Отчет о проведении исследования в действии по теме "Как инструменты критического мышления способствуют развитию навыков работы с текстом"
Оценка 4.8

Отчет о проведении исследования в действии по теме "Как инструменты критического мышления способствуют развитию навыков работы с текстом"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
преподавание
17.12.2020
Отчет о проведении исследования в действии по теме "Как инструменты критического мышления способствуют развитию навыков работы с текстом"
Данный отчет демонстрирует работу учителя русского языка и литературы по внедрению новых подходов в современное образование. В отчете называются такие инструменты критического мышления, которые позволили учителю наблюдать повышение качества знаний учащихся при работе со связными текстами. В том числе приводится анализ, измерение их эффективности использования.
Отчет о проведении исследования в действии.docx

Отчет

о проведении исследования в действии по теме «Как инструменты критического мышления способствуют развитию навыков работы со связным текстом»

 

      В течение нескольких лет  я работаю по внедрению 7 Модулей Программы в преподавание предметов «Русский язык» и «Русская литература» в общеобразовательной школе, обучаю коллег посредством коучинга и менторинга.

     Поскольку тема моего исследования в действии «Как инструменты КМ (критического мышления) способствуют развитию навыков работы со связным текстом», то на уроках я в большей мере применяю именно инструменты КМ. Но также и другие модули Программы обязательно имеют место быть на уроках русского языка и литературы.

     В основном, мое  исследование проводится с акцентом на 11 классы.

Для реализации целей исследования я сформулировала следующие задачи:

1.Внедрение коллаборативного подхода в обучение учащихся 11 класса.

2.Создание условий для успешного формирования навыков работы с текстом на уроках русского языка.

3.Вовлечение школьников в учебный процесс посредством критического мышления.

     Так,  текстовый материал, в котором выполнялись задания с использованием  КМ, мне помог наглядно убедиться, что можно использовать некоторые из инструментов КМ только на определенных этапах урока:  «Мозговой штурм»(при вводе нового материала, его закреплении), «Корзина идей»(при актуализации знаний учащихся,  вводе нового материала), «Зигзаг»( для составления глубокого анализа текста), «Шесть шляп»(для формирования целостного восприятия текста с целью углубить знания о нем), «Мудрые совы» ( при обобщении знаний и формировании оценки на содержание текста).

     Применяя модуль  «Обучение критическому мышлению»  я составляла задания, применяя  стратегии КМ: «Инсерт», «Кластер», «Корзина идей» , «Мозговой штурм», «Толстые и тонкие вопросы»,  «Эссе», «Зигзаг», «Мудрые совы», «Шесть  шляп».

     Коллаборативная среда позволила достичь на уроке активного взаимодействия особенно при «Опросе рикошетом» и различного вида беседах, что подтверждает необходимость и важность такого модуля, как «НПвПиО», а именно «Диалогического обучения».

     Работа в группах оценивалась самими учениками, что способствовало  моему глубокому пониманию содержания модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» и активности учащихся 11  классов. Стратегии «Большой палец», «Работа с ключевым словом», «Закончи предложение», «Лестница успеха»  вызывали у учащихся  большой интерес к оцениванию самих себя, к непривычному для них участию в анализе собственных достижений. 

     Работа с применением модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» показала, что в работе с одаренными и талантливыми учащимися  надо применять больше заданий творческого характера. Такой подход  обеспечит максимального раскрытия их способностей, вовлечет в процесс познания других учащихся .

     Также на своих уроках я наблюдала, насколько таксономия Блума помогала моим учащимся достичь желаемого результата в получении  именно  глубоких научных  знаний на основе анализа, оценки, синтеза, что немаловажно для осуществления критического мышления.

     Опираясь на свои наблюдения за учащимися 11 классов в процессе проведения исследования, я составила для себя выводы в виде диаграмм, таблиц, предложений:

Диаграмма вопросов по таксономии Блума, объясняющая динамику изменений в развитии КМ у учащихся

 

Суммативные и формативные оценки, полученные на  уроках и показывающие положительные стороны модуля «ОО и ОдО»

№ п/п

ученик

Самооцениване

Оценка учителя

1.

А

       5/5

    5/5

2.

Б

       4/5

    5/5

3.

В

       4/5

    3/4

 

 

 

 

 

 

 

 

График-показатель знаний учащихся и таблица результатов обученности при использовании инструментов КМ .

 

Урок

Ср.балл

%усп.

% кач.

1

4,3

100

40

2

4,4

100

60

3

4,5

100

70

4

4,6

100

100

.

     Проведенные мной уроки с использование инструментов 7 Модулей Программы позволили убедиться в том, что учащиеся учились  коммуникативной компетенции, сформировали понятие речевой культуры, обогатили словарный запас, научились сотрудничать, ставить цели.

       Я продолжаю работать по данной теме, реализуя возможности модулей Программы во всех классах, где веду свой предмет. На данный момент времени к уже сделанным мной выводам я добавила, что правильно подобранные инструменты критического мышления  помогают лучше усваивать содержание темы, повышают качество знаний, способствуют развитию таланта, лидерских качеств, вовлекают учеников  в активную познавательную деятельность.

     Что касается проведенных мной коучингов за данный период, то названия их и результаты были следующие.

1.     Роль учителя в процессе саморегуляции учащихся.

2.     Развитие памяти учащихся в контексте возрастных особенностей.

3.     Использование критического мышления в процессе обучения.

4.     Какие действия учителя способствуют поддержке одаренных и талантливых учащихся.

5.     ССП и КСП как начало совершенствования практики преподавания.

 

 Проведенные коучинги позволили мне глубже разобраться в подходе к обучению.

Мои коучинги несколько изменили мое и коллег представление о том, каким должен быть урок, чтобы достичь ожидаемого результата. Во время таких занятий коллеги интересно преподносили свою точку зрения, соотносили тему с другими жизненными проблемами, отмечали в рефлексии названия инструментов, которые будут использовать на своих уроках и даже подсказывали мне темы моих будущих занятий.

Для себя я отметила, что большую  роль в данном случае играет план  проведения урока, его содержание и методы, используемые учителем. Чтобы запланированное на уроке получилось,  я  должна постараться подготовить его   как своеобразное педагогическое произведение, определив в нем замысел, завязку, развитие действия.

      Поработав коучем, тем более я поняла перспективу такой формы занятия. Ведь для чего мы учим учителей новым подходам в обучении? Для того, чтобы они умели находить общий язык с сегодняшними школьниками. Ученики все разные: кто-то талантлив, кому-то – только «золотая середина», а кто-то нуждается в серьезной нашей поддержке. Здесь мне и пригодятся те новые знания, которые помогут ответить на вопрос Программы: «Каким образом учителя подготовят учащихся к будущей жизни?» И ученики хотят видеть рядом с собой высокообразованного,  прогрессивно мыслящего и, самое главное, - такого учителя, который поймет их проблемы, услышит «голос ученика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Отчет о проведении исследования в действии по теме «Как инструменты критического мышления способствуют развитию навыков работы со связным текстом»

Отчет о проведении исследования в действии по теме «Как инструменты критического мышления способствуют развитию навыков работы со связным текстом»

Стратегии «Большой палец» , «Работа с ключевым словом» , «Закончи предложение» , «Лестница успеха» вызывали у учащихся большой интерес к оцениванию самих себя, к непривычному…

Стратегии «Большой палец» , «Работа с ключевым словом» , «Закончи предложение» , «Лестница успеха» вызывали у учащихся большой интерес к оцениванию самих себя, к непривычному…

График-показатель знаний учащихся и таблица результатов обученности при использовании инструментов

График-показатель знаний учащихся и таблица результатов обученности при использовании инструментов

Для себя я отметила, что большую роль в данном случае играет план проведения урока, его содержание и методы, используемые учителем

Для себя я отметила, что большую роль в данном случае играет план проведения урока, его содержание и методы, используемые учителем

Отчет о проведении исследования в действии по теме "Как инструменты критического мышления способствуют развитию навыков работы с текстом"

Отчет о проведении исследования в действии по теме "Как инструменты критического мышления способствуют развитию навыков работы с текстом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2020