Открытое учебное занятие , посвященное памяти В.И. Вернадского

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомит учащихся с вкладом В.И. Вернадского в формировании науки о биосфере, его становлением как личности. Учащиеся готовят сообщения об основных особенностях биосферы, ноосферы, роли человека в развитии жизни на Земле. Знакомят с работой корпорации "Газпром", которая разработала программу рационального , бережного отношения к природе.
Иконка файла материала Урок вернад.docx
Открытое учебное занятие ,  посвященное памяти  В.И. Вернадского Автор – составитель учитель биологии Шамилова Л.Ш. 1Эпиграф «Открылась бездна , звезд полна; Звездам числа нет, бездне  ­ дна. Песчинка, как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах… Так я в сей бездне углублен,  Теряюсь, мысльми утомлен!» М.В. Ломоносов                 В историю человечества записано много имен замечательных ученых,  внесших вклад в развитие отечественной и мировой науки. Ломоносов,  Линней, Ламарк, Дарвин… Наряду с их именами в историю вписано и имя В.  И. Вернадского – гениального ученого, охватившего своим умственным  взором, своими исследованиями сразу три глубоко разграниченные,  самостоятельные и сложные науки – геологию, химию и биологию. Он  объединил эти науки по главнейшим проблемам планетарного значения и  заложил основу  новой науки – биогеохимии. Сообщения учащихся о биографии В.И. Вернадского. Чтобы представить всю систему идей А.В. Вернадского нужно  ознакомиться  со всеми его высказываниями в работах разных лет и  представить их в целом.  Поток мыслей, фактов с необычайным напором  выливается на страницы его книг. Мысленный взор крупнейшего ученого   постоянно погружен в движение атомов, в пласты земной коры, в вычисление  составов бесчисленных организмов, в анализ явлений. Но ему не чуждо  поэтическое восприятие природы – «чувство природы». А.В. Вернадский, как  и многие натуралисты очень любил Ф. Тютчева. Да и как не любить его стихи,  в которых  Тютчев не только проникновенно описывает картины природы, но , главное, дает философское понимание природы. В своем основном научном  труде «Биосфера» эпиграфом  Вернадский  ставит стихи Ф.Тютчева Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе.                                                Поэтому от книг А.В. Вернадского  веет могучей космической поэзией. «Своеобразным, единственным в своем роде, отличным и неповторимым в других небесных телах представляется нам лик Земли – ее изображение в  космосе, вырисовывающееся извне, со стороны, из дали бесконечных   небесных пространств. 2В лике Земли выявляется поверхность нашей планеты, ее биосфера, ее  наружная оболочка, отграничивающая ее от космической  среды. Лик Земли  становится видным благодаря проникающим в него световым излучениям  небесных светил, главным образом Солнца».  Целые поколения ученых оставили следы своих мыслей о  возникновении и распространении жизни на Земле. В. И. Вернадский  в 1929  году  написал книгу «Биосфера». Этот труд  ­ завершение длительного  упорного пути исследований и мыслей ученого, космический апофеоз его  научной деятельности. Сообщение учащихся о биосфере. Человечество, как говорил В.И. Вернадский, это «дети Земли, в  сущности , биосферы». Вся эволюция человека связана с нею, все становление человечества  происходило в общей связи его со всей окружающей природой.  Отделить человека от биосферы немыслимо. Но биосфера, как и вся наша  планета создавалась силами не только земными , но и космическими. Значит,  человек – творение сил земных и сил космических. Он представляет собой  новую, совершенно исключительную силу, новый по своему происхождению  фактор. Человек внес в биосферу разум, труд, мысль, науку. Он повлиял и все больше влияет на течение геологических процессов планеты, становится  геологическим фактором. Пристальное влияние к геологической, а потом и к  геохимической роли деятельности человечества приводит Вернадского  к  понятию о ноосфере – новой фазе эволюции биосферы. Сообщение учащихся о ноосфере. Современное время характеризуется крупными предприятиями,  занимающимися разработками природных ресурсов нашей страны – нефти,  газа, угля железных руд и другие. Это невозбновляемые ресурсы. Научно –  технический прогресс открывает все новые области применения  черных и  цветных металлов, неметаллического сырья. Значительные площади  поверхности суши   исключаются  из хозяйственной деятельности человека  вследствии накопления на них промышленных отходов и невозможности  использования районов, где ведется разработка и добыча полезных  ископаемых. На прилегающих территориях создаются  отвалы, карьеры,  терриконы – земляные конусы, провальные воронки, возникающие на местах  пустот под землей.  Одним из крупнейших предприятий разрабатывающих  невозобновляемый природный ресурс– газ  ­  является «Газпром». Сообщение учащихся  о предприятии «Газпром». 3В наше время потребительское отношение к природе, изъятие ее  ресурсов без осуществления  мер по их  восстановлению должно уйти в  прошлое. Проблема рационального использования природных ресурсов,  охрана природы от губительных  последствий хозяйственной деятельности  человека приобрели огромное  государственное значении. Сообщение учащихся об экологической политике газпрома. В средней общеобразовательной школе  важное значение имеет экологическое воспитание  школьников. Молодое поколение, проникнувшись идеями  сохранения  окружающей нас среды, сможет обеспечить охрану природы. С  этой целью ежегодно проводятся научно – практические конференции  муниципального, краевого и всероссийского значения. На них приглашаются  ребята, выполняющие научные работы экологического направления. Ученик 9  А класса нашей школы Хасуев Ильяс занял III место на  научно –  практической конференции «Экологические проблемы Ставропольского  края», а на городской  Олимпиаде по экологии I место среди 10 – х классов,  творчески  выполнив экологический проект. Выступление  ученика В.И. Вернадский писал «Важен для нас факт, что идеалы демократии  идут в  унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы,  отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим!» Эти слова гениального ученого  актуальны и в наше время. 4