Открытый урок истории в 10 классе«Сталинградская битва»
Оценка 4.6

Открытый урок истории в 10 классе«Сталинградская битва»

Оценка 4.6
doc
08.05.2023
Открытый урок истории в 10 классе«Сталинградская битва»
Открытый урок истории в 10 классе«Сталинградская битва».doc

Открытый урок истории в 10 классе

«Сталинградская битва»



Подготовила: Куек Мулиат Хамзетовна

учитель истории и обществознания



Методическая цель урока: Использование метода проектов, как средства активизации творческой и самостоятельной деятельности учащихся

Задачи урока:

·         Учебная: показать коренной перелом советских войск в ходе Сталинградской битвы;

·         Развивающие: развивать умения учащихся заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный материал, умение аналитически мыслить и делать выводы.

·         Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за героическое прошлое России.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

карта «СССР в годы Великой Отечественной войны», схема «Сталинградская битва» (приложение 1), слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), компьютерная программа «От Кремля до рейхстага», музыкальные произведения, мультимедийный проектор.

УУД:

личностные - понять и прочувствовать сопричастность себя и своей семьи к событиям Великой Отечественной войны, готовность к осознанному выбору профессии (военный), стремление узнать больше (непрерывность образования).

предметные - получить системные знания о Сталинградской битве, её роли и значении в истории страны и мира, уметь делать выводы, используя сопоставление различных источников, объяснять причины и следствия исторических событий .

метапредметные - умение ясно и точно самостоятельно определять цели деятельности, её планы, отстаивать свою позицию, привлекая успешные стратегии и знания других предметов или свой опыт, контролировать и корректировать, в случае необходимости, свою деятельность, уметь использовать ИКТ .

Понятийный минимум:

Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, операция «Уран», «Малый Сатурн», «Кольцо».

Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

23 октября – 3 ноября 1943 г. – битва у Эль - Аламейна.

I

Ход урока

1. Организационный момент.

-Мы продолжаем с вами изучать историю Великой Отечественной войны.

(Прошу встать тех учеников, у кого родные принимали в ней участие.)

«Железный ветер бил им в лицо, а они

все шли вперед, и снова чувство суеверного

страх охватывал противника. Люди ли

шли в атаку, смертны ли они…?»

В. Гроссман

2. Актуализация знаний



Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы Советский Союз в годы Великой Отечественной войны тема нашего урока «Сталинградская битва», запишите в тетради Слайд 1.

Изучая данную тему в конце урока ответьте на вопрос:

В чем причины победы Красной Армии под Сталинградом?

3. Изучение нового материала

Слово Сталинград знают во многих странах мира. Оно – символ мужества, беспримерной стойкости и героизма военных и гражданских, мужчин и женщин, взрослых и детей.

К весне 1942 года стало очевидно, что Германия и её союзникам не удалось осуществить свои первоначальные планы ни на одном из фронтов. В последующих военных действиях должно было решиться, на чьей стороне окажется перевес. Исход всей войны зависел главным образом от событий в Европе на советско-германском фронте. Слайд 2

Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании. Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками совершенно иную задачу. Слайд 3.

Основные планы гитлеровских войск

Главный удар был запланирован на южном направлении с целью овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой и лишь затем активизировать военные действия на московском направлении. На южном направлении гитлеровцы достигли значительных успехов, заняв Донбасс, Ростов, Крым, нанесли Советской армии ощутимое поражение под Харьковом. Но полностью реализовать свои планы немецкому командованию не удалось. Основные силы Красной Армии избежали окружения и отошли на юго-восток. Наступление немецких войск сконцентрировалось на Сталинградском направлении. Слайд 4-

Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен, А Мамаев курган самой высокой точкой мира при высоте 100,2м.

Этапы Сталинградской битвы:

Слайд 5

1)17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборонительные бои.

2)19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. - контрнаступление советских войск под Сталинградом.

В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на Сталинград, важный стратегический пункт и крупный центр оборонной промышленности, носивший имя самого Сталина. Немецкое командование рассчитывало на легкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией генерала Ф. Паулюса. Слайд 6

По числу участвующих самолётов и весу бомб воздушный налёт на Сталинград в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941 года. В нём приняли участие 3-го авиакорпуса 4-го воздушного корпуса Рихтгофена. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 7 километрах от города. Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих войск. “Весь город охвачен пожаром, - с удовольствием запишет в дневнике офицер 267-го полка 94-й дивизии Вильгельм Гофман, - по приказу фюрера люфтваффе предал его огню. Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление”.

Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”. Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью.

«Выстоять и победить!» - эта лаконичная заповедь прочно, как нерушимая клятва, вошла в сознание защитников волжской твердыни, каждый из которых отчетливо сознавал, что именно здесь на берегах Волги, решался исход и Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены подтягивать подкрепления. К Сталинграду с других участков фронта были стянуты 3 танковые, 2 моторизованные, 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу. Ценой больших потерь 6-й армии к середине августа удалось выйти на правый берег Дона. 4-я танковая армия устремилась на юг, в обход группировки советских войск. 23 августа, после ожесточенных боев, 6-й армии удалось прорвать нашу оборону на узком участке фронта и выйти к Волге севернее Сталинграда. В тот же день немецкая авиация сделала 2 тысячи боевых вылетов для бомбовых ударов по городу.

2 сентября части Красной армии отошли непосредственно к городу и заняли оборону.

Вопрос: Каков вывод из сказанного?

Работа в группах с историческими документами.

1 документ: Немецкий обер - ефрейтор И.Циммах о боях в Сталинграде.

20 ноября 1942 г.

«Здесь сущий ад. Ничего подобного мы еще не переживали. К сожалению, всего я вам написать не могу. Если судьба позволит, то я вам когда-нибудь об этом расскажу. Сталинград – могила для немецких солдат. Число солдатских кладбищ растет».

Вопрос: Как характеризовал бои в Сталинграде немецкий обер – ефрейтор И. Цимах?

2 документ: Немецкий дипломат Фон Хассель и кризисе в Германии, вызванном поражением гитлеровцев под Сталинградом

Середина февраля 1943 г.

«Последние несколько недель характеризуются самым тяжелым кризисом, которого мы еще не испытывали в войне. Этот кризис, к сожалению, поразил не только руководство и правящий режим, но и всю Германию. Он символизируется одним словом – «Сталинград».

Вопрос: Что писал немецкий дипломат Фон Хассель о кризисе в Германии?

3 документ: Английский журналист Холл о победе советских войск под Сталинградом.

8 февраля 1943 года.

«Сталинград стал кладбищем не только сотен тысяч германских солдат, но и германских планов. Победа русских под Сталинградом, как извержение вулкана, потрясла всю оборону немцев от Ленинграда до Кавказа».

Вопрос: Что писал английский журналист Холл о победе советских войск под Сталинградом?

4 документ. Американский публицист М.Уэрнер о советской победе под Сталинградом.

Весна 1943 г.

«19 ноября 1942 г. под тяжелыми ударами поразительного контрнаступления Красной Армии под Сталинградом рухнуло все здание германской стратегии. Это событие послужило действительно поворотным пунктом в войне не потому, что германская армия понесла потери и была вынуждена отступать, а потому, что германская стратегия явно обонкротилась. С тех пор русские приобрели стратегическое превосходство».

Вопрос: Что писал американский публицист М.Уэрнер о наступлении Красной Армии под Сталинградом?

5 документ: Американский еженедельник «Тайм» о переходе советских войск в контрнаступление под Сталинградом.

14 декабря 1942 г.

«Германия терпит поражение в России, и это значит, что она проигрывает вторую мировую войну…

Из всего этого следует, что в Сталинграде практически попали в котел примерно 300 тысяч немецких и румынских солдат. Окружение, пленение или уничтожение этой армии одновременно с потерей позиций вермахта на юге России станут для Гитлера куда большей катастрофой, чем разгром в Ливии».

Вопрос: Какую роль сыграло контрнаступление Красной Армии под Сталинградом?

Решаем поставленную проблему

(Ответ: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания противника с советской земли. Сталинградская битва знаменовала собой начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Т.к. Стратегическая инициатива перешла в руки нашей армии.)

3. Закрепление изученного материала:

Ответить на вопросы.

1) Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17июля 1942г.)

2) Когда закончилась Сталинградская битва? (2февраля 1943г.)

3) Назовите самый страшный для города день? (23 августа 1942г)

4) Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 недель)

6) За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели)

7) Чем известен дом Павлова? ( в день несколько раз переходил от русских к немцам и обратно)

9) Как называется операция разгрома немецких войск под Сталинградом? (Уран)

10) Кто был главнокомандующим немецкой армией? (Генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс: 31 января 1943г. – массовая сдача в плен)

11) Чем награжден город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя?)

12) Когда данное событие произошло? ( 8 мая 1965г. Волгограду присвоено звание «Города-героя»)

Викторина: Знаешь ли ты?

1.    Даты оборонительных периодов (17 июля – 18 ноября 1942 г.).

1.    Девиз защитников Сталинграда - («Ни шагу назад! Стоять насмерть!»).

2.    Когда подписан приказ № 227- (28 июля 1942 г.).

3.    Как называлась операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом?-(Уран).

4.    Какие фронты принимали участие в контрнаступлении?-(Юго-Западный, Донской, Сталинградский).

5.    Когда была учреждена медаль «За оборону Сталинграда»-( декабрь, 1942 г.).

6.    Командующий 64_й армией (Шумилов).

7.    Девиз защитников Сталинграда – («За Волгой для нас земли нет!»).

8.    Смысл приказа № 227? – (Ни шагу назад! До последней капли крови защищать каждый клочок советской земли!).

9.    Кто командовал фронтами? (Юго_Западный - генерал Ватутин, Донской – генерал Рокоссовский, Сталинградский – генерал Еременко).



4. Подведение итогов

5. Домашнее задание.

1.    §25, стр. 196-197.

2.    Написать сочинение эссе на тему «Моя семья в годы войны».

3.    Желательно посмотреть кинофильмы "Они сражались за Родину" и "Горячий снег".

 


Открытый урок истории в 10 классе «Сталинградская битва»

Открытый урок истории в 10 классе «Сталинградская битва»

Организационный момент. -Мы продолжаем с вами изучать историю

Организационный момент. -Мы продолжаем с вами изучать историю

В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на

В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на

Сталинград стал кладбищем не только сотен тысяч германских солдат, но и германских планов

Сталинград стал кладбищем не только сотен тысяч германских солдат, но и германских планов

Даты оборонительных периодов ( 17 июля – 18 ноября 1942 г

Даты оборонительных периодов ( 17 июля – 18 ноября 1942 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2023