Конспект открытого коррекционного занятия с обучающимися 1 класса с ТНР
(Занятие проведено в рамках внутришкольного контроля)
Тема: Посуда. Продукты. Звук [ч’], буква Ч,ч.
Цель занятия: Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. Знакомство со звуком [ч’] и обозначением его на письме буквой ч, Ч.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить артикуляцию согласного звука [ч’];
- учить различать звучание согласного звука [ч’] изолированно, в слоге, слове;
- совершенствовать сложные формы фонематического анализа;
- совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука, между звуком и буквой, учить дифференцировать графические образы букв;
- развивать языковой анализ и синтез;
- отрабатывать навык чтения слов, предложений, текстов на диапазоне изученных букв;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематические представления;
- развивать психические процессы, составляющие базу формирования письма и чтения;
- развивать общую и мелкую моторику, графомоторные навыки, зрительно-пространствен-ные ориентировки;
- развивать самостоятельность, самоконтроль;
- формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к процессу обучения;
- воспитывать положительное принятие статуса ученика.
Оборудование: парты, поставленные в круг.
Демонстрационный материал: мнемотаблица стихотворения о гусе, предметные картинки (посуда), таблица «Алфавит», артикуляционный профиль звука [ч’], картинка «Буква в движении» из пособия Ю.Е. Розовой, картинка с изображением буквы «Ч» пальцами.
Раздаточный материал: массажные шарики «Су- Джок» по кол-ву обучающихся, рабочая тетрадь Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. «Учим буквы!» Логопедические занятия в период обучения грамоте» (занятие 31)
Тип занятия: урок формирования первичных предметных навыков.
Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Состав группы: пять учеников 1 класса с ТНР.
Речевое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап |
Речь и деятельность педагога |
Деятельность детей Ответы детей |
Материалы, оборудование |
1. Орга-низационный
|
1.Приветствие. Организация обучающихся. Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята и гости! Улыбнитесь друг другу. Своей улыбкой мы желаем всем отличного настроения! Настроение гостей тоже улучшилось. - Вспомним наше правило: Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре Верно, чётко говорим, Никуда мы не спешим. |
Стоят, слушают, улыбаются
Повторяют |
- |
|
2.Закрепление материала прошлого занятия. Развитие долговременной памяти. - С какой буквой мы играли на прошлом занятии? - Какие звуки обозначает буква «Г» - Дайте характеристику звуку [г] - Вспомните слова со звуком [г’] - Прочитаем хором стихотворение про Гуся. |
Садятся за парты.
Отвечают индивидуально по желанию и обращению логопеда |
Мнемотаблица стихотворения о гусе |
2 Основ-ной
|
1.Постановка цели и задачи занятия. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы. Формирование лексико-грамматического строй речи. Игра «Назови ласково» (нож, ложка, вилка, тарелка, чашка, поварёшка)
- Какой звук повторялся чаще других? - Сегодня мы будем знакомиться с буквой «Ч» и звуком, который она обозначает. Подберём слова с этим звуком. Поищем звук и букву в словах и рассказе. Темой нашего занятия будет то, что вы видите на столе. Назовите это, одним словом.
|
Выполняют по -очереди словообразование.
Отвечают по желанию. |
Предметные картинки (посуда) |
|
2.Вступительная беседа. Актуализация знаний. Развитие связной речи. - Что такое посуда? - Какая бывает посуда? - А что вы можете сказать про звук [ч]? (гласный или согласный; что является преградой для ветерка; твёрдый или мягкий; есть ли пара по твёрдости; звонкий или глухой; есть ли пара по звонкости)
|
Отвечают по обращению логопеда.
|
- |
|
3.Логопедическая зарядка. Развитие артикуляционной и дыхательной моторики. - Чтобы понятно говорить сделаем зарядку для язычка и губ. Артикуляционные упр. «Улыбка», «Заборчик», «Тесто», «Бличик», «Чашечка» Дыхательное упр. «Остуди чай»
|
Выполняют фронтально. |
Артикуляционный профиль звука [ч’] |
|
4.Закрепление знаний и способов действий. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и мышления. Игра «Хлопай - топай» - Если услышите звук [ч], то ловите его, а если его нет, то топайте одной ногой: Ч, Ч, Ш, Ть, Ч, чо, уч, ти, ха, ча, печенье, сушки, пончик, конфеты, чеснок, греча.
- Как можно, одним словом, назвать предметы, которые вы сейчас услышали?
Буква «Ч» - Со звуком поиграли, а теперь посмотрите на букву «Ч». Найдите её в алфавите, где её место? На что она похожа? Всем известно в целом мире: Букву Ч мы пишем как «четыре», Буква с цифрою – друзья, Только путать их нельзя! В какую сторону смотрит буква «Ч»?
|
Выполняют фронтально.
Отвечают по желанию.
Выполняют по обращению логопеда. |
-
Таблица «Алфавит» |
|
5. Физкультминутка. Развитие общей моторики. (Ю.Розова, Т.Коробченко. Упр. 25 «Буква Ч») С буквой Ч все дружим в детстве. Рано встанем, ноги вместе. Ручкой правою махнём И привет вам всем пошлём! |
Выполняют фронтально. |
Картинка «Буква в движении»,
Картинка с изображением буквы «Ч» пальцами.
|
|
6. Упр. с массажным шариком «Су- Джок». Развитие мелкой моторики.
Ладошку по кругу поглажу свою И буковку Ч я на ней напишу. Я букву ещё раз сейчас напишу, Со звуком [ч] громко слова назову.
|
Выполняют индивидуально. |
Массажные шарики «Су- Джок» |
|
7. Работа в рабочих тетрадях (РТ, занятие 31) Уточнение связи звука и буквы (задание 1). Узнавание стилизованных букв. Дифференциация печатных и рукописных букв. Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой. Штриховка буквы. Тренировочные упражнения по написанию буквы. Письмо письменной строчной и заглавной буквы по образцу.
|
Выполняют индивидуально. |
Рабочая тетрадь |
|
Самостоятельная работа. Узнавание правильно написанных букв (задание 2)
|
Выполняют индивидуально. |
Рабочая тетрадь |
|
Фонетический диктант (задание 3) - Послушайте слова, если там есть звук [ч], то раскрасьте кружок соответствующим звуку цветом. Взаимопроверка. - Каким цветом оказались закрашены кружки? Почему?
|
Выполняют в парах |
Рабочая тетрадь |
|
Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. Работа по лексической теме занятия (задание 4) - Назовите картинки и определите место звука в слове, запишите ответ цифрой.
|
Выполняют индивидуально. |
Рабочая тетрадь |
|
Чтение текста (задание 5) - Прочитаем хором короткий рассказ. - Подчеркните в словах букву «Ч» - Назовите слова, в которых вы подчеркнули букву «Ч» - Найдите четвёртое предложение и сделайте схему предложения. - Назовите «главное слово- предмет», «слово-действие»
|
Выполняют индивидуально. |
Рабочая тетрадь |
3. Заключительный этап |
8. Итог занятия. Наступил прощания срок, Прозвенит вот-вот звонок. Давайте подведём итог. - С какой буквой мы познакомились? - Какой звук она обозначает? - О каких предметах мы говорили? |
Слушают. |
- |
9. Оценка работы обучающихся. - Вы молодцы поработали замечательно! Рефлексия. - Оцените себя сами и выберите подходящий смайлик. |
Выполняют индивидуально. |
Рабочая тетрадь |
|
10. Домашнее задание - Подберите 10 слов со звуком [ч] - Пройдите лабиринт с Чиполино. Помогите ему добраться до чашки с чаем. |
Слушают и принимают листочки с заданием домой. |
Распечатки. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.