Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Открытый урок в 5 классе на тему:
«Приставки на -3, -с»
Подготовила
Эфендиева Р.И., чите.ль русского
языка и литературы МБОУ «сошУ22»
Класс: 5а
Ключевые слова: русский язык, приставки на З-С, буквы З и С на конце приставок
цели урока: осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на -3 и -с»; овладение способами действия по правилу.
Тип урока: изучение нового материала в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-исследование.
Задачи урока:
Образовательные:
• развить умение формулировать определение понятий;
• повторить морфемный разбор слов;
• совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
•
развитие
критического МЫШГЕНИЯ; развитие внимания;
Воспитательные:
• воспитание интереса и уважения к родному языку;
• воспитание ценностного отношения к слову;
Содержание урока
1. Установка психологического комфорта. Лестница успеха. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. На ней изображена лестница успеха. Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.
- Так в чем заключается секрет успеха?
Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!»
- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.
- Ребята вы любите рисовать? (Да)
- У вас на листочках нарисован круг, сейчас мы будем рисовать лицо ”грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека ”примет” определённое выражение.
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова) Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.
- Часть слова без окончания, называется ... ? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.
- Какая часть в слове самая главная? (Корень) Обозначьте рот в виде корня.
- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте значком суффикса правый глаз.
- А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте значком приставки нос.
А теперь проверьте, у всех ли получился такой ”человек”, как у меня.
- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)
В некотором царстве, орфографическом государстве, Жили-были согласные, звёнкие и глухие.
Дружно жили, не тужили. Но однажды .
Заспорили звонкий З и глухой С..
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?
З кричал, что звучит сильнее,
С убеждал, что без него тоже не обойтись.
Дело чуть не дошло до драки..
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам, Которые всё на свете знал и даже писали правила Для жителей государства.
Тема урока «Буквы з и с на конце приставок».
Исходя из темы,
определите цели урока.
Определить, когда
пишется буква з на конце приставки, когда —с.
Научиться грамотно писать слова с данными видами
орфограмм,
графически обозначать изученную орфограмму).
Словарный Диктант
Заработать, потерять, провоДит, наДписать, повеДение, наберёшься, бесцветный, беззвучный, безвоДный, переДелывать.
Учитель. Посмотрите внимательно, все ли приставки знакомы? Какие из них подходят к изучению нашего правила?
Ученики. Бесцветный, безводный, беззвучный
Учитель. Выделите приставки в этих словах.
Учитель. Что обозначает приставка в этих словах?
Ученики. Без воды, без звука, без цвета.
значение одинаковое без- (бес-) - отсутствие
Учитель. Ну что ж, тогда приступим к исследованию.
Итак, мы выделили слова: бесцветный — безводный - беззвучный
Я бы хотела, чтобы вы вспомнили парные звонкие и глухие согласные.
• Звонкие: п з б, в, г, д, з, ж + р, л, м, н, й
• Глухие: с п, ф, к, т, с, ш + х, ц, ч, щ
• Пользуясь этой схемой, объясните правописание слов.
Бесцветный - пишем на конце приставки с, потому что рядом стоит глухой согласный звук.
Безводный - пишем з, т.к. рядом стоит звонкий согласный звук.
Вывод сверяем с правилом в учебнике.
Учитель: Обратили ли вы внимание на слово ”значимая”?
Почему приставка — это значимая часть? (это часть слова, в которой скрывается смысл)
(Ученики высказывают свое предположение)
Учитель: Как найти приставку в слове? (подобрать родственные слова с другими приставками или без них)
(Ученики высказывают свое мнение)
Запомни! Приставки З в русском языке не бывает, но есть несколько слов, которые начинаются с этой буквы. Послушайте стихотворение и выпишите слова, которые начинаются с буквы з.
Буква З
Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово ЗДАНИЕ?
Всё учти, продумай, взвесь.
Не свихнись на слове ЗДЕСЬ.
Помни все условия,
Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ.
Чтобы смысл не повредить, З нельзя в них отделить.
.десь, ...доровье, ...дание Лишены
содержания.
Верните З, и снова
Заговорят три слова
Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет
Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке.
• Если корень начинается с глухого согласного, то пишем С.
• Если корень начинается со звонкого согласного, то пишем З.
• Посмотрите на букву согласного звука после приставки.
• Выделите в слове приставку.
Рисование «ленивых восьмерок» глазами.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое
же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать
10-12 секунд. Повторять З раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью
легких круговых движений пальца.
Выписать слова с приставками (1 в. - с приставками на з, 2в — на с)
Разделить, растаять, бескрайний, безжалостный, испечь, возделывать, безболезненный, издать, взмахнуть, испортить, вознаградить, вскрикнуть, вздыхать, сделать, бесчувственный, сбить.
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без-, бес-
1. Ребенок без забот (беззаботный)
2. Небо без звезд (беззвездное)
З. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная) 5. Плач бёј“звука (беззвучный)
б. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный)
8. Вход без платы (бесплатный)
9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспђедельный)
1) В каком слове приставка оканчивается на —с?
а) и..черпать;
б) чре..мерный;
в) бе..жизненный;
г) во..делать.
2) В каком слове приставка оканчивается на —с?
а) во..наградить;
б) бе..шумный;
в) ра..жечь;
г) ра..будить.
З) В каком слове приставка оканчивается на —3?
а) ни..ходить;
б) во..произвести;
в) ра..чёт;
г) в..дохнуть.
4) В каком слове приставка оканчивается на —3?
а) и..жарить;
б) и..царапать;
в) ра..шнуровать;
г) бе.. ценный.
5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) и..царапать; и..жарить;
б) и..числять; бе..ценный;
в) бе. жалостный; бе..шумный;
г) бе..вкусица; ра..шнуровать.
Ответы:
Оцените себя!
Закончи предложение:
а) «Буква З пишется на конце приставок, если...»
б) «Буква С пишется на конце приставок, если ...»
Фамилия, имя |
(+ все понял, + - понял, но нужно еще раз уточнить, - не понял) |
Повторение пройденного |
|
Усвоение нового материала |
|
Первичная восприятие новой темы |
|
Закрепление новых знаний |
|
Рефлексия |
|
Самоанализ урока-исследования в контексте требований ФГОС.
«Правописание приставок на -3, -с» 5 класс
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Белиджинская ГимназияУ21» Эфендиева Рена Исмаиловна
Здравствуйте. Меня зовут Рена Исмаиловна. Я педагог МБОУ «Белиджинская Гимназия №1» - учитель русского языка и литературы. Разрешите ознакомить вас с открытым уроком, который был дан мной в 5 А классе.
Класс состоит из 24 человек. З человека отсутствовали по болезни. При подготовке и проведении открытого урока учитывались индивидуально-личностные особенности учеников, их отношение к учёбе, активность, работоспособность, навыки учебнопознавательной деятельности, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому на данном занятии был использован мультимедийный проектор, компьютерная презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, ноутбук. Было приятно отметить, что ученики на уроках с применением компьютерных технологий были заинтересованы, активны. Большую часть урока учащиеся самостоятельно добывали знания.
Вид урока: урок -исследование .
Характеристика класса: Класс мотивирован на успешное освоение учебного материала. На уроках благоприятная психологическая обстановка. Дети коммуникабельные, умеющие отстаивать свою точку зрения.
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо». проблемнодиалоговая, икт-технология, здоровьесберегающая технология Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
• раздаточный материал (карточки);
• презентация Power Point;
• учебники;
• доска (заранее написаны дата и тема урока); Необходимое техническое оборудование:
• мультимедийный проектор;
• экран;
• компьютер;
• интерактивная доска Цели:
Образовательные: показать условия выбора букв з и с на конце приставок создать условия для формирования умения дифференцировать орфограммы, находить в словах изученные орфограммы.
Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию умений работать в паре, группе, планировать работу.
Воспитательные: создать условия для формирования интереса к русскому языку и родной культуре.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить и обобщить знания по теме ”Правописание приставок на з —с» применять правило в нестандартных учебных ситуациях; видеть орфограмму и объяснять ее графически;
МетапреДметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организацци учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: развивать личностные качества ребенка: критичность, мотивацйю, рефлексию, индивидуальность; воспитывать любовь к слову, русскому языку; воспитывать уверенность в себе, самостоятельность.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, творческая работа
Методы:
свободная беседа;
выбор
действия;
обсуждение в группах; дискуссия;
методы,
направленные на самопознание и развитие эмоций, интеллекта, общения
воображения, самооценки.
Этапы урока:
1. Вызов — Цель данного этапа:
• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме
• пробуждение интереса к изучаемой теме;
• побуждение ученика к активной деятельности.
Цель достигается через проблемную ситуацию, проблемные вопросы; составление кластера- графического систематизатора
2. Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ - цель этапа:
• активное получение новой информации;
• осмысление новой информации;
• соотнесение новой информации с собственными знаниями;
• отслеживание пропесса познания и собственного понимания. З Стадия рефлексии — цель:
• целостное осмысление, обобщение полученной информации;
• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
• выявление еще непознанного;
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие материала.
Мультимедийный урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся и увеличить интенсивность урока. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт специально подобранных заданий. Была организована смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны.
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ или неправильно произнести слова. Таким образом, урок представил собой целостную систему.
Поставленные цели реализованы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белиджи
Внеклассное мероприятие
«Турнир знатоков русского языка» среди 5 классов
Подготовила и провела Эфендиева Рена Исмаиловна
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-mail%3A%2F%2F179018085187983849%2F1.2&пате=Внеклассное мероприятием
Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка»
Класс: 5
Тип урока: урок-шра
Цель: формирование положительной мотивации изучения русского языка, повышение культуры речи и чистоты языка.
Задачи:
повторить в занимательной форме разделы науки о языке; закрепить полученные знания, умения, навыки;
активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их интеллект, внимание, память, воображение, любознательность, речь;
способствовать развилмю любви к родному языку, сформировать у учащихся желание самостоятельно заниматься языком; воспитывать в детях чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная
- Методы обучения: словесный, метод учебных дискуссий, частично-поисковый
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,
карточки с заданиями.
ХОД ИГРЫ
1. Оргмомент.
2. Мотивация учебной деятельности
Велупительное слово учителя:
- Добрый день, Дорогие ребята! Сегодня в рамках провеДения неДели русского языка мы с кшш проведем лингвистический турнир знатоков русского языка. Этот час мы провеДе.и с ВС,ИИ в форме рыцарского турнира между команДа,ми учащихся б—ых ктассов. - ПреДстањтяеи наши команДы. (преДставление команд)
- Жюри слеДить за хос)ом нашего турнира. (преДстаатение жюри)
- Наш турнир бдт)ет состоять из шести туров. За ктЖДЫЙ пр,ЧВЊ1ЬНЫЙ ответ вы буДете подучать 5 баллов. КоманДа, набравшая наибольшее количество батов, яктяется победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем. З. игра
Первый тур «Представление» (название, девиз, эмблемы) Второй тур «Разминка».
Команды по очереди сугвечают на 5 вопросов.
1 команда:
В каком слове сорок а? (сорока)
ps://docs 179018085187983849%2F
1.2&пате=Внеклассное мероприятие.ёосх&и&598887...
Как называктг звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
2 команда.
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных, Как зовут девочек? (Алла, Анна)
В каком глаголе нет слышится сго раз? (стонет)
Сколько слотов в слове да? (1 )
Эга часть речи обозначает признак предмета.
Название этот месяца рифмуется со словом «капель».
З КОМАНДА
Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
Как можно превратить слово семя в слово семья?
Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
В предложении есть главные члены предложения и ... (Второстепенные)
Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
Задание: поставьте ударение в словах:
алфавИт, звонит, досУг, поворИть, квартАл, мапзИн, т()рты, цемЕнт, завИдно,
жалюзИ, мЕльком, щавЕль, кУхониый,
красИвее
(Штоки проверяют себя но экрану).
Слово .УСЮРН.
Третий тур «Фразеологический»
ЗаДание: Кто быстрее сопоставит фразеологии с его лексическим значением. (ЗаДание команДы получают на разрезанньп- карточках, соеДиняют пары на время) чуть свет - рано на ночь глядя - поздно
.ж•ить душа в душу - Дружно как кошка с собакой - врозь куры не клюют - много кот наплакал - мало у чёрта на куличках - Далеко с двух шагах - близко спустя рукава - плохо хоть глаза выколи — темно бежать сломя голову - быстро ползти черепашьи шагом - меДленно сиДеть сло,уса руки - безДельничать ко всё горло - громко хоть отбањтяй — много забирать нос - зазнаваться набрать в рот воды - молчать как снег на голоку — неожиДанно
кпчнпспть До
небес — па тьиа — обмпныкпть
ttps://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-mail%3A%2F%2F179018085187983849%2F1.2&пате=Внеклассное
мероприятие.ёосх&иЕ=598887...
мероприятие.сјосх
воДить за нос — обманывать яблоку упасть — тесно
А теперь ответьте па шуточные вопросы:
Из какого фразеологизма марсиане МОГЛИ бы заключить, что у человека не две ноги, а больше (со всех ног)
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)
Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)
Говорят «искать по горячим следам». Может ли след быть холодным? (и след простыл)
Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя)
Есть ли глаза у опасности. смери, правды? (смотреть опасности, смерти, правде в глаза)
В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?
(делать из мухи слона)
Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет).
(Выигрывает команда, набравшая большее количество правильных ответов)
Слово жюри.
Четвёртый тур «Орфоэпический»
Игра «Ударение -- волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Ударный слог, ударный слог — Он назван лик недаром!
Эй, невидимка — молоток, Отметь его ударом!
И молоток стучит, случит,
И четко речь моя звучит Следи за поведеньем молотка Держи его в руках озорника.
Командам предлапется задание: правильно расставьте ударение в предложениях.
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту,
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок,
Огородное пугало всех пугало.
Сорваться в пропасть — значит пропасть.
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-mail%3A%2F%2F179018085187983849%2F1.2&пате=Внеклассное мероприятиеКосх&и*598887... мероприятие.(јосх
Пятый тур «Словообразовательный»
Игра «Собери словечко»
кушпа |
|
тухне |
|
кугепру |
(кенгуру) |
длен |
(плед) |
плеча |
(пчела) |
тышкамар |
|
сылесоп |
(пылесос) |
биьи.лундк |
(будильник) |
дашкаран |
|
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовјп№ первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Принятый порядок расположения буквназывается (Алфавит)
Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (З)
Знак для обозначения звуков на письме, (Буква)
Сколько пар по ЗВОНКОСтИ — глухости в русском языке? (6)
Шестой тур «Морфология»
Задание: команды получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве Лого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь,
С- числительное Н - наречие
— местоимение Е - прилагательное
Р — глагол Д - числительное
Д — прилагательное Е - существительное
Ц — наречие Д - глагол
Д существительное Я - местоимение Слово жюри.
Седьмой тур «Конкурс капитанов»
Кто больше за одну минуту придумает слова -- существительные, состоящие из трёх букв.
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-maiI%3A%2F%2F179018085187983849%2F
1.2&пате=Внеклассное мероприятие.с\осх&иЕ=598887.. мероприятиекосх
1. 11одведение итогов
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение грамот,
1. Итог. Рефлексия
Выучи русский язык,
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре,
- Выучи русский язык!
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-mail%3A%2F%2F179018085187983849%2F1.2&пате=Внеклассное
18.04.2022, 22:16 Отзыв на внеклассное мероприятие по русскому языку.с'осх
Отзыв на внеклассное мероприятие по русскому языку.
Данное внеклассное мероприягие было проведёно Эфендиевой Реной Исмаиловной в январе 2019 год в рамках недели русского языка и литературы в школе.
Тема данного внеклассного мероприятия «Турнир знатоков русского языка среди 5 кл. » Целью данного мероприятия было проверить знания учащихся по русскому языку, уровень развития речи и их кругозор. В начале мероприятия прозвучало приветственное слово учителя, которое мотивировало учащихся на продуктивную деятельность.
Рена Исмаиловна СМОГЛа четко рассчитать время, необходимое для выполнения заданий на каждом этапе, чтобы успеть в заключении подвести итоги и наградить побе;џггелей. Учителю удалось продумать задания для учащихся Г,1КИМ образом, чтобы они смогли
проявить свои знания, смекалку, мастерство.
На мероприятии использовалось мультимедийное оборудование, способствовавшее
сохранению интереса к русскому языку.
Эфендиева Р.И. отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического юшмата, познавательной активности учащихся.
Учитель родного языкадр.
Директор
МБОУ «СОШ№2» кова
АЗ.
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-mail%3A%2F%2F179018085187983849%2F1.1 на внеклассное мероприятие по русск... 1/2
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.