Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»
Оценка 4.8

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Оценка 4.8
Документация +1
docx
доп. образование взрослых +1
05.12.2019
Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»
Составление и разработка инстр-х карт.docx

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 269

Федеральной службы исполнения наказаний

 

 

 

 

Отчет по теме самообразования:

«Составление и разработка инструкционных карт»

 

 

 

 

 

 Выполнил:

                          Шерин  Анатолий Павлович

мастер производственного обучения

ФКП образовательного  учреждения  № 269

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Белово

 

2019 год

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………. 2

1.  Место и назначение документации письменного инструктирования в процессе производственного обучения…………………………………………4

2. Требований к разработке инструкционных карт…………………………….7

Заключение………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

Средством организации самостоятельной работы учащихся являются инструкционно-технологические карты, включающие, помимо содержания, свойственного технологической карте, указания и положения о правилах выполнения работ.

Инструкционные карты  используются в период    изучения отдельных трудовых операций, когда учащиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые качества, когда для учащихся все изучаемое является новым, непонятным, когда учащиеся особенно нуждаются в подробных объяснениях и инструкциях.

Инструкционно-технологические же карты целесообразнее всего использовать в период обучения, когда  учащиеся уже овладели основными трудовыми операциями, когда они начинают выполнять простые комплексные работы, отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовых операций,  но необходимость в пояснениях и инструкциях при этом полностью ещё не отпала.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

Необходимо также иметь инструкционную карту большого размера, как пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой учащихся. Идентичное применение документа письменного

3

инструктирования в качестве наглядного пособия (плаката) и каждым учащимся в качестве индивидуального пособия помогает однозначному толкованию учебного материала, формированию не просто трудового умения, а именно навыка выполнения той или иной трудовой операции, что является значимым при подготовке квалифицированного рабочего.

Необходимость использования документов письменного инструктирования вызвана рядом причин:

Ø  во-первых, во все возрастающими требованиями к качеству подготовки квалифицированных рабочих; 

Ø  во-вторых, нехваткой времени для эффективного управления процессом производственного обучения учащихся - проведения индивидуального инструктирования. (Исследования показали, при длительности урока производственного обучения - 6 часов на индивидуальную работу мастера с каждым из 25 учащихся приходится всего 8-10 мин.); 

Ø  в-третьих, невозможностью использовать на рабочих местах учащихся изданные в виде книг руководства для подготовки квалифицированных рабочих ряда профессий, в том числе по профессии «Мастер общестроительных работ».

На наш взгляд, применение инструкционно-технологических карт во многом расширяет возможности мастера в управлении процессом обучения. Это обеспечивается, прежде всего, тем, что учебная информация в документах письменного инструктирования дается в заранее намеченной, четко выраженной системе. Письменное инструктирование создает благоприятные условия для определенной стандартизации сообщаемой информации.

Применение инструкционно-технологических карт, являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном

4

инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения.

Применение инструкционно-технологических карт способствует расширению и укреплению связи теории и практики.

 

 

1.  Место и назначение документации письменного инструктирования в процессе производственного обучения

 

Опытные мастера обычно начинают изложение с краткого вступления. В нем дается общее представление о сущности и практическом значении темы и определяются узловые вопросы предстоящего изложения. Все изложение должно быть последовательным, логически стройным, вестись просто и доступно. Важно, чтобы учащимся была ясна связь рассматриваемых вопросов.

Например, при рассмотрении какой-нибудь операции мастер вначале говорит о ее назначении, целях и сравнивает ее с операциями, уже известными учащимся, подчеркивая сходство и различия. Исходя из назначения операции, он дает ей общую характеристику, выделяя составные ее части. Это направляет внимание учащихся на подробное изучение отдельных частей операции, на ее анализ.

После разбора операции по частям мастер вновь рассматривает операцию в целом, но уже более конкретно, в целом, т. е. переходит к синтезу.

Объяснение всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий, разбором технической документации, имеющихся в наличии документов

5

письменного инструктирования – инструкционных и технологических карт, показом трудовых действий.

Везде, где это возможно и целесообразно, следует использовать проблемное, а не догматическое изложение материала. При этом мастер не преподносит сразу готовые выводы, а, формулируя задачу, вскрывает трудности и противоречия, возникающие при ее решении, раскрывает причинно-следственные связи, рассуждает, доказывает, приводит доводы. Этим самым мастер втягивает и учащихся в коллективное думанье.

 Каково же место и назначение документации письменного инструктирования в процессе производственного обучения и, прежде всего, в создании и поддержании  у учащихся эффективной ориентировочной основы их правильной и качественной учебно-производственной деятельности?

При всей доходчивости, понятности, полноте вводного инструктирования учащихся мастером по предстоящим освоению приемам и способам трудовых действий и процессов они (учащиеся) не могут всего услышанного и увиденного, воспринятого из этих пояснений и демонстраций, запомнить настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим в процессе выполнения учебно-производственных работ. Это восполняется в ходе текущего инструктирования учащихся. Однако мастер объективно не в состоянии оказать своевременно необходимую помощь всем нуждающимся в ней учащимся: на кого-то он не обратил внимания, кто-то не обратился и пытается сам выполнить осваиваемые действия и т. п. Для избежания таких ситуаций и применяется документация письменного инструктирования - специальные учебные инструкции, в которых в словесной и графической форме даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнений.

6

Для практики производственного обучения, прежде всего в учебных мастерских и лабораториях, характерны следующие основные виды документов письменного инструктирования:

ü  инструкционные карты - применяются при освоении и отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ;

ü  инструкционно-технологические и технологические карты – применяются при выполнении учащимися учебно-производственных работ комплексного характера;

Особое место среди документов письменного инструктирования занимают инструкционные карты. Применение их во многом способствует освоению учащимися основ профессии, что впоследствии обеспечивает освоение профессии, специальности в целом.

В инструкционных картах представлена информация двух видов: словесная – описания наиболее рациональной последовательности, правил-рекомендаций и указаний о выполнении изучаемых приемов и способов, правил и критериев контроля и самоконтроля выполняемых действий, правил и способов безопасности при выполнении действий, указания о применяемых средствах выполнения трудовых действий, а также графическая - рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом, инструкционная карта дает построчно развернутую ориентировочную основу деятельности учащихся при освоении соответствующей изучаемой трудовой операции, вида работы.

Резонен вопрос: а можно ли обучать без инструкционных карт? Конечно, можно. Но при наличии инструкционной карты качество обучения выше. Во-первых, наличие карт повышает оперативность инструктирования учащихся, особенно на первых порах освоения новых для них трудовых приемов, способов, видов работ. Во-вторых, инструкционные карты

7

составляются высококвалифицированными специалистами как в области собственно профессии, так и в методическом плане, в силу этого раскрывают наиболее эффективные способы труда и методическую сторону обучения учащихся. В этом смысле инструкционные карты являются своеобразным учебным пособием для начинающих мастеров производственного обучения.

Инструкционные карты представляют изучаемый трудовой процесс в методически обработанном виде. Поэтому документацию письменного инструктирования следует рассматривать и использовать не только как учебную документацию для учащихся, но и методическую документацию для мастера производственного обучения.

 

2. Требований к разработке инструкционных карт

Одним из требований к разработке инструкционных карт является соответствие их содержания учебной программе. При этом хотелось бы обратить внимание на необходимость анализа содержания программного материала и определения на этой основе структурного построения инструкционной карты. Во-первых, необходимо четко выделить «законченные» содержательные части программного материала (назовем их упражнениями), дать каждому упражнению соответствующее название, расположить упражнения в порядке изучения с соблюдением преемственности и повышения сложности. Во-вторых, важно оценить новизну и сложность учебного материала, предусмотренного учебной программой, отобрать действительно новые и требующие специального разъяснения, предусмотренные к изучению трудовые приемы и способы, виды работ, которые и включить в карту. Ранее изученные простые для освоения трудовые приемы и способы работы в карту включать нет необходимости. Это позволят сделать карту более компактной и удобной для

8

пользования. В-третьих, на основе анализа учебного материала учебной про граммы необходимо наметить рациональную последовательность раскрытия в карте приемов и способов операции, имея в виду, что в программе только перечислены подлежащие освоению составные части учебной операции - темы программы; наиболее рациональный порядок их освоения определяет мастер, в данном случае составитель инструкционной карты.

Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух позиций: «что делать» и «как делать». Главное в инструкционной карте - «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу раздела карты - «порядок выполнения упражнений». В этом и состоит сложность разработки инструкционных карт. Инструктивные указания и пояснения в карте необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но, в то же время, полно по содержанию. Это требует определенного навыка. Надо не только знать и уметь делать, но и уметь педагогически грамотно, убедительно и доходчиво излагать суть указаний и рекомендаций.

Важна также рациональная методика использования инструкционных карт на уроках. Особенно ценно их использование на первоначальных, самых важных этапах производственного обучения, когда у учащихся закладывается база, фундамент будущей профессии. Способ использования инструкционных карт дает наибольший эффект, если они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, так как упражнения по отработке трудовых приемов и способов изучаемой операции проводятся, как правило, фронтально. У мастера при этом должна быть такая же карта, выполненная в крупном масштабе (обычно 800мм x 1000мм), используемая в качестве пособия при проведении вводного инструктажа.

9

Очень важно, чтобы содержание инструктивных указаний и пояснений, содержащиеся в карте, органически было «вплетено» в содержание вводного инструктирования учащихся мастером.

Ни в коем случае нельзя допускать такого положения, когда инструктаж – сам по себе, а карта – сама по себе. Тогда ею учащиеся пользоваться не будут, так как наглядно видят, что мастер обходится без нее. Если же мастер каждое свое пояснение и указание будет подтверждать ссылкой на соответствующие пояснения и указания карты, больше того, если мастер будет идти от карты к собственным пояснениям – тогда учащиеся наглядно будут убеждаться в нужности и полезности карты.

Особо важно учить учащихся пользоваться картой, имеющейся на их рабочих местах, в процессе выполнения упражнений по отработке соответствующих трудовых приемов и операций.

Если мастер в ходе текущего инструктирования обнаружил, что учащийся что-то выполняет не так, как было показано и что пояснено в карте, то не следует сразу указывать ему на ошибку, а предложить внимательно прочитать соответствующие пояснения в карте и самостоятельно исправить ошибку. Так же следует поступать, если учащийся сам обращается к мастеру за повторными пояснениями. Подобная методика обучения с применением инструкционных карт постепенно приучит, привьет «вкус» учащимся к использованию учебной документации не только на начальных периодах обучения, но и в дальнейшем, когда основным документом письменного инструктирования будет уже не инструкционная, а технологическая документация.

Другой типичный документ письменного инструктирования, используемый в производственном обучении, - инструкционно-технологические и технологические карты. Такие карты являются

10

фактически технологической документацией, применяемой на предприятиях для соответствующих профессий, приспособленной для учебных целей. На предприятиях технологическая документация имеет разные названия: инструкции, технологические, маршрутные, операционные карты, технологические графики и т. п. Суть их от этого не изменяется - все они в более или менее подробном изложении раскрывают последовательность обработки, изготовления, ремонта, наладки, обслуживания и т. п. технологического оборудования. В учебных целях технологические карты (или карты технологического процесса) обычно разрабатываются для учебно-производственных работ в целях дальнейшей отработки ранее изученных трудовых приемов и способов работы, характерных для соответствующей профессии, специальности, освоения учащимися специфики выполнения реальных трудовых процессов, совершенствования основ профессионального мастерства и являются более подробными по сравнению с производственной документацией.

На первых порах включения в учебный процесс работ комплексного характера обычно применяются инструкционно-технологические карты, в которых наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ «законченного» характера даются необходимые для правильного их выполнения инструктивные указания и пояснения, аналогичные инструкционным картам. Более широко применяются технологические карты (без инструктивных указаний и пояснений), раскрывающие рациональную последовательность технологических операций, переходов, техническое оснащение (оборудование, инструментарий, приспособления и т.п.), наиболее рациональные режимы и параметры, контрольно-проверочные операции.

Информация в инструкционно-технологических и технологических картах, как и в инструкционных, представляется двух видов: словесная и

11

графическая - эскизы обработки, схемы, диаграммы и т. п. При разработке карт на изготовление «вещественной» продукции (изделия и детали, характерные для токарей, слесарей, электромонтажников, портных и т. п.) возможно вместо поэтапных эскизов на щиты с картами в соответствующих местах помещать натуральные объекты (образцы) работ, обработанных на соответствующей стадии технологического процесса. Это придает карте значительно большую наглядность и действенность, так как в этом случае учащиеся не только руководствуются картой в определении последовательности обработки (изготовления), но имеют возможность сравнить свою работу с образцом.

 

Заключение.

Методические приемы использования технологических карт на уроках производственного обучения в принципе не отличаются от использования инструкционных карт. Особенность их использования заключается в том, что при проведении вводного инструктажа подробно рассматриваются и иллюстрируются инструкционно-технологическими или технологическими картами технологии выполнения наиболее типичных для данного урока учебно-производственных работ. Порядок и особенности выполнения основных, наиболее сложных технологических операций и переходов других работ, на которые нет технологических карт, мастер объясняет устно с необходимыми демонстрациями. В процессе выполнения этих работ в ходе урока на правильность соблюдения рациональной технологии их выполнения обращается особое внимание.

 

 

 

12

 

Список использованной литературы

 

1.     Библиотечка мастера: Сб.1 и 2 М, 1984 г.

2.     Организация и методика производственного обучения 2004г.

3.     Основы профессиональной подготовки М 1977г.

4.     Уманский В.С. Применение технических средств в учебном процессе в профтехучилищах. М. 1979 г.

5.     Кругликов Г.И. «Настольная книга мастера профессионального обучения: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006г.– 272 с.

6.     Методическая документация в строительстве (МДС 51-1.2001).

7.     Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 2006.

8.     Скакун В.А., Организация и методика профессионального обучения, учебное пособие. Москва, ФОРУМ - ИНФРА-М, 2007, – 336 с.

9.       Чичерин И.И. «Отделочные работы»: учебник. – Москва:   Издательский центр «Академия», 2009 г. – 416 с.

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»

Отчет по теме самообразования: «Составление и разработка инструкционных карт»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2019