Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
28.05.2018
Отчет с рефлективным размышлением
о критическом мышлении.
Жить – значит иметь проблемы,
а решать их – значит расти интеллектуально.
Дж. Гилфорд.
«Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: «Стой, довольно, больше идти некуда!» (В. Белинский). Во все времена люди стремились к новым знаниям, открытиям, великим свершениям. Стремясь к этому, совершенствовалось мышление человека. Раньше людьми двигал инстинкт выживания, для этого им приходилось развиваться и осваивать непреодолимые сложности. А что сейчас, сегодня движет нами? Наше поколение живет в очень сложное время. Нам досталась не легкая задача - оставить хоть что-нибудь после себя, не уйти незамеченными и в то же время справиться со всеми проблемами, стоящими на пути достижения цели. Ведь действительно, сейчас очень много препятствий возникает перед человеком, поставившим себе цель сделать что-нибудь незаурядное, необычное, оставить что-нибудь важное после себя. Это объясняется тем, что на смену одному поколению приходит другое молодое, которое несет с собой совсем иное отношение к окружающему нас миру, несет свои новые принципы, свои свободы и законы. В таком обществе меняются люди, и меняется нравственное отношение друг к другу. То, что было модно вчера, может быть совсем не интересно завтра. Это объясняется не только тем, что происходит много научных открытий, обновляется быт человека, прогрессируют технические изменения, меняется и само мышление людей. Именно в таком мире важно не потеряться, остаться нужным, а самое главное - уметь правильно принять верное решение.
Что значит мыслить критически? Мы сталкиваемся с трудными задачами каждый день, пытаемся решить их, обдумываем множество вариантов, чтобы принять правильное решение, строим планы на будущее, значит, мы уже мыслим критически. А смогут ли наши дети выйти из трудного положения, не убегут ли они от жизненных проблем? Эти вопросы волнуют нас все больше и больше. «Способность критически мыслить была важна во все времена, тем, кто будет жить в 21 веке, без нее просто не обойтись. (Д. Халпери «Психология критического мышления»).
«Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям». («Руководство для учителя». Стр. 165)
«Наше величие – в мысли» писал Б. Паскаль (1623 – 1662). Современная жизнь устанавливает свои ценности: не просто знание определенной информации, а способность пользоваться приобретенным и получать на базе известного новые знания, критически их оценивать, осмысливать и применять. Получая новую информацию, дети должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности, уметь прогнозировать будущие знания. «Знания того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, - движущая сила критического мышления». (Д. Халпери «Психология критического мышления»).
На сегодняшний день основным приоритетом развития образования становится его личностно ориентированная направленность. Моя задача заключается не в передаче ученикам готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности, способной самим находить необходимые знания и умения и применять их в нестандартных ситуациях. Технологии критического мышления развивают у моих учащихся умение мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий.
Школа – это важный период жизни человека, на протяжении которого он учится понимать других и самого себя. Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения различных задач. Она предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, я как учитель перестаю быть главным источником информации, и, используя приемы критического мышления, превращаю обучение в совместный и интересный поиск. И если уже сегодня учащиеся применяют технологии критического мышления, то мы можем с уверенностью сказать, что в будущем они справятся с любой проблемой и достигнут больших высот в современном мире.
Уроки русского языка и литературы представляют огромные возможности для использования приемов и методов критического мышления. Технологии критического мышления много дают как ученику, так и учителю.
Что по моему мнению дает технология критического мышления ученику?:
• повышение эффективности восприятия информации;
• повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
• умение критически мыслить;
• умение ответственно относиться к собственному образованию;
• умение работать в сотрудничестве с другими;
• повышение качества образования учеников;
• желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что технология критического мышления дает мне как учителю?:
• умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
• возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
• стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
• стать источником ценной профессиональной информации для других
учителей.
Хочу остановиться на тех формах, которые я использую в своей работе, развивая рефлексивные умения учащихся. В начале урока вместе с учениками называем основные цели урока. На одном из этапов урока предлагаю учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили в ходе выполнения задания. При комментировании отметок за выполнение задания указываю на те знания и умения, которые усвоил ученик. В конце урока вовлекаю детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему научились, какие умения проявили. Использую методы взаимной проверки домашнего задания, предварительно ознакомив учащихся с теми критериями, по которым учащиеся анализируют выполнение работы, отметки ставят карандашом и объясняют их друг другу.
В.А. Сухомлинский (1918-1970) сказал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…». Как не убить интерес ребенка к творчеству, к живому поиску верных решений? Как же можно добиться этого? На мой взгляд, надо добиваться того, чтобы все ученики на каждом этапе каждого урока были заняты учебной работой. На своих уроках я стараюсь, чтобы дети были заняты непрерывно. Я вижу ярко горящие, заинтересованные глаза учащихся, которые в состоянии преодолеть любые преграды. На таких уроках нет скучающих, всегда все в работе. Повышение интереса к урокам я достигаю, используя новые подходы и приемы: диалоговое обучение, оценивание, проблемные вопросы, использование индивидуальной, групповой и парной работы, рефлексия. Особенно хочу отметить групповую и диалоговую работу на уроке на разных его этапах. «Диалог – способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний». («Руководство для учителя». Стр. 167). Так после объяснения новой темы группам я предлагаю изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
В процессе своей работы я стараюсь добиваться того, чтобы уроки были уроками сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. Стараюсь развивать коллективные формы обучения. Уроки литературы невозможны без чтения. «Чтение – это процесс создания смысла, в котором читатель взаимодействует с текстом. Поскольку каждый читатель привносит в текст что-то сугубо индивидуальное, он придает ему и свой сугубо индивидуальный смысл». (Н.Унрау «Думающий учитель, думающей ученик»). Стратегия ИНСЕРТ и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу. Многие приемы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в стадию «Размышление». Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – все это дает возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.
Хотелось бы более подробно остановиться на одном из приемов развития критического мышления – составлении синквейна. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться в сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Литература:
«Руководство для учителя». Стр. 165.
«Руководство для учителя». Стр. 167.
Д. Халпери «Психология критического мышления».
Н.Унрау «Думающий учитель, думающей ученик».Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Критическое мышление.docx
Отчет с рефлективным размышлением
о критическом мышлении.
Жить – значит иметь проблемы,
а решать их – значит расти
интеллектуально.
Дж. Гилфорд.
«Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет
себе: «Стой, довольно, больше идти некуда!» (В. Белинский). Во все времена
люди стремились к новым знаниям, открытиям, великим свершениям.
Стремясь к этому, совершенствовалось мышление человека. Раньше людьми
двигал инстинкт выживания, для этого им приходилось развиваться и
осваивать непреодолимые сложности. А что сейчас, сегодня движет нами?
Наше поколение живет в очень сложное время. Нам досталась не легкая
задача оставить хоть чтонибудь после себя, не уйти незамеченными и в то
же время справиться со всеми проблемами, стоящими на пути достижения
цели. Ведь действительно, сейчас очень много препятствий возникает перед
человеком, поставившим себе цель сделать чтонибудь незаурядное,
необычное, оставить чтонибудь важное после себя. Это объясняется тем, что
на смену одному поколению приходит другое молодое, которое несет с собой
совсем иное отношение к окружающему нас миру, несет свои новые принципы,
свои свободы и законы. В таком обществе меняются люди, и меняется
нравственное отношение друг к другу. То, что было модно вчера, может быть
совсем не интересно завтра. Это объясняется не только тем, что происходит
много научных открытий, обновляется быт человека, прогрессируют
технические изменения, меняется и само мышление людей. Именно в таком
мире важно не потеряться, остаться нужным, а самое главное уметь
правильно принять верное решение.
Что значит мыслить критически? Мы сталкиваемся с трудными
задачами каждый день, пытаемся решить их, обдумываем множество
вариантов, чтобы принять правильное решение, строим планы на будущее,
значит, мы уже мыслим критически. А смогут ли наши дети выйти из трудного
положения, не убегут ли они от жизненных проблем? Эти вопросы волнуют
нас все больше и больше. «Способность критически мыслить была важна во
все времена, тем, кто будет жить в 21 веке, без нее просто не обойтись. (Д.
Халпери «Психология критического мышления»).
«Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению,
оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить
основанием к действиям». («Руководство для учителя». Стр. 165)
«Наше величие – в мысли» писал Б. Паскаль (1623 – 1662). Современная
жизнь устанавливает свои ценности: не просто знание определенной
информации, а способность пользоваться приобретенным и получать на базе
известного новые знания, критически их оценивать, осмысливать и применять.
Получая новую информацию, дети должны научиться рассматривать её с
различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности,
уметь прогнозировать будущие знания. «Знания того, как добраться от
начальной до конечной точки маршрута, движущая сила критического
мышления». (Д. Халпери «Психология критического мышления»).
На сегодняшний день основным приоритетом развития образования
становится его личностно ориентированная направленность. Моя задача
заключается не в передаче ученикам готовых знаний и умений, а в создании
условий для развития личности, способной самим находить необходимые
знания и умения и применять их в нестандартных ситуациях. Технологии
критического мышления развивают у моих учащихся умение мыслить, делать
выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий.
Школа – это важный период жизни человека, на протяжении которого
он учится понимать других и самого себя. Технология развития критического
мышления является оптимальной методикой для решения различных задач.
Она предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и
в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Работая
в режиме данной технологии, я как учитель перестаю быть главным
источником информации, и, используя приемы критического мышления,
превращаю обучение в совместный и интересный поиск. И если уже сегодня
учащиеся применяют технологии критического мышления, то мы можем с
уверенностью сказать, что в будущем они справятся с любой проблемой и
достигнут больших высот в современном мире.
Уроки русского языка и литературы представляют огромные
возможности для использования приемов и методов критического мышления.
Технологии критического мышления много дают как ученику, так и учителю.
Что по моему мнению дает технология критического мышления
ученику?:
повышение эффективности восприятия информации;
повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому
процессу обучения;
умение критически мыслить; умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования учеников;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей
жизни.
Что технология критического мышления дает мне как учителю?:
умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного
сотрудничества;
возможность использовать модель обучения и систему эффективных
методик, которые способствуют развитию критического мышления и
самостоятельности в процессе обучения;
стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою
деятельность;
стать источником ценной профессиональной информации для других
учителей.
Хочу остановиться на тех формах, которые я использую в своей работе,
развивая рефлексивные умения учащихся. В начале урока вместе с учениками
называем основные цели урока. На одном из этапов урока предлагаю
учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте
мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили в ходе выполнения
задания. При комментировании отметок за выполнение задания указываю на
те знания и умения, которые усвоил ученик. В конце урока вовлекаю детей в
самоанализ, в ходе которого они говорят, чему научились, какие умения
проявили.
Использую методы взаимной проверки домашнего задания,
предварительно ознакомив учащихся с теми критериями, по которым
учащиеся анализируют выполнение работы, отметки ставят карандашом и
объясняют их друг другу.
В.А. Сухомлинский (19181970) сказал: «Ребенок по своей природе –
пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним
открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в
сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через
неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…». Как
не убить интерес ребенка к творчеству, к живому поиску верных решений?
Как же можно добиться этого? На мой взгляд, надо добиваться того, чтобы
все ученики на каждом этапе каждого урока были заняты учебной работой. На
своих уроках я стараюсь, чтобы дети были заняты непрерывно. Я вижу ярко
горящие, заинтересованные глаза учащихся, которые в состоянии преодолеть
любые преграды. На таких уроках нет скучающих, всегда все в работе. оценивание,
диалоговое обучение,
Повышение интереса к урокам я достигаю, используя новые подходы и
приемы:
проблемные вопросы,
использование индивидуальной, групповой и парной работы, рефлексия.
Особенно хочу отметить групповую и диалоговую работу на уроке на разных
его этапах. «Диалог – способствует развитию высокого уровня мышления,
интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в
совместные действия по постижению смысла и знаний». («Руководство для
учителя». Стр. 167). Так после объяснения новой темы группам я предлагаю
изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное
правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение,
понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
В процессе своей работы я стараюсь добиваться того, чтобы уроки были
уроками сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между
самими детьми. Стараюсь развивать коллективные формы обучения. Уроки
литературы невозможны без чтения. «Чтение – это процесс создания смысла, в
котором читатель взаимодействует с текстом. Поскольку каждый читатель
привносит в текст чтото сугубо индивидуальное, он придает ему и свой
сугубо индивидуальный смысл». (Н.Унрау «Думающий учитель, думающей
ученик»). Стратегия ИНСЕРТ и таблица делают зримыми процесс накопления
информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы
становится обсуждение записей, внесенных в таблицу. Многие приемы,
использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в
стадию «Размышление». Парная мозговая атака, возвращение к ключевым
терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, минисочинений – все это
дает возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.
Хотелось бы более подробно остановиться на одном из приемов развития
критического мышления – составлении синквейна. Синквейн – это
стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам
Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он
дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства
и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно,
интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого
самовыражения.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии
развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение
адаптироваться в сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую
речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и
социализироваться в современном мире. А это возможно только в процессе
самостоятельной учебнопознавательной деятельности на основе современных
педагогических технологий.
Литература:
«Руководство для учителя». Стр. 165.
«Руководство для учителя». Стр. 167.
Д. Халпери «Психология критического мышления».
Н.Унрау «Думающий учитель, думающей ученик».
Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Отчет с рефлективным размышлением о критическом мышлении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.