Тема. «Поговорим о дружбе… Умеешь ли ты дружить?»
Цель: формирование у младших школьников понятий «друг», «дружба», представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
• выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
• показать ценность и необходимость дружбы;
• развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
• формировать умение аргументировать свою точку зрения;
• воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся противопоставлять нравственные категории «дружба» - «вражда», соблюдать правила дружбы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: обще-учебные – использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий; знаково - символические – исполь-зовать модели для решения познавательной задачи; предметные – знать правила дружбы; пословицы о дружбе; логические – строить рассуждения.
Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, таблицами), словесно - образным и словесно – логичес-ким материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Коммуникативные: управление коммуникацией - осуществлять взаимный контроль, взаимодействие; строить монологическое высказывание.
Личностные: самоопределение - демонстрируют самостоятельную и личную ответствен-ность за свои поступки; нравственная - этическая ориентация – проявляют навыки сотруд-ничества в различных ситуациях.
Средства обучения: словари, учебники, рабочие тетради, фломастеры, цветные карандаши, карточки со словами, пословицы, лепестки ромашки.
Оборудование для учителя:
1. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс (учебник), УМК «Начальная школа XXI века».
2. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» (рабочая тетрадь).
3. Компьютер +проектор + интерактивная доска.
Для ученика: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь всем окружающим. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиды, зло и тревогу. Вдохните свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю, чтобы урок принес нам всем сегодня радость общения друг с другом
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
Введение в тему. Подготовка к восприятию нового материала.
- Послушайте внимательно песню.
(Звучит песня «Когда мои друзья со мной»
- Кому знакома эта песня? Назовите её.
- Песня «Когда мои друзья со мной». Музыка Владимира Шаинского.
Слова Михаила Танича.
-О чем поется в песне?
-Как вы понимаете слова «Без друзей меня чуть- чуть, а с друзьями много?»
- Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема урока.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Помогите сформулировать тему нашего урока.
III. Совместное открытие нового знания.
– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».
– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить?
– Сегодня мы с вами выясним:
- Что такое дружба?
- Настоящий друг – кто он?
- Умеешь ли ты дружить ?
- Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы?
А какие противопоказаны ей?
Работа над понятием «дружба».
а) Беседа
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
– Дайте определение понятию дружба.
(Дети высказывают свои размышления, приводят примеры: что такое дружба и зачем она нужна людям?)
б) Работа с толковым словарем.
– Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь».
На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
– Обратимся к толковому словарю Ожегова.
- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
в) Работа над понятием «настоящий друг».
-Дайте определение понятию «настоящий друг». (Дети высказывают свои размышления).
IV. Проблемная ситуация.
- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы, какие правила нужно соблюдать, чтобы у тебя всегда было много друзей.
Работа по учебнику с текстом на 86-87 странице.
Учебный диалог. Умеешь ли ты дружить?
1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.
2. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил «3». Вова засмеялся: «Тоже мне отличник! Так тебе и надо!»
3. Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: «У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая... Будешь со мной дружить?»
4.Алёша опрокинул компот на платье Милы. «Дурак», — крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.
Правила дружбы.
Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
· Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
· Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!
· Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому. ( Дети обмениваются мнениями.)
- Молодцы. Вы хорошо поработали. Я надеюсь, что вы никогда не поступите так, как эти ребята.
V. Физминутка.
Лепим,
лепим снежный ком,
Глазки сделаем потом.
Покривляемся немножко,
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем, вверх прыжок.
И продолжим наш урок.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради. Стр. 48. Работа в парах. « Рисуем варежки».
(Одна пара на интерактивной доске)
- Нарисуй узор на одной варежке и раскрась её.
Поменяйся тетрадями с соседом по парте.
Теперь раскрась его вторую варежку, а он раскрасит твою.
- Оцените свою работу в паре.
2) Моделирование. Работа в группах. « Строительство Дома Дружбы».
- Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили «Дом Дружбы». Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом.
- Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома. (Дети работают у доски)
Из кирпичиков дети составляют «Дом Дружбы».
Горе
Злость
Жадность
Зависть
- А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?
- Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселить в нем? Почему?
( Дети высказывают свои мнения.)
3. Игра « Ромашка». Коллективная работа.
- Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
- Используя «Ромашку» мы сможем ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий друг».
- « Дружба – это нежный цветок, который нужно беречь!» Берегите ДРУЖБУ!
VIII. Рефлексия деятельности.
- Ребята, оцените себя! В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте короткое слово Я.
- Ну как, получается? Прочитайте нам …
1. Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
2. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
3. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
4. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
5. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
IX. Подведение итогов урока.
- Интересно вам было на уроке?
- Возьмитесь за руки в своей паре, передайте тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.
- Закончить наш урок я хочу стихотворением о дружбе:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
- Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, кота Леопольда: « Ребята, давайте жить дружно!»
X. Задание на дом: По выбору:
· Работа в Рабочей тетради “Окружающий мир” стр. 47,
обсуди с другом и составь правила дружбы.
· Пополни «мудрую шкатулку» пословицами и высказываниями о дружбе.
· Нарисуй дерево, цветок или дом дружбы (по желанию).
Пословицы и поговорки о дружбе:
1. Старый друг лучше новых двух.
2. Был бы друг, будет и досуг.
3. Был бы дружок, найдется и часок.
4. Друзья прямые - братья родные.
5. Верный друг лучше сотни слуг.
6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
7. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
8. Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
9. Хороший друг всегда приходит вовремя.
10. У друга вода лучше, чем мед у врага.
11. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
12. У друзей секретов нет.
13. В дороге и отец сыну товарищ.
14. Друг научит, недруг проучит.
15. Своих друзей наживай и отцовских не забывай.
16. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
17. С кем поведешься, от того и наберешься.
18. Приятелей много, а друга нет.
19. Не хвались другом три дня, а хвались три года.
20. Друга ищи, а найдешь – береги.
21. С другом веселее при удаче, легче в беде.
22. В недруге стрела – что во пне, а в друге – что во мне.
23. Друзья познаются в беде.
24. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
25. Недруг поддакивает, а друг спорит.
26. Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.
Дружба - это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.
Дружба - это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.
Дружба – это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.
Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто – либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.