Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3-5
1.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………….6-9
2.Практическое формирование духовной нравственности младших школьников в кадетском классе………………………………………………………………..10-13
Заключение…………………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………………………………………...15
Введение
Актуальность исследование. Главная цель, поставленная сегодня перед школой - образование учащихся. Это понятие определяется как процесс обучения и воспитания вместе взятые, процесс в интересах личности, общества, государства, процесс становления человека. Человеком, взращивание в себе человеческих качеств - это духовная работа самого человека над собой, а школа должна организовать этот труд по восприятию, освоению, присвоению нравственных норм и правил.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.
На мой взгляд, решать эту сложную проблему можно благодаря занятиям во внеурочной деятельности и на уроках литературного чтения. Сегодняшняя методика преподавания литературного чтения требует глубоких знаний детской литературы и культуры в целом, теории литературы, психологии ребенка и психологии организации детского чтения.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).
Много нужно сделать еще в начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.
Объект исследования - духовно - нравственное воспитание младшего школьника на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - духовно - нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Цель: разработка и реализация эффективной программы развития духовно – нравственного и патриотического воспитания в образовательной организации кадетского типа направленное на воспитание и развитие гражданина своей страны.
Задачи проекта:
1. Создание условий и определенной среды для духовно- нравственного воспитания кадетов.
2 . Разработка модели выпускника кадетской школы с активной гражданской позицией, способного нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины.
3. Создание эффективной системы направлений духовно – нравственного воспитания.
4. Формирование у кадетов навыков самостоятельности, адаптации к современным реалиям жизни, дисциплинированности, умения работать в коллективе, верности долгу перед Отечеством.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания кадетов
2. Развитие творческих способностей.
3. Способность к самореализации и саморазвитию.
4. Формирование активной жизненной позиции.
5. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания.
6. Формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.
В процессе реализации проекта у кадет должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, города, Родины.
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
1. Теоретические основы духовно- нравственное воспитание младших школьников
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени для становления и развития личности ребенка.
В связи с этим, основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самим собой и др.).
Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо кардинально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой знаний, умений, как это было до сих пор, а воспитание его личности на основе формирования учебной деятельности.
Поэтому решение главных задач обучения должны обеспечивать: формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими и нравственными нормами.
В научном основании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур, и просто как ребенка строящего свой возраст в соответствии со своими возможностями.
Начальная ступень - период, наиболее благоприятный для интенсивного формирования учебной деятельности, является фундаментом развития интеллекта ученика. Содержание учебной деятельности строится в задачной форме, усвоение задачной формы вырабатывается у учеников дисциплиной ума, движением мысли в заданном направлении, в системе.
При этом формирование таких основных психологических свойств личности, как произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль, учащиеся овладевают общими способами самостоятельного решения различных учебных задач, самоконтроль и самооценка собственных действий.
Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей учителей современной начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
В современных условиях, когда социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была с человеческим лицом: для блага человека.
Воспитание является одной из основных категорий педагогики. Изначально сама педагогика определялась как «наука о воспитании».
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).
Общенаучный принцип объективности обязывает строить систему психологического научного знания строго в соответствии психологической реальностью, констатировать только то, что действительно существует. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на суждения о психике пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и низкой подготовленности того (или тех), кто проводит исследования, пытается дать объяснения психологическим явлениям и принять психологическое решение. Научность есть только там и тогда, где и когда имеются беспристрастно и объективно зафиксированные факты, статистика, подтверждающая доверие к ним, эксперимент, доступный для повторения другими, многократная перепроверка, выводы об объективных закономерностях, не выходящие за пределы того, о чем действительно свидетельствует собранный фактический материал.
Итак, подводя итог анализу самых разнообразных трактовок понятий «воспитание» и «духовно-нравственное воспитание», рассматриваемых в педагогической литературе, можно констатировать следующее:
- не имея однозначного толкования определения понятий «воспитание» и «духовно-нравственное воспитание», в основном все ученые и педагоги сходятся на той мысли, что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно;
- воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения;
- целью воспитания и духовно- нравственного воспитания может являться формирование личности нужной, полезной обществу, приспособленной жить в данном конкретном обществе;
- современные педагоги склонны понимать процесс духовно- нравственного воспитания как взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
- духовно- нравственное воспитание осуществляется такими институтами воспитания как семья, школа, церковь;
- духовно- нравственное воспитание осуществляется в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в раннем детстве.
2.Практическое формирование духовно - нравственности младших школьников в кадетских классах
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках, и в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. По словам К.Д. Ушинского, «чтение - это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения - нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства».
В кадетских классах МОУ СШ №56 большой вклад в развитие духовно-нравственного потенциала вносит внеурочная деятельность.
В духовно- нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств и этому во многом способствуют уроки чтения, чтение произведений и работа с ними.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
В кадетском классе МОУ СШ №56 большой вклад в развитие духовно-нравственного потенциала вносит внеурочная деятельность.
Основные формы работы для развития духовно- нравственного потенциала во 2 «А» кадетском классе:
На примере классного руководства во 2 «А» кадетском классе рассмотрим основные формы работы для развития духовно- нравственного потенциала:
Работа по реализации программы строится на принципах: природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного права выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей обучающихся.
Работа с родителями: взаимодействие администрации школы, классного руководителя, воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в формировании личности, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. Родительские собрания на тему «Кадетская форма», «Режим работы в кадетском классе», общешкольные родительские собрания для кадетских классов, каждые полгода для родителей кадетских классов проводятся собрания при директоре школы по решению проблем и постановки дальнейших целей работы в кадетстве. Формы работы с родителями: анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания кадетов
2. Развитие творческих способностей.
3. Способность к самореализации и саморазвитию.
4. Формирование активной жизненной позиции.
5. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания.
6. Формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.
В процессе реализации проекта у кадет должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, города, Родины.
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
№ |
Параметры |
Критерии |
Показатели |
Диагностические средства |
1. |
Личность |
Уровень ценностных ориентаций |
В целом сформированы нравственные нормы, и определилось положительное отношение к ним. В поведении кадета проявляется ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям. |
наблюдение, отзывы родителей, общественности, интервью, анкетирование |
Уровень духовно-нравственного воспитания |
||||
2. |
Деятельность |
Уровень организации процесса духовно-нравственного воспитания |
Показатели Наличие в школе: 1.Модели школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности кадетов 2.Медико-психолого-педагогического сопровождения кадетов 3.Нормативно-правовой базы для организации и функционирования кадетских классов 4.Наличие программ по духовно-нравственному воспитанию) 5. Охват кадетов системой школьного дополнительного образования и внеурочной деятельностью 7.Выставки и стенды по вопросам духовно-нравственного воспитания; 9. Наличие стенной печати в образовательном учреждении |
Заключение
Я считаю, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе образования, распространяя его и на урочную и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование и шире вести просветительскую воспитательную работу и среди родителей.
Духовно-нравственное воспитание кадет один из обязательных компонентов образовательного процесса. Кадетская классы – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Уклад современной школьной жизни, кадетского образования – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей. Он основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая роль в создании социально-педагогического уклада школьной жизни кадетов принадлежит педагогическому коллективу и, в частности, воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые является в школе не только руководителями кружков, но и координаторами всех действий, событий, направленных на духовно-нравственное воспитание кадетов.
У каждой школы свое неповторимое лицо. Поэтому нет и не может быть двух одинаковых моделей внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования. Общими могут быть только принципы и технологические подходы к организации. А эффективность духовно-нравственного воспитания ни в коей мере не может быть суммой раз и навсегда найденных приемов, незыблемых идей.
Мы хотим, чтобы в нашей новой школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви, чтобы в этой атмосфере с младшим классов могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.
Список литературы
1. Из кн.: Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / Сост. Н.А.Панченко. –Волгоград, 2006.
2. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».psycabi.net/testy
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.