ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Оценка 4.6

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Оценка 4.6
Семинары
docx
физическая культура
11 кл
20.02.2018
ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Здоровье нации – основа нашего успешного будущего» – так обозначено одно из стратегических направлений в последнем Послании Президента. Это включает в себя демографическую ситуацию, медицинское обслуживание и, конечно же, развитие спорта. «Физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства. Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровью нации», – говорит Президент страны.
здоровая нация.docx
ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В.В. Олейников Кос­Истекская СШ Каргалинский район   С глубокой древности наш народ считал здоровье главным богатством человека. Следуя этому  древнему завету, государство делает все возможное для того, чтобы крепить духовное и  физическое здоровье граждан. Только здоровая нация может называться конкурентоспособной. Поэтому одним из  стратегических направлений политики нашего государства является расширение массового  спортивного движения. В январском Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев озвучил  важную задачу — к 2020 году привлечь 30% населения страны к физической культуре и спорту. Здоровье нации – основа нашего успешного будущего» – так обозначено одно из стратегических  направлений в последнем Послании Президента. Это включает в себя демографическую  ситуацию, медицинское обслуживание и, конечно же, развитие спорта.  «Физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства. Именно здоровый  образ жизни является ключом к здоровью нации», – говорит Президент страны.  Сегодня каждый казахстанец,  должен осознанно подойти к вновь обозначенному курсу,  поскольку только совместными усилиями можно успешно реализовать программу и сделать  Казахстан лучшей страной.  Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев убеждает казахстанцев активнее заниматься  спортом, потому что только здоровая нация может называться конкурентоспособной.(Слайд  №2)   Физическая культура ­ единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи.  Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий  организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового  гражданина своей страны. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих  технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами  медицинских осмотров(слайд № 3­8) детей, их учет в учебно­воспитательной работе; помощь  родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Критерием  здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты  от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и  педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. Это согласуется со  сложившейся у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо  только тогда когда заболеешь), но вступает в противоречие с принципами профилактической  медицины и концепцией здоровья, принятой Всемирной организацией здравоохранения, согласно которой здоровье ­ не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического,  психического и социального благополучия. У школы достаточно ресурсов для помощи своим  воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы.  Это и учебно­воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей  учащихся, и т.д. Содействие процессам формирования адаптационных ресурсов ребёнка,  возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды ­ как природной, так и социальной ­ важнейшая стратегическая задача, решаемая доступными образовательным  учреждениям средствами ­ обучением, воспитанием, содействием развитию. Тогда более  правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только  оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов  образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.  Последнее принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей  успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Цель  здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального  здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для  ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. (слайд №9) Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и  осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в  школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья  учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с  образовательным процессом.  Задача здоровьесберегающей педагогики ­ обеспечить выпускнику школы высокий уровень  здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет  действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения  молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Для достижения целей здоровьесберегающих  технологий применяются следующие группы  средств: (слайд № 10, 11) гигиенические факторы; оздоровительные силы природы; средства двигательной направленности.     Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического  режима. Для наглядности используем схему 1.        Схема 1. Гигиенические средства  достижения здоровьесбережения    Второе использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное  влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий  на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов,  повышают общую  работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д. (слайд № 12) 1. Медико­гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на  соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов,  и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического,  физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи  школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров,  кабинетов “горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии. 2. Физкультурно­оздоровительные технологии направлены на физическое развитие  занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других  качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе  спортивных секций. (слайд № 13­17) 3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской  деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием,  формирующим личность, укрепляющим духовно­нравственное здоровье учащихся. 4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране  труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай  главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат  обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.  Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов –  курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор. 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из  всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный  признак – не место, где они реализуются, а использование психолого­педагогических приемов,  методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. В настоящее время к  здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны  на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном  уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном  сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании  наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально  благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика  успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой  педагогического процесса.(слайд № 18, 19 ) От уровня гигиенической рациональности урока во  многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,  возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и  предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что  гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь,  оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся. (слайд № 20)Основные современные  требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: ­ рациональная плотность  урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и  не более 75­80 %; ­ в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового  образа жизни и потребностей в нем; ­ количество видов учебной деятельности (опрос, письмо,  чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение  примеров и т.д.) должно быть 4­7, а их смена осуществляться через 7­10 мин.; ­ в урок  необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и  критического мышления; ­ в течение урока должно быть использовано не менее 2­х технологий  преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они  активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся); ­ обучение должно  производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися  (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); ­ должен осуществляться контроль научности  изучаемого материала; ­ необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию  деятельности учащихся; ­ необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с  учетом личностных возможностей; ­ на уроке нужно создавать благоприятный психологический  климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в  недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; ­ нужно включать в урок  технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; ­  необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок  физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20­ой и 35­ой  минутах урока, длительностью ­ 1 мин., состоящие из 3­х легких упражнений с 3­4 повторениями каждого). ­ необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в  итоговой его части. Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям,  необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих  образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном  повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом  обучающихся. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе. Ситуации успеха  способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем  самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех  участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих  технологий при организации учебно­воспитательного процесса. На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации  здоровьесберегающих факторов. (слайд № 21­26)Контрольные испытания, задания,  тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки  индивидуальных заданий, суть которых ­ учащийся должен в каждый очередной период времени  продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло,  то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы.  Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше  или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра  постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и  стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении  результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В  таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а  слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. А если ученик не  понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу  после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком  случае нарушается системность в освоении основ знаний и каждый новый материал оказывается  как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным. Включение в  процесс занятий элементов активного отдыха. Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры могут быть использованы на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные)  перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего  умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией  мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в  кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных  чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;  устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных  помещениях. Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим.  Все это достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно­гигиеническими  нормами. . Список литературы: 1) Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. 2007 год. 2) Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.;  Просвещение, 1987. 3) Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975. 4) Карпенко А.Н. Краткий психологический словарь /В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.:  Политиздат, 1985 5) Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. Учебник для  студентов пединститутов. «Педагогика и психология».

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОТ ЗДОРОВОЙ НАЦИИ – К КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018