открытое занятие по теме "Эскиз детали и его выполнение"

  • docx
  • 03.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала разработка ЭСКИЗ.docx

Федеральная служба исполнения наказаний

 

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 264

(ФКП образовательное учреждение № 264)

       

 

 

 

 

 

урок по теме

«Эскиз детали и его выполнение»

 

Методическая разработка

 

 

 

 

 

 

 

2018

Рассмотрено на заседании

методической комиссии

и рекомендовано к применению

___________________________                                  Протокол № _______________

                                                                                         «     » _______________ 20   г.

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рецензент:                                                                                   И.Ю.Пустынская

 

   

 

Автор:                                                                                               И.А. Овчинникова

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

   Методическая разработка урока на тему «Эскиз детали    и  его выполнение» соответствует требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019г., профессии 18880 «Столяр строительный» 3 разряд к современному подходу к образовательному процессу, направленному на качественное овладение обучающимися знаниями, умениями, необходимыми при выполнении междисциплинарных заданий, содержащих производственные ситуации, направленные на профессиональную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                         5

1 ПЛАН УРОКА                                                                   6

2 СЦЕНАРИЙ УРОКА                                                         9

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                14

 

ЛИТЕРАТУРА                                                                  15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В методической разработке урока «Эскиз детали и его выполнение» представлено применение: различных методов и приемов активизации познавательной деятельности обучающихся, планируемые преподавателем на каждом этапе занятия; системы заданий с преобладанием проблемного характера для фронтальной и индивидуальной самостоятельной работы обучающихся; комплектов дидактических обучающих материалов.

Данный урок относится  к  разделу  «Эскизы деталей и рабочие чертежи».  Тип  занятия – комбинированное. 

Реализация междисциплинарных связей при проведении занятия обусловлена разработкой комплекса тестовых заданий, использованием ранее полученных знаний для активного усвоения нового, активном включением ранее полученных сведений в новые связи, познанием их на более высоком уровне, широким использованием их в самостоятельной и творческой деятельности обучающихся.

Применение полученных знаний и умений при решении комплексных междисциплинарных задач, связанных со сферой деятельности будущих профессионалов,   необходимы при изучении теоретических дисциплин,, учебной и производственной практики.

В методической разработке урока реализуются практикоориентированное обучение, междисциплинарная интеграция.

         При  планировании  урока  были  поставлены  следующие  цели: 

- образовательная: способствовать формированию умений по выполнению эскизов деталей;

- развивающая: развивать профессиональное практическое и теоретическое мышление, творческие и  профессиональные способности,  умение составлять план и пользоваться им;

- воспитательная: способствовать формированию коммуникативных способностей, умения принимать чужое мнение,  отстаивать свою точку зрения, учить  ценить фактор времени;

         Для  реализации  поставленных  целей  на  каждом  этапе  урока  было  использовано сочетание методов обучения и способов организации  познавательной  деятельности  на  основе  содержания учебного материала.

В методической разработке представлены этапы проведения урока: организационный этап, подготовка обучающихся к активному и сознательному восприятию нового материала, к работе на основном этапе, целеполагание и мотивация учебной деятельности, этап первичной проверки понимания изученного, этап закрепления новых знаний и способов действий, этап обобщения и систематизации, задание на внеаудиторную самостоятельную работу, заключительный момент урока.


Преподаватель: Овчинникова И.А., ФКП образовательное учреждение № 264

Дисциплина «Чтение чертежей»

 

План урока     Тема: Эскиз детали и его выполнение                                                                              

 

                                                                                         Учебная: способствовать формированию умений выполнения эскизов деталей.

                                                                                                               Цели урока      Воспитательная: способствовать формированию коммуникативных способностей, умения принимать чужое мнение,

                                                                                                                                                 отстаивать свою точку зрения, уметь ценить фактор времени.

                                       Развивающая: способствовать развитию  профессионального теоретического и практического мышления,

                                                                                                         творческих и    профессиональных способностей, умения составлять план и пользоваться им.

Ход урока

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Время, мин

Задачи воспитания и развития

Виды деятельности преподавателя (П) и обучающегося (О)

1.Организационный этап

Приветствие, вступление, организация внимания.

Эвристические

(продуктивное творческое мышление)

 

1 мин.

Создание благоприятной психологической атмосферы

П.:ориентирование обучающихся на продуктивную деятельность

2. Подготовка обучающихся к активному и сознательному восприятию нового материала, к работе на основном этапе.

Демонстрация социальной и практической значимости изучаемой дисциплины.

Должны знать: назначение эскизов деталей, алгоритм их выполнения, правила разработки, оформления и чтения чертежей;

Должны уметь: выполнять эскизы деталей,

Значение знаний  и умений строительной графики при формировании профессиональных компетенций.

Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности.

Постановка целей через профессиональную направленность обучения.

 

Презентация «Г.Мариинск-музей под открытым небом» (деревянное зодчество)

2 мин.

Обеспечить мотивацию обучения, актуализация субъектного опыта обучающихся.

П.: демонстрация творческого самовыражения людей в стремлении к прекрасному.

О.: понимание значения строительной графики

3.Целеполагание и мотивация учебной деятельности

Тема: Эскиз детали и его выполнение
Цели занятия: способствовать формированию навыков по выполнению эскизов деталей; развитию творческих и  коммуникативных способностей, умению составлять план и пользоваться им.

Проблемная ситуация:

Дверное полотно не входит в дверную коробку, неплотно подходит, «дверь не закрывается». В чем причина?

Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала, постановка перед обучающимися учебной проблемы.

Презентация

2 мин.

Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

О.: уяснение целей занятия

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий

Задачи занятия:

Ознакомление с понятием «эскиз».
Овладение техникой выполнения эскиза детали.
Составление алгоритма выполнения эскиза детали.

План:

1.Понятие эскиза детали, его история.

2. Значение навыков выполнения рабочих чертежей и эскизов деталей для выпуска изделий

3. Контрольно-измерительный инструмент.

4. Задание: разработка рабочей документации дверного полотна

5.Объяснение порядка проведения работы

6.Работа по выполнению полученных заданий: выполнение эскизов деталей дверного полотна.

7.Анализ и оценка выполнения практической графической работы по критериям оценки работ.

Организация  обратной связи, по ходу объяснения новой темы.

Показ логики возникновения результата в практической деятельности, демонстрация конечного результата.

Работа над проблемной ситуацией.

1.Презентация «История эскиза»

 2. Модель дверного полотна. 3.Штангенциркули

4. Макет дверного полотна.

5. Папка с рабочей документацией: листы в клетку, алгоритм выполнения эскиза, тестовый материал, оценочная таблица для записи результатов.

18 мин.

Добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Создать содержательные и организационные условия усвоения обучающимися методики воспроизведения изучаемого материала.

П.:дидактическая- проблематизация учебного материала.

О.: приобретение знаний, выработка умений и навыков.

5. Этап первичной проверки понимания изученного

1.Составление алгоритма выполнения эскиза детали дверного полотна. (Расставить этапы в правильном порядке).

2.Анализ и объявление результатов работы отделов по выполнению алгоритма.

Взаимный контроль составления алгоритма.

Задания на установление правильной последовательности Доказательства надежности проверки заданий.

 

Презентация «Алгоритм в неправильном порядке», «Алгоритм в правильном порядке».

4 мин.

Установить, усвоили или нет обучающиеся содержание нового материала, устранить обнаруженные пробелы.

П.: организация творческой деятельности, прямая связь с практикой

О.: исследование нового объекта, анализ явлений.

6.Этап закрепления новых знаний и способов действий

1. Соревнование по сборке дверного полотна из деталей с учетом времени и качества.

2. Анализ и объявление результатов сборки дверного полотна

3.Тест: «Наименование деталей дверного полотна».

4. Анализ и объявление результатов работы обучающихся по выполнению теста

Имитация коллективной практической деятельности.

Тестовый контроль, организация действий обучающихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством применения их в измененных ситуациях.

 

 

Презентация «Наименование деталей дверного полотна»

Модель дверного полотна

 

5 мин.

Вовлечение в активную работу, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

О.: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование

7. Этап обобщения и систематизации

1. Проведение этапа урока «Своя игра».

2. Анализ и объявление результатов своей игры

Проявление знаний, творческое самовыражение

Презентация «Своя игра» (междисциплинарная связь)

10 мин.

Обобщение и систематизация знаний и умений, междисциплинарный перенос знаний.

О.: осмыс­ление цели само­стоятельной работы и средств ее дости­жения

8. Задание на внеаудиторную самостоятельную работу

Творческое задание: Работа с эскизом дверного полотна с целью улучшения внешнего вида.

 

Разъяснение и комментировании

 

1 мин.

Развитие креативных характеристик личности обучающихся, установка на профессиональную деятельность

О.: активность, творчество в про­цессе познаватель­ной деятельности

9.Заключительный момент урока

Анализ и  оценка работы обучающихся, конструкторских отделов.

Составление мнения обучающихся по удачным и проблемным моментам занятия. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Cамоанализ результатов деятельности на уроке

2 мин.

Обоснованность, гласность, объективность

П.: анализ и оценка работы обучающихся

О.: самоанализ ре­зультатов обучения

Группа______________       Дата________________

 

 


 

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

 

Добрый день.

 

Город Мариинск -  яркий памятник деревянного зодчества Кемеровской области. Это музей под открытым небом.

Слайд 1

Художественная выразительность строения выделяется рубкой стен, красивой кровлей, умелым расположением и формой окон, дверей, наличием балконов.

Слайд 2

Большой знаток Русского леса Л.М. Леонов с восхищением говорил, что искусный плотник топором может и конек на крыше вырезать, и лодку, и игрушку для ребенка, да и «часы поправить, каб просунулся туда топор…»

Слайд 3

Большая часть этого изумительного богатства создана руками простых людей, для которых эти произведения - творческое самовыражение в их стремлении к прекрасному.

Слайд 4

Вы получаете профессию напрямую связанную с древесиной, ее обработкой и изготовлением изделий.

 

- Как вы думаете, какими умениями и знаниями по строительной графике вы должны обладать, чтобы стать конкурентоспособными специалистами?

Согласно ФГОС по дисциплине «Строительная графика»

 Вы должны

знать: правила выполнения эскизов деталей;

           правила нанесения размеров;

уметь: выполнять эскизы деталей и изделий.

 

Слайд 5

Полученные знания и умения необходимы при формировании общих и профессиональных компетенций

 Перечень компетенций в папках.

 

Слайд 6

Тема занятия: Эскиз детали и его выполнение

Слайд 7

Задачи занятия:

Познакомиться с понятием «эскиз»,

овладеть техникой выполнения эскиза детали,

составить алгоритм выполнения эскиза детали.

Слайд 8

 

 

Мы часто сталкиваемся с такой проблемной ситуацией: дверное полотно не входит в дверную коробку, неплотно подходит, «дверь не закрывается». Как Вы думаете, в чем причина?

Ответы записываем на доске

Эскиз детали это конструкторский документ, выполненный от руки, без применения чертежных инструментов, без соблюдения масштаба, но с обязательным сохранением взаимных пропорций элементов деталей.

 

Слайд 9

 

 

 

Выполняется на форматах в клетку.

Слайд10

А знаете ли вы, что примером первых графических отображений  человеком того, что он видит перед собой, являются рисунки наскальной живописи.

Слайд11

Когда появились первые чертежи?

Слайд 12

При строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения.

Какие предметы используют древние люди в качестве чертежных инструментов?

Слайд13

 

Какие сведения можно получить из этого рисунка?

В летописях XIII—XIV вв. найдены рисунки, по которым можно узнать способ изготовления предметов.

Слайд 14

 

Часто на одном изображении совмещались план (вид сверху) и фасад какого-либо сооружения, например, моста.

Неудобство такого совмещения заставило разъединить эти изображения и применять при изображении предметов два, три и более видов.

Как выбрать главный вид при выполнении чертежа детали?

Главный вид должен давать наиболее полное представление о форме и размерах детали.

Слайд 15

 

 

 

 

 Слайд 16

В архиве сохранился эскиз весельного шлюпа, выполненный в 1719 г. Петром I. Чертеж составлен с соблюдением проекционной связи.

Сколько видов изображено на чертеже?

Слайд 17

Давайте повторим понятие эскиза.

Эскиз детали это конструкторский документ, выполненный…

…от руки? да

….с  применением чертежных инструментов?  нет

… с соблюдением масштаба? нет

…с  соблюдением пропорций элементов деталей?    да      

… на формате в клетку? да

Определение эскиза детали: (по слайду – удалим неправильные ответы). Дайте определение эскиза.

 

Гиперссылка

Выполнение эскизов деталей способствует формированию навыков изготовления и сборки столярных изделий различной сложности.

Важным конструктивным элементом любого здания является дверной блок, который состоит из дверной коробки и полотна.

Слайд 18

Модель сборочной единицы «Полотно дверное», выполненное обучающимися образовательного учреждения, представлена в кабинете. Дверное полотно состоит из деталей:

Брусок обвязки горизонтальный верхний

Брусок обвязки горизонтальный нижний

Средник вертикальный

Средник горизонтальный

Брусок обвязки вертикальный

Филенка верхняя

Филенка нижняя

Модель сборочной единицы

При разметке и определении размеров деталей используется:

контрольно-измерительный инструмент

Назовите инструменты.

- измерительная линейка, штангенциркуль, угольник, рулетка.

Какой контрольно-измерительный инструмент обеспечивает более высокую точность измерения?

- Штангенциркуль

Слайд 19

Штангенциркуль.

Вы умеете определять размеры этим инструментом.

Штангенциркуль

 

 

Задание: разработать рабочую документацию дверного полотна новой конструкции. Разработка рабочей документации по производству изделий начинается с выполнения эскизов деталей сборочной единицы, по которым в дальнейшем выполняются рабочие чертежи.

Слайд 20

Вам предоставлен комплекты документации для работы, состоящие из формата А3 в клетку, теста 1 «Составление алгоритма выполнения эскиза», теста 2 «Определение наименований деталей дверного полотна», критериев оценки выполнения заданий, эскиз дверного полотна                                  и дверные полотна.

 

Перед началом выполнения эскизов деталей сборочной единицы ознакомимся с алгоритмом  выполнения эскиза.

Первый этап выполнения эскиза – подготовительный: нужно внимательно осмотреть деталь, ознакомиться с ее конструкцией, выбрать главный вид.

Слайд 21

Подготовка и компоновка формата.

Презентация

Следующий этап - размещение и вычерчивание изображений.

Презентация

Нанесение выносных и размерных линий.

Навыки правильной простановки размеров необходимы при курсовом, дипломном проектировании.

Презентация

Нанесение размерных чисел. Обмер деталей.

Презентация

Выполнение необходимых надписей и окончательное оформление эскиза.

Слайд 22

Приступаем к выполнению первого задания. Разберите полотна на отдельные детали и возьмите по одной. В комплекте документации – форматы в клетку.

Выполнение эскизов закончено.

Демонстрация выполнения эскиза на доске

 

Сотрудники отделов, возьмите тест 1. Предлагается составить алгоритм (порядок) выполнения эскиза, расставив этапы алгоритма в правильном порядке.

Слайд 23

Алгоритм в неправильном порядке.

Преподаватель проверяет выполненные работы и оценивает. Обучающиеся  заносят баллы в таблицу.

Анализ выполнения эскиза. Наиболее часто встречающиеся ошибки…

Баллы записывают в таблицу.

Эскизы на анализ после проверки.

Проверка теста 1. Поменяйтесь тестами с соседом. Сравните составленные алгоритмы с эталоном. Зачеркните кружки, где  цифры проставлены неправильно. Подсчитайте количество не зачеркнутых кружков – это количество баллов за выполнение теста. Подсчитайте сумму и запишите в таблицу.

Анализ этапа.

Слайд 24 Результаты заносим в таблицу

Современный специалист должен быть активным, внимательным, самостоятельным. Перед Вами сложная  и ответственная задача - собрать дверное полотно из деталей с учетом времени.

Проверим сборку по инструкции. Укажите замечания.

Анализ.

В папках – тест 2 на определение наименований деталей дверного полотна. Расставьте цифры в соответствии с наименованиями деталей.

Слайд 25

Обменяйтесь тестами. Сравните результаты с эталоном. Зачеркните кружки, в которых цифры проставлены неправильно. Подсчитайте количество не зачеркнутых кружков – это количество баллов за выполнение теста.

Подсчитывают сумму баллов и записывают в протокол.

Выполняя разработку рабочей документации Вы стали более подготовлены к решению проблемной ситуации, Ваши предложения

Результат записываем на доске

Подсчитываем сумму баллов.

Выставление оценок.

В целом все работали сегодня хорошо. Хочу отметить ….  Большое спасибо за сотрудничество.

 

Задание на внеаудиторную самостоятельную работу: Работа с эскизом дверного полотна с целью улучшения внешнего вида.(рисунок)

Задания в папке

Современный специалист должен быть творческим, коммуникабельным. Современная действительность требует индивидуального профессионального мастерства, творческого самовыражения и вам предлагается  проявить  это в своей игре. 

Своя игра.

Слайд

 

Своя игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В методической разработке урока представлена социальная и практическая значимость изучаемой дисциплины. Постановка целей произведена через профессиональную направленность обучения, что  способствует актуализации субъективного опыта обучающихся.

 Урок состоит из десяти этапов, каждый методически грамотно составлен.

Показано применение различных методов обучения: работа над проблемной ситуацией, работа в малых группах, демонстрация конечного результата, показ логики возникновения результата в практической деятельности, тестовый контроль, алгоритм выполнения эскиза детали, имитация практической деятельности, «Своя игра»; средств обучения: модель дверного полотна, штангенциркули, презентация.

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы позволит   обучающимся  реализовать творческие способности.

Таким  образом,  каждый  этап  урока  способствовал  реализации  поставленных  задач,  которые  в  свою  очередь  объединили  все  этапы  урока в  единое  целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по

профессии 270802.07 « Мастер столярно-плотничных и паркетных работ».
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.2010 N 17304)