Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского
Оценка 5

Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
02.06.2017
Открытое учебное занятие ,  посвященное памяти  В.И. Вернадского
Знакомит учащихся с вкладом В.И. Вернадского в формировании науки о биосфере, его становлением как личности. Учащиеся готовят сообщения об основных особенностях биосферы, ноосферы, роли человека в развитии жизни на Земле. Знакомят с работой корпорации "Газпром", которая разработала программу рационального , бережного отношения к природе.
Урок вернад.docx
Открытое учебное занятие ,  посвященное памяти  В.И. Вернадского Автор – составитель учитель биологии Шамилова Л.Ш. 1 Эпиграф «Открылась бездна , звезд полна; Звездам числа нет, бездне  ­ дна. Песчинка, как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах… Так я в сей бездне углублен,  Теряюсь, мысльми утомлен!» М.В. Ломоносов                 В историю человечества записано много имен замечательных ученых,  внесших вклад в развитие отечественной и мировой науки. Ломоносов,  Линней, Ламарк, Дарвин… Наряду с их именами в историю вписано и имя В.  И. Вернадского – гениального ученого, охватившего своим умственным  взором, своими исследованиями сразу три глубоко разграниченные,  самостоятельные и сложные науки – геологию, химию и биологию. Он  объединил эти науки по главнейшим проблемам планетарного значения и  заложил основу  новой науки – биогеохимии. Сообщения учащихся о биографии В.И. Вернадского. Чтобы представить всю систему идей А.В. Вернадского нужно  ознакомиться  со всеми его высказываниями в работах разных лет и  представить их в целом.  Поток мыслей, фактов с необычайным напором  выливается на страницы его книг. Мысленный взор крупнейшего ученого   постоянно погружен в движение атомов, в пласты земной коры, в вычисление  составов бесчисленных организмов, в анализ явлений. Но ему не чуждо  поэтическое восприятие природы – «чувство природы». А.В. Вернадский, как  и многие натуралисты очень любил Ф. Тютчева. Да и как не любить его стихи,  в которых  Тютчев не только проникновенно описывает картины природы, но , главное, дает философское понимание природы. В своем основном научном  труде «Биосфера» эпиграфом  Вернадский  ставит стихи Ф.Тютчева Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе.                                                Поэтому от книг А.В. Вернадского  веет могучей космической поэзией. «Своеобразным, единственным в своем роде, отличным и неповторимым в других небесных телах представляется нам лик Земли – ее изображение в  космосе, вырисовывающееся извне, со стороны, из дали бесконечных   небесных пространств. 2 В лике Земли выявляется поверхность нашей планеты, ее биосфера, ее  наружная оболочка, отграничивающая ее от космической  среды. Лик Земли  становится видным благодаря проникающим в него световым излучениям  небесных светил, главным образом Солнца».  Целые поколения ученых оставили следы своих мыслей о  возникновении и распространении жизни на Земле. В. И. Вернадский  в 1929  году  написал книгу «Биосфера». Этот труд  ­ завершение длительного  упорного пути исследований и мыслей ученого, космический апофеоз его  научной деятельности. Сообщение учащихся о биосфере. Человечество, как говорил В.И. Вернадский, это «дети Земли, в  сущности , биосферы». Вся эволюция человека связана с нею, все становление человечества  происходило в общей связи его со всей окружающей природой.  Отделить человека от биосферы немыслимо. Но биосфера, как и вся наша  планета создавалась силами не только земными , но и космическими. Значит,  человек – творение сил земных и сил космических. Он представляет собой  новую, совершенно исключительную силу, новый по своему происхождению  фактор. Человек внес в биосферу разум, труд, мысль, науку. Он повлиял и все больше влияет на течение геологических процессов планеты, становится  геологическим фактором. Пристальное влияние к геологической, а потом и к  геохимической роли деятельности человечества приводит Вернадского  к  понятию о ноосфере – новой фазе эволюции биосферы. Сообщение учащихся о ноосфере. Современное время характеризуется крупными предприятиями,  занимающимися разработками природных ресурсов нашей страны – нефти,  газа, угля железных руд и другие. Это невозбновляемые ресурсы. Научно –  технический прогресс открывает все новые области применения  черных и  цветных металлов, неметаллического сырья. Значительные площади  поверхности суши   исключаются  из хозяйственной деятельности человека  вследствии накопления на них промышленных отходов и невозможности  использования районов, где ведется разработка и добыча полезных  ископаемых. На прилегающих территориях создаются  отвалы, карьеры,  терриконы – земляные конусы, провальные воронки, возникающие на местах  пустот под землей.  Одним из крупнейших предприятий разрабатывающих  невозобновляемый природный ресурс– газ  ­  является «Газпром». Сообщение учащихся  о предприятии «Газпром». 3 В наше время потребительское отношение к природе, изъятие ее  ресурсов без осуществления  мер по их  восстановлению должно уйти в  прошлое. Проблема рационального использования природных ресурсов,  охрана природы от губительных  последствий хозяйственной деятельности  человека приобрели огромное  государственное значении. Сообщение учащихся об экологической политике газпрома. В средней общеобразовательной школе  важное значение имеет экологическое воспитание  школьников. Молодое поколение, проникнувшись идеями  сохранения  окружающей нас среды, сможет обеспечить охрану природы. С  этой целью ежегодно проводятся научно – практические конференции  муниципального, краевого и всероссийского значения. На них приглашаются  ребята, выполняющие научные работы экологического направления. Ученик 9  А класса нашей школы Хасуев Ильяс занял III место на  научно –  практической конференции «Экологические проблемы Ставропольского  края», а на городской  Олимпиаде по экологии I место среди 10 – х классов,  творчески  выполнив экологический проект. Выступление  ученика В.И. Вернадский писал «Важен для нас факт, что идеалы демократии  идут в  унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы,  отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим!» Эти слова гениального ученого  актуальны и в наше время. 4

Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского

Открытое учебное занятие ,  посвященное памяти  В.И. Вернадского

Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского

Открытое учебное занятие ,  посвященное памяти  В.И. Вернадского

Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского

Открытое учебное занятие ,  посвященное памяти  В.И. Вернадского

Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского

Открытое учебное занятие ,  посвященное памяти  В.И. Вернадского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017