Открытое мероприятие «У самовара вся семья»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: формирование представлений о традициях семейного чаепития. Задачи. 1. Познакомить детей с историей возникновения традиции русского чаепития, усвоить традиционные правила поведения за столом. 2. Развивать познавательную активность учащихся, умение рассуждать. 3.Способствовать развитию у детей творческого воображения. 4. Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям.
Иконка файла материала конспект.docx
Открытое мероприятие  «У самовара вся семья» Цель: формирование представлений о традициях семейного чаепития. Задачи. 1.   Познакомить   детей   с   историей   возникновения   традиции   русского   чаепития, усвоить традиционные правила поведения за столом. 2. Развивать познавательную активность учащихся, умение рассуждать. 3.Способствовать развитию у детей творческого воображения. 4. Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям. Форма проведения:  семейные посиделки. Оборудование: класс (интерьер комнаты небогатого селянина, репродукции картины Б. М. Кустодиева «На террассе», фотографии чайной плантации, ксерокопия различных форм 1самоваров, баранки, пряники, бублики, сахар­рафинад, варенье. Место проведения: классная комната в русском стиле Мероприятие проводится для группы учащихся 5 кл.                                                           Эпитет:  “Пьют чай все, умеют пить  немногие”. Ход мероприятия.  .   Рады видеть вас у себя в гостях.  .  Будьте как дома!  .   Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.  .   Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать. Звучит песня «У самовара я и моя Маша». (1 слайд­заставка) Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Хозяйка   Хозяин.  Гости дорогие, веселья вам да радости! Хозяйка   Гость   Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.  Гость   Хозяин. Собралось у нас много гостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Гость. Гостям­то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам? Хозяйка. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком. Хозяин. Это всё для вас, гости дорогие!  Хозяйка. Всех гостей мы сегодня угостим ароматным крепким чаем со сладостями! Гость: Очень часто за событиями  И за сутолокой дней Старины своей не помним,  Забываем мы о ней. И хоть более привычны Нам полеты на Луну,  Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. Учитель   русской традиции пригласили нас на чай.  Издавна на Руси бытовал добрый  обычай­дружить семьями, ходить в гости. Гостей часто приглашали просто на чай. Любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня, или после баньки…  У нас «чайная страна», и пьют его  много, но культура чаепития потерялась. А чаепитие­ это одна из тропинок к здоровому образу жизни.   : Здравствуйте, уважаемые гости, ребята, родители. Хозяйка и хозяин по доброй  2В семье чай сближает родных и близких и дает отдых от домашних дел. Чай согревает  сердце, располагает к непринужденной беседе. Сегодня мы отправимся в гости к  самовару , узнаем об истории чая, самовара, о традициях русского чаепития в семье.  Ребята подготовили свои сообщения, заранее изучили материалы разных источников и  сегодня мы обобщим  знания и узнаем еще много интересного.  (слайд о теме, задачах урока)  На наших посиделках присутствуют семьи Синютиных, Ивановых, Гудым, Листопад. Вы две   большие   команды,   как   две   дружные   семьи:   команда   «Бублики»   и   «Пряники».   У каждого участника     на столе «Листки активности», по которым вы разработаете свой проект классного чаепития;  Итак, начинаем..  Ученик. Приглашение на чай известно на Руси с конца XVIII века.  До появления на Руси чая наши предки с удовольствием пили лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав:   шиповника,   земляники,   малины,   ежевики,   морошки,   липы,   зверобоя   и   других растений. Ведь в них было много витаминов (2 слайд­о растениях) Ученица. Чай   не   знал   социальных   различий   ­   он   был   любим   и   в   царской   семье,   и   в деревенской хатенке, и в рабочих бараках, и в дорогих ресторанах. Чаепитие в России нечто большее, чем просто застольная традиция ­ это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.  Учитель  . Постепенно традиционные и домашние чаепития превращаются в своеобразные   ритуалы.   Сразу   же   вспоминается   знаменитая     картина   художника  Кустодиева     Бориса Михайловича  «На террасе» (3 слайд­ картина)   Семья художника собралась за послеобеденным чаем в яблочный Спас. Стол накрыт на террасе у дома… Эту картину можно назвать своеобразным гимном семьи. Перед нами предстает   размеренная   жизнь   дома,   залогом   счастья,   которого   является   уважение   и взаимопонимание   между   членами   семьи.   И,   наконец,   глубокая   традиционная   черта русского чаепития, ­ оно всегда служило целью объединения семьи, когда вокруг самовара собирались   все   члены,   и   стар   и   млад.   Таким   образом,   русская   чайная   церемония способствовала укреплению внутрисемейных связей, помогала людям разных поколений находить общий язык. За чайным столом семья проникалась единой атмосферой покоя. Хозяин      .  А знаете ли вы, что в каждой семье чаепитие устраивали в разное время. Но обычно вечером, после 16 часов, а летом и того позже, в 7 – 9 часов вечера. Во время чаепития не подавались спиртные напитки. Как правило, во время чая почти не спорили, громко не разговаривали.  По старинному обычаю хозяин, приглашая гостя к столу, говорил ему приятные слова, чтобы беседа протекала спокойно и мирно. Хозяйка.   ладонь» или «сердце матери»? т, к.  он заботился обо всех, старался накормить каждого.  Учитель:В   традициях   русского   народа   заложены   и   правила   поведения   за   столом.   Я просила ребят поискать  информацию в разных источниках. Назовите правила? (Дети и гости высказывают свои предположения) Нельзя стучать по столу ложкой или рукой,  класть локти на стол,  болтать ногами, громко чавкать, ругать еду, которую подает хозяйка на стол.   А вы знаете, как ласково называли в старину стол? Раньше стол называли «Божья 3Даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее.  В старину если роняли кусочек хлеба, то просили у него прощения и целовали.  Ели раньше из общей миски (блюда).  Каждый брал угощение в свой черед, по старшинству – верили, что это приведет к миру и согласию в доме и т.д. (3 слайд по правилам поведения за столом) Хозяин    . А из какой же посуды пили чай? Ученица. Как правило, это фарфоровая или фаянсовая посуда. Особая гордость радушной хозяйки   —   чайный   сервиз,   который   она   достает   из   буфета   по   особо   торжественным случаям. В некоторых семья сохранилась традиция пить чай из стеклянных стаканов с подстаканниками (показ) Хозяйка    . А с чем пили чай? Ученица. К чаю, горячие крендельки и булочки, баранки и сушки, мед. Хозяин. И уж все без исключения любители чаепития согласны, что замечательно, если на столе есть варенье — это исконно русское лакомство. У каждой уважающей себя хозяйки есть свои рецепты, нередко «бабушкины». Прозрачное крыжовенное, ароматное малиновое, душистое вишневое, пикантное клюквенное… А тем, кому повезло с родней на юге, могут похвастаться   перед   гостями   кизиловым,   айвовым   или   еще   каким­нибудь   другим экзотическим вареньем.    Хозяйка    . А у бедных намоченный хлеб, посыпанный сахаром, считался лакомством.   Стол накрывали скатертью, а самовар ставили в центре на специальный поднос. Любители чая умудрялись с маленьким кусочком сахара выпить 7­8 стаканов. Хозяин. А чем накрывали стол и что ставили в центр стола? Ученица.     «Дорогой», «родной», «золотой Иван Иваныч», «семейный очаг» ­ так на Руси величали самовар. Это исконно русское изобретение, первые были изготовлены примерно в 1740 году   на   Урале,   на   Иритинском   заводе.   И   были   они   не   только   металлические,   но   из фарфора, фаянса и даже хрусталя.  Учитель. (4 Слайд о самоварах) Обратите,   пожалуйста,   внимание   на   выставку   самоваров   и   фотографии.   Какое разнообразие!   Были   самовары   «на   каждый   день»   и   гостевые,   парадные.   Были прямоугольные,   которые   можно   упаковывать   в   дорожные   сундучки.   Самовары­гиганты вмещали несколько ведер воды, а «малышки» всего один стакан – таким дали имя эгоист. Ученик  . А я знаю, что вода в самоваре долго оставалась горячей, и за чаем сидели иногда   по нескольку  часов,  вели  неторопливые  разговоры.  Самовар  стал  символом  домашнего уюта, благополучия и мира в семье. Хозяин. А вы знаете, что самый дешевый самовар стоил 3 рубля, а самовар из накладного серебра   можно   было   приобрести   за   25­100   рублей   (для   сравнения   корова   стоила   15 рублей). А  еще самовар служил, чтобы согреть воду, погреть руки, разогреть баранки, и наконец, многие хозяйки варили в нем яйца, ведь утром печь не топили.  Хозяйка. А кто разливал чай? Ученица.  Положено,   чтобы   чай   разливала   хозяйка,   и   только   в   случае   крайней 4По одну сторону от меня находится самовар, а по другую ­ чайные полотенца. А   На первых порах не все умели обращаться с чаем, не знали даже как его  заварить      Чайные   полотенца   были   особой   гордостью   в   каждом   доме.   Они   с   любовью необходимости это действие доверялось старшей дочери. (встает хозяйка) Хозяйка.   для чего они нужны? Ученица. Мы, как добропорядочные гости, выпьем не одну чашку чая, и наверняка нам станет   жарко.   Мужчины   вешали   полотенце   на   шею,   а   женщины   утирались   передником (повесит на шею на одного из мальчиков рушник). Хозяйка.   вышивались. В каждой семье был свой узор, который передавался по наследству. Учитель.   и иногда случались такие казусы: Гость Раз прислал мне барин чаю И велит его сварить. А я от роду не знаю, Как же это чай варить. Взял тогда, налил водички, Всыпал чай я весь в горшок, И прибавил луку, перцу, Да петрушки корешок. Разлил варево по плошкам, Хорошенько размешал, Остудил его немножко, На господский стол подал. Гости с барином плевались, Сам он ажно озверел, И отправив на конюшню, Наказать меня  велел. Долго думал, удивлялся, Чем же мог не угодить? А потом­то догадался, Что забыл я посолить.  . Чтобы «не растерять» полезные свойства чай следует правильно его заваривать. Хозяйка   Для заваривания подходит только керамический чайник. Его ополаскивают кипятком и сушат   на   огне.   Заварку   насыпают   из   расчета   1   ч.л.   на   чайник   и   на   1   стакан.   Чайник заливают кипятком («белым ключом») на треть объема, а через 7­10 минут наполняют до краев. Если на поверхности появилась пенка, чай заварен правильно. Ароматным, вкусным и полезным чай будет только первые 8­10 минут после заваривания. (5 слайд­заваривание чая) Хозяин. Передавать чашку за столом полагалось обязательно обеими руками, улыбаясь, с добрым   напутствием:   "На   здоровье!".   Принимая   чашку   чая,   гости   отвечали   хозяевам: "Спаси Бог вас", "Благо дарю вам" (показ).  Иногда, уровень, до которого наливали чай в стакан, в разных семьях отличался.  В одних семьях   наливали   до   краев.   В   бедных   –   наша   хозяйка   тем   самым   показывала   свое гостеприимство («Пейте гости дорогие, ничего для вас не жалко») 5Хозяйка  . Но   с   другой   стороны,   в   полный   стакан   и   сливок   не   нальешь,   и   сахара   не   положишь! И следует не доливать один­два сантиметра от края чашки — это признак хорошего тона . Ученик.  Еще   один   атрибут   русского   чаепития   —   специальные   грелки,   которыми накрывают   заварочный   чайник.   Сшитые   из   плотного   материала   колоритные   петухи, сказочные птицы или куклы­матрешки по­настоящему украшают стол (показ) Ученик. В конце чаепития члены семьи или гости переворачивали чашку или стакан вверх дном или прикрывали его блюдцем, показывая, что они напились чаю. Подведение итогов: Учитель.  Итак., мы познакомились с традициями чаепития, узнали об истории чая.  ­Хотелось бы вам  провести чаепитие в классе?  Сейчас я вам предлагаю поработать в группах и разработать проект классного чаепития.  Работать вы будете по плану. В проекте нужно отразить: название чаепития, для кого  предназначено, как будет оформлен стол, каким чаем будете угощать, какие угощения  будут,  как развлечь гостей , все это в устной форме. Работайте  дружно. На работу отводится – до 10 мин..  ПЛАН­ (слайд­6) 1 Название чаепития. 2 Приглашенные гости. 3 Оформление стола. 4 Вид.  5 Угощения.  6 Развлечение.  У нас присутствует  компетентное жюри, которое будет вас оценивать: Бабиченко Елена  Константиновна­учитель дополнительного образования художественно­эстетического  цикла, учитель изо –Постольник Светлана Александровна, Коновалова Оксана Николаевна­ школьный библиотекарь. Они оценивают проект по плану    : Защита проектов.     Оценка проекта. и  с помощью цветовых жетонов:      «хороший проект»­красный цвет,    «нужно доработать»­синий цвет. Ребята! Какой проект вы хотели бы реализовать?  (Оба проекта мы реализуем на майские праздники). Учитель: Пока вы готовите проект, девочки  споют нам чайные частушки. Чайные частушки 1.На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки. Так споем же под чаек Чайные частушки! 2.В плясках не жалей ботинки! 6Предлагай­ка чай друзьям, Если в чашке есть чаинки, Значит, письма пишут нам! 3.Самовар блестит, кипя,  Чай в нем пенится! Погляди­ка на себя – Ну и отраженьице! 4.Подавай мне чашку чаю, Ведь тебе не жалко, чай? В чае я души не чаю, Наливай горячий чай! 5.Ой, чай, крепкий чай, Пейте чай – чаёчек, Чтобы радость приносил Каждый день­ денечек! Учитель :Вот и подошел  к концу наш час общения . И хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением. (7 слайд­  Приятного чаепития!) Давайте  споём  песню. 1.Если вы пришли сегодня в гости к нам, Будем рады чаем угостить. Вы поспели к нашим сдобным пирогам, Вкус их всех вас может удивить. П – в  Скатертью, скатертью Стол скорей накрывай. И наливай­ка всем ароматный чай. Каждому, каждому Счастья ты пожелай И улыбнись друзьям и учителям. 2.Знаем лучше доктора серьёзного –  Лечит чай и скуку и тоску. Приглашаем мальчиков и девочек Выпить ароматного чайку! 7