Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского
Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
02.06.2017
Знакомит учащихся с вкладом В.И. Вернадского в формировании науки о биосфере, его становлением как личности. Учащиеся готовят сообщения об основных особенностях биосферы, ноосферы, роли человека в развитии жизни на Земле. Знакомят с работой корпорации "Газпром", которая разработала программу рационального , бережного отношения к природе.
Урок вернад.docx
Открытое учебное занятие ,
посвященное памяти В.И. Вернадского
Автор – составитель
учитель биологии Шамилова Л.Ш.
1 Эпиграф
«Открылась бездна , звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка, как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах…
Так я в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!»
М.В. Ломоносов
В историю человечества записано много имен замечательных ученых,
внесших вклад в развитие отечественной и мировой науки. Ломоносов,
Линней, Ламарк, Дарвин… Наряду с их именами в историю вписано и имя В.
И. Вернадского – гениального ученого, охватившего своим умственным
взором, своими исследованиями сразу три глубоко разграниченные,
самостоятельные и сложные науки – геологию, химию и биологию. Он
объединил эти науки по главнейшим проблемам планетарного значения и
заложил основу новой науки – биогеохимии.
Сообщения учащихся о биографии В.И. Вернадского.
Чтобы представить всю систему идей А.В. Вернадского нужно
ознакомиться со всеми его высказываниями в работах разных лет и
представить их в целом. Поток мыслей, фактов с необычайным напором
выливается на страницы его книг. Мысленный взор крупнейшего ученого
постоянно погружен в движение атомов, в пласты земной коры, в вычисление
составов бесчисленных организмов, в анализ явлений. Но ему не чуждо
поэтическое восприятие природы – «чувство природы». А.В. Вернадский, как
и многие натуралисты очень любил Ф. Тютчева. Да и как не любить его стихи,
в которых Тютчев не только проникновенно описывает картины природы, но ,
главное, дает философское понимание природы. В своем основном научном
труде «Биосфера» эпиграфом Вернадский ставит стихи Ф.Тютчева
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе.
Поэтому от книг А.В. Вернадского веет могучей космической поэзией.
«Своеобразным, единственным в своем роде, отличным и неповторимым
в других небесных телах представляется нам лик Земли – ее изображение в
космосе, вырисовывающееся извне, со стороны, из дали бесконечных
небесных пространств.
2 В лике Земли выявляется поверхность нашей планеты, ее биосфера, ее
наружная оболочка, отграничивающая ее от космической среды. Лик Земли
становится видным благодаря проникающим в него световым излучениям
небесных светил, главным образом Солнца».
Целые поколения ученых оставили следы своих мыслей о
возникновении и распространении жизни на Земле. В. И. Вернадский в 1929
году написал книгу «Биосфера». Этот труд завершение длительного
упорного пути исследований и мыслей ученого, космический апофеоз его
научной деятельности.
Сообщение учащихся о биосфере.
Человечество, как говорил В.И. Вернадский, это «дети Земли, в
сущности , биосферы». Вся эволюция человека связана с нею, все становление
человечества происходило в общей связи его со всей окружающей природой.
Отделить человека от биосферы немыслимо. Но биосфера, как и вся наша
планета создавалась силами не только земными , но и космическими. Значит,
человек – творение сил земных и сил космических. Он представляет собой
новую, совершенно исключительную силу, новый по своему происхождению
фактор. Человек внес в биосферу разум, труд, мысль, науку. Он повлиял и все
больше влияет на течение геологических процессов планеты, становится
геологическим фактором. Пристальное влияние к геологической, а потом и к
геохимической роли деятельности человечества приводит Вернадского к
понятию о ноосфере – новой фазе эволюции биосферы.
Сообщение учащихся о ноосфере.
Современное время характеризуется крупными предприятиями,
занимающимися разработками природных ресурсов нашей страны – нефти,
газа, угля железных руд и другие. Это невозбновляемые ресурсы. Научно –
технический прогресс открывает все новые области применения черных и
цветных металлов, неметаллического сырья. Значительные площади
поверхности суши исключаются из хозяйственной деятельности человека
вследствии накопления на них промышленных отходов и невозможности
использования районов, где ведется разработка и добыча полезных
ископаемых. На прилегающих территориях создаются отвалы, карьеры,
терриконы – земляные конусы, провальные воронки, возникающие на местах
пустот под землей.
Одним из крупнейших предприятий разрабатывающих
невозобновляемый природный ресурс– газ является «Газпром».
Сообщение учащихся о предприятии «Газпром».
3 В наше время потребительское отношение к природе, изъятие ее
ресурсов без осуществления мер по их восстановлению должно уйти в
прошлое. Проблема рационального использования природных ресурсов,
охрана природы от губительных последствий хозяйственной деятельности
человека приобрели огромное государственное значении.
Сообщение учащихся об экологической политике газпрома.
В средней общеобразовательной школе важное значение имеет экологическое
воспитание школьников. Молодое поколение, проникнувшись идеями
сохранения окружающей нас среды, сможет обеспечить охрану природы. С
этой целью ежегодно проводятся научно – практические конференции
муниципального, краевого и всероссийского значения. На них приглашаются
ребята, выполняющие научные работы экологического направления. Ученик 9
А класса нашей школы Хасуев Ильяс занял III место на научно –
практической конференции «Экологические проблемы Ставропольского
края», а на городской Олимпиаде по экологии I место среди 10 – х классов,
творчески выполнив экологический проект.
Выступление ученика
В.И. Вернадский писал «Важен для нас факт, что идеалы демократии идут в
унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы,
отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно
в наших руках. Мы его не выпустим!» Эти слова гениального ученого
актуальны и в наше время.
4
Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского
Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского
Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского
Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.