Отчет
о проведении исследования в действии по теме «Как инструменты критического мышления способствуют развитию навыков работы со связным текстом»
В течение нескольких лет я работаю по внедрению 7 Модулей Программы в преподавание предметов «Русский язык» и «Русская литература» в общеобразовательной школе, обучаю коллег посредством коучинга и менторинга.
Поскольку тема моего исследования в действии «Как инструменты КМ (критического мышления) способствуют развитию навыков работы со связным текстом», то на уроках я в большей мере применяю именно инструменты КМ. Но также и другие модули Программы обязательно имеют место быть на уроках русского языка и литературы.
В основном, мое исследование проводится с акцентом на 11 классы.
Для реализации целей исследования я сформулировала следующие задачи:
1.Внедрение коллаборативного подхода в обучение учащихся 11 класса.
2.Создание условий для успешного формирования навыков работы с текстом на уроках русского языка.
3.Вовлечение школьников в учебный процесс посредством критического мышления.
Так, текстовый материал, в котором выполнялись задания с использованием КМ, мне помог наглядно убедиться, что можно использовать некоторые из инструментов КМ только на определенных этапах урока: «Мозговой штурм»(при вводе нового материала, его закреплении), «Корзина идей»(при актуализации знаний учащихся, вводе нового материала), «Зигзаг»( для составления глубокого анализа текста), «Шесть шляп»(для формирования целостного восприятия текста с целью углубить знания о нем), «Мудрые совы» ( при обобщении знаний и формировании оценки на содержание текста).
Применяя модуль «Обучение критическому мышлению» я составляла задания, применяя стратегии КМ: «Инсерт», «Кластер», «Корзина идей» , «Мозговой штурм», «Толстые и тонкие вопросы», «Эссе», «Зигзаг», «Мудрые совы», «Шесть шляп».
Коллаборативная среда позволила достичь на уроке активного взаимодействия особенно при «Опросе рикошетом» и различного вида беседах, что подтверждает необходимость и важность такого модуля, как «НПвПиО», а именно «Диалогического обучения».
Работа в группах оценивалась самими учениками, что способствовало моему глубокому пониманию содержания модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» и активности учащихся 11 классов. Стратегии «Большой палец», «Работа с ключевым словом», «Закончи предложение», «Лестница успеха» вызывали у учащихся большой интерес к оцениванию самих себя, к непривычному для них участию в анализе собственных достижений.
Работа с применением модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» показала, что в работе с одаренными и талантливыми учащимися надо применять больше заданий творческого характера. Такой подход обеспечит максимального раскрытия их способностей, вовлечет в процесс познания других учащихся .
Также на своих уроках я наблюдала, насколько таксономия Блума помогала моим учащимся достичь желаемого результата в получении именно глубоких научных знаний на основе анализа, оценки, синтеза, что немаловажно для осуществления критического мышления.
Опираясь на свои наблюдения за учащимися 11 классов в процессе проведения исследования, я составила для себя выводы в виде диаграмм, таблиц, предложений:
Диаграмма вопросов по таксономии Блума, объясняющая динамику изменений в развитии КМ у учащихся
Суммативные и формативные оценки, полученные на уроках и показывающие положительные стороны модуля «ОО и ОдО»
№ п/п |
ученик |
Самооцениване |
Оценка учителя |
1. |
А |
5/5 |
5/5 |
2. |
Б |
4/5 |
5/5 |
3. |
В |
4/5 |
3/4 |
|
|
|
|
График-показатель знаний учащихся и таблица результатов обученности при использовании инструментов КМ .
Урок |
Ср.балл |
%усп. |
% кач. |
1 |
4,3 |
100 |
40 |
2 |
4,4 |
100 |
60 |
3 |
4,5 |
100 |
70 |
4 |
4,6 |
100 |
100 |
.
Проведенные мной уроки с использование инструментов 7 Модулей Программы позволили убедиться в том, что учащиеся учились коммуникативной компетенции, сформировали понятие речевой культуры, обогатили словарный запас, научились сотрудничать, ставить цели.
Я продолжаю работать по данной теме, реализуя возможности модулей Программы во всех классах, где веду свой предмет. На данный момент времени к уже сделанным мной выводам я добавила, что правильно подобранные инструменты критического мышления помогают лучше усваивать содержание темы, повышают качество знаний, способствуют развитию таланта, лидерских качеств, вовлекают учеников в активную познавательную деятельность.
Что касается проведенных мной коучингов за данный период, то названия их и результаты были следующие.
1. Роль учителя в процессе саморегуляции учащихся.
2. Развитие памяти учащихся в контексте возрастных особенностей.
3. Использование критического мышления в процессе обучения.
4. Какие действия учителя способствуют поддержке одаренных и талантливых учащихся.
5. ССП и КСП как начало совершенствования практики преподавания.
Проведенные коучинги позволили мне глубже разобраться в подходе к обучению.
Мои коучинги несколько изменили мое и коллег представление о том, каким должен быть урок, чтобы достичь ожидаемого результата. Во время таких занятий коллеги интересно преподносили свою точку зрения, соотносили тему с другими жизненными проблемами, отмечали в рефлексии названия инструментов, которые будут использовать на своих уроках и даже подсказывали мне темы моих будущих занятий.
Для себя я отметила, что большую роль в данном случае играет план проведения урока, его содержание и методы, используемые учителем. Чтобы запланированное на уроке получилось, я должна постараться подготовить его как своеобразное педагогическое произведение, определив в нем замысел, завязку, развитие действия.
Поработав коучем, тем более я поняла перспективу такой формы занятия. Ведь для чего мы учим учителей новым подходам в обучении? Для того, чтобы они умели находить общий язык с сегодняшними школьниками. Ученики все разные: кто-то талантлив, кому-то – только «золотая середина», а кто-то нуждается в серьезной нашей поддержке. Здесь мне и пригодятся те новые знания, которые помогут ответить на вопрос Программы: «Каким образом учителя подготовят учащихся к будущей жизни?» И ученики хотят видеть рядом с собой высокообразованного, прогрессивно мыслящего и, самое главное, - такого учителя, который поймет их проблемы, услышит «голос ученика».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.