
Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание
работы по классам: V—VIII классы. — М., 1998.
• Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.
• Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л.,1966.
• Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. — Л., 1976.
• Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. СПб., 1998.
• Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974.
• Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967.
• Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970.
• Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
• Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста /
Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.
• Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
• Одинцов В. В. Стилистика текста, — М., 1980.
• Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. — М.,1983.
Для учащихся
• Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
• Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
• Максимов В. И. Точность и выразительность слова. Л., 1968.
• Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.. 1970.
• Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
• Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. Ч. 1, 2.
Словари и справочники
• Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М., 1993.
• Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. —СПб., 1998. • Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. — СПб.. 1996.
• Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1994. Т. 13.
• Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)
• Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. — Ц., 1976.
• Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3е изд., перераб. — М., 1994.
• Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)
• Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. — М., 1996.
• Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
• Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.,1992. (Любое последующее издание.)
• Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. — М.,1994.
• Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов
русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М.,1996.
• Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2е изд.,
перераб. и доп. — М., 1997.
• Словарь образных выражений русского языка /Под ред. В. Н. Телия. М.,1995.
• Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение
слов. — 2е изд. — М., 1997.
• Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и
происхождение словосочетаний. — 2е изд. — М., 1997.
• Шипов Я. Православный словарь. — М., 1998. (Словари школьника).
• Школьный словарь иностранных слов /Под ред. В. В. Иванова. — 3е изд., доп. — М., 1994.
• Фразеологический словарь русского языка /Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. –
Новосибирск, 1995. – Т. 1, 2.( любое последующее издание.)
• Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 – 11 кл. –
М., 1995.
• Школьный словарь иностранных слов /Под ред. В. В. Иванова. – 3е изд., перераб. и доп. – М., 1994.
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
"От слова к словесности" рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.