Отчет по самообразованию "Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма на уроках русского языка как основа успешной социальной адаптации обучающихся начальных классов"

  • docx
  • 27.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

« СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ( КОРРЕКЦИОННАЯ)

 ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

 

 

 

 

Отчёт по самообразованию

«Выработка  орфографической зоркости

 и навыков грамотного письма на уроках русского языка как основа успешной социальной адаптации обучающихся начальных классов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Гайворонская М.М.

 

2025г

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Н.С. Рождественский

 

     Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.

В начальных классах три линии овладения правописанием:

1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;

2) обучение правописанию на основе запоминания;

3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.

     Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она не легко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны, как знание грамматики, богатство словаря, речь – во внимание не принимаются. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя. Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:

- углубление познавательных интересов;

- чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

- использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

- повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе4

- положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

- введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

- организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

       Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

     По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70 -90%, где индивидуальные различия очень велики.

     Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Многие учёные утверждают, что оценка не должна снижаться, если ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и исправил их.

     Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка, и всех учителей волнуют вопросы: «Как научить учеников грамотно и безошибочно писать? Как развивать орфографическую зоркость?» Как добиться грамотного письма у детей? В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

     При формировании орфографической зоркости необходимо учитывать следующие факторы:

1. Зрительный фактор.

 2. Слуховой фактор.

 3.Рукодвигательный фактор.

 4.Проговаривание.

     Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.

     Условия формирования орфографической зоркости:

1.Умение обнаруживать орфограммы.

2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки).

3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.

4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).

5.Умение осуществлять самопроверку.

     Практические приёмы, развивающие орфографическую зоркость:

 

1.Списывание

     Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

- Внимательно прочитай предложение.

- Повтори его, не заглядывая в текст.

- Подчеркни в предложении все орфограммы.

-Прочитай предложение орфографически.

- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

-Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчёркивая орфограммы.

- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

     Особое внимание уделяется выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1) Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

2) Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

3) Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

4) Спиши слова определённой части речи.

5) Выпиши словосочетания.

     2. Комментированное письмо

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Комментированное письмо развивает мышление, внимание, память, речь учащихся. Дети учатся говорить чётко, лаконично, обоснованно.  Так постепенно вырабатывается орфографическая зоркость.

     3.Письмо с проговариванием

Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся.

     4.Письмо с пропуском орфограмм.

     5.Письмо по памяти.

Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст  в несколько строк, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на ещё не изученные правила. После записи проводится проверка: дети сравнивают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.

     Письмо по памяти  проводится  по следующей схеме:

1) Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2) Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3) Упражнение в запоминании.

4) Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5) Запись.

6) Проверка.

     6. Диктанты:

- Предупредительный диктант

- Объяснительный диктант

- Выборочный диктант

- Свободный диктант

- Самодиктант

- Словарный диктат

- Зрительно-слуховой диктант

Цель  зрительно-слухового диктанта – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память.

- Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

- «Проверяю себя»

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают « видеть» свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться.

     7.Интересным заданием являются и какографические упражнения.

Какографические упражнения предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

     8 Скоростное письмо

 Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1) Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2) Самостоятельное чтение хором.

3) Объяснение орфограмм (коллективно).

4) Считают количество предложений в тексте.

5) Чтение по предложениям.

6) Орфографическое чтение.

7) По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8) Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9) Проверка написанного.

     9 Графическое выделение орфограмм

Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.

      10.Работа над ошибками

Слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

     11. «Волшебные карточки».

Это комплекты карточек по 10 слов с разными видами орфограмм.

Дети выполняют задания, подчёркивая в словах изученные орфограммы. Заучивают слова. Затем  проводится самопроверка или взаимопроверка (по карточке) с выставлением оценки на полях тетради, сколько слов запомнил каждый ученик. Эти комплекты карточек помогают мне решать не только орфографические задачи. С их помощью дети упражняются в правильном произношении слов, постановке ударения, фонетическом и морфологическом разборе, составлении словосочетаний и предложений,  в подборе однокоренных слов, антонимов и синонимов.

     Так как игра является ведущим видом деятельности младшего школьника, для поддержания интереса и повышения активности детей во время игровых моментов на уроках стараюсь использовать разнообразный дидактический материал (сигнальные карточки, разноцветный веер, кодограммы, перфокарты и др.) и формы обучения (индивидуальная, парная, групповая). Это развивает орфографическую зоркость учащихся. Во время парной работы осуществляется взаимопроверка. Такие эффективные средства  позволяют включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении.

     Большую помощь оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты.  Всё  это позволяет добиться успехов в работе.

     Успех всей работы зависит от чёткого планирования всей работы, подборе тренировочных  упражнений, систематической работы с учениками, постоянного контроля усвоения пройденных орфограмм. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.