Открытый урок – литературное чтение 1 класс (функциональная грамотность)
Тема – К. Д. Ушинский «Гусь и журавль»
Тип урока –урок усвоения новых знаний
Цель урока:
познакомить с басней К. Ушинского «Гусь и журавль» прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать познавательные интересы, активность, любознательность, самостоятельность в познании, память, формировать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения.
Формирование УУД:
Регулятивные: ученики научатся давать полные ответы на вопросы учителя, высказывать собственное мнение опираясь на жизненный опыт
Познавательные: Ученик получает возможность познакомится с басней « Гусь и журавль», научатся анализировать прочитанный текст ,находить мораль в басне.
Личностные: способствовать воспитанию честности, дружелюбия, гордости, справедливости. проявлять интерес к художественному тексту; получать эстетическое удовольствие от чтения рассказов русских классиков
Коммуникативные: слушает и понимает речь других; ученики получат возможность высказывать собственное мнение, адекватно использовать средства речевого общения
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник 1 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.
Этапы урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
2. Постановка целей урока.
Наш урок начнем с загадки.
Какая птица может так о себе сказать?
« Я удивительная птица! И хожу я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху. Нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»
Какая это птица? Обоснуйте свой ответ.
Прием «Информационная корзина»
В корзине названия птиц.
Это гусь! Как не странно.
3. Изучение нового материала.
И сегодня мы с вами и познакомимся с одним из текстов на страничках из СТАРИННЫХ КНИГ
С58..
И тема урока «К.Д. Ушинский «Гусь и журавль»». Слайд 1.
-Самостоятельное чтение.
- Какие мысли, впечатления.
1. Какой жанр произведения вы прочитали? Почему?
2.Сколько действующих лиц в сказке (басне)?
3. Что общего у гуся и журавля.
Чтение сказки вслух по цепочке.
1.Что можете сказать про гуся? Про журавля?
- Как называет себя гусь? Прочитайте.
Как вы понимаете слово ПРАВО?
( сторона направления)
А в басне что значит право?
( правда, в самом деле, действительно)
Как вы думаете, каким тоном говорил о себе гусь?
(гордо, важно, высокомерно)
- Действительно ли гусь такая необыкновенная птица?
С кем сравнивает себя гусь? Прочитайте
С царем)
А кто такой царь?
Царь –это человек, который в давние времена руководил народом.
А гусь себя считает царем над кем?
( над птицами)
-Как гуся называет журавль? Почему? Докажите.
- А какой на ваш взгляд показан журавль?
-Какой совет он дает гусю?
-Работа в парах.
-Выберите слова на карточках, которые характеризуют героев сказки.
Вывод: гусь важный, высокомерный, хвастливый.
Говорят, хвастовство сродни глупости.
Журавль: мудрый. Рассудительный.
(Если не выбрали слова.)
Прочитайте слова: гордость-гордыня.
Как объяснить смысл слов.
Гордость- положительно окрашенная эмоция, это наличие самоуважения, чувство собственного достоинства.
Гордыня- самовлюбленность.
Итог урока.
Какова главная мысль сказки?
(Надо оценивать свои силы, стараться стать лучшим в одном деле).
Работа с пословицами
Какая пословица подходит к сказке.
Пословицы.
Глупый сам себя хвалит.
У кого нет ума – у того нет друга.
Поп поёт, кузнец куёт, а солдат свою службу несёт.
Самолюбие да самомнение – с высокой горы падение
Домашнее задание.
Физминутка.
Утром встал гусак на
лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)
И опять за парту— плюх! (Присели.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.