Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»
Оценка 4.9

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Оценка 4.9
docx
21.11.2019
Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»
Открытый урок литературы в 8 классе по теме.docx

Открытый урок литературы в 8 классе по теме

«Мцыри - романтический герой»
Цели:

Образовательные

·         Познакомить учащихся с историей создания поэмы;

·         Определить тему и идею произведения;

·         Дать характеристику Мцыри как романтическому герою;

·         Сделать выводы об особенностях поэмы как романтического произведения

Развивающие

·         Развивать эмоциональную восприимчивость;

·         Отрабатывать навыки выразительного чтения лирического произведения;

·         Совершенствовать навыки анализа художественного произведения

·         Сопоставлять, делать собственные выводы.

Воспитывающие

·         Воспитывать интерес к творчеству поэта

·         Воспитывать такие чувства как сопереживание, сочувствие, человеколюбие

 

Тип урока: Формирование и усвоение новых знаний

 

Вид урока: исследование на основе технологии «Проблемное обучение»

Методы: Информационные (рассказ, сообщения)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий )

Исследовательский (анализ поэмы )

Приёмы: Работа в группах

Задания – исследования

Творческие задания

Сопоставление

Элементы проблемно- личностного обучения

Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, тетради по литературе. Портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к поэме «Мцыри»

Формулируется тема урока.

Звучит музыка . Слово учителя

«На Маковице стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч». «Сергиева Лавра под Москвой- центр духовного излучения, питательный источник для всего русского государства». В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю дается совсем иная оценка, именно монастырь сыграл в жизни героя отрицательную роль

Сегодня у нас урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. Мы вспомним, что нам уже известно о нём и, возможно, откроем для себя новую страничку и в личности поэта и в его творчестве. Тема нашего урока - “Мцыри как романтический герой”(Слайд 1)

I Работа с эпиграфом. (краткое изречение, цитата, раскрывающая основную мысль всего произведения или главы) (Слайд 2)

«Человек создан для счастья, как птица для полёта…» В.Г. Короленко

Как вы понимаете смысл этого изречения? (В том, что смысл жизни человека в счастье. Счастье - это мотив почти всех поступков людей. Для счастья необходимо слушать своё сердце: его истинные потребности, интересы, мечты и направлять всю свою жизнь на их реализацию. Каждый раз ставить перед собой новые желаемые цели и их достигать. )

Как эти строки соотносятся с темой нашего урока?

- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока.

Ход урока:

I I Повторение для усвоения нового материала.

Нельзя анализировать художественное произведение, не зная взглядов, особенностей судьбы автора.

Что вы можете сказать о поэте, в чём особенность его жизни? (Сообщение ученика)

Не находит среди своих современников подлинных героев и обращается к историческому прошлому ( «Песня о купце Калашниковне.. )

Почему Кавказ занимал в жизни поэта такое большое место?

(Слайд 3)

Почему Лермонтов создаёт романтическую поэму ?

( В романтическом герое он видит черты настоящего борца, силы борьбы и цель существования, чего не видел в окружающем мире)

 …Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская натура у этого Мцыри!

В. Г. Белинский  (Слайд 4 )

Ход урока 
Вступительное слово учителя:

1. История создания поэмы Ребята, из биографии поэта мы знаем, что в 1837 году М. Ю. Лермонтов отправляется в путешествие по Грузии, где и рождается замысел поэмы «Мцыри», навеянный романтическим настроением. Сообщение ученика( слайд 5 монастырь)

2. Каков жанр произведения? Объясните (лиро-эпическая поэма)

2.Давайте обратимся к эпиграфу поэмы Сообщение ученика ( Слайд 6)

Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Да, поэма Лермонтова- это романтическое произведение и главный герой-романтик Сегодня мы с вами должны это доказать.

В основе сюжета лежит традиционная романтическая ситуация. Какая?-бегство из неволи. 

Как попал в монастырь Мцыри? Каково к нему отношение монахов? Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

Мотив зла снят целиком, монахи не били ребёнка, не подвергали насилию, не обижали. Жители монастыря испытывали «жалость», в «хранительных стенах обучали врачеванию.

В чём же зло монахов и плен монастыря?

Зло монахов в том, что они насилуют волю Мцыри. Монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в тюрьму.У них разные взгляды на жизнь (Слайд7)

Слова автора (гл.2)

Монолог Мцыри

«Хранительные стены» монастыря

«Сумрачные стены» (гл. 4)
«Стены глухие» (гл. 24)
«Кельи душные» (гл. 3)
«Плиты сырые» (гл. 21)
Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
Плен (гл. 3)

«…после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык, 
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…»

 

«Из жалости один монах
Больного призрел…»

 

 

 

В чём смысл жизни монахов? Мцыри?(Слайд 8)

«Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)

 

 

 

Столкновение мировоззрений

с одной стороны

с другой стороны

Смирение
Пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный

Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Вывод: Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества

Почему Мцыри бежит из монастыря? 

Монастырь для него символ плена, неволи, душной жизни, он не принимает и отрицает эту жизнь

Какова форма рассказа?  Исповедь (слайд9) Почему автор выбирает форму исповеди? Сообщение ученика

Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри.

Обратитесь к тексту , найдите и докажите эту мысль строчками исповеди Мцыри. (Гл. 3 Беседа по тексту. 

 

 

 

ВопросКакова же главная страсть героя? 

 Стремление жить полно в мире борьбы и свободы на далёкой любимой родине. 

 

 Что значит для Мцыри быть свободным? 

 

 Быть свободным- значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул, убежать « из семьи чужой». 


 Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний

( Слайд10,11,12,13)

Ответ: (цитаты из гл.6,9,10,11) 
Вывод делает учитель.

Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль.

Чьими же глазами мы видим мир природы? (Мцыри !)

А это значит, что пейзаж становится средством характеристики Мцыри.

Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу? 

(Прочтите описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов

Я в нём глазами и душой тонул»)

С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Поэтически возвышенная душа позволяет Мцыри сравнить вольную жизнь с раем. Перед смертью это сравнение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты. 

Учитель: «В романтических произведениях романтический герой действует в романтических обстоятельствах»,- так написано в словаре. Перечитайте отрывок из главы 6 и докажите, что поэт нарисовал исключительные обстоятельства.(От слов «Я видел груды… // до слов «В снегах, горящих как алмаз.. )


Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливы, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока- «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. 

 
Какие же основные художественные средства можно выделить в этом эпизоде? 

Ответ: Олицетворение. 

Вопрос: А какие же художественные средства выразительности речи использует поэт, рисуя своего героя? 

Ответ: Гиперболы (гл.8). Они говорят о широте натуры, о стремлении к свободе, о независимости.

Метафоры (гл.3,15) Показывают стремление к воле, говорят о силе характера.

Сравнения (гл.9,21) Говорят о слиянии с природой.

Эпитеты ( во многих главах) говорят о стремлении к свободе.

Символика

Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого.

Вывод. Учитель: Богатство изобразительно- выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать. 

 Что же успел совершить Мцыри на воле? 

1.Бегство из монастыря, пьянящее чувство свободы, желание найти дорогу домой.

Вывод:Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

2. Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание любить и быть любимым. (Слайд14)

Вывод:Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели.

« Я цель одну- пройти в родимую страну в душе имел и превозмог страданья голода как мог…»

3. Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и восторг победы.  Читает подготовленный ученик (Слайд15)

 Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? 

Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.

Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову.

Вопрос: Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким? 

Ответ: ЖИЗНЬ! «Что делал я на воле. Жил». 

Вопрос: Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри? 

Ответ: Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное- испытывать блаженство «вольности святой». 

Возвращаемся к эпиграфу Что такое счастье? Был ли счастлив Мцыри?(слайд17

Вопрос: В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Назовите эти черты (Составление кластера Слайд20-21)
Ответ:

·          богатый внутренний мир ;

·         одинокий и чужой в мире реальности;

·         смел и бесстрашен. 

·         видит красоту мира

·         жаждет свободы

·         страдает в реальном мире;

·         борец-одиночка, бунтарь;

·         гордый, непокорный, непокорённый;

·         действует в исключительных обстоятельствах;

·         полное слияние с природой



Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
Почему же погиб Мцыри? (Слайд 18)

Ответ: Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишили его связи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели. 

Вопрос: Почему же, несмотря на гибель героя, поэма полна романтики? Обратитесь к словарю и сделайте вывод. 

(Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, рождённые мечтой художника). 

Вывод (записать) Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром. 

Учитель: Правильно! Эти выводы и позволяют назвать Мцыри романтическим героем.

Какова связь поэмы с современным миром, в котором жил Лермонтов?

Вывод: Романтическая поэма Лермонтова представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, поэт призывает не мириться с рабскими условиями жизни, обрекающими его на пассивное отношение к жизни. (Слайд 19)

Вывод:В конкретных исторических условиях 30-х годов XIX века такой вызов звучал очень смело смирившимся с жизнью современникам, так как чувства и переживания Мцыри- это чувства и переживания самого Лермонтова.

Романтический герой Мцыри заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал на подвиг.

Вывод:Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри, когда он вырвался из монастыря.

Вывод;Появление поэмы в годы реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России времён Николая-I. Романтическая поэма Лермонтова- это мечта поэта о новой вольной жизни.

Актуальна ли поэма Лермонтова для нас, живущих в 21 веке? В чём?(Прошло 175 лет со дня написания поэмы)

ВЫВОД: Ценность творчества настоящего художника заключается в том, что он поднимает и раскрывает проблемы человеческого общества, которые всегда важны и актуальны. И каждое поколение их решает по- своему.

Дом задание: 1.Дать письменный развёрнутый ответ на один из вопросов:

·         Почему Мцыри убегает во время грозы?

·         Почему вступает в бой с барсом?

·         Почему не заходит в саклю к людям, к которым очень стремился?

2. Выписать художественные средства для характеристики Мцыри(эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, символика1. Дать развёрнуты


Дополнение:

В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из этого окружения людей, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.



 

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»

Открытый урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри - романтический герой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2019