Отчёт педагога – психолога Моисеевой Р.И. за 2019 - 2020 уч. год

  • doc
  • 26.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала отчёт педагога - психолога.doc

Отчёт педагога – психолога Моисеевой Р.И.

за 2019 - 2020 уч. год

Обучение в школе - интернате направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, ориентированное на овладение необходимыми жизненными компетенциями и успешную социальную адаптацию. На основании этого психолог строит свою работу в данном коррекционном учреждении.

 Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности психолога школы - интерната являются:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета ребёнка; определение путей и форм оказания помощи воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Диагностическая работа состоит из двух этапов:

1.     На первом этапе выявляются обучающиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога.

2.     На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.

При поступлении нового обучающегося  в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза. После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы.

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентированна на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

3. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.

4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы-риска.
Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.

Основными задачами работы на учебный год являются:

·       Изучение социометрического статуса детей.

·       Создание банка данных о детях, требующих особого психолого-педагогического внимания.

·       Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.

·       Повышение психологической компетентности родителей и педагогов в сфере детско-родительских отношений.

·       Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата.

Вся деятельность психолога тесно связана с работой школьного ПМП(к). Именно на заседаниях консилиума разрабатывается стратегия работы с каждым ребенком.

Работа психолога велась по направлениям, заявленным в годовом плане.

Вся работа педагога-психолога не зависимо от вида учреждения обязательно фиксируется в журнале. В работе используется «Рабочий журнал психолога образовательного учреждения» М.М.Семаго, в котором отражается работа, проводимая в течение всего учебного года, составляется статистический отчет.

 

Основными направлениями деятельности психологов школы - интерната являются:

- психодиагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа;

-консультативная работа;

- просветительская;

- профилактическая.

Содержание направлений деятельности:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Диагностическая работа состоит из двух этапов:

 - на первом этапе выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога;

 - на втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении;

 - при поступлении нового учащегося в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза;

После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы.

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентирована на познавательную, эмоционально - личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.

Педагогами-психологами составляются и апробируются коррекционные программы: «Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 9-11 классов «Психология и выбор профессии»»; «Программа сопровождения первоклассников»; «Программа развивающих занятий с обучающимися при подготовке к итоговой аттестации»; «Программа коррекционно-развивающих занятий на этапе адаптации обучающихся при переходе в основную школу»; «Психокоррекционная программа «Познаю себя и учусь управлять собой»»; «Программа индивидуально-коррекционной работы по формированию и развитию познавательной и эмоционально – волевой сферы учащихся 1-6 классов»; курс индивидуальных психокоррекционных занятий для подростков с девиантным поведением, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно - перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

3. Психологическое консультирование и просвещение обучающихся, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.

Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность проходила в виде педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний и была направленна на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях.

Результаты диагностической работы с учащимися.

Создание банка данных о детях, требующих особого психолого-педагогического внимания.

Форма диагностики

Учебный год, полугодие

 

Показатели по классам

(количество обучающихся, % от общего количества)

 

1 – 6 классы

7 – 8 классы

9 – 11 классы

Индивидуальная

2019-2020

 

 

 

Групповая

2019-2020

 

 

 

 

Таким образом, охват диагностическими (мониторинговыми) исследованиями, составляет 94%.

4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми «группы риска».

Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности обучающихся на каждом возрастном этапе.

Результаты диагностической работы с педагогами и родителями.

Форма диагностики

Учебный год,
полугодие

 

Показатели
(количество человек, % от общего количества)

 

педагоги

родители

Индивидуальная

2019-2020

 

 

Групповая

2019-2020

 

 

 

Консультирование обучащихся.

Форма консультации

Учебный год, полугодие

 

Показатели по классам

(количество обучающихся, % от общего количества)

 

1 – 6 классы

7 – 8 классы

9 – 11 классы

Индивидуальная

2019-2020

2

 

 

Групповая

2019-2020

21

 

 

 

Обучающиеся приходили за помощью к психологу для:

- улучшения понимания (проблемы, себя, окружающих и т.д.);

- изменения эмоционального состояния;

- развития способности самостоятельно принимать решения;

- получение поддержки;

- получения информации;

- реагирования на действия других людей и ситуации.

Работа психолога велась по намеченному плану на 2014-2015 учебный год.

Психодиагностическая работа велась по запросу педагогов и согласно плана диагностических минимумов. Использовались такие методики и тесты как: Керна-Йерасека (ориентационный тест школьной зрелости), «Выявление типа личности» Айзенка, «Самооценка». При работе с детьми из «группы риска» - использовался специальный план, разработанный на год. Были проведены беседы «Учитесь властвовать собой», «Достоинство», «Школьная жизнь и закон»; и занятия – диспут «Преступление и наказание», мозговой штурм «Осмысление причин, по которым люди становятся членами той или иной неформальной группы; так же использовались диагностические методы: «Проявление агрессии и враждебности» - опросник Басса-Дарки, «Нравственная самооценка подростка», «Отношение подростка к жизненным ценностям».

С прибывшими, поступившими в первый класс детьми и пятиклассниками – в начале года велась работа по адаптации к школе. Результат – все дети благополучно вошли в учебный процесс, случаев дезадаптации не наблюдалось. В четвертом классе проводилась работа по профилактике стрессовых ситуаций, формированию познавательной активности и учебной мотивации. Были применены следующие методики: «Тест школьной тревожности Филлипса», который показал общую тревожность по классу – 83% и «Методика незаконченное предложение», которая была проведена в конце года и показала удовлетворительный результат готовности четвероклассников к переходу в 5 класс.

 Велась большая работа среди родителей по предотвращению конфликтных ситуаций и профилактике педагогической запущенности. Работа велась в тесном контакте с педагогами класса. Проблемные ситуации решались коллегиально, выносились на малые педсоветы, на заседания ШПМП(к). Учебная мотивация повысилась, но только у 48 % учащихся начальной школы преобладает только положительное отношение к школе, а 22% учащихся школа привлекает только своими внешкольными мероприятиями.

В среднем звене работа велась с учетом и по мере возникновения проблем, в частности по следующим темам:

1. Родители пассивные участники воспитательно–образовательного процесса.

2. Жестокое обращение с детьми в семье.

3. Познавательная активность, средства информации и здоровье учащихся (психическое).

Особое внимание уделялось учащимся из групп риска (в социальном плане):

- консультирование по итогам наблюдения за «трудными» детьми; 

- вовлечение данной категории детей в сеть дополнительного образования;

- посещение на дому проблемных учащихся, беседы с их родителями, установление причин отклонения поведения;

- осуществление четкого контроля за посещением школы учащимися.

Результат индивидуальной работы с детьми группы риска – 100% вовлеченность в общественную деятельность школы.

Особое место в работе уделялось психолого-педагогическому сопровождению выпускников.

Были разработаны:

- методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи экзамена»;

- программа развивающих занятий с учащимися при подготовке к итоговой аттестации.

Консультации для педагогов, учащихся и родителей:

- «Аутогенная тренировка»;

- «Комплекс упражнений для шеи»;

- «Что поможет справиться со стрессом»;

- «Как избежать ошибок и действительно помочь своему ребенку?»

- «Как успешно сдать экзамен».

Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу».

В школе 16 выпускников (3 инд. обуч.). В мае проводилась диагностика выпускников 9-х класса по определению их психологической готовности к сдаче выпускных экзаменов.

Диагностика проводилась с целью определения полушарности, самооценки, уровня тревожности (Методика Филлипса), уровня развития вербального, логического и пространственного мышления (тест Амтхауэра) учащихся. В диагностике принимали участие все учащиеся выпускного класса. Диагностика проводилась в групповой и индивидуальной форме.

По результатам психологического исследования можно сделать следующие выводы:

Уровень самооценки у подавляющего большинства (81% – на среднем уровне. То есть эти ребята оценивают себя соответственно своим способностям и возможностям. У 8 учащихся (19%) себя недооценивают, то есть самооценка их занижена.

Общий уровень тревожности не превышает норму. Но у 7  учащихся тревожность повышена в отношениях с учителями и в ситуации проверки знаний, что может помешать при сдаче экзаменов.

Все результаты тестов были внесены в сводную ведомость диагностики когнитивной и личностной сферы.

Дополнительно была проведена диагностика характерологических особенностей учащихся по Опроснику Айзенка, чтобы определить личностные качества ребят. По итогам диагностики были сделаны выводы и даны следующие рекомендации:

Учителям-предметникам – применять в своей работе больше заданий, развивающих вербальное и логическое мышление.

Родителям – проявлять повышенную заинтересованность в успехах своих детей, взаимодействовать с учителями-предметниками, чтобы помочь детям лучше подготовиться к сдаче экзамена, обращаться к педагогу-психологу за консультациями и рекомендациями.

Педагогу-психологу – разработать программы для работы с детьми с повышенной тревожностью, сниженной самооценкой и проводить коррекционно-развивающие занятия с этими детьми; проводить консультации с родителями; проводить беседы с элементами тренинга для развития психологической готовности к сдаче экзаменов.

Так же велась тщательная работа с 9 классом с целью профессионального самоопределения. Были применены методики «Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (ДДО) – предназначенная для определения склонностей к той или иной сфере профессиональной деятельности.

1 Сфера «человек – природа» (Ч-П), включает профессии, связанные со взаимодействием с биологическими объектами, выбрали 14% учащихся 9 класса.

2. Сфера «человек – техника» (Ч-Т). Сюда относятся профессии, связанные взаимодействием человека с техническими объектами – 42%.

3. Сфера «человек – человек» (Ч-Ч), включает профессии, в которых человека имеет дело с другими людьми – 14%

4. Сфера «человек – знак» (Ч-З), где предметом труда является знаковые системы – 0%

5. Сфера «человек – художественный образ» (Ч-Х), включающая профессии, где деловым предметом труда являются художественные образы или их элементы – 28%.

Самое главное в работе психолога  в начальной школе — помочь ребенку в ситуации адаптации к основной школе, обеспечить его дальнейшее естественное развитие и благополучные результаты. Цель – изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально – педагогическим условиям обучения.

В конце второго полугодия 2019 – 2020 учебного года обозначено новое направление работы- арт-терапия. Арт-терапия, как коррекционный, а так же психотерапевтический метод работы с детьми, основанный на использовании художественного творчества. Арт-терапевтическая практика заключается в том, что наиболее важные мысли переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках, так как детям часто трудно вербализовать свои состояния.

Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми, отсутствие личного времени, которым ребёнок мог бы распоряжаться по своему усмотрению, не оставляют ребёнку шанса обрести самостоятельность: твёрдый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль – всё это исключает возможность развития творческой активности. А между тем развитие творческого мышления и воображения – необходимое условие для самореализации, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «Я-концепции».

Таким образом, минуя слова и сознание ребёнка, были проведены диагностики внутренних состояний личности при помощи методик «Несуществующее животное», «Дерево» Коха, «Дом-дерево-человек», «Нарисуй свой характер».

 

Результаты в развитии, коррекции и решении личностных проблем.

Показатели

Количество обучающихся,

 % от общего количества

2019 – 2020 учебный год, I полугодие

117чел., 100%

Школа

Начальная – 59 чел,

50 %

Основная -58чел,

50 %

1

Обучающиеся, охваченные групповыми коррекционно-развивающими программами (уроки, тренинги, развивающие занятия и т.п.)

 

 

 

2

Обучающиеся, имеющие положительные результаты в развитии, коррекции.

 

 

3

Обучающиеся, охваченные индивидуальной коррекционно-развивающей работой (тренинги, развивающие занятия и т.п.)

 

 

4

 Обучающиеся, имеющие положительные результаты в развитии, коррекции.

 

 

 

Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в школе - интернате, является коррекционно-развивающая работа. Программа выполнена в полном объеме. Формы, организации детей на занятии использовались самые разнообразные: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за партами или расположившись в разных концах кабинета. Использовалось пространство всех помещений школы - интерната и прилегающих территорий (для упражнений по ориентировке в пространстве и времени и др.). При планировании коррекционно-развивающих занятий было продумано формулирование целей, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.

По итогам коррекционных занятий в 1 - 5 классах достигнуты определенные положительные результаты и наблюдается динамика в развитии сенсорных процессов у детей, что связано с формированием их личности, обогащением их чувственного опыта.

 

Обучающиеся посещали занятия согласно составленного графика. В индивидуальные  дневники наблюдений заносились по итогам года результаты работы с детьми, а так же результаты их деятельности. Коррекционная деятельность по формированию высших психических процессов продолжается индивидуально с каждым ребенком в различных формах с опорой на его зону актуального развития и зону ближайшего развития.

Кроме этого, тесное общение происходит с дефектологами, учителями и воспитателями в целях расширения и углубления знаний практической психологии педагогического коллектива.

С целью профилактики у подростков суицидальных поступков психологом и социальным педагогом школы - интерната ведется определенная планомерная работа. Проведенные мероприятия (анкетирование «Уровень тревожности», «Отношения в семье») способствуют предупреждению уровня повышения детской тревожности, агрессии. В рамках данной работы осуществляется комплекс внеклассных мероприятий, психологические тренинги, индивидуальные профилактические беседы.

Велась профилактическая работа с родителями. («Роль семейного общения в профилактике поведения и негативных привычек у детей», «Детско-родительские отношения»).

Проанализировав работу за полугодие, намечены основные направления деятельности работы на будущее, это:

 - продолжать работу по основным направлениям учебного года;

- продолжить работу с обучающимися «группы риска» в тесном сотрудничестве с администрацией, социальным педагогом, родителями, учителями и воспитателями;

- внедрение новых психологических методов и методик (арт-терапия);

- приобретение современной психологической литературы;

- создание разновозрастных групп общения для учащихся имеющих проблемы в общении и трудности адаптации;

- способствовать снижению уровня агрессии учащихся;

- способствовать развитию эмоционального здоровья. школа

Размещено на