МБОУ «Лицей №52»
Открытый урок в рамках
«Фестиваля методических идей»
на тему:
Человек славен добрыми делами.
Учитель истории и обществознания:
Ахмедов А.М.
23.03.2019год.
План конспект по обществознанию 6 класс
Тема урока: § 10 «Человек славен добрыми делами»
Цели урока: сформировать представление учащихся о добре, доброте и добрых делах; развивать умение работать в группах, понимать значение конкретных поступков, умение приводить конкретные примеры добрых дел; способствовать воспитанию добрых чувств, сочувствия, сострадания, готовности поддержать того, кому нужно помочь и т.д.
Научиться:
-отличать добрые поступки от злых; определять понятия добро, милосердие, «нравственность» и «безнравственность».
-работать с текстом учебника, с текстом раздаточного материала; анализировать, сравнивать, высказывать собственное мнение, суждения; приводить аргументы.
-работать индивидуально и в группе, отвечать на поставленные вопросы, выполнить творческие задания
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование урока:
-ПК и мультимедийный проектор;
-выставка детских рисунков: «Не хвались серебром, а хвались добром».
Подготовительный этап (опережающие задания):
-выучить стихотворения о доброте;
-нарисовать рисунки по теме: «Мои добрые дела»;
-найти пословицы о добре и милосердии.
Основные понятия:
-добро, доброта, милосердие, нравственность, безнравственность, зло, жестокость.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность».
Получат возможность научиться:
работать с текстом учебника, с текстом раздаточного материала; анализировать, сравнивать, высказывать собственное мнение, суждения; приводить аргументы.
Метапредметные УУД
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Личностные УУД
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Ход урока
Учитель.
Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня урок необычный у нас гости, но я прошу Вас не пугаться, а быть хорошими собеседниками. Будьте дисциплинированны, внимательны и активны на уроке! Договорились?
Задание 1.
Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
Слайд 1-2
Жизнь дана на …(добрые) дела.
Мир не без …(добрых) людей.
Истинное … (добро) всегда просто.
… (доброе) слово человеку – что дождь в засуху.
Что же поддержит человека во время испытаний?
Послушайте притчу:
«По долине жизни идут два путника, каждый – с большой сумой. У одного она тяжелая, так как была полна камней, а у другого – лёгкая, поскольку наполнена только частичками дерева.
Камни – это злые дела человека, а дерево – его добрые поступки.
Вот пришло им время переправиться через быструю и широкую реку испытаний. Тот, у кого сума была набита камнями, сразу же пошел на дно.
А тот, кто всю жизнь собирал малые и большие частички от дерева добра, прижал к сердцу лёгкую суму и как на спасательном круге переплыл эту реку».
Вот, оказывается, что поддерживает человека на трудном жизненном пути – это его добрые дела.
Учитель
Итак, давайте попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока…
Слайд 3-4
Тема сегодняшнего урока: Человек славен добрыми делами (запишите).
1. Что такое добро. Кого называют добрым.
2. Доброе – значит хорошее.
3.Главное правило доброго человека.
4.Притча о блудном сыне
А чтобы вы хотели узнать? ( что такое доброта, что такое добро, какого человека называют добрым?)
Сегодня мы совершим путешествие по дороге Добра, узнаем, что такое добро, кого считают добрым человеком, какие дела считаются добрыми, научимся совершать добрые дела.
Лучше путешествовать пешком, больше увидишь, да и для здоровья полезнее.
Итак, в добрый путь.
Первая станция – словарная.
1) Что такое добро, на ваш взгляд, ваши идеи.
2) Как вы считаете, какими качествами должен обладать добрый человек?
3) Назовите поступки или качества человека, которые вы характеризуете как зло?
Слайд 5
Я, в свою очередь поработала со словарем, и нашла такие определения понятия добра.
Запишите себе в тетрадь то определение понятия добра, которое Вам больше понравилось. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Нам легче стало идти дальше, хоть наш багаж пополнился новыми словами, но со знанием всегда легче идти. Пока идем по дороге, я вам расскажу о том, что на вопрос, что такое добро и зло искали ответ наши далекие предки. И свои размышления оставили нам в назидание в пословицах и поговорках
Слайд 6
Итак, мы дошли до станции «Народная мудрость».
Как вы понимаете народные пословицы?
«Кто добро творит, тому Бог отплатит»;
«Худо тому, кто добра не делает никому»;
«Час в добре побудешь – все горе забудешь»;
«Доброе имя дороже богатства»
Итак, мы с вами можем сказать о том, что добро, доброту всегда ценили, и ценили человека за добрые дела.
Народная мудрость заключена и в сказках. Ведь в русских народных сказках добро всегда побеждает зло (так и в жизни должно быть). Какие сказки вы знаете? (Морозко, Гуси – лебеди, Золушка и др.)
Слайд 7
Сказка
Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.
Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.
Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:
– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.
Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «Это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек».
– Как вы охарактеризуете поступок Цветка? (Итак, цветок поступил жестоко, заведомо обрекая свою подругу на погибель…)
– А какие качества вы
увидели в Бабочке? (Доброту и бесконечную любовь, к своему другу, который желал
ей погибели во имя спасения своей жизни)
– Какая мораль в этой
сказке?
(Не желай никому того, чего не желаешь себе) – Эта фраза называется золотым правилом морали. ЗАПИШИТЕ.
Итак, добрыми бывают не только поступки, но и слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, сказать, что все у него получится, что все будет хорошо.
Задание 2
Слайд 8
А вот на станции «Читательская» Прочитайте фрагмент сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» (стр. 86-87, учебник) и ответьте на вопросы:
Ø Почему Принц плакал, ведь его же называли счастливым?
Ø Почему Принц решил помогать людям?
Ø Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?
Ø От чего Ласточке стало тепло, несмотря на то что приближалась зима?
Какие добрые чувства вы можете назвать?
Задание 3
Слайд 9
Заполните таблицу
Слайд 10
Итак, мы дошли до следующей станции «Добрый человек».
Нам надо выяснить, каким должен быть добрый человек, какими мы должны стать.
Добрым человеком быть нелегко. Надо учиться им быть.
Давайте, попробуем выяснить
«Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться – чему? Как вы считаете?
- помогать там, где нужно, понимать другого, выручать друзей в беде, не ссориться, улыбаться тем, с кем общаешься, сочувствовать и т.д.
Ведь доброта творит чудеса - делает человека красивым, сильным.
Задание 4
Прочитайте текст учебника на стр. 87-88 об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове и ответьте на вопросы:
ü Можно ли назвать А. Д. Сахарова добрым человеком?
ü Почему его назвали Совестью Народа?
Слайд 11-12
Прочитайте «Притчу о блудном сыне» из Евангелия от Луки ( стр. 91, учебника).
Ø Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец?
Ø Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?
Слайд 13-14
Учитель:
Итак, дети давайте выясним, а какими правилами должен руководствоваться добрый человек?
Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Мультфильм
Рефлексия
Слайд 17
Давайте выполним небольшой тест на закрепление.
Молодцы!!
Ученики зачитывают стихи.
Д.З.
1.§10,стр. 86-92, вопросы.
2.Подготовь рассказ о добром человеке, которого ты встретил в жизни
"Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают: "Доброго пути!" -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
-Здравствуй! - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим "спасибо"?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нет ничего вернее доброты:
В ней полнота любви заключена.
Тебя от неожиданной беды
И оградит, и выручит она.
В метели ежедневной толчеи,
Нет ничего теплее доброты.
Она согреет помыслы твои,
Она растопит ненависти льды.
От слепоты души, от клеветы,
От боли поражающей сердца,
Нет ничего светлее доброты,
Доверчиво открытой до конца.
Чтение рассказа "Доброта".
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
Я в этот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не каждой,
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка,
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт
Перед тем как нам расстаться,
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы со всеми
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.