ГУ «Луганский республиканский дом ребенка» ЛНР
Конспект
открытого логопедического занятия
на тему: «Огород. Овощи»
Логопед
Компаниец Н.Н.
27.10.2020г.
Тема «Огород. Овощи»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Обучение отгадыванию загадок об овощах. Совершенствонание грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей и артикуляционной моторики, сенсорных (тактильных) ощущений, длительного плавного выдоха.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование. Плакат «Овощи», игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики — волк и слон, дидактическая игра «Подбери корешки к вершкам», конверты с целыми и разрезанными предметными картинками с изображениями овощей, дидактическая игра «Один - много», ноутбук для выполнения логопедической распевки «Мы пойдем в огород» и интерактивной игры «Комната Феи», дидактическая игра на липучках «Огород», дыхательный тренажер «Прожорливый зайка», сказка на липучках «Репка».
Предварительная работа. Чтение сказки «Репка», рассматривание овощей, разучивание упражнения «Обед на грядке».
Ход занятия
1. Организационный момент. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи. Дети входят в кабинет логопеда, здороваются и встают около плаката с изображением овощей. Логопед приветствует детей.
Логопед. Сегодня мы продолжим знакомиться с подарками Осени. Посмотрите на плакат. Скажите одним словом, что на нем нарисовано?
Дети. Овощи.
Логопед. Правильно, молодцы. Где растут овощи?
Дети. В огороде, на грядках.
Логопед. Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи и говорить о них. Ребята назовете овощи, которые вы видите на плакате. Отвечать нужно так: «Я вижу на картинке огурец, помидор и т.д.», (дети по очереди называют и показывают овощи на плакате, затем присаживаются на стульчики).
Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика (Развитие общей артикуляционной моторики)
Логопед. Сегодня к нам пришли маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнения «Улыбка», а слоненок — «Трубочку». Давайте поиграем вот как: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку».
Упражнение «Улыбка — трубочка» выполняется 3—5 раз.
Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гимнастику.
2. Дидактическая игра «Подбери корешки к вершкам»
Логопед. На грядке выросли овощи. Посмотрите: корешки – в земле, а листочки над землей (логопед раздает детям картинки и накладные корешки). Логопед. Разложите корешки соответственно вершкам, как на картинке. (Дети выполняют задание)
3. Обучение отгадыванию загадок об овощах. (Развитие мышления)
Логопед. Молодцы, сейчас я вам загадаю загадки, кто отгадает – получит конверт.
Снаружи красна, внутри – бела,
На голове хохолок – зелененький лесок. (Редиска)
Я лежу на грядке гордо,
Грее солнце мой бочок.
Я – зеленый, вкусный, твердый
И зовусь я …(Кабачок)
Растут на грядке
Зеленые ребятки.
Удалые молодцы
И зовут их …(Огурцы)
(Дети отгадывают загадки и получают конверты с разрезными картинками)
4. Разрезные картинки. (Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.)
Логопед. Достаньте из конвертов разрезные картинки, соберите их и назовите. (Дети вынимают картинки из своих конвертов, собирают и называют эти овощи).
1-й ребенок. Огурчик.
2-й ребенок. Кабачок.
3-й ребенок. Редиска.
5. Дидактическая игра «Один - много» (Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных)
Логопед показывает детям карточки «один-много».
1-й ребенок. Огурец — огурцы.
2-й ребенок. Кабачок — кабачки.
3-й ребенок. Редиска — редисеи.
6. Физкультминутка с элементами мозжечковой стимуляции «Обед на грядке» (Развитие общей моторики, координации речи с движением. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Овощи»)
Логопед приглашает детей встать и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.
Спрятались на грядке ловко Репка, свекла и морковка. |
Присесть, прикрыть глаза руками
|
За ботву потянем, Из земли достанем. |
Встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем морковку» |
Будет малышам обед:
|
Руки на поясе – повороты туловища вправо – влево. |
Борщ, пюре и винегрет. |
Кулачком правой руки производим круговые движения по ладошке левой руки; стучим кулачком правой руки по ладошке левой; ребром ладони правой руки стучим по ладошке левой. |
7. Видео - логопедическая распевка «Мы пойдем в огород». (Развитие слуховой памяти, внимания, речевого дыхания)
Логопед приглашает детей за стол.
Логопед. Ребята, посмотрите на экран. Повторяйте вместе со мной.
От-от-от
Мы пойдем в огород,
Жу-жу-жу-жу
Я морковку посажу,
Цы-цы-цы
Поспевают огурцы,
У-у_у
Помидоры я сорву,
Чок-чок-чок
Я зеленый кабачок,
На-на-на
Желта репа, как луна.
Бы-бы-бы
Зреют крупные бобы.
Ди-ди-ди-ди
В огород к нам приходи.
8. Дидактическая игра «Огород» (Развитие тонкой моторики, обучение отвечать на вопросы)
Логопед. На огороде у феи выросли овощи, помогите их собрать.
(Дети выполняют задание).
Логопед. Рома, какие овощи ты собрал?
Рома. Я собрал морковку, перец, картошку.
Женя. Я собрал редис и помидор.
Настя. Я собрала капусту и баклажан.
Логопед. Молодцы, ребята.
9. Дыхательная гимнастика - тренажер «Прожорливый зайка» (Развитие плавного длительного выдоха)
Логопед. Целую ночь в огороде не грядке
Зайцы играли в горелки и прятки
Фея утром придет за капустой,
А в огороде голо пусто.
Логопед. Ребята, Зайка проголодался, давайте его накормим.
Логопед раздает детям коктейльные трубочки и предлагает подуть на кусочки поролона таким образом, что б накормить «прожорливого Зайчика».
10. Связная речь. Пересказ Сказки «Репка»
Логопед. Молодцы, ребята, Зайка говорит вам «Спасибо» и просит вас рассказать ему сказку про любимый овощь:
Тянет бабка, тянет дед,
Но она сидела крепко,
А потом позвали внучку,
Кошку и собачку Жучку,
Мыщку кликнули соседку,
Дружно вытащили …(Репку)
Сказка на липучках «Репка».
11. Окончание занятия. (Оценка работы детей)
Логопед. Вот и закончилось занятие. Чем вы занимались сегодня? Что вам было интересно делать?
Дети рассказывают о том, что им понравилось на занятии, что было интересно. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.
Логопед. Ребята, вы такие молодцы! У меня для вас сюрприз. Интерактивная игра с педагогического сайта «МЕРСИБО» - «Волшебная комната Феи».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.