Федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 269
Федеральной службы исполнения наказаний
Отчет по теме самообразования:
«Роль мастера производственного обучения
в формировании личности обучающихся»
Выполнил:
Тихонов Николай Михайлович
мастер производственного обучения
ФКП образовательного учреждения № 269
г. Белово
2019 г.
-1-
Содержание:
Введение…………………………………………………………………..……….2
1. Особенности работы мастера……………..……………………………..……3
2. Воспитательная работа мастера………………………………………….…. 4
3. Авторитет мастера………………………………………………………….... 7
Заключение………………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………………10
-2-
Введение.
В системе среднего профессионального образования в Исправительных колониях (как и в «вольных» образовательных учреждениях) одна из центральных фигур – мастер производственного обучения. Он формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения. Теоретическую подготовку обучающимся обеспечивают преподаватели образовательного учреждения, а производственную – мастера. Производственное обучение ведется в два этапа: обучение в мастерских образовательного учреждения и производственная практика на предприятии. Мастер организует практику, помогает каждому обучающемуся войти в рабочий коллектив, научиться работать самостоятельно, успешно справляться с производственным заданием.
-3-
1. Особенности работы мастера.
Работа мастера и техническая, и педагогическая. В соответствии с этим мастер
должен обладать определенными способностями.
Как педагогу ему необходимо призвание, а также наличие конструктивных,
организаторских и коммуникативных способностей. Конструктивно-педагогические
способности мастера – это те качества, которые позволяют ему отбирать,
сохранять и обрабатывать информацию так, чтобы она становилась удобной для
усвоения обучающимися, а также предвидеть результаты педагогических
воздействий.
Хороший педагог в любой момент своего объяснения должен иметь представление о ходе мыслей слушателей. Очень важное качество мастера – умение понимать степень усвоения нового материала учащимися. Работа учащихся на практических занятиях может рассказать мастеру, что понято обучающимся, что упущено. Мастер должен помнить, что перед ним не только взрослые, но и совсем молодые люди, еще не знакомые с тем, чему он их учит, и, может быть, впервые в жизни выполняющие требуемые от них действия. К тому же у них иная психология, чем у взрослых людей, и к ним надо применять иные мерки.
Психические процессы и свойства в деятельности мастера занимают значительное место. К его памяти, вниманию, наблюдательности, мышлению, речи и некоторым свойствам характера (терпению, выдержке, снисходительности, сопереживанию) предъявляются высокие требования. У мастера занимается группа в 25 человек, и он должен видеть всё, что происходит вокруг него, чем занят каждый обучающийся. Это трудная задача – умело управлять своим вниманием. В одних случаях необходимо концентрировать внимание на каком-либо отдельном предмете, в других – распределять между многими и порой разными предметами. Например, видно, что обучающийся делает что-то не так, испытывает какие-то затруднения, поэтому у мастера есть необходимость понять, в чем причина его ошибки, дать необходимые пояснения, показать правильный прием работы. Но ведь для того, чтобы понять, почему ошибается данный обучающийся, следует сосредоточить свое внимание именно на нём. Но, беседуя с одним обучающимся, необходимо держать в поле зрения и других, хотя бы краем глаза видеть, что делается и на их рабочих местах. При этом чем лучше мастер владеет технической стороной своей профессии, тем легче удается ему распределять внимание.
-4-
2. Воспитательная работа мастера
Для того чтобы привить обучающимся любовь к профессии, чтобы вновь созданная учебная группа стала коллективом и этот коллектив в короткий срок стал работоспособным, требуется огромная организаторская и воспитательная работа мастера.
Успешно
работать мастером производственного обучения может только тот, кто хорошо знает
свою основную профессию, кто любит заниматься с обучающимися и чувствует
ответственность за их судьбы, кто внимателен и заботлив, требователен, но справедлив,
достаточно образован, знаком с педагогикой и психологией и постоянно повышает
свой деловой и профессиональный уровень. Не последнюю роль играет способность
мастера критически оценивать свои собственные успехи и неудачи в работе.
Личность мастера – гражданина, организатора, учителя, воспитателя, его культура
и образованность, профессиональное мастерство непременно проявятся как в его
работе, так и в поступках и в делах его обучающихся. Огромную радость и
гордость испытывает он, когда узнает, что по окончании отбывания наказания его бывшие
обучающиеся успешно работают на производстве или в учреждениях, активно
проявляют свою новую жизненную позицию.
Труд мастера производственного обучения приносит глубокое удовлетворение тем,
кто испытывает к нему призвание и может сказать о себе: «Нет большей радости,
чем передавать свои знания и навыки молодежи». Каждый должен найти свое
призвание.
К мастеру производственного обучения как к воспитателю квалифицированных
рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования. Он должен быть
примером для обучающихся в поведении на работе и в быту, в соблюдении
дисциплины, в отношении к делу и общественной собственности, проявлять
педагогический такт в обращении с обучающимися, быть требовательным и
справедливым, с уважением относиться к личности обучающегося, уметь выявлять и
развивать его положительные качества, принимать меры по сохранению контингента.
Усвоение
обучающимися знаний, формирование у них умений, навыков, привычек, волевых
качеств в решающей мере зависит от преподавателей и мастеров производственного
обучения образовательного учреждения. Они являются силой, одухотворяющей
учебно-воспитательный процесс. «Только личность, – писал К.Д.Ушинский, – может
действовать на развитие и определение личности, только характером можно
образовать характер».
-5- Влияние на обучающегося
личного примера мастера рассматривается в
педагогике как метод воспитания. Воспитатель воздействует на обучающихся всем своим поведением, образом жизни, всем своим обликом. Влияние мастера на формирование личности обучающихся основано на стремлении последних подражать старшим, более опытным и знающим товарищам. Мастер, пользующийся авторитетом у обучающихся, становится примером для них.
К
сожалению, подражают не только хорошим, но и дурным примерам. Помня это, мы,
мастера, всем своим поведением должны раскрыть лучшие идейно-нравственные,
трудовые, профессиональные черты человека.
Высокие личные качества мастера, его педагогическое искусство способствуют
успеху обучения и воспитания молодых рабочих. Чем выше личные качества мастера,
тем, как правило, лучше результаты учебно-воспитательной работы. Мастер как бы
воспроизводит свои качества в обучающихся. Он может гордиться, если обучающиеся
впоследствии превзойдут его.
Однако как бы ни было велико и благотворно влияние мастера на обучающихся, он в
одиночку, без слаженной работы всего педагогического коллектива образовательного
учреждения не в состоянии решить все задачи по воспитанию рабочей смены. В
воспитании важны преемственность и единство действий всех воспитателей.
При
слаженной творческой работе педагогического коллектива влияние положительных
качеств мастера, классного руководителя и преподавателей усиливается и
оказывает неизменно большее воздействие на обучающихся.
Мастер в своей работе опирается на помощь коллектива, решает многочисленные
вопросы с классным руководителем, старшим мастером, заместителем директора по
учебно-воспитательной работе и другими представителями администрации.
Когда на первых же занятиях мастер ясно и точно раскроет содержание профессии,
расскажет о её привлекательных сторонах и трудностях овладения, подчеркнет свою
удовлетворенность ею, он сделает важное дело: заронит в сознание обучающихся
зерна классового самосознания, положит начало развитию чувства гордости своей
профессией.
Профессиональные качества мастера оказывают сильное влияние на обучающихся,
умеющих ценить профессиональное мастерство. Чтобы быть в курсе всего нового в
профессии и не утратить свои профессиональные навыки и умения, мастера
периодически стажируются на предприятиях, изучают литературу по профессии.
Оказывает
большое положительное влияние на обучающихся участие мастера в
изобретательстве, умение быстро решать технические и .
.-6-
. технологические вопросы. Обучающиеся гордятся таким наставником и во м ногом
стараются ему подражать. Авторитет у обучающихся не может быть завоеван
мастером, если его слова расходятся с делом, если он плохо объясняет и не умеет
демонстрировать приёмы работы, мало знает и не желает заниматься
самообразованием, если обладает низкой культурой труда и поведения, грубит обучающимся
и т.п.
Некоторые мастера допускают нередко ошибки при установлении взаимоотношений с обучающимися,
что отрицательно сказывается на их авторитете.
Первая ошибка – панибратство. В этом случае становится невозможным
предъявление требований к обучающимся, неизбежно попустительство, снижение
эффективности учебно-воспитательного процесса.
Вторая ошибка – высокомерие, когда некоторые мастера держатся с обучающимися
подчеркнуто официально; всем своим поведением показывают, что между ними
огромная разница.
Третья ошибка – стремление завоевать любовь обучающихся всеми способами, в том числе различного рода поблажками, укрывательством от администрации нарушений порядка. Это портит обучающихся, вырабатывает у них безответственное отношение к своим поступкам.
Четвертая
ошибка – игнорирование индивидуальных особенностей обучающихся.
Некоторые мастера считают всех обучающихся очень сходными между собою. Не
желающие видеть в каждом обучающемся индивидуальность, учитывать особенности
своих обучающихся приводит часто к педагогическим промахам, резко снижающим
авторитет мастера, его личное влияние.
В деятельности опытных мастеров производственного обучения отчетливо
проявляется принцип, сформулированный А.С. Макаренко: как можно больше уважения
к человеку, как можно выше требовательность к нему.
Уважение и требовательность в обществе органически связаны между собою. Мы
проявляем высокую требовательность к людям, чтобы они стали нравственно лучше,
воспитаннее, образованнее.
Мы, мастера, призваны убедительно, в доходчивой форме, объяснить обучающимся, зачем нужны знания, и на деле показать их значение для овладения избранной профессией. Полезно вовлекать обучающихся, особенно «трудных», в различные кружки и мероприятия. Главное, дать им понять, что они могут хорошо работать, сделать все возможное для того, чтобы они поверили в свои силы. Хорошо организованная мастером трудовая деятельность обучающихся помогает им стать людьми профессионально подготовленными, имеющими правильный взгляд на труд, полезными гражданами своей Родины.
-7-
3. Авторитет мастера
В
становлении молодых специалистов, ликвидации перекосов в воспитании «трудных»
подростков мастер наряду с классным руководителем является ведущей фигурой.
Ведь на него внимательно смотрят десятки пар глаз, учащиеся оценивают его
отношение к ним, его поведение на занятии и вне его, делают выводы, которые
выражаются в отношении к мастеру, в их поведении, в мере подражания. Всё
подвергается ими оценке: от костюма и манеры держаться до нравственных качеств.
Вот некоторые примеры отрицательного влияния: курение мастера при обучающихся в
неположенном месте, сквернословие, использование сотовых телефонов на уроках,
небрежность мастера в одежде, во внешнем облике.
Проявление личного отношения мастера к обучающимся зависит в значительной мере
от его характера. Отношение может быть объективным и субъективным.
Объективное отношение характеризуется отсутствием у мастера «любимчиков» и
«изгоев». Ко всем он предъявляет равные требования, всем помогает в той мере, в
какой это необходимо для успешного развития навыков и умений, отличается
справедливостью при разборе разного рода конфликтов, положения дел в группе,
при подведении итогов работы, определении претендентов на поощрения и награды,
при наказании. Мастер принимает во внимание суждение актива и группы в целом,
отстаивает своё мнение разумными доводами, а не на основании права старшего.
Субъективный тип отношений проявляется в личных симпатиях и антипатиях. У
мастера могут быть и бывают обучающиеся «любимые» и «отверженные», отсюда и
разное отношение к тем и другим. Это приводит, как правило, к частым конфликтам
в группе, к неприязни и презрению «любимчиков» мастера, через которые
выражается отношение части группы к самому мастеру.
Это
характерно для отрицательного типа отношений.
Отношения между мастером и отдельными обучающимися могут, как способствовать
сплочению коллектива, так и препятствовать этому.
Похвала, одобрение, благодарность мастера, его сочувствие, помощь, поддержка
словом и делом, шутка, совет, разумная требовательность способствуют укреплению
правильных взаимных отношений в группе, вызывают доброе отношение обучающихся к
мастеру, что усиливает воспитательное влияние его личности. Напротив, его
необоснованные упреки, обвинения, насмешки и порицания, возмущение, злорадство,
угроза, . -8-
. . заискивание перед обучающимися, высокомерие, безразличие
возбуждают у них отрицательные чувства и разъединяют членов ученического
коллектива. Эти отношения вызывают аналогичную реакцию обучающихся по отношению
к мастеру.
С учетом сказанного можно считать, что одна из задач мастера сводится к тому,
чтобы найти те действия, которые служат объединению обучающихся и усилению его
личного влияния.
Слово
в сочетании с хорошей организацией обучения и самоанализом работы непременно
приведет к хорошим учебным и воспитательным результатам. Эти результаты могут
иметь различное выражение: энтузиазм обучающихся, их сплочение, согласие,
укрепление доверия и взаимопонимания, развитие уважения друг к другу и к
мастеру, гордости своими успехами в учении и в труде, соревнование,
организованность, дисциплинированность обучающихся. Конечно, все эти качества
сразу не проявятся. Но даже частичное проявление несет в себе успех в
сегодняшней и завтрашней работе мастера с группой.
Очень важно воспитать людей честными и принципиальными, научить их открыто
высказывать свое мнение. Мы, мастера, должны нетерпимо относиться к сплетням,
наушничеству, ведь именно они разрушают коллектив, являются источником склок,
недоверия и подозрительности.
Стремление наушничать можно пресекать требованием, чтобы своё мнение обучающийся
высказал на собрании открыто.
В целях сплочения коллектива я, как мастер, всячески стараюсь развивать чувства взаимной ответственности и взаимной требовательности у своих обучающихся. Первое развивается посредством поручений и контроля, второе – через высокую разумную требовательность, особенно по отношению к активу группы.
Выделяю ряд условий развития требовательности: требования должны быть всегда обоснованны, выполнимы, посильны для обучающихся и непротиворечивы, должны сочетаться с уважением к обучающимся, их выполнение должно контролироваться мною и активом группы. Также я как мастер, прежде всего, предъявляю к самому себе бескомпромиссные требования и неукоснительно выполняю их, подавая достойный пример обучающимся.
-9-
Заключение
Высокий моральный облик мастера решающим образом влияет на создание в группе духа товарищества, взаимопомощи и честного соревнования в труде, в борьбе за культуру быта.
-10-
Список литературы
1. Кузьмина Н.В. Педагогическая деятельность мастера М.2015г
2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой - М., 2016
3. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения - М., 2018
4. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) - М.,2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.