Открытый урок
Оценка 4.9

Открытый урок

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение +1
7 кл—8 кл
12.08.2021
Открытый урок
открытый урок
Конспект урока Живая шляпа.docx

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Учитель Бибнева Т.Ф. МОУ-СОШ с. Приволжское

Тема: Н. Носов «Живая шляпа».

Цель: ознакомление учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”. Обучение выразительному чтению, чтению по ролям.

Задачи:

-формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;

-развивать критическое мышление, память, воображение, речь; подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;

-воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

1. Организационный момент.  

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия.

-Отгадайте загадку:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

 

2.Речевая разминка.

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

МУР, МУР, МУР…

(прочитайте выразительно, в медленном темпе, затем с ускорением, с разной интонацией, скороговоркой).

3. Проверка домашнего задания.

 

4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Послушайте стихотворение:

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

-Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так: (шляпа-это головной убор с высокими полями).

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.

-Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.

- Мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

 

5. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

-Ребята, сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н. Носова.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. Его сильно влекло искусство, и он поступил в институт Кинематографии в Москве.  Но Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. С 1938 года он начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова «Затейники» был опубликован в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно-сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.  

« Взрослым ребёнком », в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Дети, читая его рассказы, от души смеются. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести.

Писатель В. Катаев сказал о Н.Н. Носове вот такие замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа».                                   

6. Первичное чтение текста учителем.

-Ребята, сейчас мы познакомимся с произведением Н. Носова «Живая шляпа».

-Понравился ли вам рассказ?

-Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?

-Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

-Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

-А вы догадывались?

-А как? (в начале рассказа подсказка автора).

 

Словарная работа

-В тексте встречаются неизвестные слова, давайте уточним их значение.

-Что такое КОЧЕРГА?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

-Кто объяснит значение слова КОМОД?

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

Треснуть - ударить.

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Физкультминутка

Предлагаю отдохнуть и вспомнить кошачьи повадки.

Осторожно, как котенок,                          

На носочках я пройдусь.                        

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.                          

И из блюдца молочко                                

Полакаю язычком.                                    

Лапкой грудку и животик                        

Я помою, словно котик.                          

А потом свернусь колечком                 

И усну у теплой печки.        

 7. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми. (По цепочке)

 8. Анализ содержания.

- Как звали кота?

- Где сидел Васька? (на полу возле комода)

- Кого увидел Васька на шляпе? (муху)

- Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух)

- Как звали мальчиков, героев рассказа?(Володя и Вадик)

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (кочергу и лыжную палку)

- Что происходило со шляпой? (лежала возле стола и не двигалась)

- Что предложил сделать Вадик? (спугнуть, стучать по полу кочергой)

- Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).

- Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик)

- Кого увидели  мальчики? (котенка)

- Каким стало настроение ребят?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?

-К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.)

-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

9.Работа по тексту.

-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с рассказом Н. Носова «Живая шляпа», я вам предлагаю поработать в группах.

 

1.Составление картинного плана.

- Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.
- Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку. 

 

2.Подбор заголовков к иллюстрациям:

1. Володя и Вадик сидели дома.
2. Шляпа живая?
3. Мальчики трясутся от страха.
4. Вовка и Вадик пошли в атаку.
5. Это же наш котенок Васька!
 

3.Задание: восстановите слова из текста, добавив гласные.

а). КМД _______ б). ВЛД_______ в). ВДК_______

ШЛП_______ СТЛ_______ ДВН_______

КТНК_______ КМНТ_____ КРЗН______

4.Задание на соответствие:

-Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какое чувство испытывали герои.

 

 

Чувства мальчиков

Авторские слова

Увлечение

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Испуг

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
- Ай! - и прыг на диван.

Страх

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Радость

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.

5.Работа с пословицами.  

-Продолжи пословицу:

·         Волков бояться – в лес не ходить.

·         Семь раз отмерь – один раз отрежь.

·         У страха глаза велики.

- Какая пословица подходит к содержанию рассказа?

- Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?

6.Рассказ котенка о случившемся

- Ребята, скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики? 
- Я предлагаю вам пофантазировать.

- Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося?
Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и меня что-то накрыло. Вдруг вокруг меня стало… Мне стало…»

( придумывают рассказ котенка другу).

7. Обобщение полученных знаний.

-Сейчас мы проверим, «Внимательный ли ты читатель?»

1.Как звали котенка?

а). Мурзик

б). Васька

в). Матроскин

 

2.Что делал котенок в начале рассказа?

а). сидел на полу возле комода

б). спал на диване

в). играл с мальчиками

 

3.Как звали мальчиков-героев рассказа?

а). Иван Иванович и Степан Степанович

б). Толя и Коля

в). Володя и Вадик

 

4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а). огурцы

б). картофель

в). помидор

 

5.Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа?»

а). она была волшебная

б). под ней сидел котенок

в). шляпу дергали за веревочку

 

-Ребята, как вы считаете, зачем автор придумал эту историю?

-Какой урок мы возьмем из этого рассказа?

-Как ребята вели себя в начале рассказа?

-Как менялось их поведение?

-Какое чувство ребята испытали в конце рассказа?

- Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?

-( Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет.)

 

-Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

-Может, слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»? (В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

8. Итог урока. 

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Почему шляпа оказалась «живой»? (Под ней сидел котенок).

- Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).

-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).

- Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему «смешное» в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

- Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение?

9. Рефлексия.

-Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Я похвалил бы себя за …

Мне захотелось …

У меня получилось …

-Ребята, я предлагаю вам выразить свое отношение к нашему уроку и разукрасить шляпы.

10. Домашнее задание: чтение рассказа по ролям. Нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по литературному чтению 2 класс

Конспект урока по литературному чтению 2 класс

Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко,

Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко,

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в

Кто объяснит значение слова КОМОД?

Кто объяснит значение слова КОМОД?

Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух) -

Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух) -

Подбор заголовков к иллюстрациям: 1

Подбор заголовков к иллюстрациям: 1

Радость Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: -Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Радость Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: -Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Как звали мальчиков-героев рассказа? а)

Как звали мальчиков-героев рассказа? а)

Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет

Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет

Я похвалил бы себя за … Мне захотелось …

Я похвалил бы себя за … Мне захотелось …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2021