МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 2»
Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Отбор форм и методов, инновационных технологий по подготовке к итоговой аттестации выпускников начальной школы в форме ВПР по русскому языку.
Учитель начальных классов:
Давыденко Н.В.
В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы). Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прокомментировали, что «ВПР — это обычная контрольная работа, которую школьники выполняют каждый год. Но от административных контрольных работ учебного учреждения, их отличает то, что задания разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов к проведению работ и их оцениванию, а результаты заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа, который влияет на будущее содержание ВПР».
ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования».
Это – самое молодое из мониторинговых исследований в образовании. Как подготовить ребенка к ВПР?
Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно - так пишут на всех официальных сайтах и во всех официальных документа. Действительно, специальная подготовка не требуется, требуется только каждодневная отработка того, что уже изучено. Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь часть учебного процесса. Пусть пишет то, что знает.
Вокруг ВПР ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них
обойтись, и вообще, что это такое. Как понять, готов ли ребенок к проверке?
Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам? Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся начальной школы, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Всероссийские проверочные работы лишь часть комплексной итоговой оценки выпускника начальной школы.
Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения
образовательных результатов; информирование участников образовательных
отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне
основной школы.
Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов, осуществить оценку достижения предметных и метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС НОО.
Думаю, что каждый учитель, а работающий в 4 классе особенно, задумывается над тем, как лучше спланировать и построить свои уроки и внеурочные занятия, чтобы помочь учащимся хорошо подготовиться к ВПР. Натаскать детей за пару недель и даже месяцев невозможно. Работу по подготовке к ВПР лучше начать как можно раньше.
Для достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский
язык» необходимо соблюдать следующие принципы:
Ø задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не фор
мировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково, с другой стороны, для того, чтобы научить применять знания в разных ситуациях;
Ø заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата
должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
Ø задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая часть - на повышенном уровне.
При подготовке к проверочной работе по русскому языку много внимания
уделяю умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках постоянно использую орфографические минутки, зрительные, объяснительные,
предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными
орфограммами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.
Большую ценность имеют языковые разминки: орфографические, морфологические, лексические, морфемные и т.д. – служащие своеобразным прологом к уроку, включающим младших школьников в активную деятельность. Классификация слов по наличию морфем в корне слова. Они могут проходить в форме игр.
При подготовке учащихся к выполнению второй части работы можно
использовать следующие виды работ:
Ø упражнения в классификации согласных звуков;
Ø упражнения для развития умения разбирать слова по составу;
Ø упражнения для развития умения распознавать значение конкретного словапо тексту и формулировать значение слова в письменной форме;
Ø упражнения для развития умения распознавать части речи и ихграмматические признаки в предложении;
Ø упражнения для правильной расстановки ударения в словах.
Особое внимание уделяю работе над развитием речи. Большое
внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстом. Здесь
использую методы работы над смысловым чтением. Для смыслового
понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку
информации, откликнуться на содержание. Особое внимание уделяется
работе по составлению плана текста. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся. Во 2 классе предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении. Затем дети учатся составлять план под руководством учителя.
Они должны определять количество частей, группировать предложения
вокруг главной мысли в каждой части текста. На последнем этапе дети
должны научиться самостоятельно составлять план к тексту. Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с
составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков
плана из текста.
При составлении плана необходимо руководствоваться следующими
требованиями:
Ø В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было
понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения.
Ø Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;
Ø Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной
форме.
Трудности при составлении плана детьми:
Ø В планах дети передают последовательность действий, совершаемых
персонажами, а не смысл этих действий;
Ø Языковая трудность, т.е. учащимся трудно найти те точные слова, которые бы передавали концентрированную мысль. Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова.
Другим распространенным приёмом обучения является методика
восстановления текста. При таком обучении школьникам даётся текст, разрезанный на части (чаще всего это бывают абзацы), из которых они должны составить рассказ. Подобные методики рассчитаны на то, что при их использовании будет действовать психологический механизм переноса. Действительно, чтобы все эти приёмы выступили в качестве тренировочных упражнений, ребёнок должен отобрать в тексте существенное, понять, как это существенное подводит к выделению главной мысли, и выделить эту главную мысль.
На такую «увиденную» структуру должно «наложиться» содержание текста.
С первого класса учащиеся активно участвуют в различных олимпиадах и
конкурсах на сайтах. Считаю, что эта работа помогает создавать ситуации
успеха, ликвидировать боязнь решения поставленных задач, формировать у
детей уверенность в своих способностях.
Для отработки заданий из второй части мы использовали дополнительную литературу и интернет-ресурсы. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету. Своих учеников мы активно приучаем работать с разными источниками информаций, в том числе и с интернет-ресурсами. Ребята решали массу тестов в режиме онлайн. Почему мы всё это делаем? Мы хотим, чтобы ученик мог объективно себя оценить и соотнести уровень своей подготовки с эталоном.
Чем хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.
Потренировать своих детей вы можете, используя интернет-сайты:
Ø на сайте ВПР Сайт http://vpr-ege.ru/ вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам 2017 года;
Ø на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования)https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен.
Ø неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;
Ø также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.
Ø на сайте РЕШУ ВПР https://rus4-vpr.sdamgia.ru/ ежемесячно составляются варианты для самопроверки. По окончании работы система проверяет ответы, показывает правильные решения и выставляет оценку по пятибалльной или стобалльной шкале.
Ø nsportal.ru, uchitelya.com содержат материалы в виде тестов, карточек, заданий и др. для подготовки к ВПР.
Ø Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
И ещё один важный аспект в подготовке к ВПР - работа над ошибками: не формальная, а содержательная работа, направленная на исследование ошибки, на поиски её причины. Результат возможен только тогда, когда ученик проанализирует, как действовал он, и сопоставит с тем, как надо было действовать (с определённым способом действия). То есть найдёт причину допущенной ошибки и попытается ответить на вопрос: как избежать ошибки. Организованная таким образом работа помогает младшему школьнику вспомнить нужное правило, необходимую последовательность действий (алгоритм); учит задумываться над причинами ошибок, что помогает избегать их в будущем. Эта работа выполняется дома, самостоятельно, взамен подчас бессмысленной традиционной домашней работе, когда ученик вынужден выполнять заданное учителем упражнение, точь-в-точь повторяющее те, с которыми он успешно справлялся на уроке, и не помогающее в продвижении в отличие от исследования собственных ошибок.
Работа по подготовке к Всероссийским проверочным работам ведётся постоянно, но надо стараться часто не употреблять эти магические буквы. Чтобы дети ни нервничали, не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы и знания. Ведь важно не просто натренировать или, как ещё принято выражаться, «натаскать» ученика на определённый тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы.
Это не олимпиадные задания, а проверка соответствия знаний школьников требованиям ФГОС. Мудрые учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно.
В конце выступления ещё раз хочу обратиться к учителям — мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.
Подводя итог, хочу сказать, что у ВПР есть свои плюсы и минусы. Для обучающихся начальной школы их результаты помогут определить, какие сильные стороны в дальнейшем надо развивать, и покажут, какие пробелы необходимо устранять. Анализ полученных результатов позволит скорректировать учебный процесс и нацелить учеников на ответственное отношение к учебе, как в начальной, так и основной школе, а не только в период проведения государственной итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.