«Успех в учении – единственный источник внутренних сил,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В. А. Сухомлинский
Решение всех педагогическихпроблемзависит от качества общения, а не от чего-либо
другого.
Еще в университете я поняла, что мое
призвание быть учителем английского и французского языков. И могу с
уверенностью сказать, что именно англ.и фр. язык открыли во мне огромное
желание научить детей общаться на языке. В информационном обществе 21 века
главной ценностью становится самостоятельное приобретение знаний, полученных
благодаря беспрепятственному доступу к информации, наличию базовых умений и
компетенций грамотно с ней работать. И одной из ключевых компетенций учащихся
является коммуникативная компетенция, которая обеспечивает успешную
социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
Работая
учителем английского языка 12 лет, я на практике осуществляю свою ведущую
педагогическую идею: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать
свои способности. Создать комфортные условия для формирования ситуации
успешности каждого ученика».
Безусловно, дети раскрываются в общении, познают себя. В связи с этим ,технология
коммуникативного обучения иноязычной культуре позволяет погрузить учащегося
в языковую среду, снять психологический барьер и преодолеть страх говорения на
английском языке. Работая в параллели одновременно в классах с углубленным
изучением предмета и в классах, изучающих язык по обычной программе, я планирую
учебный материал с учетом особенностей класса, стараюсь придать каждому уроку
коммуникативную направленность, т.е. целенаправленный и мотивированный характер
речевой деятельности, создающей определенные взаимоотношения между
собеседниками, с обсуждением тех тем, которые соответствуют возрасту и
интересам учащихся, их уровню развития. При подготовке к урокам я подбираю
задания, которые были бы взаимосвязаны. Продумываю коммуникативные установки,
которые даю отдельным ученикам (учитывая индивидуальные особенности), группам
или всему классу.
Я стремлюсь, чтобы мои ученики овладевали языком в активном коммуникативном взаимодействии с учителем и другими учащимися. Поэтому, работая на уроке в 10 классе по теме «Семья», например, использую разнообразные активные развивающие методы и приемы: введение и отработка новой лексики к уроку, нахождение соответствий к словосочетаниям, подбор рифмы к словам, составление диалога по теме, аудирование, составление ассоциативного ряда «Семейные ценности» и рейтинг ценностных приоритетов, дискуссия. Причем, стараюсь учитывать профильность класса (математический), поэтому ребятам очень понравилось составление рейтинга ценностных приоритетов на координатной плоскости.
В ходе дискуссии учащиеся задают вопросы, высказывают свою точку зрения по проблемам современной семьи, аргументируют ее. Результатом обсуждений становится защита проектов по данной проблеме – видеосюжеты, составление генеалогического древа семьи, сочинения-эссе. Каждое действие (речевое и неречевое) имеет для учащихся глубокий личностный смысл, при этом практическая значимость приобретенных знаний, навыков и умений осознается как на перспективу, так и на каждый конкретный этап обучения. Десятиклассники демонстрируют хорошие коммуникативные способности и высокий уровень познавательной активности. На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить.
Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.
Выготский говорил «Мы понимаем, кто мы есть, когда общаемся с другими людьми». Как нельзя лучше это проявляется в диалогическом общении. Но, мы привыкли распределять социальные роли, а как интересно посмотреть межличностные роли, когда учащиеся пытаются вжиться в реальную ситуация жизненную. При этом я не даю установку «представьте», я так и говорю « Ты- врач, который очень устал от своей профессии». Ребятам очень нравится проигрывать такие межличностные роли.
(видео с диалогом).
В связи с переходом к новым образовательным стандартам я стараюсь выбирать такие технологии обучения, при которых обучающиеся могут проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность. Самым важным для меня является поддержание интереса и мотивации учащихся, проявление эмоциональности и раскованности, моментов творчества и рефлексии при создании естественной ситуации общения. Таким образом, интерактивные формы и методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. В своей педагогической деятельности я использую технологию интерактивного обучения: работу в динамических группах (общение в парах), работу в малых группах, ролевую игру, дискуссию и др. На своих уроках я стараюсь создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся при обучении в сотрудничестве «Учимся вместе». Учитель и ученик являются равноправными субъектами взаимодействия. Для меня является очень важным создание условий, в которых учащиеся сами открывают, осуществляют поиск, приобретают знания, разрабатывают свое направление. Таким образом, использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает меня к постоянному творчеству, совершенствованию, профессиональному и личностному росту, развитию.
(видео…
В этой связи я внедряю в свою практику комбинированные уроки. Это уроки, на которых осуществляется коммуникация на двух иностранных языках (английский и французский). Именно на таких уроках снимается эмоциональное напряжение, создается ситуация успеха для каждого ученика. Однако двуязычных уроков мне показалось мало, и я решила попробовать применить на уроке и знания третьего языка. В классах гуманитарного профиля, где учащиеся делятся на подгруппы с немецким и французским языками, а объединяет их всех английский язык, мы провели ряд уроков на трех языках: английский, немецкий и французский, например, «Приглашение к путешествию в мир сказок». На данном уроке происходило некое взаимопроникновение всех трех языков, учащиеся переводили предложения с английского языка на французский и немецкий. Ярким проявлением социокультурного аспекта явилось составление коллажа сказок(французы составляли немецкую сказку, а немцы-французскую).
(видео… Ася, переводчики
Русский физиолог А. А. Ухтомский говорил о необходимости воспитывать человека – искателя истины, носителя «проб, проектов, попыток, ожиданий, более или менее далеко уходящих в пространство времени». На мой взгляд, основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании способности и готовности осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Диалог культур, как результат социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, помогая учащимся лучше осознать культуру своей собственной страны и развивая умение представить ее средствами иностранного языка. Реализация принципа диалога культур на занятиях способствует формированию у учащихся таких необходимых для межкультурного общения качеств как культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность; готовность к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде; речевой и социокультурный такт и вежливость.
(видео…зайчик…
Уроки пронизывает не идея обобщения, а идея общения. Они становятся методом исследования личности, т.к. именно на уроках диалога культур происходит развитие «внутреннего» диалога.
Я использую такие распространенные формы социального взаимодействия, как организация международных встреч, круглых столов для обсуждения каких-либо важных проблем, имеющих общечеловеческую ценность. Например, на уроке по теме «Проблема экологии» в 8-м классе весь комплекс заданий нацелен на получение учащимися опыта познавательной коммуникативной деятельности. Перед учащимися ставится проблема защиты окружающей среды. Восьмиклассники, работая в группах с текстом «Климат», обдумывают различные пути ее решения. Просмотр видеофильма и прослушивание песни – информации по охране окружающей среды в Британии - наталкивает их на обсуждение проблем, стоящих перед человечеством.
Овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке предполагает приобщение школьников к культуре народа – носителя данного языка. С этой целью я широко использую аутентичные материалы (рисунки, тексты, звукозаписи, видеофильмы и т.д.).
На уроке в 8 классе по теме «Киноискусство Франции» учащиеся готовят презентации о своих любимых французских актерах, приводят краткие сведения о жизни и творчестве, демонстрируют фрагменты фильмов с их участием. А также учащимся очень нравится озвучивать мультфильмы и фильмы.
Моделирование ситуаций диалога культур на уроках иностранного языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни и стили жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаи и каноны культуры в этих языковых сообществах. Так, в 10 классе учащимся предлагается обсудить проблему молодежи в России, Англии и США, музыкальные стили и направления, тем самым расширяя представления учащихся о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка. При изучении темы «Молодежные субкультуры» в 11 классе учащиеся сравнивают молодежные субкультуры России, Великобритании, Америки, выражают свою точку зрения на вопрос: «Почему молодые люди присоединяются к субкультурам?» Реализация принципа диалога культур способствует формированию у обучаемых в условиях иноязычного общения таких качеств, как культурная непредвзятость, социокультурная наблюдательность, готовность к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде. Ученик на данном уроке выступает в роли исследователя, а учитель в роли собеседника.
Конечной целью социокультурной компетенции является умение общаться с носителями языка. Для меня является очень важным общение на уровне смысла. Примером этому служит встреча –круглый стол фр.делегации (видео Полины, скачать,,). Уже третий год подряд мы принимаем активное участие в конкурсе художественного перевода текста англ. или американс. авторов. , проводимой всероссийской государственной библиотекой им. М.И.Рудомино. (фото показать…)
На уроках я использую методы
позитивной психологической поддержки ученика, учитываю индивидуальные
особенности учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными
возможностями. Каким же должен быть урок с позиций здоровьесбережения?
Для повышения здоровья учащихся огромное
значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей
необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать
время для каждого задания, чередовать виды работ. Смена видов работ может быть следующая: самостоятельная
работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно
и письменно). Творческие задания, "мозговой штурм” – необходимые
элементы на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций,
памяти и одновременно отдыху учеников. Я активно использую на своих уроках
физкультминутки (и на мой взгляд, они должны сочетаться с темой урока), так как
двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению
мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалом. Отличительной
особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная
жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. Одной из форм
релаксации является, конечно, игра, а также использование песен.
Вся моя педагогическая деятельность ориентирована на личность каждого учащегося в отдельности. При использовании технологии разноуровневого обучения у меня появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Для каждого учащегося подбираются задания определенного типа, причем я всегда делаю карточки разных цветов и озвучиваю, какое задание не очень сложно, какое посложнее. Предоставляю право выбора учащемуся.
(например, в 7 классе на уроке по теме «Экология» группа учащихся выполняла задание на соотнесение предложений с картинками; другие учащиеся вставляли в предложения пропущенный глаголы в соответствующем времени, а третья группа ребят составляла рассказ по картинкам.
Несомненно, один из эффективных способов обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс, является проектная технология. Учащийся самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя по кирпичикам новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
(дать примеры упражнений).
И, конечно, данный метод обучения невозможен без использования информационных и мультимедийных технологий. Я стала вводить в практику видеоуроки , причем ведут эти уроки сами дети.
(показ видео Воронцова Д.)
Помимо этого, ввожу в уроки интернет технологии, а именно на уроке в 9 классе по теме «Дружба-это ценное сокровище» вышли с детьми социальные сети «Контакт» и в режиме он лайн учащиеся вели диалог с ученицей на англ.и фр. языках , заводя таким образом дружеские отношения. Особенно мне нравятся конструктивные проекты, направленные на создание конечного продукта. Так, ребята 8 класса предложили проект реконструкции поселка «Ферма» в рамках экологической акции.
Проекты могут быть разными.Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Практика показывает, что применение метода проектов на уроках позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний
Мои учащиеся стараются углубиться в изучаемый материал, реализуя весь свой творческий потенциал. А это находит свое выражение в научно-практических конференциях, где учащиеся защищают свои проекты. Все проекты являют собой результат исследовательской работы, совмещая в себе и социокультурный аспект, так как в основе всех проектов лежит сопоставительный анализ.
Проявить и коммуникативную компетенцию, и социокультурную ребята могут во внеклассных мероприятиях. Все учащиеся с удовольствием принимают участие. Вот где в полной мере раскрываются таланты драматических актеров, чтецов, танцоров, музыкантов, художников…
(фото и видео….)
Борис Лапикус утверждал « Тот или иной автоматизм достаточно свободно функционирует лишь в тех условиях, в которых он был сформирован». Речь здесь идет о формировании навыков , способных перенести в речевую деятельность. Поэтому, очень приятно, что мои учащиеся являются призерами и победителями районного конкурса чтецов на англ.и фр. языках; являются победителями и призерами районных олимпиад по двум языкам. Например, Вилкова Мария стала призером региональной олимпиады по французскому языку в 2014 году.; а Ельчанинова Анастасия стала призером Евразийской олимпиады, Олимпиады «Покори Воробьевы горы». Двое учащихся прошлого года принимали участие в международной олимпиаде «Талантливая молодежь» при посольстве Чехии.
Не совершенствуя самого себя – я не мыслю совершенствование своих учеников.
Являясь членом ассоциации учителей французского языка Москвы и московской области , я принимаю активное участие в региональных семинарах , даю уроки на других детях, а также представляю результаты своих учащихся.
Так, мною проведены открытые уроки :
1. «Экология нуждается в друге», 7 класс- 2014 г (г. Жуковский)
2. «Давайте устроим праздник», 8 класс – 2015 г. (г.Ивантеевка)
3. «Погружение в мир живописи», 9 класс- 2015 г. (г.Ивантеевка)
4. «Что нам открывает книга.?», 9 класс – 2016 г. (г.Ивантеевка)
5. «Дружба-наивысшая ценность», 9 класс – 2016 г.(г.Королев)
Не обходим стороной и дистанционные олимпиады , где мои учащиеся также становятся победителями и призерами.
Практическим результатом своей работы я считаю хорошие результаты сдачи ЕГЭ по иностранному языку.
Учащиеся успешно справляются с программой и демонстрируют стабильные результаты в ходе проведения переводных и выпускных аттестаций, а также успешно сдают вступительные экзамены в гуманитарные ВУЗы.
В своей дальнейшей работе я буду стремиться активизировать учебный процесс на развитие творческой, научно-исследовательской деятельности учащихся с целью углубления их знаний об англо-говорящих странах, реализации целей обучения иностранным языкам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.