Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»
Оценка 4.9

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология +1
Взрослым
31.03.2017
Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»
«Акань – хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, сшитые из ткани сукна или меха, с утиным клювом вместо головы, играли хантыйские дети. В традиционном обществе охотников-оленеводов кукла «Акань» была оберегом, ей поклонялись, словно богине и прятали от посторонних глаз. Cам факт того, что Акань дошла с людьми до современности, говорит о том, что она не потеряла своего места в славянских домах, не сгинула в малонаселенных местах тундры или северных поселениях .
открытое занятие КУКЛА-Акань.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла­ «Акань» Разработала: Княжева Наталья Евгеньевна  педагог дополнительного  образования Г. Новый Уренгой 2014 год Тема:  Хантыйская кукла ­ «Акань» Цель:          развитию навыков самостоятельности  при изготовлении   народной хантыйской куклы «Акань». Задачи:            Обучающие:  Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.  Научить детей изготовлять хантыйскую куклу «Акань»,   Показать последовательность ее изготовления и приемы,   Объяснить, как подбирают цвета ткани. Развивающие:  Развивать чувство национального самосознания,  Развитие воображения, фантазии, творческого мышления  Развивать аккуратность, трудолюбие, моторику мелких мышц рук Воспитательные:  Воспитание   художественного   и   эстетического   вкуса,   творческого восприятия окружающего мира.  Формировать навыки самостоятельности.  Формировать   у   детей   уважительное   отношение   к   культуре   разных народов Дидактические   принципы:   принцип   доступности,   наглядности,   принцип систематичности и последовательности, принцип сочетания различных форм организации обучения. Форма открытого занятия:  Теоретическая часть,  Практическая часть.  Творческая работа Тип занятия: формирование новых знаний. Методы обучения:    словесный (беседа,);  ­   наглядные   (фотографии,  иллюстрации,  образцы   поделок,   просмотр слайдов); ­ практические (изготовление куклы – «Акань»);  Инструменты и материалы,  Для изготовления  сувенирной куклы вам понадобятся:   ткань (драп, фетр) двух цветов ткань (флис) нескольких  цветов нитки по цвету ткани мех норки бисер заготовка куклы, шаблоны орнаментов клей Момент, ПВА ножницы иглы бисерные и швейные          Технические средства обучения     ­  ноутбук; ­ мультимедийный проектор; ­ экран; Литература: 1. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.­  ООО Белый город, 2010.  2.Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003     3.Нагель О.И.  Художественное лоскутное шитье. ­ М, 2000        4.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997     5. Т.С.Вадичупова "Учимся мастерить изделия обско­угорских народов"       6.Игрушка народа ханты // Мир музея. – 2006. – № 8. – С. 26–27.   7.Ковычева Е. И. Кукла в диалоге культур / Е. И. Ковычева ; М­во. общ. и проф. образования РФ, Удмурт. гос. ун­т. – Ижевск : Удмурт. ун­т, 2002. – 156 с.    8.Куклы Удмуртии / сост. Людмила Кузнецова ; Нац. музей Удмурт. Респ. им. К. Герда. – Ижевск : Науч. книга, 2007. – 14 с., [ил.]. – (Куклы).    9.Попова Е. В. Игровые куклы­самоделки у бесермян / Е. В. Попова // Европейский   Север   в   культурно­историческом   процессе   :   (к   625­летию   г. Кирова) : материалы междунар. конф. – Киров, 1999. – С. 441–442. 10. Игры  детей обско – угорских народов /Под ред. Е. А. Нёмысовой. – СПб. 1999. 11.Использование обско – угорского фольклора на уроках чтения, литературы и родного языка, природоведения, экологии: Методическое пособие. –  Ханты ­  Мансийск: Полиграфист, 2004.  56 с.   12.  Ерныхова   Е.А.   Декоративно­прикладное   искусство   обско­угорских народов.­ Йошкар­Ола, 2000. 13.  Кулемзин   В.М.   Игры   детей   обско­угорских   народов.­   СПб.:ТОО «Алфавит», 1999. 14. Сказки   и   куклы   нерым­ях   /сост.   Т.А.Исаева   и   О.В.Стародубова;   пер.с языка ханты О.И.Щербакова.­ Тюмень, 2006. 15 Тахтуева   А.М.   Материальная   культура   юганских   ханты.­   Изд­во «Северный дом», 1990.   Ход занятия: 1. Организационная часть Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята!  Сегодня я предлагаю вашему вниманию занятие на тему  … Прежде, чем я назову тему нашего занятия, отгадайте загадку Загадка о лоскутной куколке Вот возьму я палочку, Замотаю в тряпочку, В лоскуточки наряжу, Сверху бантик повяжу. Получилась не игрушка, А любимая подружка. (В. Шипунова) Дети: отвечают (кукла) Педагог: Сегодня мы на занятии отправимся путешествовать в мир кукол.       Скажите у вас есть куклы? Дети:    отвечают Педагог:  А что вы с ними делаете?  Дети: отвечают Педагог: Вот видите – кто­то играет куклами, кому­то они уже не нужны и их  спрятали, а у кого­то они красуются на полке. Но они все были когда­то у вас  любимыми. Педагог:  А это какая кукла?  Дети: отвечают (Барби.) Педагог:  Скажите, а можно ли Барби спеть колыбельную и уложить спать? Дети: отвечают  (Нет, потому что она – взрослая кукла.) Педагог: А кем может быть кукла для девочки? Дети: отвечают  (Подругой, сверстницей, дочкой.) Педагог:  Еще есть куклы , которые  одеты в национальные одежды    (показываю куклу, одетую в национальный костюм). Педагог: Правильно. Речь пойдет о кукле. Но не простой, а о кукле народов  ханты – «Акань». «Акань – хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, сшитые из ткани  сукна или меха, с утиным клювом вместо головы, играли хантыйские дети. Куклы эти рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие  члены семьи. Куклы дарили своим родственникам и сами получали подарки.  Вместе с маленькими хозяйками «Акань» отправлялись в оленеводческие  стада, на рыбалку, на праздники. На лице у «Акань» не принято было делать  глаза, нос, рот, так как эта кукла считалась священной. По поверью в такую  куклу мог вселиться злой дух их Нижнего мира, а это в свою очередь  повлечет несчастье. В традиционном обществе охотников­оленеводов кукла «Акань» была  оберегом, ей поклонялись, словно богине и прятали от посторонних глаз. 1.   Теоретическая часть (Сообщение нового материала).   Педагог: Ребята, легенды об «Акани» гласят о том, что если в большой семье, в   некоем   Роду   появляется   ребенок,   который   не   подчиняется  общим требованиям к детям, нарушает общий порядок, склонен к озорству или вовсе к дурным поступкам бабушка из этого Рода призывает на помощь Акань. Она собирает всех детей и подростков семьи и при них делает куклу – оберег Акань. Дети слушают историю  о проступке своего товарища. Готовая Акань занимает свое место в помещении ,где  живет ребенок, и теперь все дети знают что   каждую   ночь   кукла   будет   выпивать   у   провинившегося   одну   капельку крови.   Потрясение   от   такого   наказания   бывало   настолько   мощным,   что ребенок не спал всю ночь, а утром был уверен что куколка выпила у него обещанную   капельку.   Проходило   совсем   немного   времени   и   ребенок полностью   осознавал,   что   своим   поступком   нанес   вред   своей   семье,   что поступил   так   ,как   нельзя   было   делать.   Не   выдерживая   более   того   груза, который на него наложил самый старший и мудрый человек в семье, ребенок бросался к бабушке.  Бабушка принимала искреннее раскаяние  внука. Чтобы обряд прощения был полностью всеми прочувствован и обнародован, бабушка вновь собирает всех детей и подростков Рода. Она делает новую  куклу Акань и вручает ее с напутствием, что теперь оберег и охранник семьи Акань будет за   хорошие   поступки   на   благо   семьи   и   Рода   давать   каждую   ночь   одну капельку   крови.   Акань   же,   которая   забирала   капельку   крови,   теперь сжигается   на   костре   и   уносит   вину   ребенка   далеко   в   пространство. Счастливый и прощенный всей семьей человечек очищается таким образом от злых темных мыслей и готов действовать на благо Рода. Сегодня мы не можем утверждать,   что   Акань   также   строго   участвует   в   укреплении   семейных традиций, так как само понятие Рода нуждается в  восстановлении. Но сам факт того, что Акань дошла с людьми до современности, говорит о том, что она   не   потеряла   своего   места   в  славянских   домах,   не   сгинула   в малонаселенных местах тундры или северных поселениях . Да и магия ее , воздействие на детей дошкольного и младшего школьного возраста остается сильной   там,   где   люди   живут   большими   семьями,   крепок   авторитет  отца, матери,   особенно   бабушки   и   деда   как   старших   представителей   Родовой династии. Педагог: А теперь, ребята, давайте посмотрим, как выглядит  кукла «Акань» Демонстрационный материал. Педагог: Ребята! Вы просмотрели , как выгладит кукла «Акань». Что в них  общего? Дети: отвечают Педагог: Правильно. Как мы с вами говорили раньше, у них нет нарисованных  лиц.               А какие различия в них вы увидели? Дети: отвечают. Педагог: Правильно. Я бы разделила эти кукла на три вида : обереговые,  игровые и сувенирные. Мы с вами будем делать                      куклу «Акань» Прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить технику  безопасности при работе с колюще­режущими предметами  при работе свет должен падать с левой стороны;  во время работы нужно следить за осанкой.  Ты не бери иголку в рот Иголка острая не плод Ты лучше с нею не шути, А то окажется внутри  На стол клади ты ножницы кольцами к себе, Передаю же ножницы кольцами к тебе, Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда, Положишь их разомкнутыми ­ может быть беда  Лишь окончена работа ­ Инструментам нужна забота. Не забудь ты их закрыть, И на место положить      3. Практическая работа.      Я предлагаю вам самим  изготовить хантыйскую куклу «Акань». Работать вы будете по технологической  карте,   в которой описан порядок  работы.   Я покажу некоторые приемы работы и дам советы. Педагог:   Ребята, вы хорошо работаете, устали. Я предлагаю немного  размять ноги, руки, спинку.  Встаньте со своих мест и повторяйте упражнения за мной. Вот все пальчики мои, Повороты кистей рук Их как хочешь поверни – И вот этак, и вот так, Не обидятся никак Хлопок перед собой, над собой Раз, Два, три, четыре, пять Встряхивающее движение кистями   рук Постучать пальцами друг о друга Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Дали ручкам отдохнуть А теперь обратно в путь Молодцы!  А теперь продолжим изготовление куклы.                 4. Подведение итогов Педагог:      Вот и подошло к концу наше занятие по изготовлению  хантыйской куклы  «Акань».  Послушайте стихотворение о кукле «акань». Ма аканем, омса.    Моя кукла, сиди, Тоса яма вола,        Хорошо себя веди, Хураманг сухен      Красивое платье Яма, яма тае.          Аккуратно носи. Думаю, этими знаниями вы обязательно воспользуетесь Давайте выставим наши куклы и покажем  гостям (Мини­выставка) Приводите свои места в порядок. Спасибо за активную работу. До свидания! Технологическая карта по изготовлению  сувенирной  хантыйской куклы «Акань». Вам понадобятся:   ткань (драп, фетр)   ткань (флис) несколько  цветов  нитки по цвету ткани  мех норки   бисер, стеклярус  клей Момент, ПВА  ножницы  иглы бисерные, швейные Используя шаблон (развертка  усеченного конуса, которая прилагается в конце МК)  выкроить из драпа заготовку для  основы куклы. Вырезаем по шаблону  необходимые детали куклы Приклеиваем с помощью клея  «Момент» орнамент Украшаем орнамент стеклярусом  и бисером Приклеиваем к основе куклы  полоску меха с помощью клея  ПВА Над полоской меха приклеиваем  полоску орнамента с «зубчиками». Украшаем низ платья бисером Украшаем верх платья бисером и  стеклярусом С изнаночной стороны соединяем  края платья, сшивая их так, чтобы  получился конус. Затем необходимо вывернуть  его  на лицевую сторону. Платье готово Подготовленные полоски ткани  разного цвета соединяем  как  показано на фото Голову закрепляем на платье. Аккуратно и точно располагаем и  соединяем переднюю и заднюю  части куклы. К голове куклы по краю  приклеиваем полоску меха с  помощью клея ПВА.  Лишний мех аккуратно срезаем  ножом. Украшаем бисером. Наша кукла готова Ниже расположены шаблоны основы куклы и орнаментальной полоски. Размер квадрата сетки 10х10 мм

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»

Открытое занятие Тема: Хантыйская кукла- «Акань»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017