Занятие с элементами тренинга
« Здравствуй, пятый класс!»
Цель: дать возможность детям поближе познакомиться друг другом способствовать формированию групповой сплоченности;
помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.
Вступление 5минут
План открытого занятия:
- Приветствие
- Знакомство с участниками
- Разминка
- Правила курса
- Сплочение группы
-Релаксация
- Рефлексия
Время: 45 минут
Материалы:
— фломастеры, краски , ватман, клей, «человечки» из цветной бумаги (количество человечков может быть по количеству участников или больше).
-Вступление
Еще вчера в начальной школе С учительницею первою своей Вы постигали мудрые науки И старше стать стремились поскорей. Теперь забот, наверное, прибавится: Уроков больше, материал сложней. Но сообща нам с ними надо справиться – Мы в трудностях становимся дружней. Смелее в путь! Идите к новым знаниям! Сегодня стали вы еще чуть-чуть взрослей. Когда же вас оценят за старания, Вы первых вспомните своих учителей! |
Ход занятия :
1 этап. Приветствие.
Психолог: Ребята! Тема сегодняшнего занятия «Здравствуй пятый
Класс!»
- Давайте с вами поздороваемся немного необычно, но очень тепло и радостно.
2 этап. Знакомство с участниками
Психолог: Для того, чтобы нам было комфортно общаться в дальнейшем, нам нужно познакомиться.
Разминка
Упражнение «Имя-эпитет»
Ведущий: «Все вы стали учениками средней школы. В классе появились новые ребята. Предлагаю вам познакомиться поближе, лучше узнать друг друга. Каждый участник называет свое имя, а затем на первую букву своего имени называет качество, характеризующее его. Начали!».
Ученики: Сергей
– смелый, София – скромная, Артем – активный, Костя – красивый и т.д
Упражнение заканчивается после того, как каждый ученик представится.
Цель: Создание эмоционального настроя
Время: 5 минут
Проведение:
Психолог: Очень хорошо!
3 этап. Принятие правил
Психолог: А теперь давайте с вами примем правила нашей группы. Правила должны быть такими, чтобы всем было:
1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.
2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется и даже поощряется.
3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, — для всех, кроме нас, секрет.
4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.
4 этап. Сплочение группы
Психолог:
Упражнение «Хвост дракона»
Цель – встряхнуться, весело и активно расслабиться, почувствовать себя одной командой.
Время – 5-7 минут
Проведение:
Участники становятся в затылок друг другу. Каждый держит за талию стоящего впереди. Теперь голова дракона, то есть участники, стоящие впереди, должна поймать собственный хвост (последнего участника). Участники, стоящие в середине, должны крепко держаться друг за друга, чтобы дракон не развалился. Через некоторое время участники из середины переходят на места в хвосте или голове дракона, они тоже должны активно подвигаться и развлечься.
Упражнение «Наш класс»
Цель – создание модели группы, сплочение, создание положительного настроя
Время – 10 мин
Проведение:
Все участники создают на ватмане модель «дружного класса» с помощью клея, фломастеров и человечков из цветной бумаги (если количество участников велико, то можно разделиться на группы). По окончании идет представление своей модели.
4 этап. Релаксация
Упражнение «Прощание с начальной школой»
В ходе выполнения этого упражнения дети вспоминают приятные моменты учебы в начальной школе, свои успехи и достижения.
– Сегодня я предлагаю вспомнить все то, что ярко запомнилось вам
в начальной школе. Что из прошлого вы хотели бы "взять с собой",
чтобы чувствовать себя уютно и комфортно? Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте
глаза, прислушайтесь к своему дыханию.
Вспомни свой самый первый день в школе: ты нарядный и красивый, в руках у тебя
цветы, на душе радостно и немного тревожно, но зато чувствуешь себя
по-настоящему взрослым. Звенит первый звонок. Ты входишь в класс, в котором
тебе предстоит учиться три года. Что это за кабинет? Вспомни его в мельчайших
подробностях. Кругом новые ребята — среди них твои будущие друзья. Вспомни, как
ты выбрал себе место за партой, где в классе находилась твоя парта? Вспомни
свою первую тетрадь и "Букварь" и, конечно, первую похвалу, полученную
от учителя. Кто был первым другом, кто так часто помогал тебе? Вспомни любую
ситуацию успеха за три года учебы в начальной школе. Когда ты чувствовал себя
уверенно, смело?.. Когда тебе было радостно, интересно? Может, это был какой-то
праздник, утренник, или поход, или дело, которое тебе удалось выполнить очень
хорошо? А может быть, мама после родительского собрания похвалила тебя за
успехи, за отличные оценки. Что ты тогда чувствовал? Вспомнил? А теперь
постепенно возвращайся обратно. Ты снова здесь, в нашем классе. Как только
будешь готов, открой глаза...
– Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, тем, что вспомнилось?
Необходимо дать возможность высказаться каждому ребенку.
– Запомните чувства успеха и уверенности, радости от учебы, все хорошее, что было в начальной школе, и пусть эти чувства помогают вам учиться в пятом классе.
5 этап. Рефлексия
1.Упражнение «Ладошка»
2.Методика «Дерево с человечками»-Д.Лампен (адап)
Л.П.Пономаренко
Обведите в кружок того человечка который напоминает вам себя похож на вас отражает ваше настроение в школе и ваше положение
Цель: Выяснить отношение участников к прошедшему занятию.
Время: 5 минут
Проведение: Учащимся предлагается в тетрадях обвести свою ладонь и ответить на следующие вопросы, записав ответ на каждом пальчике нарисованной ладони:
- с каким настроением ты уходишь с занятия;
- что понравилось на уроке;
- что не понравилось на уроке;
- были ли задания, которые вызвали трудность;
- что нового для себя ты узнал.
Психолог: Благодарю вас за работу на занятии. Ваши ответы были интересными и оригинальными. Вы большие молодцы! До новых встреч!
Литература
1. Е.Г. Коблик, Первый раз в пятый класс! М., Генезис, 2003
2. К.Фопель Как научить детей сотруднчать?Психологические игры и упражнения.
Стимульный материал
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.