Тема урока:Русская басня. И.Крылов. «Стрекоза и Муравей» |
Школа-гимназия имени Ломоносова |
||||
Дата: |
ФИО учителя: Каратаева Г. У. |
||||
КЛАСС: 6 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
|||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке |
С 7.1.4.1 – определять основную мысль текста, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, опираясь на содержание текста; Г 7.2.1.1 - владеть словарным запасом, включающим эмоционально-окрашенную лексику, термины; Ч 7.3.3.1 - формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни; 7.3.4.1 - использовать виды чтения, включая поисковое; 7.3.6.1 - анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства, определять ключевые слова и фразы; П 7.4.2.1 - излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала; 7.4.5.1 - писать эссе (объем 100-120 слов) на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания. ИЯЕ 7.5.1.2 - выбирать и использовать соответствующие ситуации общения крылатые слова и выражения |
||||
Ожидаемый результат |
Все учащиеся смогут: определять основную мысль текста, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, находить ключевые слова и фразы; Формулировать проблемные вопросы по тексту, «тонкие» и «толстые» вопросы, используя глаголы. |
||||
Большинство учащихся будут уметь: использовать виды чтения, включая поисковое; представлять информацию в виде таблицы, схемы ; составлять тематическую группу на заданную тему; |
|||||
Языковая цель
|
Учащиеся могут: - строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи. Ключевые слова и фразы : попрыгунья –тот, кто всё время вертится –прыгает, не сидит на месте- жеңіл мінезді; помертвело- стало безжизненным; ағарып кету; тоска –грусть –уайым, қайғы; вешних –весенних- көктемгі; мурава – молодая трава- жас шөп ; резвость- подвижность, весёлость -көңілді; удручена – огорчена- қайғырып кету; вскружить – обмануть- алдану; поплясать – танцевать –билеу; Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский. Вопросы для обсуждения: Что мы узнаем о Иване Андреевиче Крылове? |
||||
Предыдущее обучение
|
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи. |
||||
План |
|||||
Планируемые сроки |
Планируемые действия |
Ресурсы |
|||
0–2 мин |
I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском. |
Слайд
|
|||
Начало урока
Середина урока
Конец урока
|
III. Подготовка к восприятию текста. 1.Литературная разминка. -Начнем наш урок с литературной разминки. Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите мне: к какому жанру относится данный текст? (слайд) (стихотворение) Правильно. -А этот текст? (слайд) (Рассказ) -Прочитайте следующий текст. Определите жанр (слайд) (Басня)
2.Актуализация знаний. -Что же такое басня? Я даю вам 4 варианта ответов. Выберите правильный ответ. ( Слайд) -Ребята, а кто является героями басен? (Животные, растения, люди, предметы.) -Значит, басня-это короткие нравоучительные рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы (слайд)
3.Составление модели жанра басни. -А сейчас попробуем выстроить модель жанра басни. -Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни? (Слайд) (Показать человеческие недостатки, смеяться над ними) (слайд) -А какие недостатки могут быть у людей? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность) -Ребята, вот мы читали басни. А на какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку). -А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль) -А что такое мораль? (Мораль – это нравоучение, совет) -Давайте вспомним, из скольких частей состоит басня? (слайд) ( Из двух частей: в одной части повествуется какой-нибудь случай из жизни, во второй части- мораль). Вот мы и составили модель жанра басни. Значит, басню пишут, чтоб смеяться над недостатками людей, рассказывают какой-нибудь случай, и в конце выводят мораль. ( Слайд.)
IV.Работа над новой темой. -Ребята вы уже догадались, что мы будем читать басню. А вот как она называется, ответите сами. (Слайд) Если отгадаете загадку и решите ребус
-А вот они и сами пришли к нам на урок.
2.Рассказы уч-ся о жизни насекомых.) (Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей) Стрекоза Мы, стрекозы, относимся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни мы летаем, порхаем, охотимся за комарами, мухами, мошками. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами любуетесь, восхищаетесь. После бабочек мы занимаем второе место по красоте. Невозможно не любить нас!
Муравей Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя. -Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивых насекомых будем сегодня читать. Мы должны найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней автор. Как вы догадались, мы познакомимся с басней «Стрекоза и Муравей», а написал её Иван Андреевич Крылов. О жизни и творчестве Крылова нам расскажут Алтынай и Акниет. Биография: Иван Андреевич
Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать
его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы».
Мальчику было 10 лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая,
осталась без всяких средств к существованию. 2.Прослушивание аудиозаписи басни.
VI.Проверка первичного восприятия текста. 1.Беседа с уч-ся. -Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья) -Почему она осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время) -Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог)
2.Словарная работа. _Ребята, в басне есть устаревшие слова, которых сейчас не употребляют. Давайте поясним значение этих слов. Катит-наступает- кележатыр Помертвело-опустело –босады,ағарды Боле- больше-бұданбасқа Нужда-бедность, недостаток в чём-нибудь- жетіспеушілік Удручена- сильно огорчена Вешние дни- весенние дни- көктемгі күндер Мурава- молодая трава - жас шөп. 6.Самостоятельное чтение. ( После читает один ученик.)
VII.Чтение и анализ произведения. 1.Концептуальная беседа по прочитанному тексту. -Как в басне Крылов называл стрекозу? (попрыгунья) -Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была? -О чём она пошла просить Муравья? Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? -Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? ( Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела) -В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль? Прочитайте. -Каким вы представляете Муравья? (трудолюбивый, серьёзный) -Какой представляете Стрекозу? (ленивая, беззаботная, легкомысленная) Работа в группе Задание группам: подготовить постеры 1 группа – Представьте стрекозу. Какой она изображена в басне? 2 группа – Каким изобразил Крылов Муравья? 3 группа – составьте синквейн к слову СТРЕКОЗА 4 группа – составьте синквейн к слову МУРАВЕЙ IX.Творческая работа учащихся по следам прочитанного. 1.Работа с пословицами. найдите нужную половину пословицы. Лето пролежишь-… и рыбку из пруда. Без труда не выловишь…. зимой с сумой побежишь. Запишите две наиболее понравившиеся вам пословицы в тетрадь. 2.Составление конца басни. · Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали? Представь: Стрекоза перезимовала у Муравья, чем она будет заниматься летом: трудиться или развлекаться?? X.Подведение итогов. -Чему учит басня? ( Надо думать о завтрашнем дне) -От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени) -Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше. XI.Рефлексия - «Дерево творчества». -За что ты можешь себя
похвалить? По окончании урока дети
прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: XII. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть басню. 2. Проиллюстрировать произведение |
Проектор, слайды
проектор, слайды
Проектор, слайды
Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей
Проектор, слайды
Аудиозапись басни
Учебник, слайды
Учебник
Плакаты, маркеры
Учебник
Слайд
«Дерево творчества»
Слайд
Выставка книг
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.