Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"
Оценка 4.9

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
классное руководство
Взрослым
13.06.2017
Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"
Важное место в работе педагога занимает самообразование. Тема должна быть актуальной и напоминать небольшое исследование педагога по данному вопросу. Инклюзивное образование -новая перспектива для педагога по ФГОС. Представленный материал поможет учителю в выборе методов обучения, а также новых подходов к ребенку с ОВЗ.Отчет по теме по самообразованию
Самообразование.doc
Отчет по теме самообразования  «Специфика профессиональной деятельности  учителя                                                              в реализации инклюзивной практики»                                                                                                          Ждановой Любови Николаевны,                                                                                                   учителя начальных классов                                                                                                  МБОУ СОШ№5 им. В.В.Смирнова                 В   практику   учителей   вошло   словосочетание   «инклюзивное   образование».   Звучит непривычно,   по­заморски.   Между   тем,   инклюзивное   образование   закреплено   законом   «Об образовании   в   Российской   Федерации»,   условия   реализации   инклюзивного   образования сформулированы   в   новых   Федеральных   образовательных   стандартах.   Такое   образование становится   всё   более   привлекательным   для   родителей   детей   с   ограниченными возможностями.   Они   всё   чаще   приводят   своих   детей   в   общеобразовательные   школы   для совместного обучения с другими детьми. В этом учебном году у меня в классе тоже появился такой первоклассник.   После адаптационного периода мною замечено , что не всем детям удалось успешно адаптироваться к учебной среде. Таким образом, возникла проблема: что делать?  Есть ли выход для педагога , чтобы избежать проблем в обучении взаимодействии с таким   ребенком?   Мой   опыт   работы   в   школе   подсказывает   то,   что   владения   обычными методиками здесь недостаточно и следует пересмотреть и новое отношение к непохожему ребенку.   Организация совместного обучения разных детей требует от учителя перестройки методов и  способов обучения. Одним словом, учителю необходимо тоже научиться работать в условиях  инклюзии.  Цель   работы:  реализации инклюзивной практики.   определить   специфику   профессиональной   деятельности   учителя   при Задачи : ­ определение целей и задач  педагогической деятельности в новых условиях;                ­выявление ценностей и установок , которые лежат в основе деятельности учителя;                ­отбор методов , которые позволяют реализовать задачи инклюзивного образования                  на практике; Методы:  педагогическое наблюдение;                  самоанализ;                   изучение дополнительной литературы, интернет источников                   обобщение опыта;  Таким образом,  решение поставленных целей и задач  помогает  учителю преодолеть барьер, неуверенность в работе с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, умело создать оптимальные условия   для  развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в классе.   Инклюзивное   образование   может   быть   эффективным   только   в   том   случае,   если педагог   умеет   работать   в   сотрудничестве   с   другими   специалистами.   Проектирование образовательного   процесса,   построение   индивидуального   образовательного   маршрута   для ребенка с ОВЗ ­сложная задача для одного учителя. Привлечение к ней   координатора по вопросам инклюзивного образования, психолога, логопеда,учителя­дефектолога, социального педагога, тьютора, учителей­предметников,  воспитателей, родителей  является необходимым для достижения поставленной цели.   Можно выделить следующие этапы работы над темой самообразования:    изучение литературы и Интернет­ресурсов по теме; внедрение полученных знаний в работу; систематизация и обобщение полученного опыта, отчет по теме самообразования. Определила  свою деятельность в области самообразования: • Систематический просмотр определенных телепередач; чтение  педагогических периодических изданий по теме; • чтение методической, педагогической и предметной литературы; • • обзор в Интернете информации  педагогике, психологии; посещение семинаров, вебинаров, конференций, уроков коллег; • участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами; • прохождение курсов повышения квалификации на базе ПОИПКРО; • • сотрудничество со школьным психологом, логопедом, социальным педагогом, • тесная  работа и консультации родителей. • Сотрудничество с администрацией школы по вопросу инклюзии. Посетила курсы повышения квалификации:                        «Создание оптимальных условий для реализации образовательного                          потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья                         в период введения ФГОС НОО ОВЗ», ПОИПКРО   Сроки               очно                         17­19 октября                          дистанционно        до 20 ноября   результатом которых стало Удостоверение  на 72 часа.   Результаты самообразования: Приняла участие в Интернет ­мероприятиях Видеоконференция "Разрушая барьеры: в моем классе учится ребенок с ОВЗ."­1 час от  издательства "Дрофа", 9.12.2016.  "Здоровье сберегающие технологии в общем образовании в условиях внедрения ФГОС",    ОНЛАЙН­ШКОЛА "Фоксфорд", сертификат, 72 часа, 26.02.17. "Организация условий для успешного обучения детей с ОВЗ в школе"­2часа,20.01.2017. ШЦВ   "Как организовать работу с обучающимися ОВЗ на уроках английского языка" ШЦВ,  8.02.2017.­2часа. "Педагогика здоровье формирующей и здоровье сберегающей среды",вебинар,Центр он­лайн  обучения "Фоксфорд", 2 часа 46 минут. 5 Международная научно­практическая конференция "Психолого­педагогическое  сопровождение личности в образовании:союз науки и практики".26.02.17. Центр он­лайн  обучения "Фоксфорд". Свидетельство о публикации на сайте Инфоурок методической разработки "Специфика  профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики".09.03.17.ДБ­ 253330.  Таким образом, самообразование учителя должно быть направлено на развитие его личности  в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности  к рефлексии, адекватному самоанализу и самооценке, а не только на сугубо профессионально  значимые знания и умения по теории и методике предмета, хотя они база для всех решений  учителя.  В современной школе учителю приходится решать особые профессиональные задачи в чем­то очень похожие на привычные, а в чем­то­совершенно новые.      Они напоминают собой алгоритм действий педагога в данной ситуации: *Определение   категории   детей   в   классе,   которым   нужно   создавать   специальные образовательные   условия.     В   этом   могут   помочь   и   специалисты   дополнительного сопровождения: психолог, логопед, дефектолог, медик, социальный педагог и другие. *Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретного ребенка. *Создание   в   детском   коллективе   атмосферы   эмоционального   комфорта,   формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей. *Освоение современных технологий и методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возникшей ситуации.  *Адаптация имеющихся или разработка новых  учебных материалов.       *Освоение и использование адекватных возможностям детей способов оценки        учебных достижений, продуктов учебной и внеурочной деятельности. *Организация   взаимодействия   с   родителями   в   духе   сотрудничества   и   разделения ответственности.  Описанные задачи показывают, что работа учителя с ребенком ОВЗ специфична и требует освоения новых профессиональных умений.     Прежде   всего,   работа   в   новых   условиях   требует   изменения     профессиональных приоритетов,   индивидуального   стиля   деятельности   учителя.   В   данном   случае   важна ценностная,   моральная   основа   индивидуального   стиля   учителя.   При   этом   основой профессиональной деятельности педагога должна стать уверенность в том, что       каждый ребенок способен учиться   при создании тех или иных  специальных условий .       Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода не на словах, а на деле. Изучение опыта работы учителей нашей школы показывает, что наибольших успехов достигают те из них, кто обладает достаточной степенью личностной и профессиональной гибкости, выдержки, готовностью к разрешению возникающих проблем, позитивно относится к себе и к результатам собственной деятельности.   Работа   учителя   становится   эффективной,   если     при   подготовке   к   уроку,   внеклассному мероприятию проанализированы когнитивные, коммуникативные, поведенческие особенности, индивидуальный стиль усвоения материала каждого ученика класса, включая «особенного ребенка». Педагогу легче подобрать форму и содержание работы, распределить свои силы и детей, если он будет конкретизировать цель и задачи деятельности для каждого ученика и всех вместе. Подбирать материал и наглядные средства по теме урока следует с учетом особенностей детей.   Учитель   может   сформировать   группы   детей,   которые   будут   выполнять   схожие задания, требующие командного способа работы. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития. Инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать   в   сотрудничестве   с   другими   специалистами.   Проектирование   образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.  Учителю необходимо учитывать: У детей с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому каждому из них важно предоставить возможность работать в своем темпе. Постепенно объём работы может  увеличиваться и согласовываться с индивидуальным темпом работы. Это дает возможность  ребенку чувствовать себя успешным и причастным к общей работе. Во время выполнения  работы ребенку предоставляется возможность отдохнуть в специально отведенной зоне  отдыха.  При этом важно регламентировать время отдыха с помощью сигнала, песочных  часов,  одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом. На следующем этапе задачей учителя и всех специалистов будет включение ребенка  во  взаимодействие с одноклассниками. Здесь важен этап знакомства с «особенным» ребенком.  Если учитель показывает положительное отношение, организует взаимодействие на уроке,  перемене, то и в классе формируется  отношение доверия, сотрудничества и взаимопомощи. Очень часто учитель не понимает причин затруднений, которые возникают у детей  в новом  для них пространстве. Чтобы включение детей, которые нуждаются в специальном  образовательном пространстве, было эффективным  необходимо подключить к работе              специалистов школы­дефектолога, логопеда, психолога. Они помогут учителю определить        особые образовательные потребности  и разработать рекомендации  по организации  образовательного процесса, организовать психолого­педагогическое сопровождение . Следуя общим правилам  и способам организации учебной деятельности на уроках, учитель  должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка , у которого отмечаются  особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ученик  выполняет задание на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы,  предмета его одноклассниками. Учитель, создавая сценарий урока должен помнить  следующее: При организации индивидуальной работы на уроке необходимо учитывать желание ребенка с  ОВЗ «быть как все», выполнять задание с одноклассниками. Если учитель дает карточку  только одному ученику, создается ситуация  искусственного выделения его из общей учебной  работы. Важно, чтобы карточки с индивидуальными заданиями получили еще несколько  учеников, но содержание и форма задания  будут соответствовать уровню освоения материала каждым учеником. В инклюзивном образовании важное место занимает парное обучение. Обычно более  успешный ученик  учит менее успевающего учащегося. Взаимное обучение полезно, когда  необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных  знаний. Включение ребенка  с трудностями в обучении и поведении в парную работу должно  происходить постепенно. На первых порах учителем одобряется не только сам результат ,  сколько согласованность, сплоченность и умение сотрудничать. Основными критериями  эффективности работы на уроке являются не ориентация на успех «кто больше и лучше», а  ориентация  на взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку  компромиссных решений. Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и во внеклассных мероприятиях.  учителю важно тоже включаться в работу групп, предотвращать конфликтные ситуации.  Учитель­дефектолог на коррекционных занятиях также формирует у «особого» ребенка  навык работы в группе,помогает учителю адаптировать содержание учебного материала по  теме, организовывает опережающее обучение программному материалу.  Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей:  более компетентный в какой­то области ребенок  становится примером для подражания  другим детям. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно  для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройством  аутистического спектра. Работа с ребенком ОВЗ в этом году позволяет  обогатить свой педагогический опыт и  дает возможность   сделать   выводы   о  достижениях   ребенка:(   оглядываясь   на   рубеж     начала обучения). Это ­положительная динамика!  умение читать по слогам и понимать прочитанное   слабо, но копировать письменный и печатный текст   умение решать  простые задачи и записывать их решения   выполнять вычисления по математике в пределах 10.  расширение общего кругозора ребенка  положительная мотивация  к обучению в школе  умение общаться с детьми в классе  привитие элементарных правил и норм поведения в обществе  посильное участие в делах класса и школы­дефектолога  овладение простыми навыками по технологии, рисованию, физической культуре.  При этом содержание оценки   «движения»   ребенка за этот год напрямую связано с теми задачами,   которые   ставили   учитель,   родители   и   специалисты   сопровождения.   При   этом необходимо помнить главные моменты: ­педагогу необходимо адаптироваться к новым условиям обучения. ­основой   профессиональной   деятельности   педагога   должна   стать   уверенность   в   том,   что каждый ребенок способен учиться   при создании тех или иных  специальных условий .   ­учителю необходимо научиться смотреть на класс не в целом,  а видеть конкретно каждого ученика с его особенностями, потребностями, возможностями, интересами. ­инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами. ­педагогу необходимо осваивать новые подходы к оценке достижений своих учеников.   Работа по данной теме позволила мне по­новому смотреть на «особого»   ребенка в своем классе   и   находить   новые   подходы   к   его   обучению   и   социализации.   В   моей   работе помощниками стали не   только специалисты службы сопровождения, но и администрация школы, родители. Работа интересна и теоретическими положениями, появилось желание продолжить работу над темой  и проинформировать коллег.              Список литературы  :     1. Гайдукевич   С.Е.   Средовой   подход   в   инклюзивном   образовании   //Инклюзивное образование:состояние, проблемы, перспективы. Минск:   Четыре четверти, 2007, с.34. 2. Дмитриева   Т.   П.,   Сабельникова   С.И.,     Хотылева   Т.Ю.   Разработка   и   реализация индивидуальной   образовательной   программы   для   детей   с   ограниченными возможностями здоровья в начальной школе /    Под ред. Е.В.Самсоновой. М.,  2012. (Инклюзивное образование). 3. Ершова   А.П.,   Букатов   В.М.   Режиссура   урока,   общения   и   поведения   учителя.   М.: Воронеж, 1995. 4. Инклюзивное образование в России. Юнисеф: Перспектива: МГППУ, 2011. 5. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования/Под ред. В.И.Рыскиной,  Е.Самсоновой. М.: Форум, 2012. 6. Семаго   Н.Я.   Технология   определения   образовательного   маршрута   для   ребенка   с ограниченными возможностями здоровья. М.: 2010. (Инклюзивное образование).

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"

Отчет по самообразованию "Специфика профессиональной деятельности учителя в реализации инклюзивной практики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017