Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Оценка 4.7

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
28.05.2018
Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении. Жить – значит иметь проблемы, а решать их – значит расти интеллектуально. Дж. Гилфорд. «Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: «Стой, довольно, больше идти некуда!» (В. Белинский). Во все времена люди стремились к новым знаниям, открытиям, великим свершениям. Стремясь к этому, совершенствовалось мышление человека. Раньше людьми двигал инстинкт выживания, для этого им приходилось развиваться и осваивать непреодолимые сложности. А что сейчас, сегодня движет нами? Наше поколение живет в очень сложное время. Нам досталась не легкая задача - оставить хоть что-нибудь после себя, не уйти незамеченными и в то же время справиться со всеми проблемами, стоящими на пути достижения цели. Ведь действительно, сейчас очень много препятствий возникает перед человеком, поставившим себе цель сделать что-нибудь незаурядное, необычное, оставить что-нибудь важное после себя. Это объясняется тем, что на смену одному поколению приходит другое молодое, которое несет с собой совсем иное отношение к окружающему нас миру, несет свои новые принципы, свои свободы и законы. В таком обществе меняются люди, и меняется нравственное отношение друг к другу. То, что было модно вчера, может быть совсем не интересно завтра. Это объясняется не только тем, что происходит много научных открытий, обновляется быт человека, прогрессируют технические изменения, меняется и само мышление людей. Именно в таком мире важно не потеряться, остаться нужным, а самое главное - уметь правильно принять верное решение. Что значит мыслить критически? Мы сталкиваемся с трудными задачами каждый день, пытаемся решить их, обдумываем множество вариантов, чтобы принять правильное решение, строим планы на будущее, значит, мы уже мыслим критически. А смогут ли наши дети выйти из трудного положения, не убегут ли они от жизненных проблем? Эти вопросы волнуют нас все больше и больше. «Способность критически мыслить была важна во все времена, тем, кто будет жить в 21 веке, без нее просто не обойтись. (Д. Халпери «Психология критического мышления»). «Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям». («Руководство для учителя». Стр. 165) «Наше величие – в мысли» писал Б. Паскаль (1623 – 1662). Современная жизнь устанавливает свои ценности: не просто знание определенной информации, а способность пользоваться приобретенным и получать на базе известного новые знания, критически их оценивать, осмысливать и применять. Получая новую информацию, дети должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности, уметь прогнозировать будущие знания. «Знания того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, - движущая сила критического мышления». (Д. Халпери «Психология критического мышления»). На сегодняшний день основным приоритетом развития образования становится его личностно ориентированная направленность. Моя задача заключается не в передаче ученикам готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности, способной самим находить необходимые знания и умения и применять их в нестандартных ситуациях. Технологии критического мышления развивают у моих учащихся умение мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий. Школа – это важный период жизни человека, на протяжении которого он учится понимать других и самого себя. Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения различных задач. Она предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, я как учитель перестаю быть главным источником информации, и, используя приемы критического мышления, превращаю обучение в совместный и интересный поиск. И если уже сегодня учащиеся применяют технологии критического мышления, то мы можем с уверенностью сказать, что в будущем они справятся с любой проблемой и достигнут больших высот в современном мире. Уроки русского языка и литературы представляют огромные возможности для использования приемов и методов критического мышления. Технологии критического мышления много дают как ученику, так и учителю. Что по моему мнению дает технология критического мышления ученику?: • повышение эффективности восприятия информации; • повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; • умение критически мыслить; • умение ответственно относиться к собственному образованию; • умение работать в сотрудничестве с другими; • повышение качества образования учеников; • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Что технология критического мышления дает мне как учителю?: • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. Хочу остановиться на тех формах, которые я использую в своей работе, развивая рефлексивные умения учащихся. В начале урока вместе с учениками называем основные цели урока. На одном из этапов урока предлагаю учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили в ходе выполнения задания. При комментировании отметок за выполнение задания указываю на те знания и умения, которые усвоил ученик. В конце урока вовлекаю детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему научились, какие умения проявили. Использую методы взаимной проверки домашнего задания, предварительно ознакомив учащихся с теми критериями, по которым учащиеся анализируют выполнение работы, отметки ставят карандашом и объясняют их друг другу. В.А. Сухомлинский (1918-1970) сказал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…». Как не убить интерес ребенка к творчеству, к живому поиску верных решений? Как же можно добиться этого? На мой взгляд, надо добиваться того, чтобы все ученики на каждом этапе каждого урока были заняты учебной работой. На своих уроках я стараюсь, чтобы дети были заняты непрерывно. Я вижу ярко горящие, заинтересованные глаза учащихся, которые в состоянии преодолеть любые преграды. На таких уроках нет скучающих, всегда все в работе. Повышение интереса к урокам я достигаю, используя новые подходы и приемы: диалоговое обучение, оценивание, проблемные вопросы, использование индивидуальной, групповой и парной работы, рефлексия. Особенно хочу отметить групповую и диалоговую работу на уроке на разных его этапах. «Диалог – способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний». («Руководство для учителя». Стр. 167). Так после объяснения новой темы группам я предлагаю изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь. В процессе своей работы я стараюсь добиваться того, чтобы уроки были уроками сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. Стараюсь развивать коллективные формы обучения. Уроки литературы невозможны без чтения. «Чтение – это процесс создания смысла, в котором читатель взаимодействует с текстом. Поскольку каждый читатель привносит в текст что-то сугубо индивидуальное, он придает ему и свой сугубо индивидуальный смысл». (Н.Унрау «Думающий учитель, думающей ученик»). Стратегия ИНСЕРТ и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу. Многие приемы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в стадию «Размышление». Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – все это дает возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы. Хотелось бы более подробно остановиться на одном из приемов развития критического мышления – составлении синквейна. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться в сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. Литература: «Руководство для учителя». Стр. 165. «Руководство для учителя». Стр. 167. Д. Халпери «Психология критического мышления». Н.Унрау «Думающий учитель, думающей ученик».Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Критическое мышление.docx
Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении. Жить – значит иметь проблемы, а   решать   их   –   значит   расти интеллектуально. Дж. Гилфорд. «Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: «Стой, довольно, больше идти некуда!» (В. Белинский). Во все времена люди   стремились   к   новым   знаниям,   открытиям,   великим   свершениям. Стремясь к этому, совершенствовалось мышление человека. Раньше людьми двигал   инстинкт   выживания,   для   этого   им   приходилось   развиваться   и осваивать непреодолимые сложности. А что сейчас, сегодня движет нами? Наше   поколение   живет   в   очень   сложное   время.   Нам   досталась   не   легкая задача ­ оставить хоть что­нибудь после себя, не уйти незамеченными и в то же время справиться со всеми проблемами, стоящими на пути достижения цели. Ведь действительно, сейчас очень много препятствий возникает перед человеком,   поставившим   себе   цель   сделать   что­нибудь   незаурядное, необычное, оставить что­нибудь важное после себя. Это объясняется тем, что на смену одному поколению  приходит другое молодое, которое несет с собой совсем иное отношение к окружающему нас миру, несет свои новые принципы, свои   свободы   и   законы.   В   таком   обществе   меняются   люди,   и   меняется нравственное отношение  друг к другу. То, что было модно вчера, может быть совсем не интересно завтра. Это объясняется не только тем, что происходит много   научных   открытий,   обновляется   быт   человека,   прогрессируют технические изменения, меняется и само мышление людей. Именно в таком мире   важно   не   потеряться,   остаться   нужным,   а   самое   главное   ­   уметь правильно принять верное решение. Что   значит   мыслить   критически?   Мы   сталкиваемся   с   трудными задачами   каждый   день,   пытаемся   решить   их,   обдумываем   множество вариантов,   чтобы   принять   правильное   решение,  строим   планы   на   будущее, значит, мы уже мыслим критически. А смогут ли наши дети выйти из трудного положения, не убегут ли они от жизненных проблем? Эти вопросы волнуют нас все больше и больше. «Способность критически мыслить была важна во все времена, тем, кто будет жить в 21 веке, без нее просто не обойтись. (Д. Халпери «Психология критического мышления»).  «Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям». («Руководство для учителя». Стр. 165) «Наше величие – в мысли» писал Б. Паскаль (1623 – 1662). Современная жизнь  устанавливает   свои   ценности:   не   просто   знание   определенной информации, а способность пользоваться приобретенным и получать на базе известного новые знания, критически их оценивать, осмысливать и применять. Получая   новую   информацию,   дети   должны   научиться   рассматривать   её   с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности, уметь   прогнозировать   будущие   знания.   «Знания   того,   как   добраться   от начальной   до   конечной   точки   маршрута,   ­   движущая   сила   критического мышления». (Д. Халпери «Психология критического мышления»). На   сегодняшний   день   основным   приоритетом   развития   образования становится   его   личностно   ориентированная   направленность.   Моя   задача заключается не в передаче ученикам готовых знаний и умений, а в создании условий   для   развития   личности,   способной   самим   находить   необходимые знания   и   умения   и   применять   их   в   нестандартных   ситуациях.   Технологии критического мышления развивают у моих учащихся умение мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий. Школа – это важный период жизни человека, на протяжении которого он учится понимать других и самого себя. Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения различных задач. Она предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Работая в   режиме   данной   технологии,   я   как   учитель   перестаю   быть   главным источником   информации,   и,   используя   приемы   критического   мышления, превращаю обучение в совместный и интересный поиск. И если уже сегодня учащиеся   применяют   технологии   критического   мышления,  то   мы   можем   с уверенностью сказать, что в будущем они справятся с любой проблемой и достигнут больших высот в современном мире. Уроки   русского   языка   и   литературы   представляют   огромные возможности для использования приемов и методов критического мышления. Технологии критического мышления много дают как ученику, так и учителю.  Что   по   моему   мнению   дает   технология   критического   мышления ученику?:  повышение эффективности восприятия информации;  повышение   интереса,     как   к   изучаемому   материалу,   так   и   к   самому процессу обучения;  умение критически мыслить;  умение ответственно относиться к собственному образованию;  умение работать в сотрудничестве с другими;  повышение качества образования учеников;  желание   и   умение   стать   человеком,   который   учится   в   течение   всей жизни. Что технология критического мышления дает мне как учителю?:  умение   создать   в   классе   атмосферу   открытости   и   ответственного сотрудничества;  возможность использовать  модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;  стать   практиками,   которые   умеют   грамотно   анализировать   свою деятельность;  стать источником ценной профессиональной информации для других           учителей. Хочу  остановиться на тех формах, которые я использую в своей работе, развивая рефлексивные умения учащихся. В начале урока вместе с учениками называем   основные   цели   урока.   На   одном   из   этапов   урока   предлагаю учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили в ходе выполнения задания. При комментировании отметок за выполнение задания указываю на те знания и умения, которые усвоил ученик. В конце урока вовлекаю детей в самоанализ,   в   ходе   которого   они   говорят,   чему   научились,   какие   умения проявили.  Использую   методы   взаимной   проверки   домашнего   задания, предварительно   ознакомив   учащихся   с   теми   критериями,   по   которым учащиеся   анализируют   выполнение   работы,   отметки   ставят   карандашом   и объясняют их друг другу.  В.А. Сухомлинский (1918­1970) сказал: «Ребенок по своей природе – пытливый   исследователь,   открыватель   мира.   Так   пусть   перед   ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…». Как не убить интерес ребенка к творчеству, к живому поиску верных решений? Как же можно добиться этого? На мой взгляд, надо добиваться того, чтобы все ученики на каждом этапе каждого урока были заняты учебной работой. На своих уроках я стараюсь, чтобы дети были заняты непрерывно. Я  вижу ярко горящие, заинтересованные глаза учащихся, которые в состоянии преодолеть любые   преграды.   На   таких   уроках   нет   скучающих,   всегда   все   в   работе. оценивание,   диалоговое   обучение, Повышение   интереса   к   урокам   я   достигаю,   используя   новые   подходы   и приемы:   проблемные   вопросы, использование   индивидуальной,   групповой   и   парной   работы,   рефлексия. Особенно хочу отметить групповую и диалоговую работу на уроке на разных его  этапах. «Диалог  –  способствует  развитию   высокого  уровня  мышления, интеллектуальному   развитию   через   вовлечение   учителей   и   учеников   в совместные действия по постижению смысла и знаний». («Руководство для учителя». Стр. 167). Так после объяснения новой темы  группам я предлагаю изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь. В процессе своей работы я стараюсь добиваться того, чтобы уроки были уроками сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. Стараюсь развивать коллективные формы обучения. Уроки литературы невозможны без чтения. «Чтение – это процесс создания смысла, в котором читатель взаимодействует с текстом. Поскольку каждый читатель привносит   в   текст   что­то   сугубо   индивидуальное,   он   придает   ему   и   свой сугубо   индивидуальный   смысл».   (Н.Унрау   «Думающий   учитель,   думающей ученик»). Стратегия ИНСЕРТ и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы становится   обсуждение   записей,   внесенных   в   таблицу.   Многие   приемы, использованные   на   стадиях   вызова   и   осмысления,   логически   переходят   в стадию   «Размышление».   Парная   мозговая   атака,   возвращение   к   ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини­сочинений – все  это дает возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.  Хотелось бы более подробно остановиться на одном из приемов развития критического   мышления   –   составлении   синквейна.   Синквейн   –   это стихотворение,  состоящее   из   пяти   строк,   написанное   по   особым   правилам Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и   представления   в   нескольких   словах,   что   отнюдь   не   просто.   Безусловно, интересно   использование   синквейнов   и   в   качестве   средства   творческого самовыражения.  Обобщая   вышесказанное,   хочу   сказать,   что   использование   технологии развития   критического   мышления   на   уроках   русского   языка   и  литературы помогает   развить   в   детях   самостоятельность,   ответственность,   умение адаптироваться в сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное   –   самостоятельно   добывать   знания,   самореализоваться   и социализироваться в современном мире. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно­познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. Литература:  «Руководство для учителя». Стр. 165. «Руководство для учителя». Стр. 167. Д. Халпери «Психология критического мышления». Н.Унрау «Думающий учитель, думающей ученик».

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении

Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018