Открытый урок – литературное чтение 1 класс (функциональная грамотность) Тема – К. Д. Ушинский «Гусь и журавль»

  • docx
  • 02.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ушинский, конспект урока.docx

Открытый урок – литературное чтение 1 класс (функциональная грамотность)

Тема – К. Д. Ушинский «Гусь и журавль»

Тип урока –урок усвоения новых знаний

Цель урока:

познакомить с басней К. Ушинского «Гусь и журавль» прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать познавательные интересы, активность, любознательность, самостоятельность в познании, память, формировать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения.

Формирование УУД:

Регулятивные: ученики научатся давать полные ответы на вопросы учителя, высказывать собственное мнение опираясь на жизненный опыт

Познавательные: Ученик получает возможность познакомится с басней « Гусь и журавль», научатся анализировать прочитанный текст ,находить мораль в басне.

Личностные: способствовать воспитанию честности, дружелюбия, гордости, справедливости. проявлять интерес к художественному тексту; получать эстетическое удовольствие от чтения рассказов русских классиков

Коммуникативные: слушает и понимает речь других; ученики получат возможность высказывать собственное мнение, адекватно использовать средства речевого общения

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник 1 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

 

Этапы урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

2. Постановка целей урока.

 Наш урок начнем с загадки.

Какая птица может так о себе сказать?

« Я удивительная птица! И хожу  я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху.  Нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»

Какая это птица? Обоснуйте свой ответ.

Прием «Информационная корзина»

https://gifl.ru/upload/iblock/78e/78e2b15662c45745e14b94f7858602ec.jpgВ корзине названия птиц.

 

Это гусь! Как не странно.

3. Изучение нового материала.

И сегодня мы с вами и познакомимся с одним из текстов на страничках из СТАРИННЫХ КНИГ

С58..

И тема урока «К.Д. Ушинский «Гусь и журавль»». Слайд 1.

-Самостоятельное чтение.

- Какие мысли, впечатления.

1. Какой жанр произведения вы прочитали? Почему?

2.Сколько действующих лиц в сказке (басне)?

3. Что общего у гуся и журавля.

Чтение сказки вслух по цепочке.

1.Что можете сказать про гуся? Про журавля?

Как называет себя гусь? Прочитайте.

Как вы понимаете слово ПРАВО?

( сторона направления)

А в басне что значит право?

( правда, в самом деле, действительно)

Как вы думаете, каким тоном говорил о себе гусь?

(гордо, важно, высокомерно)

- Действительно ли гусь такая необыкновенная птица?

С кем сравнивает себя гусь? Прочитайте

С царем)

А кто такой царь?

Царь –это человек, который в давние времена руководил народом.

А гусь себя считает царем над кем?

( над птицами)

-Как гуся называет журавль? Почему? Докажите.

- А какой на ваш взгляд показан журавль?

-Какой совет он дает гусю?

-Работа в парах.

-Выберите слова на карточках, которые характеризуют героев сказки.

Вывод: гусь важный, высокомерный, хвастливый.

Говорят, хвастовство сродни глупости.

Журавль: мудрый. Рассудительный.

(Если не выбрали слова.)

Прочитайте слова: гордость-гордыня.

Как объяснить смысл слов.

Гордость- положительно окрашенная эмоция, это наличие самоуважения, чувство собственного достоинства.

Гордыня- самовлюбленность.

Итог урока.

Какова главная мысль сказки?

(Надо оценивать свои силы, стараться стать лучшим в одном деле).

Работа с пословицами

Какая пословица подходит к сказке.

Пословицы.

     Глупый сам себя хвалит.

   У кого нет ума – у того нет друга.

   Поп поёт, кузнец куёт, а солдат свою службу несёт.

  Самолюбие да самомнение –   с высокой горы падение

Домашнее задание.

 

 

Физминутка.

Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки,          (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке.                  (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо                   (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно,              (Приседания.)
Клювиком почистил пух,                (Наклоны головы влево-вправо.)
И опять за парту— плюх!                (Присели.)