Урок математики и финансовой грамоты (интегрированный).
Тема «Семейный бюджет».
Класс 3 б.
Цель занятия: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.
Задачи:
ü Выявить основные источники семейного бюджета.
ü Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач.
ü Развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.
Планируемые результаты:
Личностные:
Ø проявлять познавательный интерес к новому материалу;
Ø бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;
Ø овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
Ø развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
Ø развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Предметные:
Ø умело составлять и распределять бюджет семьи;
Ø понимание и правильное использование экономических терминов;
Ø представление о роли денег в семье и обществе;
Метапредметные:
Регулятивные результаты:
Ø понимание цели своих действий;
Ø составление простых планов с помощью учителя;
Ø адекватное восприятие предложений товарищей, учителя.
Познавательные результаты:
Ø использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
Ø овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные результаты:
Ø умение слушать собеседника и вести диалог;
Ø умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Ø умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Ø умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Основные понятия и определения
Семейный бюджет, стипендия, пенсия, доход, расход, зкономия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
1.Мотивирование на учебную деятельность.
1.(Психологический настрой).
- Дети, подойдите ко мне и возьмите по одной банкноте в руки. Вы видите, что банкноты разного цвета. Найдите соответствующий цвет на столе и займите места. Не теряйте банкноты: они нам еще будут нужны.
На уроке снова игры,
Интересные для вас.
Я желаю вам удачи.
За работу! В добрый час!
2.Знакомство с ящиком-сюрпризом.
- Ребята, нам сегодня прислали этот волшебный ящик к нашему уроку.
- С ним предано письмо. Давайте его прочитаем. (читают письмо)
2. Актуализация знаний. (театрализация).
Сценка.(папа, мама, бабушка, дедушка, сын-студент, дочка-ученица школы).
В. Вечером собралась вся семья. Дочь - не могла сидеть спокойно, ей очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.
Д.– А у Тани из соседнего подъезда новые ролики. Я тоже хочу, – сказала дочка.
П.– Так, сейчас разберемся,
– Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, – обратился папа к старшему сыну-студенту. – Будешь считать наш семейный доход.
П.– Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, то есть моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме деньги.
В. Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.
Б и Д.– Мы тоже получаем денежки.
С.– А я тоже приношу деньги в доход семьи, – заявил сын-студент.
М.– Наша дочь тоже получает денежки, и они называются «пособие на ребенка».
Д. – Так вы мне сегодня купите ролики? Мы же все получаем деньги – значит у нас их много!
Все пожимают плечами.
3. Целеполагание, постановка проблемы.
1.(Корзина идей). – Вы увидели сценку. Нам нужно узнать тему урока и сформулировать задачи урока. Перед вами рисунок корзины идей. Напишите около корзины основные понятия, о которых шла речь в сценке и попробовать назвать тему урока. (группы работают).
2.Формулирование темы и целей. – Запишите тему урока в корзинке.
4.Поиск путей решения и решение проблемы, построение проекта. (Видеосюжеты, ролевой сюжет, деловые игры).
1.Бланк №1.
- Вспомним правила работы в группе.
- Так как у нас тема «Семейный бюджет», то и работать мы будем семьями.
- 1 задание. –Рассмотрите бланк №1 и заполните его. Через 3 минуты вы представите свои семьи.
- Представьте свои семьи! Молодцы! Все справились. …..
семья справилась быстрее всех. Она первая в нашем ящичке зачеркнет цифру….., а
какую, надо найти. Вот, возьмите…. (ищут и зачеркивают ).
2.Бланк №2.
- Как вы уже говорили, финансы – это наши деньги. Ребята, как вы думаете, для чего люди придумали деньги?
- А вы знаете, что когда деньги не были придуманы, людям приходилось обмениваться своими товарами? Как вы думаете, всегда ли такой обмен был честным и равноценным.
-Посмотрите мультфильм.
- Какой вывод можете сделать?
-Получите задание №2 «Поход в магазин».
Задания представляем. (зачеркиваем еще одну цифру).
3.Бланк №3.
- Да, чтобы обмен всегда был честным и вас никто не обманул, каждому из нас надо знать, что такое финансовая грамотность.
- Ребята, кто из вас знает, в чем разница между доходами и расходами?
- Посмотрите внимательно мультфильм, а потом получите задание.
(просмотр мультфильма)
-Прежде чем получить задание, поработаем фронтально.
4. - Игра «Доходы-расходы». Перед вами облако – это доход семьи, а когда идет дождь – это когда доходы уходят, это расходы. Распределите карточки.
- Все ли расходы являются обязательными? Необязательные расходы – это то, что мы тратим, если хотим купить что-то не из предметов первой необходимости. Что можно убрать?
- А что мы можем назвать непредвиденными расходами?
5. Минутка отдыха «Доходы – расходы» (если я называю доход – потираете руками свои карманы, а если расходы – машете руками, так как деньги улетают). – зарплата, пенсия, продукты, одежда, стипендия, новая мебель, премия, телефон новый.
6. Бланк №4. Практическая работа «Расходы семьи». (работа в группе).
(перед вами конверты с деньгами и таблица с расходами. Я называю расход, Конверт №1.
а вы ставите на это место денежку). – закрываем расход.
А) Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение, возврат долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за телефон). _что получилось? Одинаково?
Вывод: не можем отложить денег.
- Значит доходы равны расходам. Денег не осталось.
Конверт №2.
Б) Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение, возврат долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за телефон). _что получилось? Не хватило денег?
Вывод: дефицит бюджета.
Конверт №3.
В) Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение, возврат долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за телефон). _что получилось? Деньги остались.
Вывод: можно делать накопления.
- Что бы вы посоветовали двум первым семьям?
- Посмотрите на экран! Сделайте вывод.
- Возьмите свою денежку и напишите на обратной стороне, от чего вы можете отказаться ради экономии денег из семейного бюджета.
5.Реализация построения проекта. (деловая игра).
1. Групповая работа.
2.Бланк №3.
- Группы получают задания. Произвести расчет доходов и расходов, учесть непредвиденные расходы и узнать, сколько денег каждая семья может откладывать каждый месяц.
- Группы, представляем работы.
- Вы узнали, сколько денег ваша семья экономит каждый месяц.
- Предлагаю произвести расчет и представить, какую бытовую технику ваша семья может себе позволить через 6 месяцев.
-Поздравляю вас с покупками! (Зачеркиваем цифру замка на ящике.)
6. Рефлексия учебной деятельности. (свободный микрофон).
- Какой совет можете дать нашим гостям, на чем можно сэкономить? (на доске)
1.На коммунальных услугах, если…..
2.На одежде и обуви, если….
3.На разговорах по телефону, если…
4 На продуктах, если….
(Зачеркиваем цифру замка на ящике.)
-открываем, а тут буклеты с рекомендациями для детей и взрослых об экономии денег.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.