Отчёт
по итогам I полугодия коррекционно-развивающей работы
за 2020 / 2021 учебный год учителя-дефектолога Щербак И.А.
Анализ результатов коррекционно-педагогической работы за I полугодие 2020-2021 учебный год даёт возможность сделать определённые выводы. В результате анализа данных, полученных в ходе психолого-педагогического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября текущего учебного года, показывает, что у детей в разной степени проявления, были выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, мыслительных процессов, снижение познавательной активности, недостаточной сформированностью мотивационной деятельности, функций самоконтроля, саморегуляции, нарушения интеллектуальной работоспособности. У 10 человек (Беляева Ф., Халилова Р., Шешерина С., Сенечак М., Рывкина М., Пастухова Р., Смирновой Н.,Газиева А., Шукурова Д., Мельник С.) отмечалось запаздывание формирования мышления, а именно, способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям. У 6 детей отмечались признаки психомоторной возбудимости, импульсивности (Беляева Ф., Халилова Р., Шешерина С., М., Пастухова Р., Смирновой Н., Рывкина М.)
В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению детей с данными психофизическими нарушениями.
Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, взвези, с чем и осуществлялся более тщательный отбор содержания коррекционного материала, использовались адекватные методы и приёмы обучения.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений при овладении учебным материалом у большинства детей отмечалась слабость аналитико-синтетической функции мышления, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, механическое воспроизведение последовательности числительных как в прямом, так и обратном порядке, слабые вычислительные навыки, трудности в запоминании зрительного образа цифр; недоразвитие зрительно-моторной координации, оптико-пространственных функций, мелкой моторики пальцев рук затрудняло овладение детьми письмом.
Все дети испытывали сложности в овладении пространственно-временными представлениями, зачастую не могли выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием и неадекватным употреблением «пространственных» обозначений.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи все дети испытывали трудности в выделении причинно-следственных отношений между предметами и явлениями. Эти и многие другие нарушения сочетались со снижением познавательной активности.
Вся коррекционная работа строилась с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и социализации детей, поэтому здоровьезберегающие технологии использовались на каждом занятии. Кроме того, коррекционная направленность занятий обеспечивалась максимальным использованием предметно-практической деятельности (технология проектов), что давала большие успехи в работе.
Также на протяжении всего первого полугодия проводились групповые занятия с учащимися 3-А и 3-Б классов.
Коррекционно-развивающая работа включала в себя следующие направления:
· развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
· формирование пространственно-временных отношений;
· формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи.
На данных занятиях применялась организация помощи ребенку со стороны других учащихся, работа в паре с «сильным» ребенком, совместное выполнение задания нескольким детьми. Используемые приемы помогали учащимся повысить успеваемость и достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для усвоения программы.
Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.
Положительные результаты коррекционной работы с данными детьми обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. С этой целью активно проводилась работа с родителями, основанная на распространении среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, приобщении их к коррекционно-педагогической работе.
Необходимым компонентом коррекционно-педагогической деятельности является обеспечение взаимосвязи в работе с учителями, воспитателями, специалистами – педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Анализ результатов диагностического обследования, проведённого в конце декабря, показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии высших психических функций у детей, наметилась тенденция к формированию целенаправленного поведения. Дети стали более успешно применять свои знания в собственной продуктивной и речевой деятельности. Постепенно учащиеся приобрели умения слушать, выполнять требования учителя, преодолевать нежелательные реакции, действовать в соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Внимание уделялось созданию необходимых условий развития, позволяющих в полной мере реализовать возможности и потенциал каждого ребёнка.
Также хочу подчеркнуть, что учитывая результаты проведенной диагностики, еще стоит необходимость пересмотра используемых методик и приёмов работы с детьми, а также усовершенствование или замена используемых упражнений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.