Цель: Осуществление комплексного подхода в воспитании у детей любви и бережного (гуманного) отношения к природе, формирование навыков экологической культуры детей.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с климатической зоной "пустыня";
- Познакомить с пустыней, ее животным и растительным миром;
- Расширить и закрепить знания о свойствах песка;
- Закреплять навыки работы со схемами;
- Проверить уровень знаний и умений детей в пределах 10;
- Изучение способов и приемов рисования песком.
Развивающие:
- Развивать интерес к экспериментальной работе;
- Развивать мелкую моторику, умение рассуждать, сравнивать результаты, делать выводы;
- Развивать умение передавать форму, развитие изобразительных навыков и умений.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
- Воспитывать умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Предварительная работа: изучение свойств песка, рассматривание иллюстраций с изображением животного и растительного мира пустыни, беседа о пустыне, чтение познавательной сказки Л. Тарасенко "Корабли в пустыне".
Материалы: видео- сюрприз, ИКТ -средства, ноутбук, песок, клей, кисточки, листы цветного картона.
Доминирующая область: познавательное развитие, художественно- эстетическое.
Интегрируемые области: речевое, социально - коммуникативное, физическое.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, посмотрите, к нам сегодня гости. Поздоровайтесь. (музыка)
Итак, ребята: (слайд 1)
Все расселись по
местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
(В): Ребята, я получила электронное письмо от медвежонка Умки.
Давайте посмотрим его! (слайд 2)
«Здравствуйте ребята. Я живу на северном полюсе в Арктике. Мой край очень красивый – белые бескрайние просторы, ледяная пустыня. А моя мама говорит, что на Земле есть еще пустыни, но другие – из песка. А что такое песок? Расскажите мне о нем»
Что же такое пустыня?
Дети (Д): ответы детей.
(Игра с мячом)
В: Ребята что же такое пустыня? (слайд 3)
(Пустыня — это природная зона, огромная не населенная территория, где жарко или наоборот холодно (как у Умки), называется пустыней.
В: На какое слово оно похоже? (слайд 4)
Д: Пусто, пустой...
В: Пустынь. Но это не совсем отсутствие жизни. Некоторые животные и растения приспособились к существованию в условиях пустыни. Надо отметить, что растительный и животный мир пустынь очень бедный. (Показ иллюстраций по теме).
В: Ребята, мы с вами уже говорили, что человек тоже может стать причиной образования пустынь, а каким образом??(слайд 5) (Пустыней называется любое место, где очень-очень сухо и нет или почти нет земли. Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. Массовая вырубка деревьев приводит к резким изменениям климата (холоднее зимой, жарче летом). (слайд 6)(Уничтожается плодородный слой почвы, в итоге на месте вырубленных лесов образуется пустота, как пустыня. Вырубка лесов приводит к исчезновению диких животных и растений, а также к обмелению рек. От этих действий человека может образоваться самодельная пустыня. Это современная глобальная проблема нынешнего времени получила название - опустынивание, то есть, вымирание всего живого под действием рук человека). (слайд 7,8,9,10,11)
Д: Ответы детей
В: Какая самая большая пустыня в мире?
Д: Сахара. (слайд 12)
В: Какие животные и растения живут в пустыне?
Д: Кактусы, колючки, змеи, скорпионы, вараны... (слайд 13)
В: Чего в пустыне больше всего?
Д: Песок. (слайд 14)
В: Правильно, а теперь я вам предлагаю изучить свойства песка.
В: Но перед началом проведения опытов повторим технику безопасности, что делать не стоит во время проведения опытов: (слайд 15)
· Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
· Не кидай песок, не пересыпай его высоко, можешь попасть в глаза себе и товарищам.
· Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
· Ничего не бери в рот.
· Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
· Содержи свое рабочее место в чистоте.
Присаживаемся за столы.
(дети садятся за столы, надевают фартуки и нарукавники)
Опыт №1: «Песок — это множество песчинок».
В: Перед вами тарелка. Что там находится?
Д: Песок.
В: Давайте рассмотрим его. Возьмите белый лист бумаги, и насыпьте на него, из тарелки, небольшое количество песка. Что вы видите?
Д: Много маленьких частичек.
В: Какое свойство песка мы с вами наблюдаем?
Д: Это песчинки! Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок.
В: Вывод по опыту мы укажем в виде схемы. (на экране появляется слайд 16)
Опыт №2: «Сухой песок может сыпаться»
В: Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. (Показывает, дети выполняют.)
В: А какое свойство песка мы с вами наблюдаем здесь?
Д: Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплавы. Что происходит?
Д: Песок движется.
В: Почему это происходит? Песок какой?
Д: Песок сыпучий, он сыпется...
В: Вывод по опыту мы укажем в виде схемы. (на экране появляется слайд 17)
Опыт №3: «Свойства мокрого песка»
В: Давайте попробуем что-нибудь построить из сухого песка. (Дети пробуют лепить) Получается? Почему?
Д: Нет, песок рассыпается.
В: Тогда попробуйте взять песок из контейнера. Чем он отличается от песка в тарелке? (он мокрый) Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Получается?
Д: Он не сыпется!
В: Положите его в формы, сделайте фигурки. Какие фигурки получились?
Д: Называют фигурки, которые у них получились.
В: Какой вывод можно сделать?
Д: Мокрый песок легко лепится, принимает разные формы.
В:А кто-нибудь знает, почему это происходит?
В: А это происходит вот почему: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. (Показывает карточку с изображением). Если же в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает при строительстве домов.
В: Вывод по опыту мы укажем в виде схемы. (на экране появляется слайд 18)
В: А теперь попробуем сделать вывод по мнемотаблице - что такое песок. (слайд 19)
В: А теперь, ребята, давайте отдохнем и сделаем физминутку. (слайд 20)
ФИЗМИНУТКА
В: Молодцы, ребята, присаживаемся на места, а теперь я вам предлагаю помочь животным в пустыне и решить задачи про жителей пустыни. А ответы вы должны не выкрикивать, а писать на тарелке с песком, пальчиком.
1. По пустыне шли 10 верблюдов, 3 верблюда легли отдохнуть, остальные продолжили путь. Сколько верблюдов продолжили путь? (7)
2. На краю пустыни было 5 куч песка, ветер надул еще 3 кучи. Сколько куч песка стало на краю пустыни? (8)
3. По пустыне ползли 6 змей, 2 ящерицы и одна черепаха. Сколько живых существ ползли по пустыне? (9)
4. (слайд 21)
В: Молодцы, ребята. Пальчики мы наши размяли мягким песочком. Но мы забыли про Умку, он же ждет от нас ответ, что же такое пустыня. А как в пустыне называется место, где есть растения и вода? (Оазис)Я же вам предлагаю не писать ответ Умке, а нарисовать ему Оазис, но не обычным способом, а с помощью песка и клея.
В: Посмотрите, как мы это будем делать:
· На листе бумаги, рисуем рисунок с помощью кисти и клея.
· Посыпаем песком.
· Работаем быстро, не даем клею высохнуть.
· Остатки песка аккуратно стряхиваем.
· В самом конце дополняем композицию аппликацией верблюда.
· (слайд 22) - Музыка на слайде
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.
В: Скажите, что нового узнали мы на занятии?
· Что такое пустыня?
· Как человек может повлиять на образование пустынь?
· Какими свойствами обладает песок?
· Смогли ли мы помочь Умке?
В: Молодцы ребята, Вы помогли Умке разобраться что такое песок, какими свойствами он обладает и как его используют. Да и сами узнали много нового! А теперь, посмотрите, у вас на столах лежат жетоны, с надписями Отлично и Хорошо, если вы считаете, что хорошо работали на занятии, справились со всеми заданиями, то выберете себе один из жетонов, а после занятия вставите жетон в кармашек наших успехов.
(слайд 23)
В: Умка сам приехать к нам сюда не смог, поэтому за вашу хорошую работу, Умка попросил своего лучшего друга, медвежонка Барни, передать вам угощение взамен ваших рисунков.. (Дети выкладывают рисунки рядом с игрушкой Умки, а взамен на картинку получают печенье Барни)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.