Профориентационная работа с подростками
Профориентация – это система мероприятий,
цель которых помочь молодому человеку
осознанно выбрать будущую профессию
и ответить на вопрос КЕМ БЫТЬ?
Для овладения определенной профессией учащимися с нарушениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Работая с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.
Этим вопросами занимались такие исследователи как: Турчинская К.М., Виноградова М.Д., Чистякова С.Н., Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н.
Существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы. Таким образом мной составлена программа профессионального определения «Дорога в жизнь», которая является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы.
Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов школы-интерната - учителя-предметники, учителя трудового обучения, воспитатели, классные руководители, психолог, социальный педагог, библиотекарь. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
Цель:
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
Задачи:
· Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся;
· Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
· Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
· Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
· Формирование у воспитанников способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
· Выбор проф. училища, оказание помощи в трудоустройстве;
· Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.
Для достижения поставленной цели изучила теоретический материал:
1) Методическое пособие «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью» Е.М. Старобина
2) Особенностей склонностей и профессиональной направленности умственно отсталых школьников.
3) Современное состояние системы профориентации во вспомогательной школе.
4) «Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования» Полковников В.В.
5) Опыт работы по профориентационному самоопределению учащихся 10-го класса вспомогательной школы №45 г. Луганска.
Программа профессионального определения «Дорога в жизнь» рассчитана на два учебных года:
· «В мире профессий» - 2009-2010 учебный год
· «Кем быть?» - 2010-2011 учебный год
Реализация мероприятий предусмотренных программой позволило:
· создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида;
· повысить компетентность учащихся о мире профессий, через активизацию их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;
· скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии;
· увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.
Мероприятия, направленные на реализацию программы «Дорога в жизнь»
Содержание работы |
Ответственный |
2009-2010 учебный год «В мире профессий» |
|
· Устный журнал: «В мире профессий» Швея Столяр-плотник Строительные профессии Народные промыслы Водитель «Наш повар-кондитер в почёте всегда, Он вкусно готовит, он мастер стола» Учитель Плотник «Наш водитель неплохой - Наш водитель - золотой Пекарь Строитель «Парикмахер всем нам нужен - это мастер красоты» - «Не очень плохо уметь торговать, продавец вас научит товар выбирать» Животновод «Он мастер от бога – умелый портной, раскрой и пошив - вот конёк золотой» Почтальон; Фармацевт; Дворник, сторож. · Информационный стенд: «В мире профессий» · Праздники и массовые мероприятия «Все работы хороши – выбирай на вкус» «Труд - всему голова» «Наша группа и Я – умелая семья» ОПТ Декадники труда Трудовой десант · Выставки детских работ «Всё умеют наши ручки» (поделки из бросового материала); «Профессии наших родителей» (рисунков); «Народные промыслы нашего края» (поделки); Проектный рисунок «Моя будущая профессия» |
К. А.В.
|
2010-2011 учебный год «Кем быть?»
«Пожарный опасная профессия» «Продавец промышленных товаров. «Кондитер всем на диво» «Парикмахер – мастер причесок» «Курьер» «Фотограф» «Штукатур-маляр – творческая профессия?» «Швея мотористка»
«Легко ли быть продавцом» «Кондитером рождаются?» «Стрижка красит человека» - мастер-класс
В пожарную часть пгт Прогресс Швейная фабрика г. Райчихинска В супермаркет «Любимый» Хлебозавод пгт Прогресс Служба занятости г. Райчихинска ПТУ
О проблеме выбора профессии учащимися Содействие профессиональному определению учащихся Формирование устойчивой ориентации на рабочие профессии |
К. А.В.
Ш. С.И. социальный педагог |
На методическом объединении воспитателей прочитала доклад «Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.