Открытый урок математики и финансовой грамотности "Семейный бюджет"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал содержит интегрированный открытый урок по математике и финансовой грамотности.
Иконка файла материала мой урок.docx

Урок математики и финансовой грамоты (интегрированный).

Тема «Семейный бюджет».

Класс 3 б.

Цель занятия: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

Задачи:      

ü  Выявить основные источники семейного бюджета.

ü  Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач.

ü  Развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.

 

Планируемые результаты:

Личностные: 

Ø  проявлять познавательный интерес к новому материалу;

Ø  бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;

Ø  овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

Ø  развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

Ø  развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Предметные:

Ø  умело составлять и распределять бюджет семьи;

Ø  понимание и правильное использование экономических терминов;

Ø  представление о роли денег в семье и обществе;

Метапредметные:

Регулятивные результаты:

Ø  понимание цели своих действий;

Ø  составление простых планов с помощью учителя;

Ø  адекватное восприятие предложений товарищей, учителя.

Познавательные результаты:

Ø  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

Ø  овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные результаты:

Ø  умение слушать собеседника и вести диалог;

Ø  умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Ø  умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Ø  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные понятия и определения

Семейный бюджет, стипендия, пенсия, доход, расход, зкономия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

 

1.Мотивирование на учебную деятельность.

1.(Психологический настрой).

- Дети, подойдите ко мне и возьмите по одной банкноте в руки. Вы видите, что банкноты разного цвета. Найдите соответствующий цвет на столе и займите места. Не теряйте банкноты: они нам еще будут нужны.

На уроке снова игры,

Интересные для вас.

Я желаю вам удачи.

За работу! В добрый час!

2.Знакомство с ящиком-сюрпризом.

- Ребята, нам сегодня прислали этот волшебный ящик к нашему уроку.

- С ним предано письмо. Давайте его прочитаем. (читают письмо)

 

 

2. Актуализация знаний. (театрализация).

Сценка.(папа, мама, бабушка, дедушка, сын-студент, дочка-ученица школы).

В. Вечером собралась вся семья. Дочь - не могла сидеть спокойно, ей                 очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.

Д.– А у Тани из соседнего подъезда новые ролики. Я тоже хочу, – сказала дочка.

П.– Так, сейчас разберемся,

– Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, – обратился папа к старшему сыну-студенту. – Будешь считать наш семейный доход.

П.– Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, то есть моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме деньги.

В. Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.

Б и Д.– Мы тоже получаем денежки.

С.– А я тоже приношу деньги в доход семьи, – заявил сын-студент.

М. Наша дочь тоже получает денежки, и они называются «пособие на ребенка».

Д. – Так вы мне сегодня купите ролики? Мы же все получаем деньги – значит у нас их много!

Все пожимают плечами.

 

3. Целеполагание, постановка проблемы.

1.(Корзина идей). – Вы увидели сценку. Нам нужно узнать тему урока и сформулировать задачи урока. Перед вами рисунок корзины идей. Напишите около корзины основные понятия, о которых шла речь в сценке и попробовать назвать тему урока. (группы работают).

 

2.Формулирование темы и целей. – Запишите тему урока в корзинке.

 

4.Поиск путей решения и решение проблемы, построение проекта. (Видеосюжеты, ролевой сюжет, деловые игры).

1.Бланк №1.

- Вспомним правила работы в группе.

 - Так как у нас тема «Семейный бюджет», то и работать мы будем семьями.

- 1 задание. –Рассмотрите бланк №1 и заполните его. Через 3 минуты вы представите свои семьи.

- Представьте свои семьи! Молодцы! Все справились. ….. семья справилась быстрее всех. Она первая в нашем ящичке зачеркнет цифру….., а какую, надо найти. Вот, возьмите…. (ищут и зачеркивают ).

2.Бланк №2.

- Как вы уже говорили, финансы – это наши деньги. Ребята, как вы думаете, для чего люди придумали деньги?

- А вы знаете, что когда деньги не были придуманы, людям приходилось обмениваться своими товарами? Как вы думаете, всегда ли такой обмен был честным и равноценным.

-Посмотрите мультфильм.

- Какой вывод можете сделать?

-Получите задание №2 «Поход в магазин».

Задания представляем. (зачеркиваем еще одну цифру).

3.Бланк №3.

- Да, чтобы обмен всегда был честным и вас никто не обманул, каждому из нас надо знать, что такое финансовая грамотность.

- Ребята, кто из вас знает, в чем разница между доходами и расходами?

- Посмотрите внимательно мультфильм, а потом получите задание.

(просмотр мультфильма)

-Прежде чем получить задание, поработаем фронтально.

 4. - Игра «Доходы-расходы». Перед вами облако – это доход семьи, а когда идет дождь – это когда доходы уходят, это расходы. Распределите карточки.

- Все ли расходы являются обязательными? Необязательные расходы – это то, что мы тратим, если хотим купить что-то не из предметов первой необходимости. Что можно убрать?

- А что мы можем назвать непредвиденными расходами?

5. Минутка отдыха «Доходы – расходы» (если я называю доход – потираете руками свои карманы, а если расходы – машете руками, так как деньги улетают). – зарплата, пенсия, продукты, одежда, стипендия, новая мебель, премия, телефон новый.

6. Бланк №4. Практическая работа  «Расходы семьи». (работа в группе).

(перед вами конверты с деньгами  и таблица с расходами. Я называю расход, Конверт №1.

а вы ставите на это место денежку). – закрываем расход.

А) Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение, возврат долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за телефон). _что получилось? Одинаково?

Вывод: не можем отложить денег.

- Значит доходы равны расходам. Денег не осталось.

Конверт №2.

Б) Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение, возврат долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за телефон). _что получилось? Не хватило денег?

Вывод: дефицит бюджета.

Конверт №3.

 

В)  Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение, возврат долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за телефон). _что получилось? Деньги остались.

Вывод: можно делать накопления.

- Что бы вы посоветовали двум первым семьям?

 - Посмотрите на экран! Сделайте вывод.

- Возьмите свою денежку и напишите на обратной стороне, от чего вы можете отказаться ради экономии денег из семейного бюджета.

5.Реализация построения проекта. (деловая игра).

1. Групповая работа.

 2.Бланк №3.

- Группы получают задания. Произвести расчет доходов и расходов, учесть непредвиденные расходы и узнать, сколько денег каждая семья может откладывать каждый месяц.

- Группы, представляем работы.

- Вы узнали, сколько денег ваша семья экономит каждый месяц.

- Предлагаю произвести расчет и представить, какую бытовую технику ваша семья может себе позволить через 6 месяцев.

-Поздравляю вас с покупками! (Зачеркиваем цифру замка на ящике.)

6. Рефлексия учебной деятельности. (свободный микрофон).

- Какой совет можете дать нашим гостям, на чем можно сэкономить? (на доске)

1.На коммунальных услугах, если…..

2.На одежде и обуви, если….

3.На разговорах по телефону, если…

4 На продуктах, если….

(Зачеркиваем цифру замка на ящике.)

-открываем, а тут буклеты с рекомендациями для детей и взрослых об экономии денег.


 

Скачано с www.znanio.ru