Отчет по самообразованию: "Профориентационная работа с подростками"

  • docx
  • 04.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профориентационная работа с подростками.docx

Профориентационная работа с подростками

 

Профориентация – это система мероприятий,

цель которых помочь молодому человеку

осознанно выбрать будущую профессию

 и ответить на вопрос КЕМ БЫТЬ?

 

Для овладения определенной профессией учащимися с нарушениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Работая с детьми, имеющим недостатки интеллекта,  следует стимулировать интерес к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

Этим вопросами занимались такие исследователи как: Турчинская К.М., Виноградова М.Д., Чистякова С.Н., Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н.

Существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы. Таким образом мной составлена программа профессионального определения «Дорога в жизнь», которая  является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы.

Отличительной особенностью программы  является то, что в её реализации задействован ряд специалистов школы-интерната  - учителя-предметники, учителя трудового обучения,  воспитатели,  классные руководители, психолог, социальный педагог, библиотекарь. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

Цель:

Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через  комплексное оказание  содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

Задачи:

·        Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся;

·        Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия  на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;

·        Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;

·        Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;

·        Формирование у воспитанников  способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;  

·        Выбор проф. училища, оказание помощи в трудоустройстве;

·        Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.

 

Для достижения поставленной цели изучила теоретический материал:

1)    Методическое пособие «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью» Е.М. Старобина

2)    Особенностей склонностей и профессиональной направленности умственно отсталых школьников.

3)    Современное состояние системы профориентации во вспомогательной школе.

4)    «Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования» Полковников В.В.

5)    Опыт работы по профориентационному самоопределению учащихся 10-го класса вспомогательной школы №45 г. Луганска.

  Программа  профессионального определения «Дорога в жизнь»  рассчитана на два учебных года:

·        «В мире профессий»   - 2009-2010 учебный год

·        «Кем быть?»                 - 2010-2011 учебный год

 

Реализация мероприятий предусмотренных программой позволило:

 

·        создать систему профориентационной  работы в коррекционном учреждении VIII вида;

·        повысить компетентность учащихся о мире профессий, через активизацию их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;

·        скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии;

·        увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.

 

Мероприятия, направленные на реализацию программы «Дорога в жизнь»

Содержание работы

Ответственный

2009-2010 учебный   год  «В мире профессий»

·         Устный журнал: «В мире профессий»

Швея

Столяр-плотник

Строительные профессии

Народные промыслы

Водитель

«Наш повар-кондитер в почёте всегда,

Он вкусно готовит, он мастер стола» 

Учитель

Плотник

«Наш водитель неплохой -

Наш водитель - золотой

Пекарь

Строитель

«Парикмахер всем нам нужен -

это мастер красоты» -

«Не очень плохо уметь торговать,

продавец вас научит товар выбирать»

Животновод

«Он мастер от бога – умелый портной,

раскрой и пошив - вот конёк золотой»

Почтальон;

Фармацевт;

Дворник, сторож.

·      Информационный стенд: «В мире профессий»

·         Праздники и массовые мероприятия

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

«Труд - всему голова»

«Наша группа и Я – умелая семья»

 ОПТ

  Декадники труда

Трудовой десант

·         Выставки детских работ

«Всё умеют наши ручки» (поделки из бросового материала);

«Профессии наших родителей» (рисунков);

«Народные промыслы нашего края» (поделки);

Проектный рисунок «Моя будущая профессия»

 

 

К. А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010-2011 учебный   год  «Кем быть?»

  • Беседы:

«Пожарный опасная профессия»

«Продавец промышленных товаров.

«Кондитер всем на диво»

«Парикмахер – мастер причесок»

«Курьер»

«Фотограф»

«Штукатур-маляр – творческая профессия?»

«Швея мотористка»

  • Встречи с замечательными людьми:

«Легко ли быть продавцом»

«Кондитером рождаются?»

«Стрижка красит человека» - мастер-класс

  • Экскурсии:

В пожарную часть пгт Прогресс

Швейная фабрика г. Райчихинска

В супермаркет «Любимый»

Хлебозавод пгт Прогресс

Служба занятости г. Райчихинска

ПТУ

  • Консультации

О проблеме выбора профессии учащимися

Содействие профессиональному определению учащихся

Формирование устойчивой ориентации на рабочие профессии

К. А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш. С.И. социальный педагог

 

На методическом объединении воспитателей прочитала доклад «Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий»