Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии фортепиано".
Оценка 5

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии фортепиано".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
английский язык +1
Взрослым
19.09.2018
Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии  фортепиано".
Открытое занятие посвящено развитию технических навыков в классе специального фортепиано.На занятии раскрывается понятие фортепианная техника,ведется работа над основными приемами изучения гамм,коротких арпеджио,аккордов,хроматической гаммы и упражнений.Показаны на заниятии необходимость изучения технических формул,рекомендуемые приемы устранения технических сложностей.В начальный период работы над гаммами закладывается фундамент пианистической техники.
Открытое занятие по предмету.docx
Открытое занятие  по предмету «Фортепиано» Тема урока: «Развитие технических навыков  игры на фортепиано». . Цель урока: развитие техники и применение приобретенных навыков в  работе над изучаемыми произведениями. Задачи урока: воспитывать в учениках силу воли и упорство в преодолении  трудностей; Совершенствовать техническое мастерство  на занятии.  Методы обучения:    наглядный (слуховой и зрительный); словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения,  словесная оценка исполнения);  объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным. Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений, ноты упражнений. План урока: 1.Сообщение темы занятия и его задач. 2. Введение 3. Работа над гаммами 4. Работа над произведениями 5. Исполнение произведений в концертном варианте. 6. Подведение итогов. Заключение. Ход урока:  Введение Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и  громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника по сути есть техника художественного выражения. Она включает в  себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются  немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения,  динамику, артикуляцию и т. д. Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту  сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового  результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать.  «Техника без музыкальной воли ­ это способность без цели, а становясь  самоцелью, она никак не может служить искусству», ­ писал Иосиф Гофман,  один из крупнейших пианистов. «Я часто напоминаю ученикам, что слово «техника» происходит от  греческого слова «технэ», а «технэ» означало — искусство. Любое  усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а  значит, помогает выявлению содержания, «сокровенного смысла», другими  словами, является материей, реальной плотью искусства. Беда в том, что  многие играющие на фортепиано под словом техника подразумевают только  беглость, быстроту, ровность, бравуру — иногда преимущественно «блеск и  треск» — то есть отдельные элементы техники, а не технику в целом, как ее  понимали греки и как ее понимает настоящий художник. Техника — «технэ»  — нечто гораздо более сложное и трудное. Обладание такими качествами, как беглость, чистота, даже грамотное музыкальное исполнение и т. п., само по  себе еще не обеспечивает артистического исполнения, к которому приводит  только настоящая, углубленная, одухотворенная работа» Г. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». Работа над гаммами 1.Упражнение Ш.Ганона № 1,2 из сборника «Пианист­виртуоз». Играем сначала медленно, стараемся не задирать запястье, все пальцы  смотрят вниз, ставим их на «подушечки». Затем ускоряем темп. Упражнение № 2 в разборе, играем медленно, следи за аппликатурой. 2.Гамма ми минор Играем сначала в 4 октавы в прямом движении. Первое на что мы обращаем  внимание это на аппликатуру. Верно разученная последовательность пальцев  – залог ровной игры. Самым проблемным моментом является подкладывание  первого пальца. Здесь хочу обратиться к психологической установке  российского пианиста и педагога Г. Г. Нейгауза: «понятие подкладывания  первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным  понятием перекладывания руки через первый палец». Ведь психологически  легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь… Играем гамму в 4 октавы в прямом и расходящемся движении. Имеются  ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Еще одно упражнение,  которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы  лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание. Важно следить за  рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все предплечье  слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без  изломов и изгибов. Для того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической  ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы акценты по четыре  звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не должен превращаться в громкий  стук, стоящий на месте, и заканчивающий всякое движение вперед. Акцент,  как в гамме, так и в любом произведении, ­ это, то место, от которого нужно  оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом пальца, в  умеренной громкости. Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Представьте,  что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него.  Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны  присутствовать в игре гамм: вся рука рисует линию и идет впереди пальцев,  то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может динамика.  Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Прошу ученицу  представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с нами и уехал.  Таким образом, мы убьем двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет  яркой и интересной. Для уяснения ритмической четкости и динамической яркости, играем гамму  разными ритмическими формулами – триолями, пунктирным ритмом,  синкопами; и с разными динамическими оттенками – от pianissimo до  fortissimo. Для большего интереса можно поиграть в разных темпах. Заодно и  узнаем наш потенциал и возможности. Аккорды.  Для начала вспоминаем что такое «аккорд», как и на каких ступенях строится тоническое трезвучие и его обращения. Уточняем аппликатуру и начинаем  игру аккордов сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками.  Технически следует обратить внимание на три момента: пальцы хватают звуки аккорда – особенно активны мизинцы, так как они держат весь аккорд; кисть  прогибается – ее амортизация поможет избежать зажима аппарата; локти  разводятся в стороны, сбрасывая этим движением нагрузку. Хорошего звука  пытаемся достичь свободой плечевого пояса и хорошего «погружения» в  клавиатуру. Предлагаю сыграть аккорды стоя. Ученица чувствует контакт с  инструментом и легче понимает, как правильно играть аккорды. Можно поиграть аккорды несколькими способами, если не получается  сыграть 3 звука одновременно. Пятый палец играет верхний звук, а к нему уже подстраиваем 2 остальных. Или играем сначала крайние звуки и затем  средний, оставшийся. Арпеджио короткие. Когда аккорды освоены, можно переходить к игре арпеджио. Аппликатурные  принципы тут те же.  А вот пианистические движения отличаются. В коротких арпеджио рука рисует полукруг вверх от первого звука к  последнему, как  будто солнце всходит.  На последнем звуке ладонь раскрывается и делает  замах на первый, при этом точно целясь, избегая шлепка по клавише. У  Ульяны достаточно гибкая кисть, но, требуется контроль за осанкой: не  поднимаем плечи, локти разведены в стороны. И, особенный контроль за  первым пальцем: он ни в коем случае не должен «прижиматься» к кисти и не  «смотреть» в сторону. Напоминаю Ульяне, что: «Пальчик (первый) всегда  «смотрит» в «окошко» второму пальчику». Для более успешной работы  нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и  проконтролировать движение кисти. Хроматическая гамма. Хроматическую гамму играем от «ре» по 6 звуков, следя за полноценной  работой левой руки. К этой гамме применяем те же способы развития  техники, которые описаны выше. Частой ошибкой при игре храматических  гамм является «падение» всей кисти на первый палец. Следим за этим и  стараемся работать первым пальцем более активно, не допуская лишних  движений. В начальный период работы над гаммами закладывается фундамент  пианистической техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот  почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только  целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо  постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать  всякого рода зажатости и скованности. Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и  динамически ровным, глубоким и мягким звуком. Учиться слышать в гамме  мелодическую линию, добиваться линейности звучания, текучести, чтобы не  было ощущения "точечности" звучания. Работа над произведениями А.Гедике «Этюд» соч.32 № 19 Следующим этапом нашего урока станет работа над этюдом. Спрашиваю у  ученицы что такое «этюд». Эт дюю пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого­либо  трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования  техники исполнителя. Вспоминаем автора, т.к. это не первое его произведение в нашем репертуаре. Алекс ндр Фёдорович Г дике русский композитор, органист, пианист, педагог, основатель советской  органной школы.   (фр. étude «изучение») — инструментальная аю ею  (1877 — 1957) — Этюд находится в начальной стадии работы над ним и, поэтому, ученица  играет его с предварительным показом педагога. Есть неточности в ритме,  поэтому играем со счётом. Прорабатываем неточные места несколько раз.  Следим за посадкой, постановкой рук и добиваемся синхронности исполнения и хорошего звука. Проигрываем произведение целиком. На всём протяжении работы не забываем о динамике, построении фраз. Мы  всегда должны помнить «куда идём». О.Мериканто «Вальс в стиле Шопена» Особое внимание нужно уделить педали, которая меняется в I, затем II  частях. Прорабатываем ритмически неровные места. Проигрываем  произведение целиком, соблюдая единый темп. Заключение. На примере разучиваемых произведений еще раз убедились, польза игры гамм, развитие техники и беглости пальцев на занятиях фортепиано, для передачи  более полного, точного и самое главное – музыкально­художественного  замысла композитора. Важно привить ребенку упорство в достижении  технических задач, привить любовь и стремление выражать свои мысли и  чувства через музыку. Литература: Николаев А. А. Работа над этюдами и упражнениями М,1955 Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М., 1980 Таузиг К. Ежедневные упражнения для фортепиано. – М., 1962

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии фортепиано".

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии  фортепиано".

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии фортепиано".

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии  фортепиано".

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии фортепиано".

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии  фортепиано".

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии фортепиано".

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии  фортепиано".

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии фортепиано".

Открытое занятие на тему:"Развитие технических навыков на занятии  фортепиано".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2018