Открытый интегрированный урок для 9 класса (химия - география) по теме: «Металлургический комплекс России: чёрная металлургия»

  • docx
  • 26.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала integrirovannyy_urok_geografiya-himiya.docx

Открытый интегрированный урок  9 класс

химия - география

 по теме:

«Металлургический комплекс России: чёрная металлургия».

Подготовили: учитель химии  МАОУСОШ 90. г. Златоуст  Берсенева Т.Г.

  учитель географии МАОУСОШ 90. г. Златоуст  Кутлузаманова Ф.Г.

 Тип  урока:  комбинированный с элементами практической работы.

Формы организации УПД: фронтальная, коллективная.

 Цели урока:

Выявить химико-технологические и эко­номические особенности металлургического производства;

изучить производства чугуна и стали;

дать представление о безотходной (мало­отходной) технологии, реализации научно­го принципа комплексной переработки сы­рья;

дать понятие о металлургиче­ском комплексе, его составе , факторах размещения и географии чёрной металлургии России;

ознакомить с проблемами защиты окру­жающей среды на примере доменного про­изводства;

                     формировать географическое мышление, умения моделировать экономико-географи­ческий объект, оценивать его с экономиче­ской, экологической и политической точек зрения; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;

·                    развивать творческие способности;

воспитывать общую культуру, широту взглядов.

По итогам урока учащиеся должны

• знать: виды предприятий черной металлург; факторы, влияющие на развитие и размещение отраслей комплекса, значение, важнейшие особенности, проблемы и перспектив развития черной металлургии;

химико-технологические особенности: доменного производства, химизм процесс получения чугуна и стали, сущность безотходной технологии;

• уметь:

составлять схему химико-технологического процесса;

записывать уравнения химических peaкций, протекающих в доменной печи;

находить на карте важнейшие металлургические базы России, давать им характеристику;

анализировать и объяснять влияние различных факторов на размещение предприятий черной металлургии;

оценивать тенденции развития черной металлургии с точки зрения их эффективности для решения задач отрасли.

 

 

Оборудование и реактивы : Карта «Полезные ископаемые России»; коллекция полезных ископаемых (руды); натрий; атласы.

Ход урока

I. Вводная часть

- Ребята, сегодня у нас необычный урок т.к. на нем мы будем использовать знания по химии, и пополнять знания по географии. Этот урок – открытый, на нем присутствуют учителя нашей школы. Хочется, чтобы он был для вас интересным и познавательным.

 - Есть возникшее в глубине веков изречение: СЛАЙД «Прежде чем считать звезды, посмотри под ноги». Как вы понимаете это изречение?

Ответы детей

 - По-научному, его можно было бы перефразировать так: «Изучая звезды и галактики, не меньше внимания стоит уделять земным недрам». С той целью, чтобы обнаружить в них новые полезные ископаемые.

 На этом уроке мы будем рассматривать  новую тему «Металлы в природе. Черная металлургия». 

Наша задача сегодня рассмотреть основные способы получения металлов; познакомиться с основными рудами железа, изучить структуру и значение черной металлургии.

 Для этого нам нужно вспомнить материал, который мы уже прошли в темах «Химические свойства металлов», «Сплавы».

II. Промежуточный контроль знаний по темам «Химические свойства металлов», «Сплавы»

 1. Металлы в природе

Актуализация знаний.

-Ребята что мы знаем о металлах?

-Сколько всего металлов известно? -88

-Самый распространенный металл в природе? – алюминий.

- Посмотрим на  СЛАЙД

 

-В математике есть таблица умножения, в русском языке алфавит, а в химии периодическая  система химических элементов Д.И. Менделеева. Что мы знаем о металлах как химических элементах периодической системы таблицы Д. И  Менделеева?

- Дайте характеристику одного из металлов по периодической системе хим. элементов.

- У доски изобразите  строение атомов и электронные конфигурации натрия и алюминия.

- Генетический ряд металлов выглядит следующим образом:

Посмотрим на  СЛАЙД

 

-МЕТАЛ - ОКСИД МЕТАЛЛА- ГИДРОКСИД МЕТАЛА- СОЛЬ

 

На примере кальция напишите химические формулы, которые соответствуют его генетическому ряду.

- Решите цепочку превращений.

 

-Химическая активность металлов прослеживается по ряду активности металлов. Давайте вспомним слева самые активные металлы, далее -  средней активности металлы, а за водородом -  менее активные металлы.

 

Проведем небольшой опыт

-Кто напишет уравнение хим. реакции, которая только что произошла?

-Какой вывод можно сделать?

-Металлы 1 группы взаимодействуют с водой, в результате реакции образуется гидроксид и водород.

- Посмотрим на  СЛАЙД. Объясните,  почему натрий  - активный металл.

-На внешнем энергетическом уровне атомы первой группы элементов содержат по 1 электрону, находящемуся на сравнительно большом удалении от ядра. Они легко отдают этот электрон, поэтому являются сильными восстановителями.

- Металлы первой группы основной подгруппы - очень активные металлы,  в свободном виде в природе не встречаются, только в виде соединений т.к.они легко вступают с кислородом в химические реакции.

- Кто ответит на вопрос: «Почему инертные газы 8 группы не вступают в химические реакции?»

 

 

Выводы:

Из всего увиденного и сказанного можно говорить о основном химическом свойстве металлов: они все являются восстановителями,  т.е с последнего энерг. уровня отдают свои электроны и становятся положительно заряженными. А вот, к примеру, кислород -  это неметалл. Он стоит в 6 группе и это означает, что у него  до заветной 8 на внешн энерг. уровне не хватает  2 электрона,  и он является окислителем, так как  принимает отрицательно заряженные частицы.

 

III. Новый материал

- В свободном состоянии в природе встречаются такие металлы, которые трудно окисляются кислородом воздуха, например платина, золото, серебро. Посмотрим на  СЛАЙД, вот как они выглядят.

 

- Большинство металлов все же в природе существует в связанном состоянии в виде различных химических природных соединений  – минералов. А минералы входят в состав горных пород и руд.

- Сегодня на уроке у нас пойдет речь о металлосодержащих полезных ископаемых – рудах. Что же такое руды?

 Минералы, содержащие метал в количествах. пригодных для получения в промышленности метала, называют рудами.  (СЛАЙД)
На основании вышесказанного можно составить следующий логический ряд.

Посмотрим на  СЛАЙД

«Формы существования металлов в природе»

Металл   ––>   минерал   ––>    руды
                                                  Природное
                               химическое соединение, содержащее металл

 

Среди металлов самый славный
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент,
Родится в огненной стихии,
Расплав его течет рекой,
Важнее нет в металлургии -
Он нужен всей стране родной

 

О каком металле идет речь?

 

-  А теперь, ребята, рассмотрим руды, содержащие железо. У вас на столах лежат листы наблюдений и коробочки с  рудами железа.

 Выполним лабораторную работу  «Исследование физических свойств  руд железа»

 Цель работы: рассмотреть важнейшие руды железа и отметить внешние признаки.

Инструкция:

Работа выполняется в группах, поэтому необходимо распределить функции:

Ученик, выполняющий эксперименты

Ученик, который пишет наблюдения

Задания:

Определить

- окраску руды

- блеск

-магнитные свойства с помощью скрепки

Сделать вывод, в какой руде самый высокий процент содержания железа

 Учащиеся рассматривают коллекцию руд железа (работа в группах), выполняют по инструкции  исследование физических свойств руд железа, записывают результаты в лист наблюдений, предварительно обсудив в группе. Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть пишет наблюдения. В процессе выполнения работы в группе коллективно выставляют каждому оценку. Результаты обсуждаются в классе

– Ребята, как вы думаете, из каких руд легче всего получить металл в чистом виде и почему?
Среди оксидных руд железа наиболее удобен для переработки магнитный железняк Fe3O4, так как там наибольший процент содержания железа по сравнению с другими образцами.

 Лабораторная работа  «Исследование физических свойств  руд железа»

 

Наименование руды, формула рудообразующего оксида железа

Окраска 

блеск

Магнитные свойства

1. Магнитный железняк Fe3O4

Темно-серый металлический блеск

металлический блеск

Магнитные свойства

2. Красный железняк Fe2O3

Красный

отсутствует

Слабомагнитные свойства

3. Бурый железняк Fe2O3*nH2O

Бурый

отсутствует

Не обладает магнитными свойствами

4Железный колчедан FeS2

серый

отсутствует

Не обладает магнитными свойствами

*Текст, выделенный темным шрифтом, заполняется учащимися.

Учитель географии. Сегодня вы познакомитесь с составом металлургического комплекса, факторами размещения и географией чёрной металлургии России.

. Металлургический комплекс - это совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Около 90 % металлов, применяемых в современном производстве, — это черные металлы (железо и его сплавы). Железо известно людям примерно 5000 лет. Его ценили дороже золота, так как использовали только метеоритное железо, которое встречалось редко. Первая доменная печь была построена вблизи Тулы в XVII в. И до сих пор в Туле производится только чугун в доменных печах. ( Показ на карте) (ОАО «Северсталь», самая мощная в России  и в мире  доменная печь №5 «Северянка»)

Сегодня сплавы железа — важнейший кон­струкционный материал. Основной их потре­битель — машиностроение. Россия занимает 3 место в мире по выплавке черных металлов после Китая и Японии(2009 год).

Где на территории России размещены основные предприятия черной металлургии? (Урал, центр европейской части, юг  Западной и Восточной  Сибири.)

Почему железо используют в современном производстве чаще, чем другие металлы? (Де­шевле, легче добывать, много железных руд.)

Действительно, земная кора на 5 % состо­ит из железа. Это второй по распространен­ности в земной коре металл после алюминия.

 Учитель химии. Назовите железные руды, напишите их формулы.

Учащиеся записывают формулы на доске.

Учитель географии.

-вспомним географию железных руд России, основные месторождения расположены:

(СЛАЙД1.) КМА, Кольский п-ов, Урал (мало), юг  Западной и Восточной  Сибири, Южная Якутия).

(Показ на карте).

-  Почему добытую же­лезную руду нельзя сразу отправлять на вы­плавку чугуна? (Требуется обогащение.)

Подготовка сырья и его обогащение (уда­ление ненужной для данного производства породы) происходят на горнообогатитель­ном комбинате, где руду размельчают и с по­мощью электромагнита отделяют от пустой породы.

(  В ходе урока учитель географии из заранее заго­товленных карточек собирает на магнитной доске схему металлургического комплекса (схема 1). Сна­чала он прикрепляет к доске карточку «Горнообога­тительный комбинат», на которой нарисован также ус­ловный знак ▲, обозначающий на географических картах железную руду.)

 

учитель химии. Для чего обогащают руду, т. е. повышают концентрацию соедине­ний железа в ней? (Для увеличения скорости химической реакции получения металла.)

Чтобы получить железо, нужен восстано­витель. Какие вещества могут восстановить железо из его оксидов? (Водород, алюминий, углерод.) Наиболее целесооб­разно использовать углерод. Таким образом, для выплавки чугуна нужен каменный уголь. Однако каменный уголь содержит всего 66 % углерода (табл. 2), поэтому в качестве восстановителя используют кокс — твердый остаток, получаемый при коксовании, т. е. нагревании угля до 1000 °С без доступа воз­духа в течение 14 ч. Кокс содержит 90-98 % углерода.

Учитель прикрепляет к магнитной доске карточ­ку «Коксохимическое производство», на ней изобра­жен условный знак  

 7. Учитель химии. В древности железо по­лучали из оксидов в печах небольшого раз­мера — домницах, используя древесный уголь в качестве источника тепла и восста­новителя. Реакцию проводили при относи­тельно низкой температуре. Железо получа­лось в виде так называемой крицы, которую специальной ковкой превращали в монолит­ный металл. В течение всего процесса желе­зо оставалось в твердом состоянии и почти не насыщалось примесями. Этот процесс был нетехнологичен. Почему? {В реакции участвуют два твердых вещества, малень­кая площадь поверхности соприкосновения веществ, низкий выход продукта.)

После предварительной подготовки сы­рье доставляют в зону реакции.

Составьте уравнение реакции восстанов­ления железа из оксида железа (III) углем (коксом). Объясните окислительно-восстано­вительный процесс.

Процесс восстановления железа проводят в специальных печах, называемых домнами.

 Используя схему доменной печи, учитель химии рассказывает об устройстве домны, раскрывает хи­мизм протекающих в ней процессов (образование восстановителя — оксида углерода (II), постадийное восстановление железа, образование шлака). Совме­стно с учащимися обсуждает условия повышения ско­рости химических реакций.

Во время объяснения он использует снабженные магнитами карточки, на которых написаны формулы веществ. Это позволяет быстро составлять цепочки превращений, происходящих в доменной печи.

9. Учитель географии. Учитель обращает внимание учащихся на  материало- и энергоемкость доменного производства: подтверждение своих слов он приводит технико-экономические показатели работы металлургического завода. Число рабочих — около 20 тыс. человек, на 1 т продукции: сырья — 5 т, электроэнергии -  300 кВт • ч, топлива — 1,4 т, воды — 200 м3.

 

1.Учитель химии. Основное количество  производимого чугуна перерабатывается в  сталь. Сущность передела чугуна в сталь сводится к удалению избыточного углерода и  вредных примесей путем их окисления  - выжигания. Есть несколько способов производства стали.- мартеновский (не используется с 1962 г.), кислородно-конвертерный, электродуговой. (Демонстрирует фильм «Производство стали» Библиотека «Кирилла и Мефодия», химия 9 класс.)

2.Учитель географии. Почему при строительстве сталеплавильных заводов не всегда ориентируются на наличие железной руды и  каменного угля? (Многие из них работа на металлоломе, и производство независит от наличия руды и каменного угля.)

- -Такая металлургия – передельная  (Показ на карте)

Учитель обращает внимание учащихся на экономическую эффективность использования металлолома (табл. 2), а также на сокращение при этом выбросов в атмосферу в 7 раз, загрязнения воды в 4 р количества отходов в 16 раз.

 

Таблица 3. Экономия ресурсов при использовании 1 т металлолом;

 

Ресурс

Экономия ресурса

Железная руда Коксующийся уголь Электроэнергия

3,8 т

1,5 т

7,5 тыс. кВт • ч

3.Учитель химии. В конце XIX в. Д. И. Meнделеев писал: «Я полагаю, что придет со временем опять пора искать способы прямого получения железа и стали из руд, минуя чугун». Это время пришло. В наши дни разработана новая технология восстановления оксидов железа, которая внедрена на Старо - Оскольском электрометаллургическом комбинате. Восстановление ведут природным газом, при этом образуется губчатое железо, а из него в электропечах получают сталь.

4.Учитель географии. Завершающая ста­дия металлургического процесса — произ­водство проката. (Прикрепляет к доске кар­точку «Производство проката».)

Итак, на схеме вы видите последователь­ную переработку исходного сырья, т. е. ком­бинирование производств. Комбинаты про­изводят весь чугун, основную часть стали. В чем причина эффективности комбината? (Уменьшаются затраты на транспортиров­ку сырья и топлива, возможно комплексное использование сырья.)

5.Учитель химии. Полученная схема ком­бината далеко не полная. Необходимо учи­тывать утилизацию и переработку отходов производства. Развитие химической техно­логии позволяет решать и природоохранные задачи за счет более полной очистки выбро­сов предприятий, т. е. совершенствования очистных сооружений, а также создания ма­лоотходной технологии. Еще Д. И. Менделе­ев писал.- «В химии нет отходов, а есть неис­пользованное сырье».

Основной загрязнитель атмосферного воздуха в доменном производстве — дымо­вой газ. Учащиеся рассказывают об улавливании вредных газов.

Отходящие газы металлургических предприятий с большим содержанием оксида серы(1У) использу­ют для получения серной кислоты. При меньшем со­держании оксида серы его утилизируют, проводя хи­мическую реакцию с известняком в присутствии ки­слорода воздуха:

2СаС03 + 2S02 + 02 = 2CaS04 + 2С02.

Продукт реакции используют в строительной промышленности.

Один из способов удаления оксида серы(1У) из дымового газа — сульфитная адсорбция:

Na2S03 + S02 + Н20 = 2NaHS03.

Полученный гидросульфит натрия можно исполь­зовать — подвергать термической регенерации на заводах по производству серной кислоты.

6. Во время сообщений учащихся учитель геогра­фии прикрепляет к магнитной доске еще две карточ­ки: «Производство H2S04» и «Завод стройматериалов».

Затем учащиеся решают задачу. Определите мас­су оксида cepuQY), который поступит в атмосферу при сжигании 100 т угля, содержащего 2,5 % серы. Какую массу серной кислоты можно получить из этого оксида серыф/)?

7. Учитель химии. Шлаки из доменной печи, а также летучие продукты коксования каменного угля используют в производстве удобрений. (Прикрепляет к магнитной дос­ке карточку «Производство удобрений».) Так реализуется основная идея малоотходного производства — отходы одного процесса оказываются сырьем для другого. Находят применение даже шлаковые воды. Растворяя соединения серы, такая вода по своему со­ставу, температуре и воздействию на орга­низм человека становится сходной с мацестинскими и пятигорскими водами. Шлако­вые водолечебницы действуют на крупных металлургических заводах.

8.Учитель дополняет схему соответствующей кар­точкой «водолечебница». Соединив все производства стрелками, ука­зывающими использование отходов, получает впе­чатляющую схему производственного металлургиче­ского комплекса.

 

9. учитель химии: Современное производство использует много воды. Наличие большого количества сточных вод — показатель несовершенства используемых технологических схем. Сточ­ные воды содержат токсичные для человека соли, кислоты, щелочи, ионы тяжелых метал­лов (Hg, Pb, Cr, As). Для их очистки можно осаждать загрязняющие вещества, а осадок использовать в других отраслях промышлен­ности (или захоронить).

На современных предприятиях стремят­ся к замкнутому циклу водопотребления и к бессточному производству. Таким образом, создается замкнутый территориально-произ­водственный цикл безотходной технологии в объеме всего комплекса.

10.Учитель географии: Предприятия, на которых мы видим всю цепочку производств-  – предприятия полного цикла. Задание по карте: показ.

 

8. Учитель географии.

- Важное значение в экономике страны имеет рациональное размещение предприятий черной  металлургии. В металлургическом комплексе существует ряд особенностей влияющих на его географию – факторов. Проанализируйте таблицу в Приложении «Факторы размещения промышленного производства) и назовите те , которые   имеют большое значение в географии чёрной металлургии. (Называют)

(Сырьевой, топливный, транспортный, экологический, СЛАЙД 3 , 4

История этой проблемы уходит корнями к началу восемнадцатого века, времени правления Петра  Первого, одним из важнейших преобразований которого стало создание горнозаводской промышленности Урала. Именно тогда родилась и навсегда осталась фраза: «Урал – опорный край державы».

8 октября 1702 года – дата выпуска продукции первого завода на реке Выя.

25 октября 1725 года заработал прообраз НТМК – железоделательный и чугуноплавильный завод.

Продукция этих предприятий подняла Россию.

 

Нижний Тагил фактически представлял территорию чрезвычайной экологической ситуации. Первым в России был подвергнут экологической экспертизе. Чтобы вывести его из катастрофического положения, была разработана Федеральная комплексная программа по оздоровлению окружающей среды и населения.

Сегодня Тагил включен в новую Федеральную программу до 2010 года.

 

 специализация и кооперирование, военно- стратегический).

9.- Мы познакомились с доменной, передельной, электрометаллургией, металлургией полного цикла (комбинаты – от добычи сырья до производства проката). Проанализировав  карту «Черная и цветная металлургия», приложение №12,  объясните, предприятия какого типа сосредоточены и почему:

1 ряд:  на Урале На Ура­ле имеются месторождения железной руды, поэтому здесь преобладают комбинаты пол­ного цикла., ( Показ на карте)Пётр 1 : Урал -  Опорный край державы, 18 век.

2 ряд: в Западной Сибири(В Западной Сибири есть место­рождения каменного угля, железной руды. здесь также функ­ционируют комбинаты полного цикла. ( Показ на карте)

 

3 ряд:  центре европейской части России. (В центре есть месторождение железной руды,

кроме того, здесь проходят грузопотоки ка­менного угля. В этом регионе преобладают заводы передельной металлургии (сталепла­вильные и сталепрокатные), работающие на металлоломе.) ( Показ на карте)

10. Закрепление:  география чёрной металлургии. Слайд 5. 6.

«Металлургические базы страны».

Практическая работа. .Заполните таблицу «Характеристика …. Металлургической базы».

 

 

 

 

 

 

img1

 

Условные знаки:

img4  - уголь,img3- месторождения железной руды;

img2- металлургический комбинат.

 

 

 

 

Металлургические базы, центры

Железорудные районы,

Угольные районы

Запасы железной руды. Млрд.т.

Средний % содержания железа в руде

Доля баз в производстве проката, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка слайд7.

Часть 3-

1.      Деловая игра

Учитель географии. В ближайшем буду­щем в России возможны значительные изме­нения географии металлургии — появление еще одной металлургической базы — Даль­невосточной. Попробуйте взвесить все «за» и «против» этого проекта в деловой игре.

Класс разбивается на три группы. Каждая группа по плану разрабатывает свой проект, затем в течение 5 мин защищает его.

План проекта

1.     Необходимость создания новой базы.

2.    Оптимальный район строительства.

3.    Факторы размещения.

4.    Виды металлургических предприятий.

5.    Ограничивающие факторы строительства.

6.   Выгоды и недостатки всего комплекса.

2.             Закрепление изученного .

1.Учитель географии слайд 8.

2 Тест. Инструктивная карточка.(Приложение №4)

3.             Проверка теста. Слайд 9-16

В конце последней тридцатиминутки учи­теля химии и географии подводят итоги уро­ка, отмечают самый оригинальный проект, задают домашнее задание.      

11. Домашне задание. География слайд 17.

12. Подведение итогов урока.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ1. «Классификация железных руд по содержанию железа, %».

Богатые, более 50%                 КМА 37-50% и более 

Рядовые, 50-25%                   Западная Сибирь

Бедные, менее 25%            Южная Якутия

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.            Таблица  2   Состав каменного угля

 

Составная часть

Массовая доля, %

Углерод

66

Водород

4

Кислород и азот

10

Вода

3-8

Зола

4-6

Сера

2-3

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.            Таблица 3. Экономия ресурсов при использовании 1 т металлолом;

 

Ресурс

Экономия ресурса

Железная руда Коксующийся уголь Электроэнергия

3,8 т

1,5 т

7,5 тыс. кВт • ч

 

 

 

Приложение №4. Инструктивная карточка. Тест

 

1.      Факторы  размещения ( Учебник, приложение, с.         ,

таблица «Факторы размещения промышленного производства».

1. сырьевой

 а) Fe руда

2. Топливный

а) коксующийся уголь

3.транспортный

4. Специализация, кооперирование и комбинирование

 5.экологический фактор

6. Военно-стратегический

 

2. Центры и базы

1.Заполните таблицу «Характеристика …. Металлургической базы».

 

Металлургические базы, центры

Железорудные районы,

Угольные районы

Запасы железной руды. Млрд.т.

Средний % содержания железа в руде

Доля баз в производстве проката, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Проблема: в районе Череповца нет месторождений железных руд и высококачественного угля, однако здесь построен  металлургический комбинат полного цикла. Почему?

 

Проблемы и перспективы

1.      Руда на западе, топливо на востоке.

2.      Развитие передельной металлургии.

3.      Реконструкция старых заводов, так как износ оборудования более 50%.

4.Проблема:Что же лучше в России: заводы – гиганты или заводы – карлики?

      

 

3. Тест.

1.. Главные Факторы, влияющие на размещение              предприятий черной металлургии:

1.Сырьевой

2.Топливный

3.Транспортный

4.Потребительский

5.Водный

6.Трудовых ресурсов

7Энергетический

 

2.Крупнейшая по выпуску проката металлургическая база: 

1.        Уральская

2.        Центральная

3.        Сибирская

3. Город, в котором находится самый мощный  металлургический комбинат России:

1.        Череповец

2.        Магнитогорск

3.        Липецк

4.        Новокузнецк

5.        Москва

6.        Комсомольск-на-Амуре

 

 

 

4.Город, в котором находится единственный в России электрометаллургический комбинат:

1.        Череповец

2.        Магнитогорск

3.        Старый Оскол

4.        Нижний Тагил

5.        Электросталь

6.        Новосибирск

5. Центры черной металлургии Урала:

1.        Нижний Тагил

2.        Пермь

3.        Челябинск

4.        Новосибирск

5.        Уфа

6.        Оренбург

7.        Новотроицк

8.        Тула

9.        Курган

10.      Орск

6. Из каких районов Уральская металлургическая база   получает сырье и топливо:

Сырье

1.        КМА

2.        Горная Шория

3.        Кольско-Карельский

4.        Хакасия

5.        Качканарский

Топливо

1.        Донбасс

2.        Подмосковный бассейн

3.        Кузбасс

4.        Печорский бассейн

5.        Иркутский бассейн

7. Единственный центр металлургии полного цикла                      в азиатской части России:

1.        Липецк

2.        Челябинск

3.        Новокузнецк

4.        Красноярск

5.        Новосибирск

8. Центр передельной металлургии:

1.        Череповец

2.        Нижний Тагил

3.        Волгоград

4.        Липецк

5.        Магнитогорск

 

 

 

 

Приложение№5.

 

 

Схема  1

Схема металлургического комплекса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6.

Схема 2

Схема химико-технологического процесса

Подготовка сырья

Подвод компонентов в зону реакции
j               -

Химические реакции

i               ___ .

Отвод продуктов из зоны реакции

J Разделение и очистка продуктов реакции

 

 

 

 

Приложение №7.

 

 

Производство чугуна

Сырьё:

 

Название

Химическая формула

Железные руды

1.

2.

3.

4.

 

Восстановители

 

 

Флюсы

 

 

 

 

 

 

Приложение №8.

2. Для производства чугуна используют специальные сооружения -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как же устроена домна?  Заполни таблицу.

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №9. Рассмотрим, за счет, каких реакций из железной руды получают чугун.

1. В качестве восстановителя используют оксид углерода (II). Он образуется в доменной печи из каменноугольного кокса. Кокс сгорает с образованием оксида углерода (IV),

который взаимодействует с раскаленным коксом с образование оксида углерода (II):

   а. С + О2 =

б. С + СО2

2. При восстановлена железа из оксида железа (III) сначала образуется оксид желе за (II, III), затем оксид железа (II) и наконец железо:

Fe2O3Fe3O4FeOFe

Запишите суммарную реакцию данного процесса:

 Fe2O3 + CO

При высокой температуре железо частично переходит в карбид железа:

Fe + CO = Fe3C + CO2

Карбид железа и углерод растворяются в железе. Образуется чугун.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №10.  Производство стали.

 

Сырьё:

 

 

Название

Химическая формула

 

 

 

Раскислители

 

 

Флюсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для производства стали используют специальные сооружения —.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные реакции, протекающие при производстве стали. Процесс окисления примесей, содержащихся в чугу­не, довольно сложный. Объясняется это тем, что при сопри­косновении кислорода с жидким чугуном окисляются не только примеси, но и железо. Вначале реакции окисления протекают так:

С + О2                       C + FeO

Si + O2               Mn + FeO  

Р + O2                       P + FeO   

S+ O2

Mn + O

Fe+ O2

Образовавшийся оксид железа (II) тоже принимает участие в окислении примесей. Это объясняется двумя при­чинами. Во-первых, в связи с большой концентрацией желе­за образуется относительно много оксида железа (II); во-вторых, примеси в чугуне (С, Si, Mn, S) более энергично реагируют с кислородом, чем железо:

Для удаления оксидов кремния и фосфора к перераба­тываемому чугуну добавляют известь

 Са O+ Si O2               Са O+ Р 2O5              

 

Образовавшиеся силикат и ортофосфат кальция — лег­коплавкие вещества, они в виде шлака всплывают на поверх­ность,  расплавленной стали.

 

Приложение  №11.

 

 

 

Приложение №12

 

 

Уральская

Доля                      железная руда                             уголь                   центры

 42%                        Качканарское                         Кузбасс                  Магнитогорск

                                 Казахстан                                                              Челябинск

                                                                                                                Нижний Тагил

                                                                                                                Новотроицк 

 

Центральная

Доля                      железная руда                          уголь                      центры

44%                             КМА                               Печорский               Череповец

                                  Казахстан                          Кузбасс                    Липецк

                                                                                                             Старый Оскол

                                                                            

 

Сибирская

Доля                       железная руда                      уголь                        центры

13 %                      Киршуновское                     Кузбасс                  Новокузнецк

                              Горная Шория

 

 

Литература.

  1. География России, В.Я. Ром, В.П. Дронов, Москва “Дрофа”, 1997г.
  2. Экономическая география России, А.И. Родионова, Москва, 2002г.
  3. География России, А.И.Алексеев, Москва, “Дрофа”, 2002г.
  4. География России, А.И. Алексеев, В.В. Николина, Москва, “Просвещение”, 2000г.

 

 

География России: Учеб. Для 8-9кл. Общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: в 2-х кн. Кн. 2.: Хозяйство и географические районы. 9 кл. – 5 е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. – 288с.:, карт.

География Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2- х частях. ЧастьII. Население и хозяйство. – М.: Изд- во МГУ, 2004. – 56с.

 

 

       1. http://www.rosfin.ru/p/img23016.jpg

       http://stat15.privet.ru/lr/09017401c59090d5c37a2e19d46ce7b0

       http://megadoski.ru/s_images/12185279597134.jpg

       http://optopus.ucoz.ru/Science/Inventions/chugun.jpg

       http://bigpics.gorbushka.ru/s-k-o.rup1ZmCe.jpg

       http://www.uainfo.com/photos/big/73886_1.jpg

       http://nerjaveika.by/img/1.jpg

       http://www.kupizoloto.ru/foto/www.kupizoloto.ru8243791409.jpg

       http://www.polno.ru/uploadsn/2009_03/gallery/440259/11227223050443249337-755256074.jpg

       http://www.uainfo.com/photos/big/153638_1.jpg

       http://www.medniki.ru/wp-content/gallery/images_4.jpg

       http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/5/59996107-5846-11da-8cd6-0800200c9a66/01.JPG

       http://www.dvor-na.ru/images/415433021705.jpg

       http://waterman.dmitrov-market.com/greenbox/sites/waterman/photo/radiatori/radiatori/5/f_02_chugun500.jpg

       http://view.ekniga.info/big/9942_1.jpg

       http://www.town.dn.ua/photo/img/85.jpg

       http://ivbis.ucoz.ru/_ph/12/412707127.jpg

       http://geoman.ru/geography/item/f00/s01/e0001647/pic/293.jpg

       http://vladnews.ru/uploads/11/26/19775.jpg

       http://img3.nnm.ru/imagez/gallery/f/a/0/f/2/fa0f24b962c2aa87e30535224195b538.jpg

http://i879.photobucket.com/albums/ab356/creativejim/AndyWarholic/steel-mill.jpg

 

IV. Закрепление темы.

1. Какие руды наиболее пригодны для получения металлов? (Наиболее удобны для получения металлов оксидные руды, затем сульфидные)  
2. Какая  руда железа и почему, из рассмотренных в лабораторной работе, наиболее пригодна для промышленной обработки? (Магнитный железняк, так как в нем в нем самый высокий процент содержания железа)

-Мы можем гордится тем, что наш ЦЧР природа щедро одарила рудами с высоким содержанием железа магнитный железняк. Это КМА СЛАЙД

Послушаем информацию из интернета.


 Металл называют хлебом экономики? ПОЧЕМУ как вы думаете?

 Металл нужен всюду. Металл – это машины, каркасы промышленных корпусов, мостов, плотин, электростанций. Металл – это трубы газонефтепроводов.

И чтобы получить металл работает целый промышленный комплекс. Это металлургический комплекс. Давайте вспомним, что такое металлургический комплекс и что он в себя включает.

СЛАЙД

Металлургический комплекс это совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы

Металлургический комплекс  включает в себя черную и цветную металлургию. И сегодня мы будем говорить о черной металлургии.

 

Послушаем небольшое сообщение о черной металлургии.

 

СЛАЙД Факторы Размещения. Откроем учебник стр.274.Таблица Факторы промышленного производства. И определим  факторы размещения предприятий черной металлургии.

 

Работа с учебником:  стр100. Об основных металлургических базах.

СЛАЙД МЕТАЛ БАЗЫ

Внимание на экран. Посмотрим небольшой фильм про черную металлургию.

 

Посмотрев фильм и послушав сообщение, мы можем изобразить  технологическую цепочку производства черной металлургии.

Работа в тетради.

 

СЛАЙД
Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:

ДОБЫЧА РУДЫ – ОБОГАЩЕНИЕ РУДЫ - ПЛАВКА ЧУГУНА – ПЛАВКА СТАЛИ – ПРОИЗВОТСТВО  ПРОКАТА

 

 

 

V. Подведение итогов

Вся наша жизнь – это множество взаимосвязей. И сегодня мы наглядно в этом убедились: невозможно полностью изучить какое-либо явление с одной стороны. Тогда мы не получим реальной картины. Без знаний особенностей производства металлов мы с вами не могли бы точно определить технологическую цепочку производства черной металлургии.

Создавая блага человек не должен забывать об экологическом состоянии окружающей среды.

Вам домашнее задание  ответить на вопрос: «ПОЧЕМУ МЕТАЛЛУРГИЯ - САМЫЙ КРУПНЫЙ ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ?». Задание творческое – сообщение, доклад, проект, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru