Отчет по теме самообразования Соколова К.А.
Оценка 4.9

Отчет по теме самообразования Соколова К.А.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
23.04.2020
Отчет по теме самообразования Соколова К.А.
Главная цель, поставленная сегодня перед школой - образование учащихся. Это понятие определяется как процесс обучения и воспитания вместе взятые, процесс в интересах личности, общества, государства, процесс становления человека. Человеком, взращивание в себе человеческих качеств - это духовная работа самого человека над собой, а школа должна организовать этот труд по восприятию, освоению, присвоению нравственных норм и правил. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. На мой взгляд, решать эту сложную проблему можно благодаря занятиям во внеурочной деятельности и на уроках литературного чтения. Сегодняшняя методика преподавания литературного чтения требует глубоких знаний детской литературы и культуры в целом, теории литературы, психологии ребенка и психологии организации детского чтения.
Отчет по теме самообразования СоколоваКА.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3-5

1.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………….6-9

2.Практическое формирование духовной нравственности младших школьников в кадетском классе………………………………………………………………..10-13

Заключение…………………………………………………………………………14

Список использованной литературы……………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследование. Главная цель, поставленная сегодня перед школой - образование учащихся. Это понятие определяется как процесс обучения и воспитания вместе взятые, процесс в интересах личности, общества, государства, процесс становления человека. Человеком, взращивание в себе человеческих качеств - это духовная работа самого человека над собой, а школа должна организовать этот труд по восприятию, освоению, присвоению нравственных норм и правил.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.

На мой взгляд, решать эту сложную проблему можно благодаря занятиям во внеурочной деятельности и на уроках литературного чтения. Сегодняшняя методика преподавания литературного чтения требует глубоких знаний детской литературы и культуры в целом, теории литературы, психологии ребенка и психологии организации детского чтения.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Много нужно  сделать еще в начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.

Объект исследования - духовно - нравственное воспитание младшего школьника на уроках литературного чтения.

Предмет исследования - духовно - нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.

         Цель: разработка и реализация эффективной программы развития духовно – нравственного и патриотического воспитания  в образовательной организации кадетского типа направленное на воспитание и развитие гражданина своей страны.

 Задачи проекта:

1. Создание условий и определенной среды для духовно- нравственного воспитания кадетов.

2 . Разработка модели выпускника кадетской школы с активной гражданской позицией, способного нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины.

3. Создание эффективной системы направлений духовно – нравственного воспитания.

4. Формирование у кадетов навыков самостоятельности, адаптации к современным реалиям жизни, дисциплинированности, умения работать в коллективе, верности долгу перед Отечеством.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания кадетов

2. Развитие творческих способностей.

3. Способность к самореализации и саморазвитию.

4. Формирование активной жизненной позиции.

5. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания.

6. Формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.

В процессе реализации проекта у кадет должны быть сформированы следующие качества личности:

- активная гражданская позиция;

- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, города, Родины.

- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- способность к саморазвитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы духовно- нравственное воспитание младших школьников

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени для становления и развития личности ребенка.

В связи с этим, основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самим собой и др.).

Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо кардинально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой знаний, умений, как это было до сих пор, а воспитание его личности на основе формирования учебной деятельности.

Поэтому решение главных задач обучения должны обеспечивать: формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими и нравственными нормами.

В научном основании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур, и просто как ребенка строящего свой возраст в соответствии со своими возможностями.

Начальная ступень - период, наиболее благоприятный для интенсивного формирования учебной деятельности, является фундаментом развития интеллекта ученика. Содержание учебной деятельности строится в задачной форме, усвоение задачной формы вырабатывается у учеников дисциплиной ума, движением мысли в заданном направлении, в системе.

При этом формирование таких основных психологических свойств личности, как произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль, учащиеся овладевают общими способами самостоятельного решения различных учебных задач, самоконтроль и самооценка собственных действий.

Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.

Задачей учителей современной начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

В современных условиях, когда социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была с человеческим лицом: для блага человека.

Воспитание является одной из основных категорий педагогики. Изначально сама педагогика определялась как «наука о воспитании».

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Общенаучный принцип объективности обязывает строить систему психологического научного знания строго в соответствии психологической реальностью, констатировать только то, что действительно существует. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на суждения о психике пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и низкой подготовленности того (или тех), кто проводит исследования, пытается дать объяснения психологическим явлениям и принять психологическое решение. Научность есть только там и тогда, где и когда имеются беспристрастно и объективно зафиксированные факты, статистика, подтверждающая доверие к ним, эксперимент, доступный для повторения другими, многократная перепроверка, выводы об объективных закономерностях, не выходящие за пределы того, о чем действительно свидетельствует собранный фактический материал.

Итак, подводя итог анализу самых разнообразных трактовок понятий «воспитание» и «духовно-нравственное воспитание», рассматриваемых в педагогической литературе, можно констатировать следующее:

- не имея однозначного толкования определения понятий «воспитание» и «духовно-нравственное воспитание», в основном все ученые и педагоги сходятся на той мысли, что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно;

- воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения;

- целью воспитания и духовно- нравственного воспитания может являться формирование личности нужной, полезной обществу, приспособленной жить в данном конкретном обществе;

- современные педагоги склонны понимать процесс духовно- нравственного воспитания как взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

- духовно- нравственное воспитание осуществляется такими институтами воспитания как семья, школа, церковь;

- духовно- нравственное воспитание осуществляется в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в раннем детстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Практическое формирование духовно - нравственности младших школьников в кадетских классах

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках, и в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. По словам К.Д. Ушинского, «чтение - это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения - нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства».

В кадетских классах МОУ СШ №56 большой вклад в развитие духовно-нравственного потенциала вносит внеурочная деятельность.

В духовно- нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств и этому во многом способствуют уроки чтения, чтение произведений и работа с ними.

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.

В кадетском классе МОУ СШ №56 большой вклад в развитие духовно-нравственного потенциала вносит внеурочная деятельность.

Основные формы работы для развития духовно- нравственного потенциала во 2 «А» кадетском классе:

На примере классного руководства во 2 «А» кадетском классе рассмотрим основные формы работы для развития духовно- нравственного потенциала:

  • внеурочная деятельность: один раз в неделю мы посещаем занятия в библиотеке нашей школы по программе «Моя малая родина», где педагог приобщает детей любить свою семью, школу, город, Родину, государство, занятия на базе нашей школы по программе «Строевая подготовка»;
  • занятия по плану воспитательной деятельности 2 «А» класса (беседы, классные часы, ролевые игры, диспуты, уроки творчества, экскурсии, направленные на развитие духовно-нравственного потенциала);
  • участие во Всероссийских, региональных и областных конкурсах: районный конкурс «Арт-урна, украшение городского парка», городской конкурс, посвященный дню города и 75-летию Сталинградской битвы», международный конкурс- фестиваль «А у нас в семье традиции», международный открытый конкурс- фестиваль «Колокола России», интернет акция «Сталинград в моём сердце», региональный этап международной библиотечной акции «Бессмертный полк литературных героев», районный конкурс на лучшую книжку- малышку «Я и мои права», Всероссийский конкурс для детей «Гимн понятными словами».
  • работа с родителями.

Работа по реализации программы строится на принципах: природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного права выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей обучающихся.

Работа с родителями: взаимодействие администрации школы, классного руководителя, воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в формировании личности, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. Родительские собрания на тему «Кадетская форма», «Режим работы в кадетском классе», общешкольные родительские собрания для кадетских классов, каждые полгода для родителей кадетских классов проводятся собрания при директоре школы по решению проблем и постановки дальнейших целей работы в кадетстве. Формы работы с родителями: анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания кадетов

2. Развитие творческих способностей.

3. Способность к самореализации и саморазвитию.

4. Формирование активной жизненной позиции.

5. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания.

6. Формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.

В процессе реализации проекта у кадет должны быть сформированы следующие качества личности:

- активная гражданская позиция;

- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, города, Родины.

- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- способность к саморазвитию.

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

Параметры

Критерии

Показатели

Диагностические средства

1.

Личность

Уровень ценностных ориентаций

В целом сформированы нравственные нормы, и  определилось положительное отношение к ним. В поведении кадета проявляется ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.

наблюдение, отзывы родителей, общественности, интервью, анкетирование

Уровень духовно-нравственного воспитания

2.

Деятельность

Уровень организации процесса духовно-нравственного воспитания

Показатели

Наличие в школе:

1.Модели школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности кадетов

2.Медико-психолого-педагогического сопровождения кадетов

3.Нормативно-правовой базы для организации и функционирования кадетских классов

4.Наличие программ по духовно-нравственному воспитанию)

5. Охват кадетов системой школьного дополнительного образования и внеурочной деятельностью

7.Выставки и стенды по вопросам духовно-нравственного воспитания;

9. Наличие стенной печати в образовательном учреждении

 

 

Заключение

Я считаю, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе образования, распространяя его и на урочную и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование и шире вести просветительскую воспитательную работу и среди родителей.

Духовно-нравственное воспитание кадет один из обязательных компонентов образовательного процесса. Кадетская классы – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Уклад современной школьной жизни, кадетского образования – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей. Он основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая роль в создании социально-педагогического уклада школьной жизни кадетов принадлежит педагогическому коллективу и, в частности, воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые является в школе не только руководителями кружков, но и координаторами всех действий, событий, направленных на духовно-нравственное воспитание кадетов.

 

У каждой школы свое неповторимое лицо. Поэтому нет и не может быть двух одинаковых моделей внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования.  Общими могут быть только принципы и технологические подходы к организации. А эффективность духовно-нравственного воспитания ни в коей мере не может быть суммой раз и навсегда найденных приемов, незыблемых идей.

Мы хотим, чтобы в нашей новой школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви, чтобы в этой атмосфере с младшим классов могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.

Список литературы

1.     Из кн.: Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / Сост. Н.А.Панченко. –Волгоград, 2006.

2.     Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».psycabi.net/testy


 

Отчет по теме самообразования Соколова К.А.

Отчет по теме самообразования Соколова К.А.

Оглавление Введение…………………………………………………………………………

Оглавление Введение…………………………………………………………………………

Введение Актуальность исследование

Введение Актуальность исследование

Объект исследования - духовно - нравственное воспитание младшего школьника на уроках литературного чтения

Объект исследования - духовно - нравственное воспитание младшего школьника на уроках литературного чтения

Формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны

Формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию нашей страны

Теоретические основы духовно- нравственное воспитание младших школьников

Теоретические основы духовно- нравственное воспитание младших школьников

В научном основании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира,…

В научном основании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира,…

Воспитание является одной из основных категорий педагогики

Воспитание является одной из основных категорий педагогики

что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно; - воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения; - целью воспитания и духовно- нравственного воспитания…

что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно; - воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения; - целью воспитания и духовно- нравственного воспитания…

Практическое формирование духовно - нравственности младших школьников в кадетских классах

Практическое формирование духовно - нравственности младших школьников в кадетских классах

Родину, государство, занятия на базе нашей школы по программе «Строевая подготовка»; занятия по плану воспитательной деятельности 2 «А» класса (беседы, классные часы, ролевые игры, диспуты,…

Родину, государство, занятия на базе нашей школы по программе «Строевая подготовка»; занятия по плану воспитательной деятельности 2 «А» класса (беседы, классные часы, ролевые игры, диспуты,…

Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания кадетов 2

Повышение уровня правового, гражданского и патриотического сознания и самосознания кадетов 2

Личность Уровень ценностных ориентаций

Личность Уровень ценностных ориентаций

Заключение Я считаю, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе образования, распространяя его и на урочную и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование и…

Заключение Я считаю, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе образования, распространяя его и на урочную и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование и…

Список литературы 1. Из кн

Список литературы 1. Из кн
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020